Цель: Формирование у обучающихся представления о лесной зоне.
Задачи:1.Познакомить с географическим положением зоны лесов.
2.Познакомить с растительным миром.
3.Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой.
4.Воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование:карта природных зон, карточки с заданиями, картины с животными и растениями, плакаты, звездочки с рожицами, красная книга, план изучения природных зон, гербарный материал, карточки для составления цепей питания.
І. Организационный момент:Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, пожелаем друг другу успехов на уроке.
ІІ. Проверка домашнего задания: (опрос)
1.) Показать на карте месторасположение зоны тундры.(Побережье Сев. Лед. океана).
2.)Природные условия тундры. (Суровые, но мягче, чем в Арктике. Зима длится более полугода. Морозы достигают -40°С.Лето более продолжительное, чем в Арктике. Температура доходит до +10°С. Почва оттаивает не более 1 метра в глубину. Глубже – слойвечной мерзлоты. 22 июня световой день длится 24 часа – это место отмечено условнойлинией: Северным полярным кругом).
3.)Какие растения растут в тундре? (Тундра – в переводе с местного языка означает «безлесье».Так как там низкая температура, почва оттаивать не глубоко, обилие воды в почве, деревьятам расти не могут. А растут низкорослые: мхи, лишайники, грибы, багульник, полярные маки, морошка, карликовые березка и ива).
4.)Какие животные обитают в тундре? Цепи питания. Охрана животных. (Животные тундрыимеют густую шерсть или пушистое оперение и подкожный слой жира. Северный олень,полярный волк, песец, заяц- беляк, лемминг, полярная сова, полярная куропатка. Весной прилетают огромные стаи птиц: утки, гагары, лебеди, гуси, журавли, очень много комаров,мошек, слепней, оводов. Цепи питания: ягель – олень – волк; растения – лемминг – песец;растения – заяц – волк. Красная книга: овцебык, белый журавль, краснозобая казарка.
1. Нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения; 2. Местность загрязняется нефтью во время её добычи; 3. Незаконная охота – браконьерство; 4. Оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют надругие места, на восстановление пастбища нужно 15 лет!
7.)Какие меры помогут сохранить природу тундры?
-запретить браконьерство; -оленьи пастбища взять под охрану; -не использовать тяжёлую технику; -бережно относится к природным богатствам.
Физкультминутка
ІІІ. Постановка темы:
Учитель:Здравствуй лес! Дремучий лес! Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою ночью темной грозовою?
Что ты шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Что в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Учитель:Как думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (ответы детей).
Учитель:Сегодня мы с вами начнем знакомиться с природной зоной –зоной лесов.
ІV. Формирование новых понятий:(по мере изучения заполняем таблицу о лесах)
Учитель:От Балтийского моря до берегов Тихого океана широко раскинулся на карте нашейстраны зеленый океан лесов (показ на карте зоны лесов). Плещутся в этом океанбелоствольные березки, темные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежныедебри. Одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина – это лес.
Словарная работа:
Учитель:А все ли слова вам понятны?
Сумрак- полутьма; бор – сосновый лес; дебри – непроходимый лес.
Учитель:Природную зону лесов мы будем изучать тоже по плану, как и предыдущие зоны.
1.Географическое положение:
Учитель:Зона лесов находится южнее зоны тундры. И нам она ближе всех. Почему? (Потому чтонаша республика располагается в зоне лесов. А точнее – в центре Европейской части Россиина Восточно-Европейской равнине занимает чуть больше 23000 км². Я надеюсь, что изучатьэту зону нам будет легче.
2.Положение Солнца над горизонтом и длительность освещения земнойповерхности летом и зимой:
Вопрос:Каково положение солнца над горизонтом в лесной зоне?
Чем южнее, тем выше поднимается Солнце над горизонтом и тем более прогревает земную поверхность. Лето продолжительнее, а зима короче.
3.Описание климатических условий летом и зимой;
4.Рельеф, водоемы, особенности почвы:
Зона лесов – самая большая природная зона нашей страны. Поэтому климатические условия разнообразные. Чем южнее мы продвигаемся по зоне, тем климат теплее и мягче, слой почвыгораздо больше и плодороднее, чем в тундре. На такой почве могут вырастать большиедеревья с мощной корневой системой. Почему? (Потому что почва оттаивает на большую глубину, а южнее вечной мерзлоты нет вообще.)
ГЛУБОКОЕ ОТТАИВАНИЕ ПОЧВЫ ВЕСНОЙ, ДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО ТЕПЛА И ВЛАГИ ЛЕТОМ – ГЛАВНЫЕ ОТЛИЧИЯ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЗОНЫ ЛЕСОВ.
5.Растения, животные и их приспособленность к природным условиям,пищевые цепи:
Не сразу тундра переходит в лес. Между зоной тундры и зоной лесов есть промежуточная –лесотундрас обширными болотами, с редкими островками кустарников.По мере продвижения к югу все гуще и разнообразнее становятся леса. Зона лесовподразделяется на три вида лесов:ТАЙГА, СМЕШАННЫЕ ЛЕСА,ШИРОКОЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА.
В тайге зимы еще суровые (до -40°С), но вечная мерзлота уже оттаивает на глубину болееметра. Почвы заболоченные. Деревья в тайге растут хвойные холодостойкие: ель, сосна, пихта,лиственница и кедр. Тайга сменяется смешанными лесами. Поверхность земли смешанных лесов получает больше тепла и света. Болот здесь уже меньше. Поэтому здесь растут кроме хвойных имелколиственные породы деревьев: береза (русская), осина, ольха, ива, черемуха и другие.Южнее расположены широколиственные леса. В этой части лесов солнце поднимается еще выше над горизонтом и почва еще более прогревается. Здесь растут теплолюбивые деревья сширокими листьями: клен, ясень, бук, вяз, дуб, липа.Кроме деревьев в лесах растут кустарники и травы: калина, рябина, шиповник, малина, дикий виноград, многообразие трав.
Учитель:Как вы, ребята, думаете – какие еще обитатели есть в лесу? (ответы детей).
А об этом мы поговорим на следующем уроке.
V. Итог урока:
Учитель:
1.)Что нового мы сегодня узнали? (познакомились с зоной лесов)
2.)Географическое положение зоны лесов? (севернее тундры, в центре европейской части России на Восточно-Европейской равнине, наша республика расположена в зоне лесов)
3.)Каково положение Солнца над зоной лесов? (солнце поднимается гораздо выше, чем в
тундре)
4.) Особенности почвы? (слой почвы гораздо больше и плодороднее, чем в тундре. На такойпочве могут расти деревья с мощной корневой системой)
5.) Главные отличия климатических условий зоны лесов?(ГЛУБОКОЕ ОТТАИВАНИЕ ПОЧВЫ ВЕСНОЙ, ДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО ТЕПЛА И ВЛАГИ ЛЕТОМ)
6.) Какая промежуточная зона лежит между тундрой и лесами? (лесотундра)
7.) Три вида лесов, их особенности? (тайга – хвойные деревья, смешанные леса деревьяразных видов, широколиственные леса – теплолюбивые деревья с широкими листьями)
8.) Только ли деревья растут в лесу? (кроме деревьев в лесах растут кустарники и травы: калина, рябина, шиповник, малина, дикий виноград, многообразие трав.
9.) Лес - защитник воздуха, водоемов, почв. Как понимаете?
VІ. Домашнее задание:с. 127-131, доклад на тему: «Животный мир лесной зоны».
Формировать умение определять приспособленность обитателей зоны лесов к условиям жизни
Формировать умение выявлять значение природы данной зоны для человека.
Развивающие:
Развивать умение устанавливать связи между обитателями природной зоны.
Развивать умение работать с картой.
Развивать познавательную активность учащихся.
Формировать и развивать визуальный и способ запоминания.
Воспитывающие:
Воспитывать бережное отношение к природе, понимание влияния деятельности человека на природу зоны лесов.
Оборудование:карта природных зон, карточки с заданиями, картины с животными и растениями, плакаты, солнышки с рожицами, красная книга, план изучения природных зон, гербарный материал, карточки для составления цепей питания.
І. Организационный момент:У каждого ребенка три солнышка: грустное, спокойное и веселое.
Учитель:Ребята, посмотрите на эти солнышки и выберите то, которое больше всего подходит к вашему настроению в данный момент. (дети выбирают, прикрепляем к ЁЛОЧКЕ).
Учитель:Замечательно. Я надеюсь, что хорошее настроение останется у вас до конца урока. А сейчас давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке.
ІІ. Проверка домашнего задания: (опрос)
1.)Географическое положение зоны лесов? (севернее тундры, в центре европейской части России на Восточно-Европейской равнине, наша республика расположена в зоне лесов)
2.) Каково положение Солнца над зоной лесов? (солнце поднимается гораздо выше, чем в тундре)
3.) Особенности почвы? (слой почвы гораздо больше и плодороднее, чем в тундре. На такой почве могут расти деревья с мощной корневой системой)
4.) Главные отличия климатических условий зоны лесов? (ГЛУБОКОЕ ОТТАИВАНИЕ ПОЧВЫ ВЕСНОЙ, ДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО ТЕПЛА И ВЛАГИ ЛЕТОМ)
5.) Какая промежуточная зона лежит между тундрой и лесами? (лесотундра)
6.) Три вида лесов, их особенности? (тайга – хвойные деревья, смешанные леса деревьяразных видов, широколиственные леса – теплолюбивые деревья с широкими листьями)
7.) Только ли деревья растут в лесу? (кроме деревьев в лесах растут кустарники и травы:калина, рябина, шиповник, малина, дикий виноград, многообразие трав.
ІІІ. Актуализация знаний:
Учитель:У всех на партах есть тексты. Поработаем с ними.
1)Работа с текстом:ЗАПИСАТЬ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В НУЖНОЙ ФОРМЕ, ВЫДЕЛИТЬ ОКОНЧАНИЯ, ОПРЕДЕЛИТЬ ПАДЕЖ И СКЛОНЕНИЕ:
Удивительная тишина стоит в лесу. Хорошо идти по такому (лес) _______ от (полянка)___________ к (полянка) ___________. В каждой, как в зеленой чаше, свой настой.Идешь – и из каждой (чаша) _______ отпиваешь глоток, пока голова не закружится.
ІV. Постановка темы:
Учитель:Ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о лесе, мы узнаем еще много нового об этой природной зоне)
Учитель:Прежде, чем продолжить знакомство, давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка:
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать.
(Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу.(Ходьба на месте.)
В класс пора мне возвращаться,
Чтобы снова заниматься.(Дети садятся за парты.)
V. Изучение нового материала:
Учитель:Мы узнали, что в лесу есть много растений.
Вопрос:Как вы, ребята, думаете, можно ли назвать лес домом для деревьев и других растений?(ответы детей).
Вопрос:А для кого еще лес является родным домом? (ответы детей – для животных)
Учитель:Разнообразен и мир животных в лесах. Животные разделяются на три вида поспособу питания:
Учитель:Большое количество птиц обитает в этой зоне: сова, иволга…
Учитель:Всех ли обитателей леса мы назвали? (ответы детей).
Учитель:В лесу так же растут грибы. Ученые не относят их ни к животным ни к растениям.
Учитель:А какие грибы вы знаете? Все ли можно употреблять в пищу? (съедобные и несъедобные грибы).
Учитель:Мы назвали разных обитателей лесов. А кто знает – чем же питаются обитатели? Мызнаем, что животные делятся на три вида по способу питания. Так же знаем, что в природе все взаимосвязано.
Учитель:Давайте составим цепи питания в нашей лесной зоне: кора – заяц – лиса;трава – лось – волк; трава – мышь – сова…
6.Жилища, занятия и промыслы коренного населения, возделываемые культуры, домашние животные:
Учитель:Только ли для животных и растений полезен лес? (нет – для человека тоже)
Учитель:Давайте ответим на такой вопрос: какую пользу приносит лес человеку?
1.Лес называют «легкими» планеты.
2.Дом для растений, животных и грибов.
3.Источник ягод, грибов, орехов и лекарственных трав.
4.Источник древесины.
5.Защитник воздуха, водоемов, почв.(предотвращают смыв почвы и образованиеоврагов, способствует накоплению влаги на полях, участвуют в регулировании круговорота воды в природе).
Учитель:У вас есть текст, с которым мы сейчас поработаем.
«Природа дает человек* все необходимое для его жизн*: пищу, жилище, одежду. А много ли мы отдаем природ* своей любв* и защит*?»
Задание:В этом тексте нужно в выделенных именах существительных поставить правильноокончания, подобрав проверочные слова (устно).
Учитель:Как можно ответить на вопрос текста? (человек пагубно влияет на природу)
Учитель:Конечно же, человек наносит большой вред природе. В лесной зоне развиты промысел пушного зверя, рыболовство, заготовка древесины. Бесконтрольная охота на пушных зверей привела к сокращению их численности. Слишком активнаявырубка деревьев и сбор лекарственных трав тоже плохо влияет на численность растений. Чтобы сохранить редкие экземпляры, организованы заказники,заповедники. В лесной зоне это: Баргузинский (соболь), Воронежский (бобры),Сихоте – Алиньский (тигры).21-24 ноября под руководством В.В.Путина проводился форум, посвященныйспасению тигров. В форуме приняли участие главы 13 государств. Известный актерЛеонардо ди Каприо пожертвовал на спасение популяции тигров 1 млн. долларов.Так же редкие животные и растения занесены в Красную книгу. Почему же она красная? (цвет опасности)
Учитель:А знаете ли вы – как нужно вести себя в лесу?
VІ. Итог урока:Что же нового мы сегодня узнали:
1.)Лес – это дом для животных, растений, грибов.
2.)Животный и растительный мир лесной зоны очень разнообразен.
3.)О пользе леса для человека.
4.)Для охраны животных и растений созданы заказники и заповедники.
5.)О животных, занесенных в Красную книгу.
6.)О том, как нужно вести себя в лесу, на природе.
Учитель:Урок подошел к концу. Послушайте напутственные слова:
Любите родную природу – озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились, живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе мы к ней относиться добрей.
VІІ. Домашнее задание:С.132 – 138. Подготовить сообщение о погодных условиях степи.