«Предназначая только одного на миллион
стать Ньютоном или Рафаэлем,
природа вложила миллионы людей,
которые не являются гениями
и не могут стать ими,
большие, важные и нужные для всего человечества
творческие задатки.
Их развитие, несомненно, является целью нашего существования;
существования их само по себе является важным и всеобщим
культурным средством, которым обладает род человеческий»
Иоганн Генрих Песталоцци
(швейцарский педагог)
В современном обществе на сегодняшний день неизбежно возникают вопросы: чему учить? зачем учить? как учить?, но, вместе с тем, появляется еще один: как учить результативно?
Полученные в школе знания (которые мы раньше накапливали по кирпичику, а затем вспоминали, устроившись на работу, или, забывали напрочь) должны способствовать не только поступлению в вуз, а дальнейшему жизненному благополучию конкретного человека. Другими словами, качество образования теперь оценивается как вопрос выживания. Теперь ценится не только способность знать, но и способность действовать. Важно помнить: ребенок не готовится к будущей жизни – он уже живет реальной сегодняшней жизнью. Отсюда и видна специфика другого обучения – компетентностно-деятельностного, основная цель которого - формирование у школьников ключевых компетенций.
Развитие ключевых компетенций достигается не только, да и не столько при изучении учебного предмета на уроке, а и «через» всю организацию школьной жизни, «через» её связь с другими значимыми сторонами жизни школьников. С этой точки зрения образовательный процесс не равен учебному процессу. Образовательный процесс включает в себя и учебный процесс, и внеурочную деятельность, значение которой при изучении физики велико. Причем, сложности и особенности предмета можно использовать продуктивно.
Так, физика, наука экспериментальная, представляет большие возможности для организации компетентностно-деятельностного обучения, однако, планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ результатов, изготовление дидактических средств требует дополнительных временных затрат от учителя, но к этой работе в разумных пределах можно привлечь желающих школьников после уроков. В ходе такого сотрудничества формируются и практические навыки и умения и коммуникативные компетенции школьников.
Во-вторых, согласно компетентностному подходу к обучению этап познания нового материала организуется как процесс решения познавательных задач, имитирующих научное исследование, которое трудно уложить в 45-тиминутный урок, самостоятельное исследование требует больше времени, чем восприятие объяснения учителя. Поэтому возможен перенос основной самостоятельной исследовательской работы на внеурочное время.
В-третьих, очень трудоемким является процесс формирования практических навыков школьников, ведь дети приходят к учителю физики только в 7 классе, и очень многие ученики не могут обойтись без помощи учителя, что приводит к потерям времени на уроке и как итог не выполнение запланированного. Отработку предметных практических умений вполне можно организовать после уроков.
Рассмотрим иной аспект вопроса.
Где современный высокомотивированный школьник может продемонстрировать свои знания по предмету? На уроке? Несомненно.
Только для одаренных детей рамки урока порой становятся «тесны», а «пятерка» в дневнике или одобрение одноклассников уже не являются адекватной и приносящей удовлетворение оценкой знаний.
Учитывая требования времени к образованию, в условиях ограничений классно-урочной системы, к сожалению, слабой материально-технической базы сельской школы возрастает роль внеурочной деятельности обучающихся. Именно поэтому возникла необходимость определенным образом организовать внеурочную деятельность школьников.
Так, возник педагогический проект «Организация внеурочной деятельности школьников».
Основная цель Проекта: создание научного объединения обучающихся по предметным направлениям как формы самостоятельной внеурочной образовательной деятельности.
Этапы педагогического проекта:
I этап: Организация физико-математического кружка «Клуб Архимедес»
II этап: Организация первой школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее».
III этап: Создание общешкольного научного объединения обучающихся по предметным направлениям.
Участники Проекта: обучающие 7 – 11 классов и все желающие.
Основные применяемые технологии: 1)Проектные; 2)Исследовательские; 3) ИКТ-технологии.
Организация физико-математического кружка «КЛУБ АРХИМЕДЕС»
Цель: создание научного объединения обучающихся как формы самостоятельной внеурочной образовательной деятельности по предметам.
Задачи проекта:
ü формирование ведущих компетентностей у школьников, которые позволили бы самостоятельно в дальнейшем определять цели своей деятельности, способы и формы решения поставленных задач, защита результатов исследования.
ü Подготовка обучающихся к предъявлению индивидуальных способностей на различных уровнях.
ü Развитие межпредметных связей в области естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин.
ü Формирование ответственности за успешность своего учения, за результат своего труда и умения определять ближайшие цели свое деятельности.
Работа физико-математического кружка «Клуб Архимедес» проводится в нескольких направлениях:
I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);
б) работа с обучающимися по отдельной программе:
- помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи;
- обучение в заочной физико-математической школе при МФТИ;
- участие в олимпиадах разного уровня.
II направление – групповая работа (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей)
III направление – массовая работа – посещение музеев и планетария, совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практической конференции школы, районных и городских мероприятиях.
Организация первой школьной научно-практической конференции
«Шаг в будущее»
В целях развития интеллектуальной, творческой инициативы и учебно-познавательных интересов обучающихся, формирование у обучающихся потребности и установки на престижность занятий фундаментальными науками, создание условий для профессионального самоопределения обучающихся школы, развитие коммуникативных умений и способностей обучающихся в школе при поддержки коллег была организована первая научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее», в которой в этом учебном году приняло участие 29 обучающихся 5-11 классов, среди них 8 моих учеников.
Научно-практическая конференция школьников является итогом учебно-исследовательской деятельности, которая связана с решением обучающимися творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства). Научно-практическая конференция может являться заключительным этапом Предметных недель и декад методических объединений.
Основные секции конференции:
ü Физико-математическая секция;
ü Гуманитарная секция;
ü Естественнонаучная;
ü Человек в современном мире.
Проведению конференции предшествовала большая организационная работа: разработано Положение о школьной научно-практической конференции, проведен общешкольный конкурс на лучшую эмблему, разработаны критерии оценивания ученических проектов. Каждая работа оценивалась по трем направлениям: печатный вариант, презентация, публичная защита на секции. Подготовлен и проведен обучающий семинар с руководителями проектов, членами предметных комиссий и жюри старшеклассников, подготовлены Дипломы победителей. Награждение победителей проходило на общешкольной линейке.
Создание научного объединения школьников – задача ближайшего будущего.
Любая деятельность для школьника тогда значима, когда он видит результаты своего труда. Поэтом учитель должен подумать, где и в какой форме будут представлены работы его учеников. Ученики, с которыми мы прошли все этапы по реализации творческих идей, успешно принимали участие в научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня.
Приобщить школьника к научно-исследовательской деятельности и к олимпиадному движению должен учитель. А для этого педагог сам должен творчески относиться к любому виду своей профессиональной деятельности, будь то составление календарно-тематического планирования, разработка урока, подбор заданий, обобщение распространении собственного педагогического опыта, участие в конкурсах и конференциях.Это условие является важным фактором реализации эффективных изменений в образовании.
|