Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект урока. Тема: Государственное устройство России в 17 в.

Фото пользователя татятьяна ивановна долгошеева
Submitted by татятьяна ивановна долгошеева on вс, 30/01/2011 - 15:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Долгошеева Т,И,
Место работы, должность: 
МОУ СОШ с УИОП №80, учитель истории
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
История
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
В данном уроке основной акцент уделяется работе с источниками, документами, историческими картинами. Сложные понятия изучаются учениками через чувственно-эмоциональное переживание и ощущение. Урок строится на диалоге и обмене мнениями.

Методическая разработка урока истории на тему

«Государственное устройство России в 17 в.»

 

 

 

Автор:

Долгошеева Татьяна Ивановна

учитель истории

МОУ СОШ №80 с УИОП г. Хабаровска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель урока:

Показать учащимся как в результате изменений в социально — экономической и политической жизни в сер. 17 в. в России складывается самодержавный государственный аппарат, направленный на защиту интересов феодалов и дальнейшее закрепощение основной массы крестьянства и угнетение городской бедноты.

Подвести учащихся к выводу, что система государственного управления в 17 в. продолжала сохранять следы старого феодального уклада и приходила во все большее противоречие с объективными потребностями развития страны, что привело впоследствии (нач. 18в) к крутой ломке старых государственных . Учреждений и созданию подлинной централизованной системы управления, подготовило переход от монархии с Боярской думой 17 в., к чиновничье — дворянской монархии 18 в.

Структура урока :

комбинированный урок

Основные понятия урока:

государство, централизованное самодержавное государство и его признаки, местничество, приказы, местное управление, урочные лета, стрелецкие полки.

Опрос фронтальный:

  • какая система хозяйства оставалась господствующей в России в 17?

  • Какими чертами характеризует барщинная система хозяйства?

  • Какие новые черты появились в хозяйственной жизни русского государства в 17в.?

  • Что такое мануфактура и каковы ее характерные черты?

  • Назовите крупнейшие мануфактуры России 17в.

  • В чем состоит главное отличие российской мануфактуры от западноевропейской?

  • Какими чертами характеризуется товарно—денежное хозяйство? В чем его главное отличие от натурального?

  • Что такое всероссийский рынок? Почему он стал складываться в 17в?

  • Чем было вызвано усиление крепостнического угнетения крестьян в 17в?

Изложение нового материала:

Итак, изменения в экономике вызвали изменения в политическом строе. Сегодня на уроке мы познакомимся с этими изменениями .

Что представляла собой эта система управления государством к началу 17 века?

  • Кому принадлежала верховная власть в государстве к к.16в.

  • Какими полномочиями пользовался царь при решении государственных . дел?

  • Какие органы центрального управления были созданы в русском государстве?

  • Как осуществлялась власть на местах?

  • Какие законы были направлены на закрепощение крестьян?

 

Краткий вывод: Итак, в 16 -нач 17 в. в российском государстве складывается государственный . аппарат, при котором управление страной

сосредотачивается в руках царя. Посмотрим какие изменения произошли в государственном устройстве России 17 в.

Усиление самодержавной власти царя.

С сер. 16 в. , с 1645 по 1676 в России правил царь Алексей Михайлович. За время его правления происходит дальнейшее укрепление власти царя. Его распоряжения, воля становятся законом для всей страны. Царь все меньше и меньше советуется с Боярской думой, почти не собирает Земский собор. Бывший подъячий Г.Котошихин об Алексее Михайловиче писал, что он «Государство свое правит по своей воле» и сравнивал нового царя с его отцом, который хотя «самодержцем писался, однако без боярского совету не мог делать ничего»

Работа по картине: картина К.В. Лебедева «В Боярской думе и А.П. Рябушкина «сидение царя с боярами в государственной комнате».

-какую разницу, сравнивая картины, можно отметить в поведении бояр, в их отношении к царю?

\Работа с документом

Соборное уложение (о царе)

положение царя в обществе: за покушение на жизнь царя — смерть

изображение царя на портрете — торжественный случай, прием иностранных послов, блеск, богатство, величие., во круг царя — бояре, представители церкви. Описание одежды царя кафтан — платно

парчовый воротник с изображением святых — барма

шапка Мономаха держава

Обобщение учителя: Именно в XVII в. русские цари стали официально именовать себя самодержцами. К своему имени они прибавляли титул «великий государь, царь и великий князь, всея России самодержец». Россия постепенно превращается в абсолютную (неограниченную) монархию. Кому же была выгодна неограниченная власть царя? Кто поддерживал ее?

Царь, как известно, был крупнейшим феодалом страны. В его дворцовых владениях насчитывалось 80 тыс. крестьянских дворов, и вся его власть была направлена на защиту интересов господствующего класса феодалов, особенно дворян. За время правления Алексея Михайловича дворяне еще больше укрепляют свое положение в государстве, служа верной опорой царю и получая от него взамен полную поддержку в политике дальнейшего закрепощения крестьян, угнетения городской бедноты.

Задание для обобщения: «Доказать, подтвердив фактами , что в XVII в. в России происходит дальнейшее усиление роли дворян».

2. Отмена местничества

Усиление царской власти сопровождалось некоторыми изменениями в системе управления страной. Например, в 1682 г. было отменено местничество. Учащимся предлагается вспомнить:

—  Какой порядок назывался местничеством?

(Местничеством назывался такой порядок, при котором все государственные и военные должности в стране распределялись между боярами не по заслугам, а по породе. Самые знатные и родовитые, несмотря на свою неграмотность, неспособность, получали высшие чины в государстве).

—  Какое же значение, по вашему мнению, имела отмена местничества? 

3. Приказы

. В целях более конкретного знакомства с деятельностью приказов используется картина СВ. Иванова «Приказная изба», которая отражает типичную, повседневную работу одного из приказов. Обращается внимание учеников на то, что приказная изба состоит из двух комнат: небольшой комнаты, которая называлась «казенкой», так как в ней хранились казна и наиболее важные документы приказа, и большой передней, где работали подьячие. В «казенке» за столом сидят: глава приказа — «судья» из бояр и дьяк — главный секретарь приказа. От них зависит окончательное решение того или иного вопроса. Дверь в эту комнату охраняется вооруженным приставом. Он стоит у дверей, опершись о притолоку.

Вопросы по картине:

Какую работу выполняют подьячие, сидящие за столом?

Кто находится в избе в качестве просителей?

Всем ли просителям оказан одинаковый прием?

- Что можно сказать об организации работы в приказах?

4. Местное управление

Мы уже говорили о том, что в XVI в. власть на местах осуществлялась губными старостами, которые выбирались в каждом уезде из числа местного дворянства. К XVII в. число уездов увеличивалось до 250, выросло количество городов. Уездом стал править воевода, который в отличие от губных старост не избирался местным населением, а назначался царем из числа высших слоев дворянства. Воевода ведал всеми делами в подвластном ему уезде: управлял войском, судил и назначал наказания, осуществлял надзор за сбором налогов и податей. Некоторые уезды к концу XVII в. были объединены под властью одного воеводы, в чем также сказалась попытка к дальнейшей централизации государственной власти.

Для подведения итогов используется схема, рассмотрев которую, ученики должны ответить на вопросы:

В чем же проявилась централизация государственной власти?

(Централизация государственной власти проявилась в ослаблении роли Боярской думы, ликвидации Земских соборов, в сосредоточении верховной власти в руках царя, в создании органов центрального и местного управления, подчинявшихся власти царя и осуществлявших его волю на территории всей страны).

Какие меры были приняты правительством с целью усиления централизации государственной власти?

Итак, к XVII в. окончательно утвердился государственный аппарат, одной из важнейших черт которого была централизация власти в руках царя.

 5. Законы, суд

Вся система государственного управления была направлена на возвышение власти царя, укрепление позиции дворянства и защиту их интересов. Этой же цели служили законы и суд.

Учащимся предлагается вспомнить:

Как назывался новый свод законов, который был подготовлен и утвержден при царе Алексее Михайловиче?

(При царе Алексее Михайловиче в 1649 г. на Земском соборе был утвержден сборник законов, получивший название Соборное уложение.)

—  Каково было содержание Соборного уложения по вопросу о крепостных крестьянах?

(Соборное уложение окончательно закрепощало крестьян: крестьяне с их женами и детьми, жившие на земле феодала, навечно прикреплялись к ее владельцу. Помещики получали право искать и насильно возвращать бежавших крестьян независимо от давности их побега, т. е. без урочных лет.)

Соборное уложение, являвшееся сводом законов, утверждало порядок судопроизводства и систему наказаний. Огромную власть получил помещик над своими крестьянами в судебных делах. Специальная статья Уложения говорила о том, что дворяне за «крестьян своих отвечают... во всяких делах». Крестьянин не мог отлучиться для торговли или работы по найму без разрешения своего помещика. В случае нарушения запрета крестьянин наказывался битьем батогами. При совершении особо важных преступлений господин мог подать жалобу на своего крестьянина в суд, который принимал это обвинение безоговорочно, прибегая к пыткам, если даже не было свидетельских показаний. При этом помещик не нес никакой ответственности, если обвинение оказывалось ложным. Суд и расправу над населением сел и городов уезда чинили воеводы. Большое количество судебных дел рассматривалось и в приказах.

Порядок судопроизводства и система наказаний отличались чрезвычайной жестокостью, что наглядно подтверждается на уроке картиной СВ. Иванова «Суд в Московском государстве». Рассказав учащимся о страшных пытках, которым нередко подвергались во время судебного процесса не только обвиняемый, но и свидетели, необходимо подчеркнуть, что система наказаний был неодинаковой для представителей различных сословий. За одно и то же преступление бояре, представители высшего духовенства подвергались лишь «государеву гневу», а служилые люди и трудовой народ — тяжелым телесным наказаниям, длительному тюремному заключению и т.д.

 

6. Вооруженные силы

Для обеспечения охраны феодальных порядков, а также для успешного решения внешнеполитических задач царскому правительству нужны были надежные вооруженные силы. Учащимся предлагается вспомнить:

Что представляло собой войско в XVI в.?

(Войско в XVI в. состояло в основном из поместных дворян, получавших от государя за несение военной службы денежные вознаграждения и земли. В случае необходимости дворяне должны были являться в полном вооружении, на конях, с запасом провизии на все время похода. Их должны были сопровождать крестьяне, вооруженные в крайнем случае рогатиной или топором. При Иване IV в XVI в. было создано новое войско, вооруженное ручным огнестрельным оружием — пищалями. Войско это называли стрелецким).

Ученикам дается задание прочитать в учебнике раздел «Вооруженные силы» и ответить на вопрос:

Как изменились вооруженные силы в XVII в. по сравнению с XVIв.?

(Большую роль стали играть стрелецкие полки, появились новые полки, полки иноземного строя: солдатские (пешие) и рейтарские (конные), которые набирались из даточных и охочих людей. Их служба была пожизненной. Преимущество новых полков перед старым дворянским ополчением состояло в том, что это войско было постоянным. Дворяне являлись на военную службу лишь в случае войны, а чаще они стремились укрыться от военных обязанностей под любым предлогом. Новые полки постоянно находились на военной службе, хотя в свободное от военных дел время и продолжали заниматься различными промыслами и торговлей; вооружены они были новым для того времени оружием: мушкетами, саблями, пистолями, карабинами. Новые полки были лучше обучены и более боеспособны.)

Задание Доказать, подтвердив фактами данной темы, что в XVII в. в России происходит дальнейшее усиление роли дворян

После беседы, проведенной с ребятами по их записям, окончательно оформляется ответ, который заносится учащимися в тетрадь.

 Вывод  по  уроку

Итак, государственный строй России в XVII в. характеризуется дальнейшей централизацией, образованием абсолютной монархии, т. е. такой формы государства, при которой власть монарха (царя) становится самодержавной, неограниченной. Все органы государственного управления — законы, суд, вооруженные силы, — подчиняемые царю, направлены на защиту интересов господствующего класса, предотвращение народных восстаний. Создание такой системы явилось неизбежным следствием развития феодальных отношений и обострения классовой борьбы.

Однако при всей внешней видимости благополучия и непоколебимости созданного царем и феодалами управленческого аппарата в нем ярко проступают язвы феодально-крепостнического строя, его неспособность обеспечить потребности развития страны. Ни вооруженные силы, ни страшный суд, ни воля царя не могли предотвратить новых классовых боев, которые потрясли русское государство в XVII в.

На последующих уроках вы познакомитесь с восстаниями городского населения, а затем с одной из крупнейших крестьянских войн, разразившихся в XVII в. в Русском государстве под предводительством Степана Разина.

Домашнее  задание

1.  Выучить § «Политическое развитие России в XVII в.»

2 нарисовать схему власти России в XVII в.



На: Конспект урока. Тема: Государственное устройство России в 17


 Спасибо за материал.



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн