Официальный сайт avto4avto 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Россия страна лесов

Фото пользователя Татьяна Владимировна Микушова
Размещено: Татьяна Владимировна Микушова - ср, 19/01/2011 - 20:01
Данные об авторе
Автор(ы): 
Микушова Татьяна Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ "Михайловская СОШ" - учитель начальных классов
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Формирование у обучающихся представления о лесной зоне.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемые учебники и учебные пособия: 
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Учебник – Поглазова О.Т. Окружающий мир. 4 кл. в 2 ч. Изд. Ассоциация ХХІ век. 2009.

Тетради на печатной основе – О.Т. Поглазова. Тетрадь по окружающему миру (1,2)для 4 класса.

Изд. Ассоциация ХХІ век.

Используемое оборудование: 
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Карта природных зон, карточки с заданиями, картины с животными и  растениями,  плакаты, звездочки с рожицами, красная книга, план изучения природных зон, гербарный материал, карточки для составления цепей питания.

 

Краткое описание: 
Урок предназначен для знакомства с лесной зоной
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}

Урок природоведения в 4 классе (1 урок)

Тема:     Россия – страна лесов.

Цель:    Формирование у обучающихся представления о лесной зоне.

Задачи: 1.Познакомить с географическим положением зоны лесов.               

               2.Познакомить с растительным миром.

               3.Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой.

               4.Воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: карта природных зон, карточки с заданиями, картины с животными и  растениями,  плакаты, звездочки с рожицами, красная книга, план изучения природных   зон, гербарный материал, карточки для составления цепей питания.

І. Организационный момент: Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, пожелаем друг   другу успехов на уроке.

ІІ. Проверка домашнего задания: (опрос)

     1.) Показать на карте месторасположение зоны тундры.(Побережье Сев. Лед. океана).

     2.)Природные условия тундры.  (Суровые, но мягче, чем в Арктике. Зима длится более  полугода. Морозы достигают -40°С.Лето более продолжительное, чем в Арктике.  Температура доходит до +10°С. Почва оттаивает не более 1 метра в глубину. Глубже – слой вечной мерзлоты. 22 июня световой день длится 24 часа – это место отмечено условной линией: Северным полярным кругом).

     3.)Какие растения растут в тундре? (Тундра – в переводе с местного языка означает «безлесье». Так как там низкая температура, почва оттаивать не глубоко, обилие воды в почве, деревья  там  расти не могут. А растут низкорослые: мхи, лишайники, грибы, багульник, полярные  маки, морошка, карликовые березка и ива).

     4.)Какие животные обитают в тундре? Цепи питания. Охрана животных. (Животные тундры  имеют густую шерсть или пушистое оперение и подкожный слой жира. Северный олень, полярный волк, песец, заяц- беляк, лемминг, полярная сова, полярная куропатка. Весной  прилетают огромные стаи птиц: утки, гагары, лебеди, гуси, журавли, очень много комаров, мошек, слепней, оводов.  Цепи питания: ягель – олень – волк; растения – лемминг – песец;  растения – заяц – волк. Красная книга: овцебык, белый журавль, краснозобая казарка.

         ТАЙМЫРСКИЙ ЗАПОВЕДНИК).

     5.)Занятия коренных жителей тундры. (Охота, рыболовство, оленеводство, добыча полезных  ископаемых: нефть, газ, каменный уголь, торф, цветные металлы)

     6.)Примеры отрицательного влияния человека:

        1. Нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения;
        2. Местность загрязняется нефтью во время её добычи;
        3. Незаконная охота – браконьерство;
        4. Оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на
 другие места, на восстановление пастбища нужно 15 лет!

     7.)Какие меры помогут сохранить природу тундры?

        -запретить браконьерство;
        -оленьи пастбища взять под охрану;
        -не использовать тяжёлую технику;
        -бережно относится к природным богатствам.

Физкультминутка

ІІІ. Постановка темы:

Учитель: Здравствуй лес! Дремучий лес! Полный сказок и чудес!

                  Ты о чем шумишь листвою ночью темной грозовою?

                  Что ты шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?

                  Что в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

 Учитель: Как думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (ответы детей).

Учитель: Сегодня мы с вами начнем знакомиться с природной зоной – зоной лесов.

ІV. Формирование новых понятий: (по мере изучения заполняем таблицу о лесах)

Учитель: От Балтийского моря до берегов Тихого океана широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов (показ на карте зоны лесов). Плещутся в этом океан белоствольные березки, темные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные  дебри. Одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина – это лес.

Словарная работа:

Учитель: А все ли слова вам понятны?

                 Сумрак -  полутьма; бор – сосновый лес; дебри – непроходимый лес.

Учитель: Природную зону лесов мы будем изучать тоже по плану, как и предыдущие зоны.

1.Географическое положение:

Учитель: Зона лесов находится южнее зоны тундры. И нам она ближе всех. Почему? (Потому что наша республика располагается в зоне лесов. А точнее – в центре Европейской части России на Восточно-Европейской равнине занимает чуть больше 23000 км².  Я надеюсь, что изучать эту зону нам будет легче.

2.Положение Солнца над горизонтом и длительность освещения земной  поверхности летом и зимой:

Вопрос: Каково положение солнца над горизонтом в лесной зоне?

        Чем южнее, тем выше поднимается Солнце над горизонтом и тем более прогревает земную   поверхность. Лето продолжительнее, а зима короче.

3.Описание климатических условий летом и зимой;

4.Рельеф, водоемы, особенности почвы:

        Зона лесов – самая большая природная зона нашей страны. Поэтому климатические условия  разнообразные. Чем южнее мы продвигаемся по зоне, тем климат теплее и мягче, слой почвы  гораздо больше и плодороднее, чем в тундре. На такой почве могут вырастать большие  деревья с мощной корневой системой. Почему? (Потому что почва оттаивает на большую   глубину, а южнее вечной мерзлоты нет вообще.)

ГЛУБОКОЕ ОТТАИВАНИЕ ПОЧВЫ ВЕСНОЙ, ДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО ТЕПЛА И ВЛАГИ ЛЕТОМ – ГЛАВНЫЕ ОТЛИЧИЯ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЗОНЫ ЛЕСОВ.

5.Растения, животные и их приспособленность к природным условиям, пищевые цепи:

       Не сразу тундра переходит в лес. Между зоной тундры и зоной лесов есть промежуточная –  лесотундра с обширными болотами, с редкими островками кустарников. По мере продвижения к югу все гуще и разнообразнее становятся леса. Зона лесов подразделяется на три вида лесов: ТАЙГА, СМЕШАННЫЕ ЛЕСА,  ШИРОКОЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА.

      В тайге зимы еще суровые (до -40°С), но вечная мерзлота уже оттаивает на глубину более  метра. Почвы заболоченные. Деревья в тайге растут хвойные холодостойкие: ель, сосна, пихта, лиственница и кедр.  Тайга сменяется смешанными лесами. Поверхность земли смешанных лесов получает больше  тепла и света. Болот здесь уже меньше. Поэтому здесь  растут кроме хвойных и  мелколиственные породы деревьев: береза (русская), осина, ольха, ива, черемуха и другие. Южнее расположены широколиственные леса. В этой части лесов солнце поднимается еще  выше над горизонтом и почва еще более прогревается. Здесь растут теплолюбивые деревья с  широкими листьями: клен, ясень, бук, вяз, дуб, липа. Кроме деревьев в лесах растут кустарники и травы: калина, рябина, шиповник, малина, дикий   виноград, многообразие трав.

Учитель: Как вы, ребята, думаете – какие еще обитатели есть в лесу? (ответы детей).

                  А об этом мы поговорим на следующем уроке.

V. Итог урока:

Учитель:

1.)    Что нового мы сегодня узнали? (познакомились с зоной лесов)

2.)    Географическое положение зоны лесов? (севернее тундры, в центре европейской части России на Восточно-Европейской равнине, наша республика расположена в зоне лесов)

3.)    Каково положение Солнца над зоной лесов? (солнце поднимается гораздо выше, чем в

тундре)

         4.) Особенности почвы? (слой почвы гораздо больше и плодороднее, чем в тундре. На такой  почве могут расти деревья с мощной корневой системой)

         5.) Главные отличия климатических условий зоны лесов?  (ГЛУБОКОЕ ОТТАИВАНИЕ ПОЧВЫ ВЕСНОЙ, ДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО ТЕПЛА И ВЛАГИ ЛЕТОМ)

            6.) Какая промежуточная зона лежит между тундрой и лесами? (лесотундра)

         7.) Три вида лесов, их особенности? (тайга – хвойные деревья, смешанные леса деревья  разных  видов, широколиственные леса – теплолюбивые деревья с широкими листьями)

         8.) Только ли деревья растут в лесу? (кроме деревьев в лесах растут кустарники и травы:   калина, рябина, шиповник, малина, дикий виноград, многообразие трав.

         9.) Лес - защитник воздуха, водоемов, почв. Как понимаете?

VІ. Домашнее задание: с. 127-131, доклад на тему: «Животный мир лесной зоны».

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:12.0pt; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:12.0pt; mso-para-margin-left:0cm; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}

Интегрированный урок в 4 классе

по природоведению и русскому языку.

Тема:   Россия – страна лесов (природоведение). Упражнения в правописании безударных   окончаний существительных (Русский язык).

Цель:    Закрепление у обучающихся представления о лесной зоне.

Задачи: Обучающие:

Формировать умение определять существенные признаки природной зоны.

Формировать умение  определять приспособленность обитателей зоны лесов к условиям жизни

Формировать умение выявлять значение природы данной зоны для человека.

                 Развивающие:

Развивать умение устанавливать связи между обитателями природной зоны.

Развивать умение работать с картой.

Развивать познавательную активность учащихся.

Формировать и развивать визуальный и способ запоминания.

              Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к природе, понимание влияния деятельности человека на природу зоны лесов.

Оборудование: карта природных зон, карточки с заданиями, картины с животными и растениями, плакаты, солнышки с рожицами, красная книга, план изучения природных зон, гербарный материал, карточки для составления цепей питания.

І. Организационный момент: У каждого ребенка три солнышка: грустное, спокойное и веселое.

 

Учитель: Ребята, посмотрите на эти солнышки и выберите то, которое больше всего подходит к  вашему настроению в данный момент. (дети выбирают, прикрепляем к ЁЛОЧКЕ).

Учитель: Замечательно. Я надеюсь, что хорошее настроение останется у вас до конца урока. А  сейчас давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке.

ІІ. Проверка домашнего задания: (опрос)

1.)    Географическое положение зоны лесов? (севернее тундры, в центре европейской части России на Восточно-Европейской равнине, наша республика расположена в зоне лесов)

         2.) Каково положение Солнца над зоной лесов? (солнце поднимается гораздо выше, чем в  тундре)

         3.) Особенности почвы? (слой почвы гораздо больше и плодороднее, чем в тундре. На  такой почве могут расти деревья с мощной корневой системой)

         4.) Главные отличия климатических условий зоны лесов?    (ГЛУБОКОЕ ОТТАИВАНИЕ ПОЧВЫ ВЕСНОЙ, ДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО ТЕПЛА И ВЛАГИ ЛЕТОМ)

            5.) Какая промежуточная зона лежит между тундрой и лесами? (лесотундра)

         6.) Три вида лесов, их особенности? (тайга – хвойные деревья, смешанные леса деревья  разных видов, широколиственные леса – теплолюбивые деревья с широкими листьями)

         7.) Только ли деревья растут в лесу? (кроме деревьев в лесах растут кустарники и травы:  калина, рябина, шиповник, малина, дикий виноград, многообразие трав.

ІІІ. Актуализация знаний:

Учитель: У всех на партах есть тексты. Поработаем с ними.

1)Работа с текстом: ЗАПИСАТЬ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В НУЖНОЙ ФОРМЕ, ВЫДЕЛИТЬ ОКОНЧАНИЯ,  ОПРЕДЕЛИТЬ ПАДЕЖ И СКЛОНЕНИЕ:

 Удивительная тишина стоит в лесу. Хорошо идти по такому (лес) _______ от (полянка) ___________ к (полянка) ___________. В каждой, как в зеленой чаше, свой настой.  Идешь  – и из каждой (чаша) _______ отпиваешь глоток, пока голова не закружится.

 ІV. Постановка темы:

Учитель: Ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о лесе, мы узнаем еще много нового об этой  природной зоне)

Учитель: Прежде, чем продолжить знакомство, давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка:

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

(Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.)

V. Изучение нового материала:

Учитель: Мы узнали, что в лесу есть много растений.

Вопрос: Как вы, ребята, думаете, можно ли назвать лес домом для деревьев и других растений?  (ответы детей).

Вопрос: А для кого еще лес является родным домом? (ответы детей – для животных)

Учитель: Разнообразен и мир животных в лесах. Животные разделяются на три вида по  способу питания:

Растительноядные: лоси, зайцы, белки, бурундуки, косули, бобры…

Хищники: рысь, куница, соболь, волк, лиса, тигр…

Всеядные: бурый медведь, еж.

Учитель: Большое количество птиц обитает в этой зоне: сова, иволга…

Учитель: Всех ли обитателей леса мы назвали? (ответы детей).

Учитель: В лесу так же растут грибы. Ученые не относят их ни к животным ни к растениям.

Учитель: А какие грибы вы знаете? Все ли можно употреблять в пищу? (съедобные и  несъедобные грибы).

Учитель: Мы назвали разных обитателей лесов. А кто знает – чем же питаются обитатели?  Мы знаем, что животные делятся на три вида по способу питания. Так же знаем, что  в  природе все взаимосвязано.

Учитель: Давайте составим цепи питания в нашей лесной зоне: кора – заяц – лиса;  трава – лось – волк; трава – мышь – сова…

6.Жилища, занятия и промыслы коренного населения, возделываемые культуры, домашние   животные:

Учитель: Только ли для животных и растений полезен лес? (нет – для человека тоже)

Учитель: Давайте ответим на такой вопрос: какую пользу приносит лес человеку?   

                1.Лес называют «легкими» планеты.

                2.Дом для растений, животных и грибов.

                3.Источник ягод, грибов, орехов и лекарственных трав.

                4.Источник древесины.

                5.Защитник воздуха, водоемов, почв.(предотвращают смыв почвы и образование оврагов, способствует накоплению влаги на    полях, участвуют в регулировании  круговорота воды в природе).

                6.Место для отдыха человека.

7.Экологические проблемы, природоохранная деятельность:

Учитель: У вас есть текст, с которым мы сейчас поработаем.

«Природа дает человек* все необходимое для его жизн*: пищу, жилище, одежду. А много ли мы отдаем природ* своей любв* и защит*

Задание: В этом тексте нужно в выделенных  именах существительных поставить правильно окончания, подобрав проверочные слова (устно).

Учитель: Как можно ответить на вопрос текста? (человек пагубно влияет на природу)

Учитель: Конечно же, человек наносит большой вред природе. В лесной зоне развиты   промысел пушного зверя, рыболовство, заготовка древесины. Бесконтрольная охота   на пушных зверей привела к сокращению их численности. Слишком активная  вырубка деревьев и сбор лекарственных трав тоже плохо влияет на численность   растений. Чтобы сохранить редкие экземпляры, организованы заказники,  заповедники. В лесной зоне это: Баргузинский (соболь), Воронежский (бобры),  Сихоте – Алиньский (тигры). 21-24 ноября под руководством В.В.Путина проводился форум, посвященный  спасению тигров. В форуме приняли участие главы 13 государств. Известный актер Леонардо ди  Каприо  пожертвовал на спасение популяции тигров 1 млн. долларов.  Так же редкие животные и растения занесены в Красную книгу. Почему же она   красная? (цвет опасности)

Учитель: А знаете ли вы – как нужно вести себя в лесу?

VІ. Итог урока: Что же нового мы сегодня узнали:

1.)    Лес – это дом для животных, растений, грибов.

2.)    Животный и растительный мир лесной зоны очень разнообразен.

3.)    О пользе леса для человека.

4.)    Для охраны животных и растений созданы заказники и заповедники.

5.)    О животных, занесенных в Красную книгу.

6.)    О том, как нужно вести себя в лесу, на природе.

Учитель: Урок подошел к концу. Послушайте напутственные слова:

                   Любите родную природу – озера, леса и поля.

                   Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.

                   На ней мы с тобою родились, живем мы с тобою на ней.

                   Так будем же, люди, все вместе мы к ней относиться добрей.

VІІ. Домашнее задание: С.132 – 138. Подготовить сообщение о погодных условиях степи.

По ходу изучения зоны лесов, заполняем таблицу:

 

ЛЕСА РОССИИ

 

 

 

               ТАЙГА                                  СМЕШАННЫЕ                       ШИРОКОЛИСТВЕННЫЕ

 

    ель, сосна, пихта, кедр,                  береза, осина, ольха,                             клен, ясень, бук,

            лиственница                                  ива, черемуха                                    вяз, дуб, липа

 

 

  лось, заяц, белка, бурундук, рысь, куница, соболь, бурый медведь, зубр, волк, лиса, куница, ёж,

  крот, амурский тигр, бобр, косуля, кабан, горностай, куница, соболь, снежный барс, тушканчик

  тетерев, журавль, утка-мандаринка, сова, филин, иволга, мухоловка, жаворонок, грач, соловей, 

  ласточка, кукушка, клест, воробей, ворона, сорока, снегирь, галка, синица, дятел, поползень,

  рябчик, свиристель, цапля,

 

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн