Официальный сайт ejnews 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок по обществознанию в 10 классе Тема: «Строение общества»

Submitted by Зульфия Абдульмагдановна Аюпова on вс, 30/01/2011 - 12:41
Данные об авторе
Автор(ы): 
Аюпова Зульфия Абдулмагдановна
Место работы, должность: 
СОШ№2 города Лениногорская
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 
Цель урока: Познакомить учащихся с элементным составом , структурой общества, социальными институтами и акцентировать внимание на системном подходе к изучению общества.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

 Литература:

Обществознание 10 класс. А.И.Кравченко. Москва.«Русское слово».2003;

Обществознание. Учебное пособие. Ю.Ю.Петрунин. Москва.Университет «Книжный дом» 2007;

Человек и общество. 10-11 классы. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебникова. Москва. «Просвещение»2000

Обществознание. Учебное пособие. Под редакцией Н.И.Мацнева. С- Петербург. «Лань» 2001

 

Используемое оборудование: 

 Оборудование: компьютер, телевизор, презентация.

 

Краткое описание: 
Урок по структуре общества с целью знакомства учащихся с элементным составом , структурой общества, социальными институтами и акцентировать внимание на системном подходе к изучению общества.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

                                                Урок по обществознанию в 10 классе

 

Тема:  «Строение общества»

 

Оборудование: компьютер, телевизор, презентация.

 

Литература:

Обществознание 10 класс. А.И.Кравченко. Москва.«Русское слово».2003;

Обществознание. Учебное пособие. Ю.Ю.Петрунин. Москва.Университет «Книжный дом» 2007;

Человек и общество. 10-11 классы. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебникова. Москва. «Просвещение»2000

Обществознание. Учебное пособие. Под редакцией Н.И.Мацнева. С- Петербург. «Лань» 2001

 

Цель урока: Познакомить учащихся с элементным составом , структурой общества, социальными институтами и акцентировать внимание  на системном подходе к изучению общества.

 

 

I/  Ориентировочно-мотивационный этап.

 

·          Тест по теме « Развитие знаний об обществе»

 

1.        Первым трудом по обществознанию можно считать:

А. «Политику» Аристотеля.

Б. «Капитал» К.Маркса.

В. «Государство» Платона.

Г. «Государя» Н.Макиавели.

Ответ: в.

 

2.        Платон разделил общество на:

А.два класса.

Б. четыре класса.

В. три класса.

Ответ: в

 

3.        Отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеральную( внешних сношений) считается:

А.Ж.Ж. Руссо.

Б. К.Маркс.

В. И.Кант.

Г. Дж.Локк.

Ответ: г

 

4. Если материальный мир может быть предметом точного измерения и анализа, то почему таковым не может стать социальный мир? На этот вопрос первым попытался ответить:

А. Ж.Ж.Руссо.

Б. К.Маркс.

В. Ш.Л. Монтескье.

 Г. И. Кант.

Д. О.Конт.

Е. Дж.Локк

Ответ: д

  

5.        Основоположником теории классов и социального конфликта является:

А. Ж.Ж. Руссо.

Б. К.Маркс.

В. Ш.Л. Монтескье.

Г. И.Кант.

Д. О.Конт.

Е. Дж.Локк.

Ответ: б

 

6.Основателем классической экономики считается:

А. К.Маркс

Б. Г.Спенсер.

В. Д.С. Милль.

Г. А.Смит

Ответ: г

 

7.        Главное произведение Н. Макиавелли:

А. «Государь»

Б. «Государство»

В. «Капитал»

Г. «Диалоги»

Ответ:а

 

8.        Знаменитый труд « Закат Европы» создал:

А. Алексис де Токвиль.

Б. Эдуард Бернетт Тайлор.

В. Освальд Шпенглер

Ответ: в

 

9.        Теорию культурно-исторических типов выдвинули:

А. Алексис де Токвиль.

Б. Эдуард Бернетт Тайлор.

В. Освальд Шпенглер.

Г. Льюис Генри Морган.

Д. Н.Я. Данилевский.

Ответ: д

 

10.     Культурно- исторические типы различаются по своеобразным сочетаниям четырех основополагающих элементов:

А. религиозного.

Б. культурного.

В. научного.

Г. политического.

Д. духовного.

Е. экономического.

Ответ: а,б,г,е.

 

11.     Определяющим фактором развития промышленности выступает:

А. индустриальное общество.

Б. доиндустриальное общество.

В. постиндустриальное общество.

Ответ:в

12.     В каком обществе главным институтами являются церковь и армия:

А. в индустриальном.

Б. в доиндустриальном.

В. в постиндустриальном .

Ответ:б

 

13.     Переходом от какого общества ( типа хозяйства) к какому явилась неолитическая революция:

А. от охоты и собирательства к земледелию.

Б.от земледелия к индустриальному обществу.

В. от капиталистического к социалистическому.

Г. от традиционного к современному.

Ответ: а.

 

14.     Марксизм рассматривает исторический процесс как:

а. процесс смены общественно-экономических формаций

б. процесс, в котором главную роль играют географические факторы.

В. сосуществование изолированных друг от друга культур.

 

15.     Ключевое понятие данной корцепции:

А. категория цивилизации.

б. категория общественно-экономическиой формации

В. категория культуры.

 

16.     Общественно- экономическая формация- это:

А.форма существования общества.

Б.определенный тип экономической системы.

В. есть определенный тип общества, взятый в единстве всех его сторон и сфер.

 

17.     основными элементами структуры общественно-экономической формации являются:

а. базис и надстройка.

Б. культура и экономика.

В. производственные отношения.

 

18.     основоположниками цивилизационного подхода были:

а. К. Маркс и Ф. Энгельс .

б.   Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер и А.Тоффлер.

В. Герберт Спенсер и Макс Вебер

 

19.     Теория общественного договора была создана:

А. Томасом Гоббсом, Джоном Локком и Шарлем Монтескье.

Б. Н. Макиавелли

В. Аврелий Августином

 

20.     Начало полемики между славянофилами и западниками было положено:

А. Религиозными идеалистами С.Н. Булгаковым и Н.А. Бердяевым.

Б. П.Я. Чаадаевым

В. Г. В. Плехановым и В.И. Лениным  

Учитель: Тема сегодняшнего урока  вы видите на экране .  С понятием  «общество» мы знакомы.

 

  • Актуализация определения понятия « Общество»

 

Учащиеся дают 4 определения общества, с которыми они знакомились в 8-9 классах.

 

Общество-

  • этап исторического развития человечества.
  • система отношений.
  • форма объединения людей, сложившееся в процессе совместной деятельности
  • обособившаяся от природы часть материального мира, но тесно связанная с ней.

 

 

Примеры в каком значении употреблено понятие общество в следующих высказываниях:

 

А.  Двери в зал распахнулись и его взору предстало довольно разношерстное общество.

(коллектив)

Б.  За сословиями феодального общества закрепляется определенные круг прав и обязанностей.

(конкретный этап)

В. Пришельцы обнаружили на земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием.

( как система)

Г. В  обществе в отличие от природы действует закон ускорения.

( как человечество в целом)

Учитель: Сегодня мы  должны изучить строение общества. Цели урока  на экране: Познакомить учащихся с элементным составом  и структурой общества.

 

II.Ориентировочно-исполнительский этап.

 

Общим для многих интерпретаций общества является характерный для современной науки системной подход. Общество мыслится как целостная динамическая система. Система- это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающие структурой и организацией и образующее целостное единство. Общество с позиций философии и социологии представляет собой сложную систему, поскольку характеризуется рядом признаков.

Наиболее простым признаком общества как системы является его качественная обособленность. т.е. способность быть автономным явлением, отличным от других явлений природы.

 Вторым необходимым признаком системности общества является гетерогенность строения. Которая означает, что данная система не только выделяется среди прочих объектов, но и сама состоит из автономных частей.

 Третьим признаком общества как системы является то, что все его части взаимосвязаны, что проявляется в некоторых интегральных свойствах системы.

Таким образом, общество как система выделяется относительно других явлений. Состоит из взаимосвязанных частей и обладает интегральными свойствами, которые отсутствуют у отдельных его частей.           Иными словами любая система обладает совокупностью элементов, т.е. элементным составом и структурой, как совокупностью отношений между элементами. Исходя из выше сказанного, социум как система состоит из элементов- индивидов и их объединений, находящихся между собой в взаимодействии, т.е. каким то образом структурировано и прежде всего своей совокупной деятельностью. Следовательно, общество можем определить как совокупность индивидов и их объединений,  между собой во взаимоотношений.  

1. Элементный состав общества. В теории систем элемент определяется как наименьшая дробная часть целого, сохраняющего качественную определенность. Элементом общества является индивид- наиболее общее и абстрактное понятие, включающее в себя всю совокупность его свойств и отношений, в силу чего оно недостаточно информировано, а потому нуждается в уточнении и конкретизации. Индивид может выступить как человек, личность, гражданин. Личность характеризует индивида с позиции его автономности и независимости от других и общества в целом. Личностью можно назвать индивида, который обладает возможностью выйти из общественного производства    без ущерба для благосостояния своего и своей семьи. В психологическом плане личностью становится индивид, который способен формировать собственное мнение и защищать вопреки мнения большинства. Таким образом личность обязательно связана  с обществом и может формироваться только при наличии проявления активности в обществе. Индивид как гражданин характеризует взаимосвязь с государством. Определяется его правовой статус, политическое, экономическое положение в обществе. Гражданин является полноправным гражданином социума, обладает не только правами, но и обязанностями по отношению к обществу и государству, т.е. политико-правовая характеристика индивида.

2. Семья- первая общественная объединение, которое человек застает родившись. ( характеристика видов браков семей в разное время развития общества). Главная функция семьи это воспроизводство и социализация индивида, а так же экономическая функция при реализации которой она превращается в экономическую ячейку общества, став важнейшим элементом социума.

3. Корпоративные объединения, которые создаются с целью ведения совместной хозяйственной деятельности посредством объединения имущества. Денежных средств или трудовых усилий его участников. Корпоративные объединения представляют собой основную производственно-хозяйственную, финансовую  или более широко экономическую единицу общества. Они могут выступить в форме АО, Товариществ, Предприятий.

4. Общественные организации, представляют собой объединения по политическим, духовным, творческим, религиозным, профессиональным и прочим интересам.  Общественные объединения это добровольное самоуправляемое некоммерческое образование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей,  указанных в уставе общественных организаций. Виды общественных объединений:

-Общественная организация ( предусматривает членство, совместную деятельность участников, направленную на защиту и достижения уставных целей.),

-общественное движение (массовое движение, участники которого не имеют членства, преследует социальные, политические и иные общественно-полезные цели),

- общественный фонд ( не имеющие членства, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных поступлений, которые используются на общественно-полезные цели),

- общественное учреждение ( не имеющие членчтва, ставящие своей целью оказание конкретных вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям),

- орган общественной самодеятельности ( не имеющих членства, его цель совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, учебы, работы; результат его деятельности удовлетворение потребности неограниченного круга лиц).

 

II/ Функции и институты общества- как способ сосуществования людей, общество должно функционировать т.е. выполнять определенный набор функций:

  1. производство материальных благ и услуг
  2. воспроизводство и социализация человека
  3. духовное производство и регулирование активности людей.
  4. распределение продуктов труда
  5. регламентация и управление деятельностью и поведения

Для реализации этих функций формируется соответствующие структуры, т.е. организации ( институты) и отношения.

            Социальный институт это устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей, регулируемое сводом социальных норм. Социальный институт- это реальная совокупность людей, которая трудится в определенной сфере. Это исторически сложившиеся, устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленное на удовлетворение потребностей общества.

 

Приведите примеры  социальных институтов  которые функционируют в различных сферах общества. Задание №1

В современном обществе существуют десятки социальных институтов: государственных, правовых, культурных, религиозных, идеологических.

Ключевыми институтами с точки зрения организации общества являются наследование, власть, собственность и семья.

Институциональная структура общества является сложным и разветвленным образованием. Так, внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие, неосновные институты . Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают  множество особых устойчивых систем отношений- финансовые, производственные, маркетинговые, организационно- управленческие институты.

В системе политических институтов современного общества выделяются, наряду с ведущими институтами власти, демократические институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т.д.

В системе правовых институтов выделяются такие составляющие, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.

В структуру религиозных институтов ( на примере христианства) входят институты целибата (безбрачия священников в католичестве),епископата, крещения, исповеди, монашества и т.п.

Внутри социального института родства, наряду с основными институтами семьи и брака, развиваются институты материнства и отцовства, побратимства, наследования, имя-наречения и др.

Социальные институты определяют общество в целом, каждый институт выполняет общественно значимую функцию.

В процессе удовлетворения потребностей возникают между  социальными институтами связи и отношения. Совокупность этих связей и отношений составляет структуру общества. Именно структура придает разрозненным элементам целостность и качественную определенность и дает возможность назвать данную совокупность системой. Чем сильнее внутренние связи и отношения, тем выше надежность и устойчивость системы. 

Общество- это сложная динамическая система, включающая в себя в качестве подсистем сферы общественной жизни.

Экономическая, или материально-производственная сфера- это область общественной жизни, связанная с деятельностью человека по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей.

Социальная сфера- это область общественной жизни, связанная с отношениями между различными социальными общностями( классами, нациями, социальными слоями и т.п.), их ролью в жизни общества.

Политическая, или политико-правовая сфера- это область общественной жизни, связанная с организацией общества и управления им, системой институтов управления.

Духовная сфера- это область общественной жизни, связанная, со специализированным духовным производством, с функционированием социальных  институтов. В рамках, которых создаются и распространяются духовные ценности.

Развитие каждой из сфер общественной жизни  подчиняется собственным закономерностям, но самостоятельность сфер относительна. Неполадки в функционировании одной из них сразу же сказывается на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает кризис в политической сфере, напряженность в социальных отношениях, дезорганизацию людей в духовной сфере, неуверенность в настоящем и будущем.

III.Рефлексия.

1.Элементы общества: индивид, семья , корпоративные объединения, общественные некоммерческие объединения.

2. Функции общества: производство материальных благ и услуг, воспроизводство и социализация человека, духовное производство и регулирование активности людей, распределение продуктов труда, регламентация и управление деятельностью и поведения

4.Социальные институты: экономические институты, политические институты,  правовые институты.

3. Общественные отношения : Экономические, социальные, политические, духовные.

Учитель: Сейчас я хочу вам предложить небольшую игру. Игра называется  «Синквейн». В переводе с французского языка  означает  5 строчек. Это игра поможет вам применить ваши знания  в другой ситуации, способствует развитию аналитического мышления.

Правила игры: Дается одно слово –существительное, которое пишется на первой строчке. На второй строчке нужно написать два прилагательных, которые характеризуют данное слово. На третьей –три глагола. На четвертой – четыре слова: пословицу , поговорку которая будет отражать характер данного слова. На пятой  напишем одно слово на основе  собственного взгляда.

Например:

1.общество

2.многофункциональное, сложное

3.развивает, создает, радует

4.нельзя быть  свободным  от общества.

5.коллектив

А сейчас попробуйте сами. По  следующим словам :личность, экономика.  институт, любовь, дискуссия.

IV.Домашнее задание.

&3, задание №6,7.

 

V. Подведение итогов. Общество является  сложной системой , которое состоит из большого количества элементов, социальных институтов, подсистем и общественных отношений

Прикрепленный файл Size
Урок по обществознанию в 10 классе.doc 75 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн