ГОУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом №3»г.Хвалынска Саратовской области
«Рекомендовано к утверждению»
«Утверждаю»
Методический совет ГОУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом №3»г.Хвалынска Саратовской области
Протокол заседания № _____ «__»сентября 2005г.
Директор ГОУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом №3»г.Хвалынска Саратовской области ______________ Т.А.Бузаева
«__»сентября 2005г
Авторская образовательная программа
дополнительного образования детей
«Мужчина в доме»
Возраст обучающихся – 13-16 лет
Срок реализации программы – 2 года
Разработал: инструктор трудового обучения Сулейманов Р. Р.
г. Хвалынск
Саратовской области
2005 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа реализуется в рамках социально-педагогической направленности и адаптирована для работы в условиях детского дома в плане содержания, способов работы, разновозрастного подхода к формированию групп обучающихся. Предлагаемая программа явилась результатом многолетнего практического опыта работы автора с детьми-сиротами.
Актуальность программы для детей-сирот является очевидной. Дети, выросшие в детском доме, либо практически не имеют никаких представлений о семейной жизни, либо годами наблюдали отрицательную модель семейных отношений в своих биологических семьях. Мальчики-сироты не имеют перед глазами позитивного образа отца как главы семейства и дома, не включены в «мужской» домашний труд, как это происходит в семьях, когда отцы привлекают своих сыновей к тем или иным обязанностям по дому. Привыкнув жить на полном государственном обеспечении в роли подопечного и быть постоянным объектом заботы со стороны других, мальчики – воспитанники детских домов проявляют инфантилизм и полную беспомощность в организации быта в последующей семейной жизни.
Педагогическая целесообразность настоящей программы связана с ее возможностями, которые она может предоставить для решения проблемы социальной адаптации детей-сирот. Благодаря этой программе воспитанники включаются в разнообразную практическую деятельность, приобретают опыт организации семейного быта, пробуют свои силы и способности в решении бытовых проблем, которые принято считать «мужскими». Занятия в рамках программы позволяют смоделировать воображаемые условия, отражающие жизненные коллизии из будущей самостоятельной жизни, требующие решения (подтекает кран, засорилась канализация, перегорел утюг и т.д.) Они дают возможность попрактиковаться во «взрослой» жизни, т.е. прожить проблемную бытовую ситуацию, спроектировать возможные варианты решений, оценить их, выбрать и реализовать оптимальные практические действия.
Кроме того, программа развивает мировоззрение, личностные качества и творческие способности детей, ведь усмотрение и решение проблем, обсуждение разных вариантов действий неотделимы от формирования сознания рачительного хозяина, «хитрого на выдумку», ответственного за свою семью и детей.
В учебном процессе в рамках данной программы учитываются основные педагогические принципы: обучение от простого к сложному; обучение в практической деятельности; сочетание доступности обучения с научной обоснованностью получаемых сведений и практических действий; преемственность и системность в этапах обучения и т.д.
В основу организации взаимодействия детей и педагога положены следующие условия:
Цельпрограммы заключается в формировании у мальчиков-сирот готовности к принятию на себя и самостоятельному решению повседневных проблем, связанных с устройством быта собственной семьи. Эта цель является локальной подцелью генеральной цели воспитательной системы детского дома – формирование полноценной, социально-мобильной, устойчивой и ответственной личности, способной в будущем успешно строить собственную модель жизни, семьи.
Выполнение цели предполагает решение комплекса задач.
Образовательные задачи:
•ознакомить воспитанников с понятием «ведение домашнего хозяйства»;
• обобщить и систематизировать знания о предметах домашнего обихода (мебели, утвари, столярных изделий), системах водоснабжения и канализации, электротехники;
• сформировать навыки выполнения элементарных бытовых работ по мелкому ремонту мебели, столярных изделий, ремонту санитарно– водопроводной сети, электропотребителей и электроарматуры.
Воспитательные задачи:
•формировать адекватную трудовую ориентацию и способствовать профессиональному самоопределению воспитанников детского дома;
• воспитывать у детей знания, умения и навыки, необходимые в повседневном ведении домашнего хозяйства;
• развивать у ребенка волевые качества, ответственность, умения рассчитывать собственные силы, доводить начатое дело до конца, самостоятельно преодолевая возникшие трудности.
Развивающие задачи:
•развивать воображение на примере бытового самообслуживания;
• развивать самостоятельность при выполнении задания;
• научить применять полученные знания на практике, стимулируя смекалку, поиск рационального и доступного решения поставленной или возникшей задачи;
• научить планировать свою деятельность, осуществляя самоконтроль на каждом этапе выполнения задания.
Отличительной особенностьюпрограммы является то, что она является преемственной по отношению к типовым программам по предмету «Технология» общеобразовательной школы. Однако она не дублирует материал школьных программ, а расширяет его, так как дети-сироты не имеют возможности закрепить необходимые умения, как это делают дети в семьях под руководством отцов. Программа переработана применительно к условиям мастерских детского дома и является программой по дополнительному изучению, закреплению и расширению знаний, умений и навыков, получаемых в общеобразовательной школе. Эта отличительная особенность порождает новизну программы, так как подобные программы автору не встречались.
Сроки реализации программы.Программа рассчитана на детей в возрасте от 13 до 16 лет. В группу первого года обучения включаются мальчики 13-14 лет, в группу второго года – 15-16 лет. Поскольку программа имеет линейную структуру, то этапы программы определяются годами обучения: 1 этап – первый год обучения, 2 этап – второй год обучения.
Формы занятий. Занятия проводятся в групповой и индивидуальной формах. Групповая форма (3-4 воспитанника работают под руководством педагога и более подготовленного сверстника) необходима, так как дети поступают в детский дом в течение всего учебного года, «новичков» необходимо достаточно быстро доучить, что и происходит под руководством их более опытных сверстников. Индивидуальные формы занятий целесообразны, учитывая повышенную ранимость, эмоциональную неустойчивость, депривированность детей-сирот.
Режим занятий.Образовательный процесс длится 2 года, занятия проводятся один раз в неделю, по два академических часа с перерывом по 10 минут.
На: Программа дополнительного образования детей «МУЖЧИНА В ДО
очень актуальная тема и не только для детей сирот... Спасибо.