Размещено: Ольга Владимировна Свириденко - вс, 30/01/2011 - 09:55
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие обучающихся. (1 мин)
II. Этап актуализации знаний.
Индивидуальная работа по карточкам. (10 мин)
I уровень (карточка № 1).
Выделите термины, обозначающие физический объект, физическое явление, свойство или физическую величину, и запишите в соответствующий столбец таблицы:
Движение, глубина озера, таяние льда, автомобиль, длинная линейка, свечение лампы, высота дома, скорость ветра, дом, отражение света, кипение воды, гром, яркость свечения лампы, объем пирамиды, молния.
Смысл терминов
Физический объект
Физическое явление
Свойство или физическая величина
II уровень (карточка № 2)
Выделите среди приведенных элементов обозначения физических величин, наименование и обозначение единиц физических величин и запишите в соответствующие клетки таблицы.
м/c, 10 мин, 20 м2, 30 мл, с, 3 т, сантиметр кубический, см, кг, метр квадратный, 5 км/ч, дециметр, 5 см3, мл, литр,V, мин, метр в секунду, 40 кг, километр в час, секунда, минута, метр кубический, м2, 200м, килограмм, м, грамм, тонна, км/ч, миллиметр, 58 с, сантиметр квадратный,l, м3 , г, т, л, мм, дм, см3,s,t, 5 л, 18 м/с ,т.
Сведения о физических величинах.
№
Название
Обозначение
Единицы
Числовые значения
наименование
обозначение
СИ
1
Скорость
2
Время
3
Площадь
4
Масса
5
Длина
6
Объем
Взаимопроверка по ключам.
Фронтальная работа.
Учитель в беседе с учениками выявляет первоначальные знания о предмете физика, способах изучения окружающего мира, понятиях « физический термин», «физическая величина», «физическое тело» и т.д. (слайд 3 – 6)
III. Мотивационный этап
П. Мы выяснили, что физические величины измеряют специальными приборами. Откройте с. 8 учебника. Назовите приборы, изображенные на рис. 11, 12 и измеряемую ими величину.
О. Это термометры – приборы для измерения температуры. (слайд 7)
П. Приборы измеряют одну и ту же величину, но они явно не одинаковые. Вы встречались с другими термометрами? (Выслушивает обучающихся). Разные термометры используются в разных условиях: на улице, в комнате, в медицине. Что нужно знать о приборе, чтобы выбрать прибор, наилучшим образом соответствующий условиям эксплуатации? Что представляют собой измерительные приборы? Это нам предстоит сегодня выяснить. Запишите познавательную задачу (ПЗ). (слайд 8)
IV. Этап «создания» нового знания. (13 мин)
П. Для ответа на поставленный вопрос возьмем несколько приборов и выясним, что у них общего и в чем отличия. (Демонстрирует несколько стрелочных приборов, называя их). Названия приборов указаны на рабочих листах. Что общего у этих измерительных приборов?
О. У каждого прибора имеется шкала.
П. Что представляет шкала прибора? Опишите шкалу общими словами.
О. Шкала – это прямая или изогнутая линия, перпендикулярно которой нанесены черточки разной длины. Около некоторых черточек стоят цифры, около крайней слева черточки – цифра 0. (слайд 8)
П. (Демонстрирует изображение шкалы.) Основными элементами шкалы являются деления – промежутки между соседними штрихами одинаковой длины. Наименьший промежуток между соседними штрихами – это наименьшее деление шкалы. Нанесенные цифры – это значения физической величины, соответствующие штриху. (слайд 8)
Мы знаем, что значение единицы физической величины равно числу определенных единиц. Около цифр на шкале единиц величина не указана, а у каждой величины несколько единиц. Есть ли на приборе сведения о единице величины? Откройте с 8 учебника, рассмотрите рис. 4 – 10.
Обучающиеся, рассматривая рисунки, называют физический прибор, величину, измеряемую с помощью этого прибора и единицу измерения данной физической величины.
П. Если прибор распространенный (часы, сантиметровая лента, линейки и т.д.), то на них единицы измеряемой величины не указывают, их знают с детства. У большинства приборов единица величины указана на шкале или специальных переключателях (выделяет на изображении шкалы участок с единицей величины). Если прибор импортный, то единица величины записана латинскими буквами, например, «ml».
У каждого прибора есть указатель. Это либо стрелка (указывает на приборы со стрелками), либо поверхность жидкости в термометре и мензурке. (слайд 8)
Назовите физическую величину, которую измеряют этими приборами. (Демонстрирует линейку ученическую, метр демонстрационный и сантиметровую ленту.)
Зачем нужны три прибора для измерения одних и тех же величин? Чем отличаются эти приборы?
Конкретный прибор измеряет не любое значение величины, а в определенных пределах. Наименьшее и наибольшее значения физической величины, измеряемые прибором, называют пределами измерения этого прибора. (Выделяет на изображении шкалы пределы измерения. Организует запись определения (слайд 9)) Чем еще отличаются эти приборы?
Обратить внимание обучающихся на наименьшие деления шкалы различных приборов, определить какая часть сантиметра приходится на наименьшее деление каждого прибора.
1 см и 1 мм – это значения длины, соответствующие наименьшему делению шкалы. У каждого прибора наименьшему делению шкалы соответствует определенное значение измеряемой величины, которое называют ценой деления шкалы прибора. (Организует запись определения (слайд 10)). Пределы измерения и цена деления – это характеристики измерительного прибора.
Обозначим меньшее значение буквой «А», а большее – «В», число делений «C». (Изображает фрагмент шкалы прибора.) Составьте формулу для расчета цены прибора. (Организует составление формулы.)
Как найти цену деления прибора? Составьте последовательность действий по нахождению цены деления прибора. У вас – 3 мин. Работаем в парах. (слайд 11)
Обсуждение алгоритма нахождения цены деления.
1. Найти на шкале единицу измеряемой величины.
2. Выделить штрихи с цифрами. Записать значение величины, соответствующие этим штрихам.
3. Подсчитать число делений между штрихами.
4. Вычесть из большей величины меньшую и разделить на число делений.
Как найти пределы измерения прибора? (слайд 8)
О. Нужно выделить крайние штрихи шкалы. Цифры, которые стоят около них, и есть наименьшее и наибольшее значения данной физической величины в единицах, указанных на шкале прибора.
Итоги этапа «создания» нового знания.
П. Что вы узнали об измерительных приборах? (Организует воспроизведение обучающимися описания шкалы прибора и определения характеристик измерительных стрелочных приборов, запись темы урока.) (слайд 12)
V. Физминутка «Гимнастика бодрости» (2 мин)
Сидя на стуле: 1. Дышать спокойно
2. Растереть уши энергично
3. Поработать челюстями
4. Потереть щеки
5. Потереть крылья носа
6. Помассировать затылок
7. Легко провести несколько раз по бровям
8. Помассировать лицо, как умыться (слайд 13)
VI. Этап применения нового знания. (15 мин)
П. Как использовать полученные знания об измерительных приборах?
Действительно, прежде чем воспользоваться прибором, нужно установить его характеристики.
Задание 1. Запишите формулировку задания. (Организует выполнение задания в группах с последующей самопроверкой.) (слайд 13)
Каждая пара получает задачи-упражнения на применение отдельных элементов нового знания, к каждому заданию даны способ его выполнения и образец решения. (Приложение 1)
Задание 2. Самостоятельно установите характеристики измерительных приборов, указанных в рабочих листах. Эта работа на отметку.
Дидактические средства:
1.Измерительные приборы: мензурка на 0,5 л, амперметр демонстрационный, вольтметр демонстрационный, динамометр демонстрационный, метр демонстрационный, лента сантиметровая, термометр демонстрационный.