Submitted by Наталья Николаевна Серикова on чт, 03/02/2011 - 19:00
I. Организационный момент.
II. Вводное слово учителя.
Урок начинается с чтения стихотворения о реке Миус.
Время память делает острее,
Ратная дорога не легка…
Волга, Висла, Днепр, Одер, Шпрея,
И в донской степи Миус – река.
Учитель:
Неслучайно наш урок начался именно с этих строк. Как вы, думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? – Правильно! О нашей реке Миус. В Ростовской области много больших и малых рек. Самая протяжённая река Дон , но нам всёже хочется поближе узнать ту реку, которая протекает по нашей территории. Сегодня на уроке попробуем совершить заочное путешествие по этой реке. Ребята, а какая она –река Миус?(постановка проблемного вопроса)слайд №3
Учащиеся:ответы
Ш.Первичное усвоение знаний
Учитель:Скажите, что главное нам нужно знать, для того, чтобы охарактеризовать нашу реку?
Учащиеся:ответы
Учитель:Миус – самая протяженная река южного склона Донецкого кряжа. Ее длина – 258 км. Верхнее течение Миуса находится на Украине, среднее и нижнее – в Ростовской области. Площадь бассейна - 6680 км². (слайд №4)
Река берет начало на склонах Донецкого кряжа( Украина). Долина Миуса в верховьях имеет V-образную форму, ширина которой варьируется от 0,2 до 1,2 км; ниже по течению, в пределах степной зоны она расширяется до 5 — 6 км. Заводи в верховьях на отдельных участках отсутствуют, в среднем и нижнем течении реки их ширина составляет до 800 м; берега покрыты луговой растительностью и кустарником. Русло извилисто и имеет ширину 15 — 25 (в низовьях — до 45м). Глубина реки на плёсах до 6 м, на перекатах уменьшается до 0,5 м, впадает в Миусский лиман Таганрогского залива (Азовское море).(слайд №5) А давайте ребята откроем физическую карту РО и подтвердим вышесказанные слова.
Учитель:Мы сказали река извилистая, а как же нам определить её длину по карте?
А теперь наша задача – научиться определять длину рек. Мы уже умеем измерять длину между городами. Чем отличается сущность измерения расстояния между городами и длины рек? (Реки извилистые.)
Как можно измерить длину кривой извилистой реки? (С помощью нитки и линейки.)
Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб. Измерьте длину реки.(слайд №6)
Учитель:Ее русло находится в узкой и глубокой долине, течет река относительно спокойно. Значительными скоростями течения характеризуется левый приток Миуса – речка Миусик (длина – 21 км). В настоящее время на разных участках этих рек сооружены плотины, выше которых образовались водохранилища. (слайд №7)Далее учитель читает стихотворение.
отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова « Дед Мазай и зайцы»
…Я раз за дровами
В лодке поехал-….
Вижу один островок небольшой-
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
Учитель:Автор произведения ? Название? О каком природном явлении пишет автор? С чем связано это явление?
- рассказ о режиме рек (электронный учебник) Прослушаете и подумайте,
какой тип питания и режим имеет наша река Миус?
Рефлексия:Слушает, корректирует ответы
Питание преимущественно снежное и дождевое. Замерзает в декабре, вскрывается в марте. Характерны весенние наводнения.(слайд №8)
Учитель:Ребята, для того, чтобы узнать, какая река Миус давайте обратимся к истории реки.( слайд №9)
Широко распространенное в Примиусье придание о том, что название нашей реки произошло от сказанного некогда сравнения – «Вьется як мий ус», есть красивое, но все же легенда. Исторические достоверные источники свидетельствуют о том, что имя Миусу дал в 1330 году, побывавший в наших краях арабский ученый-путешественник Ибн Батутта. Имя «мий – топь» и « уса – вода», т.е. река с топкими берегами. Это только подтверждает наши слова о весеннем наводнении.
(Слайд №10)Исстари славился своей рыбой Миус. Старики еще помнят, как шла на нерест по Миусу «красная рыба»: севрюга, осетр, в каком количестве были не менее ценные рыбец, шемая. В изобилии водились сомы, сазаны, щуки. В Москве был даже Миусский рыбный рынок, от которого нынче осталось лишь название площади. Удивительно: ловили сетями, «черпаками» и еще незнамо чем, кто сколько мог. И рыбы не убывало. Полноводной, чистой, обильной была наша река Миус еще лет 30 назад. Берега украшали вербы, камыши. Вода была чистой и прозрачной и это не смотря на то, что работали водяные мельницы, электростанции и было множество плотин.
Об удивительном прошлом Миуса, который вошел в историю Великой Отечественной войны, знают очень многие. Более полувека прошло с тех пор, как советские воины отстояли Миус от немецко-фашистких захватчиков. Миус – фронт! Кому из людей не известны эти два слова, кого не потрясают они мощью армии и мужеством воинов, сумевших разорвать стальное кольцо фашистских оккупантов.
каждый год 30 августа на реке Миус недалеко от Матвеева Кургана, где в 1943 году полгода велись самые ожесточенные бои,отмечают годовщину освобождения Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков.(слайд №11)
Учитель:Теперь здесь не звучат выстрелы, нет иноземных врагов, но дела наши стали врагами природы и вновь необходима борьба за Миус.
(слайд №12) Читают стихотворение
Река – это и вода, и рыба, раньше Миус кормил и поил нас. А теперь! Что мы оставляем в наследство внукам? Грязный ручей…? (слайд №13) Далее 3 слайда экология реки.
Учащиеся: работа по дополнительному материалу
Рефлексия:Слушает, корректирует ответы
Но есть и приятные моменты! В реке стали появляться раки, а это говорит о том, что река понемногу стала очищаться от грязных шахтных вод с Украины.
Учитель:так какая же она – река Миус?
IV.Осознание и осмысление блока новой учебной информации, осознание способов действия
Составляют кластер по группам, используя запись в тетради, карты атласа, статистические материалы.
V.Применение новых знаний
Составление географического положения р.Миус.
VI.Подведение итогов урока. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы при выполнении домашнего задания и на следующем уроке. Помогает найти способы достижения этих целей.
VII.Домашнее задание:Выучить конспект урока, повторить определения по теме : «Реки».
Размещено чт, 03/02/2011 - 20:14 пользователем Михаил Александрович Коломийцев.
Наталья Николаевна, план урока разносторонний охватывает не только географию но и создает образ реки. Но презентацию посмотреть не могу. Если есть возможность сохраните ее в 2003 и загрузите.
Размещено чт, 03/02/2011 - 21:07 пользователем Анна Эртель.
Уважаемая Наталья Николаевна! Спасибо за интересный полезный материал! Он может помочь многим учителям в отборе содержания и форм проведения уроков по региональной географии. с удовольствием порекомендую учителям!
На: Река Миус.
Наталья Николаевна, план урока разносторонний охватывает не только географию но и создает образ реки. Но презентацию посмотреть не могу. Если есть возможность сохраните ее в 2003 и загрузите.
_
С уважением, Коломийцев М.А.
С уважением, Коломийцев М.А.
На: Река Миус.
Обязательно постараюсь выполнить вашу просьбу. Но сегодня, что-то не добавляется.
На: Река Миус.