Требования к уроку и пути совершенствования урока
Дать хороший (качественный) урок – дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.
Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:
1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
6 .Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
8. Эффективное использование педагогических средств.
9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.
10. Формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.
11. Формирование умения учится, потребности постоянно пополнять объём знаний.
12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учётом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.
Дидактические требования
|
Воспитательные и развивающие
|
Организационные
|
1.чёткое определение образовательных задач каждого урока; 2.рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учётом
социальных и личностных потребностей;
3.внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
4.рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
5.творческий подход к формированию структуры урока;
6.сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;
7.обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
8.научный расчёт и мастерство проведения урока;
|
1.воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, коллективизма и др.;
3.внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований
педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах;
4.формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
5.создание проблемных ситуаций;
6.формирование различных видов мышления, памяти и внимания;
7.изучение и учёт уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование “зоны ближайшего развития”;
8.проведение учебных занятий на “опережающем” уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;
|
1.наличие продуманного плана проведения урока;
2.организационная чёткость проведения урока: своевременное начало, высокая плотность, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность;
3.сознательная рабочая дисциплина;
4.подготовка и рациональное использование различных средств обучения, ТСО и НИТО;
5.структурная гибкость и подвижность урока;
6.целостность, завершенность отдельного урока и их системы внутри темы, раздела.
|
Кроме перечисленных требований к уроку выделяются и другие: психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т. д.
Обучение информатике невозможно без совершенствования методики обучения и современного оборудования класса:
· Методическая система у каждого учителя своя, но выполняются общие задачи;
· Осуществление организации четкости урока от первой до последней минуты;
· Чёткая организация рабочего места учителя и учащихся;
· Сообщение темы и цели урока;
· Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности;
· Формирование у учащихся положительных мотивов учения;
· Активизация учебно-воспитательного процесса – выбор наилучшего варианта, когда за короткое время обеспечивается максимальная эффективность решения поставленной задачи;
· Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей;
· Совершенствование типологии уроков
|