Официальный сайт 4stupeni 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Река Миус.

Фото пользователя Наталья Николаевна Серикова
Submitted by Наталья Николаевна Серикова on чт, 03/02/2011 - 19:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Серикова Наталья Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ Ряженская сош
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
Краеведение
Цель урока: 
создать педагогические условия, при которых ученик сможет 1. Объяснить, что такое река, исток, устье, приток реки. 2. Показать на физической карте РО реку Миус, её исток, устье, притоки, бассейн реки. 3. Характеризовать экологическую обстановку реки. 4. Задуматься о роли реки в годы ВОВ. 5. Задуматься о роли реки в своей жизни.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. Рабочая тетрадь РО.

Учебник по географии Ростовской области.

Используемое оборудование: 

 

мультимедийный проектор, тематические карты Ростовской области, географические атласы, учебники, статистические данные по теме: «Реки Ростовской области».

 

Используемые ЦОР: 

 

мультимедиа издание по географии для общеобразовательных учебных заведений “География 6-10 классы. Библиотека электронных наглядных пособий, собственная разработка презентация “Река Миус”.
Краткое описание: 
Урок составлен в рамках краеведения. Миус - это особая река, мы проживаем на её берегах..

 

I. Организационный момент.
II. Вводное слово учителя.
Урок начинается с чтения стихотворения о реке Миус.
Время память делает острее,
Ратная дорога не легка…
Волга, Висла, Днепр, Одер, Шпрея,
И в донской степи Миус – река.
 Учитель:
Неслучайно наш урок начался именно с этих строк. Как вы, думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? – Правильно! О нашей реке Миус. В Ростовской области много больших и малых рек. Самая протяжённая река Дон , но нам всёже хочется поближе узнать ту реку, которая протекает по нашей территории. Сегодня на уроке попробуем совершить заочное путешествие по этой реке. Ребята, а какая она –река Миус?(постановка проблемного вопроса)слайд №3
Учащиеся: ответы
Ш. Первичное усвоение знаний
Учитель: Скажите, что главное нам нужно знать, для того, чтобы охарактеризовать нашу реку?
Учащиеся: ответы
Учитель: Миус – самая протяженная река южного склона Донецкого кряжа. Ее длина – 258 км. Верхнее течение Миуса находится на Украине, среднее и нижнее – в Ростовской области. Площадь бассейна - 6680 км².  (слайд №4)
Река берет начало на склонах Донецкого кряжа( Украина). Долина Миуса в верховьях имеет V-образную форму, ширина которой варьируется от 0,2 до 1,2 км; ниже по течению, в пределах степной зоны она расширяется до 5 — 6 км. Заводи в верховьях на отдельных участках отсутствуют, в среднем и нижнем течении реки их ширина составляет до 800 м; берега покрыты луговой растительностью и кустарником. Русло извилисто и имеет ширину 15 — 25 (в низовьях — до 45м). Глубина реки на плёсах до 6 м, на перекатах уменьшается до 0,5 м, впадает в Миусский лиман Таганрогского залива (Азовское море).(слайд №5) А давайте ребята откроем физическую карту РО и подтвердим вышесказанные слова.
Учитель: Мы сказали река извилистая, а как же нам определить её длину по карте?
  • А теперь наша задача – научиться определять длину рек. Мы уже умеем измерять длину между городами. Чем отличается сущность измерения расстояния между городами и длины рек? (Реки извилистые.)
  • Как можно измерить длину кривой извилистой реки? (С помощью нитки и линейки.)
  • Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб. Измерьте длину реки.(слайд №6)
Учитель:Ее русло находится в узкой и глубокой долине, течет река относительно спокойно. Значительными скоростями течения характеризуется левый приток Миуса – речка Миусик (длина – 21 км). В настоящее время на разных участках этих рек сооружены плотины, выше которых образовались водохранилища. (слайд №7)Далее учитель читает стихотворение.
отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова « Дед Мазай и зайцы»
…Я раз за дровами
В лодке поехал-….
Вижу один островок небольшой-
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
Учитель: Автор произведения ? Название? О каком природном явлении пишет автор? С чем связано это явление?
- рассказ о режиме рек (электронный учебник) Прослушаете и подумайте,
какой тип питания и режим имеет наша река Миус?
Рефлексия: Слушает, корректирует ответы
Питание преимущественно снежное и дождевое. Замерзает в декабре, вскрывается в марте. Характерны весенние наводнения.(слайд №8)
Учитель: Ребята, для того, чтобы узнать, какая река Миус давайте обратимся к истории реки.( слайд №9)
Широко распространенное в Примиусье придание о том, что название нашей реки произошло от сказанного некогда сравнения – «Вьется як мий ус», есть красивое, но все же легенда. Исторические достоверные источники свидетельствуют о том, что имя Миусу дал в 1330 году, побывавший в наших краях арабский ученый-путешественник Ибн Батутта. Имя «мий – топь» и « усавода», т.е. река с топкими берегами. Это только подтверждает наши слова о весеннем наводнении.
(Слайд №10)Исстари славился своей рыбой Миус. Старики еще помнят, как шла на нерест по Миусу «красная рыба»: севрюга, осетр, в каком количестве были не менее ценные рыбец, шемая. В изобилии водились сомы, сазаны, щуки. В Москве был даже Миусский рыбный рынок, от которого нынче осталось лишь название площади. Удивительно: ловили сетями, «черпаками» и еще незнамо чем, кто сколько мог. И рыбы не убывало. Полноводной, чистой, обильной была наша река Миус еще лет 30 назад. Берега украшали вербы, камыши. Вода была чистой и прозрачной и это не смотря на то, что работали водяные мельницы, электростанции и было множество плотин.
Об удивительном прошлом Миуса, который вошел в историю Великой Отечественной войны, знают очень многие. Более полувека прошло с тех пор, как советские воины отстояли Миус от немецко-фашистких захватчиков. Миус – фронт! Кому из людей не известны эти два слова, кого не потрясают они мощью армии и мужеством воинов, сумевших разорвать стальное кольцо фашистских оккупантов.
 каждый год 30 августа на реке Миус недалеко от Матвеева Кургана, где в 1943 году полгода велись самые ожесточенные бои,отмечают годовщину освобождения Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков.(слайд №11)
Учитель: Теперь здесь не звучат выстрелы, нет иноземных врагов, но дела наши стали врагами природы и вновь необходима борьба за Миус.
(слайд №12) Читают стихотворение
Река – это и вода, и рыба, раньше Миус кормил и поил нас. А теперь! Что мы оставляем в наследство внукам? Грязный ручей…? (слайд №13) Далее 3 слайда экология реки.
Учащиеся: работа по дополнительному материалу
Рефлексия: Слушает, корректирует ответы
Но есть и приятные моменты! В реке стали появляться раки, а это говорит о том, что река понемногу стала очищаться от грязных шахтных вод с Украины.
Учитель: так какая же она – река Миус?
IV. Осознание и осмысление блока новой учебной информации, осознание способов действия
Составляют кластер по группам, используя запись в тетради, карты атласа, статистические материалы.
V. Применение новых знаний
Составление географического положения р.Миус.
VI. Подведение итогов урока. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы при выполнении домашнего задания и на следующем уроке. Помогает найти способы достижения этих целей.
VII. Домашнее задание: Выучить конспект урока, повторить определения по теме : «Реки».
 
Прикрепленный файл Size
река Миус.pptx 7.66 MB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Михаил Александрович Коломийцев

На: Река Миус.


Наталья Николаевна, план урока разносторонний охватывает не только географию но и создает образ реки. Но презентацию посмотреть не могу. Если есть возможность сохраните ее в 2003 и загрузите.

_

С уважением, Коломийцев М.А.

С уважением, Коломийцев М.А.




Фото пользователя Наталья Николаевна Серикова

На: Река Миус.


Обязательно постараюсь выполнить вашу просьбу. Но сегодня, что-то не добавляется.




Фото пользователя Анна Эртель

На: Река Миус.


Уважаемая Наталья Николаевна! Спасибо за интересный полезный материал! Он может помочь многим учителям в отборе содержания и форм проведения уроков по региональной географии. с удовольствием порекомендую учителям!
Анна Эртель, РО ИПК и ПРО


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн