Официальный сайт moscowout 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Деревянное зодчество" урок по технологии.

Фото пользователя Венера Ханифовна Кашапова
Submitted by Венера Ханифовна Кашапова on чт, 27/01/2011 - 19:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кашапова Венера Ханифовна
Место работы, должность: 
МОУСОШ №7, г.Азнакаево,Татарстан,учит. нач. кл.
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Технология
Цель урока: 
1. Познакомить детей с особенностями построений русских изб, показать его символичность, дать представление, что орнаменты, узоры отражали тесную связь человека далекого прошлого с природой; 2. Показать уровень высокого мастерства предков, что ставит избы с различными узорами в ряд ценнейших источников материальной и художественной культы русского народа; 3. Развивать у детей эстетический вкус, любознательность, интерес к русской литературе, истории, народному творчеству; развивать фантазию, чувство меры, глазомер, мелкую моторику рук 4. Воспитывать чувство гордости за свой народ, культуру, за золотые руки русских мастеров. 5. Научить использовать подручные материалы для использования вещей, работать с гофрированным картоном,
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

·        иллюстрации русских изб с узорами, деревянных храмов и домов на слайдах;

·        ватман;

·        картон гофрированный;

·        упаковочная бумага;

·         бумажный шпагат;

·         карандаш, линейка, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, дырокол, булавка;

·        Проектор.

 

 

Используемые ЦОР: 


 

Краткое описание: 
На уроке дети узнают много нового про деревянные дома, про культуру,быт русского народа. Узнают так же про строительные материалы, их подготовку, сроки, названия частей дома и т.п. знакомятся с различными узорами.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

                                              Ход урока: 

I.                   Приветствие. ----

- Слайды 1.

-чтение

Лесов строительных житель,

 Этот дом возвёл строитель.

- Здравствуйте,  ребята! 

- Садитесь! Сегодня на уроке мы продолжим изучение традиций русского народа и познакомимся с особенностями деревьев. В наши дни мы смотрим на старинные дома с восхищением и недоумением. У многих возникают различные вопросы.

- Почему наши предки тратили столько труда и времени на эти узоры?

- Почему они делали ее такой нарядной?

-  Как в курной избе крестьянина, задавленного тяжким трудом и постоянной нуждой, создавалось и жило чудо чудное, диво дивное народный узор?

 Сегодня, на уроке технологии мы будем заниматься  аппликацией. Вы уже знаете, что аппликация – это наклеивание различных деталей на какой-то фон. Аппликация  относится к широко распространённому художественному творчеству – декоративно- прикладному искусству. Ещё с давних времён человек стремился сделать своё жилище не только удобным, но и красивым.

Перед началом работы мы с вами поговорим о «Деревянном зодчестве» .

Тема нашего урока «Деревянное зодчество».

Настоящие чудеса творили умелые мастера из дерева. На Руси рубили деревянные крепости, храмы, избы, нарядные палаты.

   Ведущим видом строительства на Руси являлись деревянные постройки. Из дерева строились самые разные сооружения - от жилых и хозяйственных зданий до больших дворцов. (Слайды - 2-8.)

    Изба - деревянный срубный жилой дом.

Слайды 2 . Наша тема «Деревянное зодчество» +слайд  дом с узорами

Слайд  3.  словарная работа – зодчество- архитектура; зодчий – архитектор.

Слайд  4. -деревенская церковь.

Слайд  5.- церковь

Слайд  6.-деревянный  храм

Слайд  9-10 - деревянная мельница

Вопросы по слайдам.

·        Что объединяет эти строения? (они все из бревна)

·        Из какого материала выполнены эти постройки? (бревно и тёса)

·         Из каких деревьев строили избы?

III. Рассказ   «Русское деревянное зодчество».

    Дерево всегда было любимым и распространённым материалом на Руси. Каждой породе дерева отводилась своя роль, у каждой было своё назначение.

(Слайды -11-16).

Например,

для нижних венцов сруба использовали лиственницу,

для рубки клетей- сосну,

для свай, оконных и дверных колод- дуб,

для настила полов и потолков – ель,

для резных и столярных работ- липу и клён.

Что придаёт нарядность этим зданиям? (узоры, резьба) слайды  17-19.

   Особенно нарядны избы Нижегородского края. Они похожи на сказочные терема, сплошь покрытые затейливой резьбой. Здесь любили растительные орнаменты. Среди роскошного узора из густых упругих ветвей, листьев и цветов, гроздей винограда мастера помещали фантастических птиц, львов, похожих на добродушных улыбающихся котов, русалок, которые по крестьянским поверьям охраняли живущих в доме от злых сил. Рельефную резьбу по дереву называют корабельной. Ею украшали не только дома, но и суда, которые плавали по Волге от древнего Ярославля до Астрахани, бороздили воды Каспия.

Элементы татарского дома. (Слайд 20-21)

Русские мастера применяли в основном резьбу по дереву, татары, напротив, использовали в основном богатую палитру красок. Цвет – основная стихия татарского искусства, но и узорная резьба была важным элементом украшения жилища. И сейчас можно увидеть дома с изображениями солнца, геометрических  знаков, цветов и птиц.

Татарские дома. (Слайд – 20-21).

Традиции строительства домов казанских татар складывались веками. Жилые дома с фасадной стороны огораживались забором. Дома стояли от красной линии на 2 метра.

Обратите внимание на различные типы оконных наличников. Слайд 18.

  Мы рассмотрели старинные деревянные постройки , которые были изображены на слайдах. В каких сказках описываются разные избы? («Ледяная избушка и лубяная», «Сказка о золотой рыбке», «Гуси лебеди», во всех сказках Пушкина изображены такие дома.)

   -  А теперь обратите внимание, как готовились к постройке дома.

-  Какие работы выполняли мастера? Мы прослушаем сообщения детей:

1. (Сообщение детей)

 Строевой лес рубили с декабря по февраль, когда сок в стволе от сильных морозов полностью  испарялся. За полгода, до этого с дерева от корня до уровня головы взрослого человека, снимали кору, оставляя полоску шириной в ладонь.

      Брёвна просушивали 1-2 года, коптили над кострищами, торцы брёвен обжигали и смолили. Если бревно быстро впитывало вылитое на него масло, то его считали готовым для работы. Это же подтверждал чистый, звонкий звук при ударе о бревно обухом топора.

Тщательно выбирали место для постройки жилого дома. Учитывался рельеф местности, освещение, продуваемость ветром, наличие вблизи питьевой воды.

      

 


2.     (Сообщение детей)

  Городская усадьба, как и крестьянский двор, должна была состоять из самой избы, бани, погреба, конюшенного сарая, сенницы, кладовых и дровяного кладища, огорода и сада. Жилые строения ставили внутри двора за оградой, главный въезд в усадьбу оформляли особо. Над ним помещалась икона с изображением святого- покровителя хозяина дома или целый набор икон со слюдяным подвесным фонарём.

Изба состояла из трёх частей :

жилой (отапливаемой),

холодной (летней) горниц ,

сеней, в которые вёл вход - крыльцо.

Крыльцо украшали резьбой на столбах- опорах и сложной формы кровлей.

IV. Словарная работа: (слайд 22)

·        Зодчество- архитектура, зодчий-архитектор.

·        Сени- в деревенских избах: помещение между жилой частью дома и крыльцом.

·        Тёс - тонкие доски.

·        Полицы - отводит воду на большие расстояния от стен.

·        Причелины - верхняя часть оконного наличника, предохраняет от загнивания.

 

  

V.  Физкультминутка

У оленя дом большой                  Руки над головой – изображаем крышу дома.

Он сидит, глядит в окошко.        Правым кулачком подпираем щёчку, левой     рукой          

                                                                                                            поддерживаем правую.

Зайка по полю бежит,                  Бег на месте.

В дверь ему стучит:                      Топот ногами, руки на поясе.

«Тут-тук, дверь открой,                Имитация стука в дверь поочерёдно правой и левой   руками.             

                                                                                              Там в лесу охотник злой».          Руки на поясе, поворот вправо и влево с поворотом

«Зайка, зайка, забегай!                                                                                      головы назад.

Лапку мне давай!».                      Зазывные движения рукой. Протягиваем руки                                                       с открытыми  ладонями       

 

 

VI. Мы приближаемся к творческой работе. Посмотрите на конструкцию рубленой избы (у всех на столах).

       

 Наша сегодняшняя задача выполнить в группах композицию «Русская деревня»  и «Татарская деревня».

 Знакомство с алгоритмом работы .

VII. Вспомним правила техники безопасности.

 Перед вами лежат задания. Вы должны  «построить » деревню учитывая те знания, которые вы сегодня получили в начале урока. Должны быть и вода, и деревья, и мельниц. А в конце урока  мы сделаем выставку деревень.

VIII.    Практическая деятельность работы.

IХ  Итог урока.

1.     Какое основное жилище русских крестьян? (Изба).

2.     Из чего строили избы? (из дерева).

3.     Какие породы использовали? (сосну, ель, лиственницу, дуб, липу, клён.)

4.     Из чего вы делали «деревянные постройки». (Из  гофрированного картона.)

Х. Выставка «деревень» (выставка аппликаций.)

 Закончу наше занятие словами, смысл которых, я думаю, теперь понятен вам. Мой низкий поклон русским мастерам и народу тех времен, которые из поколения в поколение, из века в век создавали, шлифовали и несли в будущее свое искусство, название которому русское народное творчество. Он является сегодня гордостью национальной культуры

 

Прикрепленный файл Size
призентация к уроку Дер.зодчество.ppt 393.5 KB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн