Вы не зарегистрированы

Авторизация



Путешествие в рукотворную сказку

Фото пользователя Ольга Алексеевна Долгова
Submitted by Ольга Алексеевна Долгова on Wed, 19/01/2011 - 20:47
Данные об авторе
Автор(ы): 
Долгова Ольга Алексеевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №1 им. М.Ю. Лермонтова, г. Пятигорск, учитель ИЗО, черчения, МХК
Регион: 
Ставропольский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Искусство
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
"Путешествие в рукотворную сказку"- занятие-экскурсия в музей народного искусства, знакомящее детей с особенностями строения и применения предметов народного быта, раскрывающее разнообразие видов русских народных промыслов.

 

Тема: « Путешествие в рукотворную сказку».
Цель: Знакомство детей с бытом, традициями и творчеством русского народа.
Задачи: 1. Формирование понимания единства пользы и красоты в предметах народного быта, в интерьере крестьянского жилища;
                2. Формирование практических навыков применения предметов народного быта. Формирование умения работы с бумагой, изготовления народного символа- «Птицы-солнца».
                3.    Воспитание любви к Родине и народной культуре, воспитание нравственного отношения к миру через эстетическое развитие.
Место проведения: кабинет-музей народного искусства.
Зрительный ряд: экспонаты музея, предметы народного быта, пособия по народному искусству, детские работы, план – схема изготовления «птицы- солнца», кроссворд.
Музыкальный ряд: русские народные песни в исполнении фольклорной группы «Веселуха».
Материалы: 3 листа бумаги (А 4), ножницы, клей на каждого участника мероприятия.
Результативность: изготовление птицы-солнца, знакомство с музеем народного искусства.
Ход занятия
Действия происходят в кабинете- музее народного искусства. Два ведущих, одетых в русские народные костюмы, держа в руках хлеб и соль, приглашают гостей войти в кабинет. Звучит народная музыка.
1-й ведущий (Варвара- Краса):
Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Здравствуйте, люди честные,
Гости наши дорогие!
2-й ведущий (Иванушка):
Не от Сивки, не от Бурки,
Не от вещего Каурки
Начинаем свой рассказ:
В сказку приглашаем вас!
1-й ведущий (Варвара- Краса):
- Заходите, гости дорогие, не стесняйтесь, угощайтесь.
Дети входят в класс, пробуют хлебом и солью, усаживаются по местам.
2-й ведущий (Иванушка):
- С древних времён сложилась в России традиция встречать гостей хлебом - солью, показывая этим, что хозяева рады гостям и готовы поделиться с ними самым дорогим- хлебом, кормильцем, в который они вкладывали свой труд и любовь к земле и Родине, и солью - самым дорогим из материальных ценностей на Руси в древности.
1-й ведущий (Варвара- Краса):
- Вот и мы – поддерживая древние традиции, встречаем вас хлебом и солью.
Учитель:
-Добро – пожаловать в наш дом. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в древность, познакомимся с традициями и бытом русского народа, словом, в русскую сказку, сделанную руками народа. А помогут нам не заблудиться в этой сказке, наши ведущие: Иванушка и Варвара- Краса, длинная коса.
2-й ведущий (Иванушка):
- Ребята, вы прибыли в прошлое на Сивке-Бурке. Здесь народ живёт не так, как вы привыкли в будущем: здесь нет компьютеров, телефонов и телевизоров. Здесь всё другое…Давайте поближе познакомимся с жизнью и бытом русских людей. 
     1-й ведущий (Варвара- Краса):
   В низенькой светёлке с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонёчек то совсем замрёт,
То дрожащим светом стены обольёт.
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашенные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.
                        Л. Мей
- Давайте вспомним, где в основном происходят все события в русской сказке, где живут сказочные герои, куда прячутся от ненастья и несчастий?
Дети отвечают: « В избе, в деревянном доме».
- Правильно, именно в деревянном доме протекала жизнь русского народа. Дом называли родной, родимый, украшали его, оберегая от злых сил.
2-й ведущий (Иванушка): 
     - В русской избе, всё, кроме печи деревянное: потолок, стены, пристроенные к ним лавки, полки – полавошники, протянувшиеся вдоль стен чуть ниже потолка, полати, обеденный стол, стоящий у окна, нехитрая домашняя утварь.
В одном углу избы располагается русская печь, которая является основой жизни, душой крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Нет избы без печи. С печью связано немало преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту. А сколько сказок было рассказано детям на печи! Недаром говорится: «Печь краса – в доме чудеса!»
-Ребята, а вы можете вспомнить русские народные сказки, где бы упоминалось по печь?
 
Дети называют сказки.
 
( «Гуси – лебеди», « По щучьему велению», «Илья Муромец», «Иванушка – дурачок», «Каша из топора», «Колобок», «Маша и медведь»,   сказки про Бабу –Ягу).
 
1-й ведущий (Варвара- Краса):
-Действительно, во многих русских сказках печь упоминается, как неотъемлемая её часть: на печи спят, лежат, в ней пекут пироги и даже ездят.
Рядом с печью всегда стоят кочерга, деревянная лопата, ухват. Рядом – ступа с пестом, полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стоит большая лохань для грязной воды.
- Ребята, кто покажет, как правильно пользоваться этими предметами и  расскажет, для чего они нужны.
 
 Дети показывают по одному приёму работы с выше перечисленными предметами, ставя чугун в импровизированную печь, доставая из неё хлеб, размельчая зерно в ступе и моя руки из рукомойника.
1-й ведущий (Варвара- Краса):
Комментирует показ, при необходимости поправляет действия.
- Кочергой выгребали золу из печи, ухватом ставили чугуны, лопатой доставали пироги и хлеб из печи, в ступе мололи муку, а из рукомойника умывались и мыли руки.
Учитель:
- Как, ребята, легка ли жизнь была в древности? Ведь даже руки помыть оказывается для нас проблемой, не то, что пироги испечь. Но  крестьяне без труда управлялись со всеми предметами, предназначенными для сильной, трудовой руки, ведь с самого детства они привыкали обращаться с ними.
2-й ведущий (Иванушка):
- В русской избе мебели не много, да и разнообразием она не отличается – стол, лавки, скамьи, посудные полки – вот, пожалуй, и всё. Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Здесь собиралась обедать вся семья. Лавки крепились к стенам, скамьи можно было передвигать с места на место. Одежду хранили в сундуках, сделанных из дерева и обитых железом.
На полках, же, хранилось большое количество деревянной, глиняной и плетеной утвари – чашки, ложки, ковши, горшки, корзины, лукошки, короба. Всё это делал хозяин своими руками.
Давайте, по внимательнее рассмотрим предметы, находящиеся в русской избе, а вы, гости дорогие, угадаете, для чего они применялись и покажите, как использовать их в быту.
 
Ведущие подходят к предметам народного быта, показывают на них и называют их названия. При затруднении детей учитель помогает найти ответ при помощи подсказок.
1-й ведущий (Варвара -Краса):
- Вот, ребята, ковш- скопкарь,
Словно утица. Отгадайте, для чего его применяли?
Подсказка: «Мёд, пиво пил, по усам текло, в рот не попало…»
 
В нём подавали квас, пиво, медовуху.
Отгадавший пьёт воду из ковша.
 
- Это ковш-конюх, почему он так называется?
 
Этот ковш имеет ручку, похожую на конскую голову.
 
- В Древности существовала легенда о солнце, совершающем дневной путь в колеснице, запряжённой конями, и возвращающемся на восток в золотой дворец на ладье, которую тянут сказочные птицы. Вот здесь мы можем увидеть в форме ковшей образы ладьи, солнца, коней и птиц.
 
2-й ведущий (Иванушка):
А вот, интересный предмет, имя его – рубель. Кто знает, что  же делали в старину этой ребристой доской, может на ней играли, когда песни пели?
Подсказка: « Утюг».
 С помощью рубеля крестьянки разглаживали льняные холсты.
Отгадавший показывает, как правильно гладили бельё, накручивает на полено полотенце, и проводит по нему рубелем.
 
1-й ведущий (Варвара- Краса):
Вот, валёк, напоминающий спереди женскую фигурку, украшенный резьбой, как - будто в нарядной одежде.
Подсказка: «Стирка»
 
Вальком женщины выколачивали при стирке бельё на реке.
Отгадавший показывает, как выколачивать бельё.
 
2-й ведущий (Иванушка):
А это – прялка, неизменная спутница женщин.
Подсказка: «Три девицы под окном…».
 
На прялке пряли пряжу, на её верхнюю часть – городки цепляли кудель, и из него вытягивали нить, накручивая её на веретено.
 
-Много разнообразных предметов находится в русской избе, всем крестьяне находили применение. Разгадайте, какие предметы, как называются и где применяются.
Дети делятся на группы мастериц и мастеров, им выдаются карточки- задания и они вписывают название предмета и его применение напротив соответствующего изображения.
 
1.      полотенце (рушник)- вытирать лицо, руки.
2.      прялка – прясть пряжу.
3.      туес – для хранения ягод.
4.      веретено – наматывать пряжу
5.      утюг, гладить бельё.
6.      серп – срезать траву, жать пшеницу.
7.      кувшин- молочник– для хранения молока, кваса.
8.      чугунок- для варки пищи в печи.
9.      коромысло – для переноса вёдер с водой.
10. ухват – для переноса чугунков.
11.  чаши – для пищи.
 
 1-й ведущий (Варвара- Краса):
 С древних времён человек стремился к красоте, все предметы народного искусства созданы были не только для дела, но и для души, каждый предмет украшен с любовью сказочным орнаментом или узором. Крестьяне делали красивыми все предметы быта, своё жильё, свою одежду, предметы труда, отражая в них своё представление о мире. Одни создавали красоту – работая с деревом, другие – с металлом, третьи – с тканями, четвёртые – с глиной. И глядишь, из куска дерева рождалось сказочное блюдо, а из комка глины – забавные детские игрушки.
2-й ведущий (Иванушка):
Читает стихотворение «Русские умельцы» Б. Дубровина.
 
Творения русских умельцев дороже
Душе моей всяких иных
И чем-то особым и звонким похожи
На тех, кто задумывал их.
Вглядишься:
И что-то былое воскреснет,
И вспомнится отблеск костров.
И видишь:
Становится древо
Песней
Задумчивых мастеров.
В резьбе и узоре,
В раскраске весенней
Остались умельцев черты:
Внезапная грусть
И лихое веселье,
Которые с виду просты…
 
1-й ведущий (Варвара- Краса):
- Да, и посуда и утварь в избе не простые, резные да расписные. Узоры всё разные, всё цветы да ягоды, птицы да деревья диковинные, люди да кони быстрые.
 
2-й ведущий (Иванушка):
-Всякий удел свой промысел имел.
 
Входят две девочки, в руках у них Городецкие разделочные доски.
 
1-й ведущий (Варвара Краса):
- Откуда вы – девицы-красавицы?
 
Девочки:
- Из Нижнего Новгорода, что на берегу Узолы стоит.
 
1-я девочка:
- Промысел наш называется Городец. В древности мастера занимались резьбой по дереву, а потом стали красками диковинные узоры писать, в которых всю жизнь русскую видно.
 
Девочки дарят ведущим свои работы.
 
Ведущие вместе:
_
- Спасибо вам за работу вашу, за красоту, что вы дарите. (кланяются).
 
Девочки возвращаются на свои места.
Заходят два мальчика, в руках несут хохломскую посуду.
 
Мальчики:
Мир волшебной хохломы.
Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднична жива
Молодая,
Непростая,
Чёрно- красная трава.
Листья реют,
Не редея
От дыхания зимы:
Входим
В царство Берендея –
В мир волшебной Хохломы.
 
Дети поют песню.
 
Хохломская роспись-
Алых ягод россыпь,
Отголоска лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески
Солнечно – медовой
Золотой листвы.
У красы точёной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот насказанный
 Праздничный наряд ?
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней
Наша хохлома.
 
Мальчики подают посуду ведущим.
 
1-й ведущий (Варвара- Краса):
-Вот подарки
Так подарки!
Краской огненной и яркой
Кто искусно расписал
Сувениры – чудеса?
 
2-й ведущий (Иванушка):
- Чародеи Хохломы!
Что, ребята, если мы
Захотим узнать,
Откуда появилось это чудо?
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки?
 
Мальчики:
-Рассказывают, жил в древние времена в Москве мастер-иконописец.
Царь ценил его мастерство. Любил и мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу.
Поэтому покинул он царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил себе избу. Стал делать посуду. И захотелось сделать ее та­кой, чтобы отразилась в ней красота родной земли. И посуда вы­шла - чудо.                                                
 Загремела слава мастера. Приезжали люди, чтобы взглянуть на рукотворную красоту.
       Наконец, услышал о нем и грозный государь, и повелел он от­ряду стрельцов найти беглеца и привести к нему. Но быстрее лете­ла народная молва.
Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан, рассказал им свои секреты.
А утром, когда вошли в село слуги царские, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а само­го мастера, как ни искали, так и не нашли. Только остались на земле его краски, которые вобрали в себя и жар, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его ремесло. И до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем о чуде красоты.
Учитель:
- А знаете ли вы, что хохлома «золотой» называет­ся? Почему?
Но сначала ответьте мне, что обозначает слово «золотой» в различных словосочетаниях. А ну-ка, что обозначает:
(Учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают.)
- золотая коса ... (светло-русая);
- золотое солнце ... (яркое);
- золотая нива ... (спелая);
- золотая голова ... (умная);
- золото ты мое ... (любимый);
- золотые руки ... (умелые);
- золотой человек ... (покладистый, добрый).
 1-й ведущий (Варвара- Краса):
    «Золотая» роспись деревянной посуды поя­вилась на Руси в 16 веке.      Изготавливается эта посуда из липы, бе­резы, осины.
     Посуду эту деревянную сушат, затем 2 раза шпаклюют, грун­туют льняным маслом, шлифуют, олифой натирают ласково-ласково, пока изделие не заблестит, затем покрывают алюминие­вым порошком. После этого изделие расписывают стойкими крас­ками - охрой, суриком, кармином, киноварью и сажей. Лаком по­крывают и прогревают. Лак этот при нагревании приобретает золо­тистый блеск. Отсюда и золотое свечение посуды, сияние ее.
2-й ведущий (Иванушка):
   Спасибо вам, мастера, за рассказ ваш, за по­дарки! Никогда не забудем мы вашего чуда!
 
Входит девочка, в руках у неё гжельская посуда.
 
 1-й ведущий (Варвара- Краса):
        А ты, краса, откуда?!
Девочка:
  Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
Девочка оставляет свою посуду, возвращается на место.
К ведущим подходят два учащихся, в руках несут дымковские игрушки.
 
Учащиеся:
Мы- Дымковские мастера, настоящие затейники.
 
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости сырей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично.
В ней молодость- изюминка,
В ней удаль и размах.
Сияйте охра с суриком
По всей земле в домах.
 2-й ведущий (Иванушка):
-а какие игрушки вы делаете?
Учащиеся:
Игрушки делаем разные.
Вот девица в венце, румянец на лице. Собой хороша, стоит не дыша. (Показывает игрушку «Барышня».)
 
Ваня, Ваня – простота, купил лошадь без хвоста. Сел задом на перёд и поехал в огород. (Показывает игрушку «Скоморох на коне».)
Стоит олень на стройных ногах, вся краса у оленя в рогах. (Показывает игрушку «Олень».)
2-й ведущий (Иванушка):
- Ну, теперь я знаю, где делают самую народную игрушку!
1-й ведущий (Варвара- Краса):
- Спасибо, вам, мастера.
Как много промыслов в России, и конца им нет. (Показывает на стенд с предметами народных промыслов). Ребята, может быть, вы тоже знаете какие-нибудь промыслы.
Учащиеся отвечают и показывают изделия.
-Вышивка.
-Лаковая миниатюра: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра.
-Жостовские подносы.
-Деревянная матрёшка.
-Майолика.
-Резьба по дереву.
-Мезенская роспись.
 
Учащиеся отгадывают, предметы каких народных промыслов представлены на изображении, расположенном на доске.
Учитель:
Ковши, полотенца, прялки, кувшины и многое другое – всё имеет зачастую необыкновенную форму, украшено разнообразными орнаментами… Вот ковш – «утица», вот странные переплетения линий, а вот с вышивки на рушнике на нас «смотрят» чудные «всадники».
Мы никогда не задумывались: « Почему именно эти образы использовали люди в старину для украшения предметов своего быта. Что могут обозначать эти странные рисунки и вышивки?»
Народное искусство – древнее искусство, оно хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Оно имеет свой совершенно особый образный язык. Освоение его даёт возможность увидеть и понять особую красоту предмета, его декора, задуматься о смысле, который он выражает.
1-й ведущий (Варвара- Краса):
-Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он старался привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И он делал это при помощи искусства.
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками:
Прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
Шли века – крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в поколение.
2-й ведущий (Иванушка):
Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля родит, а небо» - говорит русская пословица. Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами – символами солнца!   
1-й ведущий (Варвара- Краса):
Русский крестьянин исстари жил землёй. Землю, её плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Этот образ называют по – разному: мать – сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая».
Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, солнечными знаками. А иногда изображения женщины напоминают дерево, вместо головы – изображение ромба – древнего знака солнца, а из тела богини как-бы прорастают ветви.
В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвлённое растение, иногда с крупными плодами, птицами, сидящими на ветвях. Это дерево жизни. В народном представлении оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.
2-й ведущий (Иванушка):
Конь – один из древних образов народного искусства. Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. В поэтических представлениях народа, всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права.
1-й ведущий (Варвара- Краса):
Также в древние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье «жаворонки». С песнями – заклинаниями обращались они к жаворонку, кулику, ласточке, прося принести весну на своём хвосте. Птицы символизировали свет, тепло.                
Все образы, связанные с восприятием мира древнего человека, для которого засеянная хлебом пашня была как продолжение его жизни, как благо, подаренное землёй и небом, мы можем встретить в предметах народного быта. А рассмотрев их внимательнее, мы, может быть, даже на мгновение приблизим, почувствуем всю силу народного искусства.
Учитель:
-Ребята, а вы знаете, какие промыслы есть в нашей местности?
Дети:
Кисловодский фарфор, керамика завода «Темп» .(Показывают изделия на стенде).
Учитель:
- Давайте мы сегодня смастерим сами предметы, которые в древности встречались в каждом доме.
В деревнях русского Севера раньше мастерили птиц из щепы и дерева. Птицу подвешивали под потолком, веря, что она принесёт счастье в дом. Мы тоже можем сделать птицу-солнце, которая тоже украсит дом.
Для этого нам понадобится: клей, ножницы, бумага. (учащиеся рассаживаются по местам, где приготовлены материалы, инструменты и инструкционные карты «Схема изготовления птицы-солнца». Изготавливают модель птицы).
Этапы работы:
1.Нарисуй тулово птицы и вырежи 2 одинаковые детали.
2.Сложи «гармошкой» детали хвоста, хохолка и крыльев.
3.Вырежи узор на деталях хохолка, хвоста и крыльев.
4.Сделай прорезь на тулове птицы для крыльев.
5.проклей 1 часть тулова птицы, вставь детали хвоста и хохолка,
наложи сверху вторую часть тулова и прижми.
6. Укрась птицу узорами, расправь крылья, хохолок и хвост.
 
1-й ведущий (Варвара- Краса):
- Как красив у крестьян дом, как ярок и весел, как - будто люди хотели заманить радость и праздник в дом. И действительно, что за жизнь без праздника? На Руси праздники отмечались широко, с размахом. Весь народ радовался приходу весны, или отмечал окончание уборки урожая. Все дружно заводили хоровод, пели праздничные народные песни.
 
Все участники путешествия встают, заводят хоровод и под музыку поют. 
Жавороночки,
Перепёлушки,
Птички –ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную,
Весну красную
Принесите нам.
Со вьюном я хожу,
С золотым я хожу.
Я не знаю, куда вьюн положить,-2 раза
Положу я вьюн,
Положу я вьюн,
Положу я вьюн на правое плечо, - 2 раза
А со правого плеча,
А со правого плеча,
А со правого плеча на лево положу- 2 раза.
 
2-й ведущий (Иванушка):
- Умеют русские люди и работать хорошо и весело отдыхать, но пора, гости, и честь знать.
Прощаются с учащимися, учащиеся выходят из класса.
 
 
 
 
Литература:
1.          Буриков В. Г. Домовая резьба. Москва 1993.
2.          Горяева Н. А. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. Москва « Просвещение» 2005.
3.                                    Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Москва «Просвещение» 1991.
4.                                    Толстых В. И. Эстетическое воспитание. Москва Высш. шк. 1984.
5.                                    Хворостов А. С. Декоративно – прикладное искусство в школе. Москва «Просвещение» 1988.
6.                                    Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Москва «Просвещение» 1979.
 
Прикрепленный файлSize
Путешествие в рукотворную сказку. внеклассное мероприятие.ppt3.25 MB