Официальный сайт sosamba138 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Отражение в фольклоре многовекового опыта народов (загадки)

Данные об авторе
Автор(ы): 
Поротова Анастасия Ивановна
Место работы, должность: 
Таймырское муниципальное учреждение "Межшкольный методический центр", методист
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Уровень образования: 
школы-интернаты, детские дома
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Природоведение
Тип урока: 
Комбинированный урок
Краткое описание: 
Отражение в фольклоре многовекового опыта народов (загадки)

Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";}

Отражение   в   фольклоре многовекового  опыта   народов  

         Меж высоких гор, в бескрайней тундре, по морям и Ледовитому океану раскинул свои просторы Великий Север. Дикий и суровый, этот студёный край ещё каких-то три столетия назад был таким же, как и в глубокой древности, неизведанным и загадочным. Целым миром. Не меньшим миром неизведанного, миром загадок, тайн, оставался для россиян и наш Таймыр.

Немногочисленные племена коренных народностей: нганасаны, ненцы, долганы, эвенки, ханты, манси, коми, селькупы, якуты, энцы и многие другие - кочевали по необъятным просторам Севера: Ямалу, Таймыру, Якутии и далее к востоку Сибири. Для их кочевий самыми притягательными и щедрыми были прибрежья грозного Ледовитого океа­на, низовья рек Оби, Енисея, Пясино, Хатанги и Лены.

Письменности у народов Севера не было. Но жажда познания мира, его образного осмысления, жажда созидания неудержимо тянула людей к творчеству. Замечательные поделки из дерева, кости, камня и ме­талла создавали народные умельцы. Слагались песни и былины, сказки и легенды, мифы и предания. Эти творения - бесценное наследство се­верных народов. Передаваясь из уст в уста, из поколения к поколе­нию, они несли в себе огромную силу. В них отражалась история наро­да, его идеалы, его стремление к свободной и счастливой жизни.

Северный фольклор своеобразен и самобытен. Житейская мудрость, национальный колорит, художественная выразительность характерны для народных сказаний, легенд, преданий.

Мы же остановимся только на некоторых жанрах фольклора и проследим, как в них отображены быт, нравы, традиции народов Севе­ра.

Загадки, пожалуй, самый активный жизнеспособный вид устного творчества. Они распространены по всему Таймыру и передаются от по­коления к поколению, являясь отображением среды и природы, в кото­рой с детских лет обитают народы севера. Например, загадки о приро­де -

Летит золотая тарелка (Солнце).

На гладком льду рыбу покрошили (Звезды на небе).

На крыше щербатый ковш лежит, говорят (Месяц).

Если сравнить загадки народов Севера с русскими загадками –

Красная девушка по небу ходит (Солнце).

Поле не мерено.  Овцы не считаны.  Пастух рогатый (Небо, звезды и месяц).

За бабкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут (Месяц).

то можно сделать вывод о том, как родились эти загадки. И русские люди, и долганы, и эвенки, и нганасаны подмечали сходство по фор­ме, по звуку, по действиям каких-то явлений природы и тех предме­тов или животных, которые всегда у них были перед глазами, чаще всего использовались в быту либо жили рядом с ними: тарелки, нож­ницы, ковш, рыба, хлеб, овцы, волки так далее. А загадка о льде у русских почти совпадает с загадкой долган. Сравните:

у долган                                                   у русских

В воде не тонет,                                    Ни в огне не горит. 

В огне не горит.                                   Ни в воде не тонет.

Многие загадки народов Севера, например, о частях тела, о домашней утвари и посуде, об одежде и украшениях, о пище, о домашних живот­ных и птицах совпадают с русскими загадками такого рода:

долганская                                                       русская

Великий зверь бечеву                                   Конь стальной,

от носа имеет.                                                  хвост льняной.

              Иголка с ниткой)                                  (Игла с ниткой)

Так как долганы все-таки живут на тундровских просторах, они удалены от цивилизации, то техники рядом с ними никогда не было, а "Бураны" и "Вертолеты", как средство передвижения, появились от­носительно недавно, то загадки игла - зверь, то есть то, что ближе было к народам Севера. А в русской загадке прогресс, так сказать, на лицо, "конь стальной" (трактор) - игла.

А вот другие загадки:

долганские                                       русские

Два брата друг друга Маленький, кругленький,
не видят"                                                      а до неба докинешь.                                         (Глаза)                                                                                          (Глаз)

 

Красную лису в красной                    Всегда во рту,

норе привязали, и она                         а не проглотишь,
никак убежать не может.                                                        (Язык)

                    (Язык)

А вот следующая загадка, по-видимому, появилась так: люди провели параллель между пальцами с ногтями и льдинами и родилась загадка:

Множество людей на себе льдины несут.

(Пальцы и ногти).

Нам думается, что у народов Севера даже больше родства, едине­ния с природой, чем у русских людей. Наверное, это можно объяснить тем, что прогресс медленнее, чем у русских людей, идет на много­численных просторах, удаленных от крупных городов, где проживают многочисленные народности Севера. Но изменения все равно неизбежно проникают в их быт, и тогда рождаются новые загадки. Например, ког­да фотография прочно вошла в жизнь, появилась следующая загадка:

Хоть с глазами - румянца нет, хоть с лицом - сала нет (Фотокарточка).

 

ЗАГАДКИ ЭВЕНКОВ

         Одним из распространенных жанров эвенкийского фоль­клора являются загадки.

Эвенкийская загадка — это замысловатый вопрос, переданный в форме метафоры. Загадка имеет древнее происхождение. Она создавалась на основе накопленного человеком опыта в познании окружающей его природы, в освоении различных трудовых процессов. В загадках отражалась народная мудрость. В них  просматривается наблюдательность эвенков, знание  повадок животного мира.

        Например: «Много говорит, а бездомная» (Кукушка). Это сатира на кукушку. Она много говорит, кукует, а своих кукушат  бросает, гнезда своего не имеет. Очень  много у эвенков и загадок об орудиях труда. Связаны они и с кочевым образом жизни. Загадки эвенков отражают и предметы быта, заимствованные у русских.

         Например: «Мышь тащит кишки» (Игла)  или: «У старушки живот шероховат» (Наперсток). «Посредине моря огонь горит» (Самовар).

         Значение загадок велико в жизни эвенков. В древности у всех народов загадки имели большое значение. При помощи загадок люди расширяли познание мира у подрастающего поколения. Загадки служили одним из спосо­бов испытания мудрости.

Еще до недавнего времени у эвенков загадка была связана с  обрядом посвящения юноши в самостоятельного мужчи­ну с  проверкой его зрелости.

Так, после удачной охоты на крупного зверя в чуме молодого охотника собирались сородичи. Во время угощения старейший рода задавал юноше загадки. Если юноша давал правильные ответы и получал одобрение у присутствующих, он говорил слово «давдым (я победил, одолел, выиграл). Если же он  затруднялся дать правильный ответ, то отец его говорил: «давдаран» (не осилил, сдался, проиграл). Перед каждой загадкой старейший протяжно произносил: «кэ!» (ну). В чуме стояла тишина. Все следили за испытуемым. После того, как старейший рода произносил: «Ну, достаточно», — отец испытуемого объявлял результат: «Всё  же победил!». Дважды, трижды, семь раз, в зависимости от того, сколько загадок было отгадано.

 Загадки широко бытовали и в повседневной жизни. Их загадывали обычно вечером, причем мужчины загадывали мужчинам, женщины — женщинам.

 По своему содержанию загадки делятся на следующие темы:

1) Человек и человеческое тело.

2)Жилище и предметы домашнего обихода.

3)Орудия труда и промысла. 

4)Природа и явления природы.

5) Животный и растительный мир.

6)Современные загадки.

У разных эвенкийских групп имеются разные варианты об одном и том же предмете.

Например: «Вокруг озера куропатки сидят» (Зубы), или: «Внутри горы овцы пасутся» (Зубы).

Во второй группе все загадки отражают быт эвенков: чум, остов чума, таган, дверь, седло, нарта, котел, чайник.

Загадки третьей группы отражают орудия труда, промыс­ла: лук, стрела, ружье, капкан, сеть, невод и т.д.

Загадки последних двух групп касаются природы, окру­жающего мира, животных, растительности.

Например: «Шкура лежит большая, вся в дырочках» (Звез­ды).

ЗАГАДКИ

1. Люди стоят. Из людей дым идет (Чум)..

2. Четыре уха, два брюха (Подушка).

3. В одном доме нет никого, огонь гoрит (Лампа).

4. Один человек беспрерывно кричит (Колокольчик).

5. Сама железная, а хвост из жилы (Игла).

6. По всей тундре со мною похаживают (Унты).

7. Не живет, но человека сильнее (Ружьё).

9. По реке дерево плывет, на дереве камень (Сети).

10.Один старик под водою ходит, сладких оленей ловит (Сети).

11.Внутри огня человек стоит (Месяц).

12.Всех светлее, всех жарче (Солнце).

13.Какой же олень всех быстрее бегает? (Ветер).

14.На землю упали, исчезли (Дождь).

15.Белое одеяло всю землю покрыло (Снег).

16.Везде обманывает, вечно хвастается (Лисица).

   17. Много говорит, а бездомная (Кукушка).

18.Червяк  и в воде живет (Рыба).

19.Не человек, а с человеком paзговаривает (Книга).

 20. Не рисуя, человека показывает (Фотоаппарат).

 

ЗАГАДКИ НЕНЦЕВ

У ненцев - это загадки об окружающем мире, флоре и фауне, о живой и неживой природе, орудиях производства, предметах быта народа.     

Предметами первой группы загадок являются небо, светила. Образы и метафоры народ брал из предметов и явлений,  с которыми он соприкасался постоянно в повседневной жизни.

Например: «Двое мужчин всю жизнь не могут собрать сво­их оленей». Отгадывается эта загадка как звезды.

Растительный мир тундры даст сравнительно мало загадок. Объектами загадок являются трава, ягоды, грибы.

Очень много в ненецком фольклоре загадок о животных.  Это о лисице, куропатке, песце, белке, зайце и, конечно, олене, его рогах, шерсти, ушаx, копытах, хвосте, голове, желудке. Ко второй группе загадок относятся загадки о человеке: частях его тела, одежде, предметах личного обихода.  Чаще всего это малица, бокари, иголка, наперсток, трубка.

Например: «Чернобурая лисица пересекает в обе стороны узенькую ивняковую реку» (Иглы).

К третьей  группе относятся загадки о предметах домашнего обихода.  Это части чума: шесты, нюки, очаг, перекладины.  Метафорические образы для этого обычно берутся из окружающей природы.

Например: «Чёрные тучи, белые тучи вплавь уходят» означает, что поднимаются нюки и поднючья, когда ставят.

Быт и весь уклад жизни ненцев входит в четвёртую группу загадок. Это лук, ружьё,  невод, сеть, капкан, топор.  К этой же группе относятся и загадки, связанные с oленеводческим бытом.

Новые предметы, вошедшие недавно в быт народа, относятся к пятой группе. Загадки являются одним из древних жанров устного народного творчества. По своей  форме ненецкие загадки различны. Эго, в основном, описание,  короткий рассказ.

Например: «В безбрежном  море  щепка плавает», «На склоне шерстяного холма две нарты опрокинуты».

         В основе загадки очень лаконичны (кратки) и состоят из  одного-двух слов.

Загадки

1.                     Двое мужчин всю жизнь не могут собрать своих оленей (Солнце, луна, звезды).

2.                     Красавица друга догнать хочет. Пока друга догоняет,  несколько раз умирает (Луна догоняет солнце).

3.                     В одном гнезде четыре яйца, в каждом яйце по семь птенцов (Месяц, неделя, день).

4.                     В небо уйти хотел, на землю упал (Дым).

5.                     Один ещё только встает, а другой уже землю обошел (Огонь, дым).

6.                     Если  в  воду пустить, исчезнут (Соль, сахар).

7.                     Если ноги были бы, если руки были бы, встал бы до неба дошел бы (Дорога).

8.                     Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит (Морошка).

9.                     Сквозь землю пролез,  русскую шапку надел (Гриб).

10.                У одной тpaвянистой кочки семь отверстий (Голова).

11.                Летом меxoвыe , зимой берестяные (Рога оленьи).

12.                Двуногий не двигает, четырёхногий двигает (Уши оленей).

13.                Старик в  шубе дни и ночи защищает прорубь от ветра (Хвост оленя).

14.                Никакой богатырь бросить не может (Шерсть оленя).

15.                Клубком свернулась (Собака).

16.                На конце холма чернеет уголек (Песец).

17.                Без ствола растет (Яйцо).

18.                Живая — глаза смотрят, умрет — глаза смотрят (Рыба).

19.                Сухое oзеpo с травянистыми берегами (Глаза).

20.                Двух братьев разделяет один хребет, и за всю жизнь они не встретятся (Глаза).

21.                В безбрежном море дощечка плавает (Язык).

22.                Дощечка толкает, косточки разрубают (Язык, зубы).

23.                Одна сторона деревянная, другая – живое мясо (Ребёнок в люльке).

24.                По одному отверстию войдёт, по трем местам выйдет (Человек в малице).

25.                У старухи нос рябой (Наперсток).

26.                Еда ее по углам губ сыплется (Пила).

27.                Сто ног у него, сто голов у него, а за две ноги ведут (Невод).

 

ЗАГАДКИ ДОЛГАН

У долган, особенно хатангских, примыкающих к Якутии, большой популярностью пользуются так называемые малые фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки, неболь­шие рассказы, содержанием которых являются  действительные происшествия (приключения охотников, семейные события, различные поездки).  Они обычно долго не живут, но некото­рые из них передавались из поколения в поколение и перерас­тали в предания.

Это в основном касается каких-то поразивших людей со­бытий: деятельности шаманов, эпидемий, болезней.

Как и любой другой северный народ долганы очень на­блюдательны, хорошо знают тундровую растительность, живот­ных, их повадки. В долгую полярную ночь, греясь у очага зим­ними вечерами, часто развлекали детей, загадывая загадки, вспоминая наиболее меткие пословицы и поговорки.

Малые фольклорные жанры служили развлечением не только для де­тей и молодежи, но даже и для людей более старшего поколе­ния.

Часто загадки импровизировались. Наиболее удачные пе­редавались из поколения в поколение.

Все загадки в композиционном плане представляли не­большие законченные литературные произведения, построен­ные на сравнении.

Например:

1.                     Большой дикий  в тушке ликовал, говорят (Стелька из травы внутри обуви).

2.                     У вертлявого зверя поскоблить не найдется мяса (Ко­мар).

3.                     Люди стояли по обеим сторонам озерка, жердями чума перебрасывались (Ресницы при мигании).

4.                     Много людей, схвативши друг друга за полосы, пляса­ли, стояли (Остов шестового чума).

5.                     Стадо оленей кругом озерка кормится, говорят (Зубы).

6.                     Золотое блюдечко по воде плавает (Солнце).

7.                     Много людей молчат, стоят (Заезды).

8.                     По дороге шесть шерсть щенков  бегут, говорят (Копылья нарт).

9.                     Четыре человека имеют одно лицо, говорят (Стол).

10.                В лесу шаман камлал, говорят (Гребень).

11.                Белый дом с тремя дверями есть, говорят (Штаны).

12.                В реке плавает ящик, говорят (Печень налима).

Большинство загадок тесно связаны с оленеводством, бытом:

1.                     Записывающий не успевает записывать, считающий не успевает считать (Следы оленей).

2.                     К крепкому дереву иней не пристает (Оленьи рога).

3.                     Два щенка взапуски бегут, но перегнать друг друга не могут (Полозья саней).

4.                     Мать, хоркая, осталась, олененок, плача, умчался (Вы­стрел из ружья).

5.                     Один дикий  олень на притоке харкает (Шум от скребка).

6.                     В лесу шаман закамлал (Кипящий котелок).

ЗАДАНИЯ:

1.    Прочитай все эти загадки и попробуй определить, к какой группе

2.    по содержанию относится та или  иная загадка?

3.    Какое значение имеет загадка в жизни  эвенков?

4.    Расскажи об одном   из обрядов посвящения юноши в мужчину, когда дня определения зрелости юноши используют  загадки.

Прикрепленный файл Size
Отражение в фольклоре многовекового опыта народов (загадки).ppt 5.04 MB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн