Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Учимся сочинять сказку»

Данные об авторе
Автор(ы): 
Поротова (Чуприна) Анастасия Ивановна, Большакова Полина Алексеевна
Место работы, должность: 
В 2008 году студенты 5-го курса РГПУ им. А. И. Герцена Института народов Севера, специальности "Родной язык и литература" с дополнительной специальностью "Русский язык и литература"
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Уровень образования: 
школы-интернаты, детские дома
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Социальный работник
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Библиотечное дело
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Предмет(ы): 
Родной язык
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
1) Научить детей придумывать волшебные сказки, сказочные истории, т.е. создавать тексты, отличающиеся своеобразным содержанием, построением, языком. Научить находить необычного сказочного героя, развивать сказочный сюжет, наполняя его удивительными событиями, используя «сказочные языковые средства». При проведении занятий мы обучаем детей приемам создания сказок на основе: - слов, подсказывающих неожиданные повороты сюжета сказки; - введения нового волшебного помощника; - готовой схемы сюжета; - «фантастического анализа» сказочного персонажа; - характерных особенностей того или иного персонажа; - сказки «в заданном ключе (временном и пространственном)» и т.д. 2) Познакомить детей со Сказочной страной и подготовить их к самостоятельному путешествию по ней. 3) На основе готовой схемы сюжета научить сочинять новые сказки.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
15
Используемое оборудование: 

Компьюте, проектор, экран

Используемые ЦОР: 

Презентайия в программе PowerPoint

Краткое описание: 
Учимся сочинять сказку

Недаром дети любят сказку.

                                                                                                Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

                                                                                               Уже предчувствует душа.

                                                                                           И на любые испытанья

                                                                                               Согласны храбрые сердца

                                                                                                 В нетерпеливом ожидании

                                                                                           Благополучного конца.

                                                                        (В.Берестов)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

- Вам известно, что сказки входят в число самых любимых детских книг.

            Сказка, по словам великого выдумщика и сказочника С.Маршака не знает границ, не допускает безнадежных положений. У сказки есть счастливая возможность охватывать бесконечные пространства, сталкивать различные времена, причудливо преображать действительность.

            Нужно ли удивляться, что на сказках училось и воспитывалось не одно поколение людей, что сказочники всех времен и народов вольно или невольно становились учителями, наставниками, воспитателями.

            Дорогие ребята, каждый из вас отправится в путешествие по удивительной стране, которой нет ни на одной карте мира. В этой стране очень интересно. В ней всегда побеждают добро и красота, невозможное становится возможным. Даже смерть отступает, если на помощь приходят верные и неверные друзья!

            Ученик: Вы, конечно, догадались, что это Сказочная Страна. Она находится далеко: «за тридевять земель, в тридесятом царстве». Время в этой стране бежит сказочно быстро. «Долго ли, коротко ли» - говорится в сказке,- и действие легко переносится из настоящего в будущее или на несколько лет назад. В этой стране живут необыкновенные герои: Иванушка-дурачок, который оказывается умнее о добрее своих старших братьев, трудолюбивая и скромная Василиса Прекрасная, которую пощадила даже злая Баба Яга.

            Ученик: Герои сказок борются со злом и несправедливостью. Чтобы найти и спасти любимого человека или друга, они проходят полсвета. В трудные минуты на помощь к ним приходят волшебники, деревья, травы, цветы, звери и птицы.

            Ученик: В стране сказок происходят чудеса! Стоит только произнести волшебные слова «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо  мной, как лист перед травой!» и появится необыкновенный конь: из ушей – пламя, из ноздрей дым валит.

            Если влезть в одно ухо коня и вылезти из другого, можно превратиться в красивого и умного Ивана-царевича.

            Если удариться в землю, можно стать ясным соколом и высоко взлететь над землей.

            Можно жениться на лягушке, которая потом окажется Василисой Премудрой.

            С помощью волшебной куколки за одну ночь можно переделать самую разную работу: посадить и вырастить лен, сделать из нее нитки, а затем выткать из этих ниток необыкновенно тонкое полотно.

            Ученик: А если взмахнуть волшебной палочкой, исполнится любое желание.

            По мановению волшебной палочки все вы проникните в необычайно интересные, далекие и близкие уголки Сказочной Страны. Много интересных, веселых приключений произойдет с вами. Немало препятствий устроят вам на пути сказочные герои, но смекалка, находчивость, любовь к сказочным путешествиям помогут вам.

            Каждый из вас должен выбрать средство передвижения, это может быть и ковер-самолет, и сапоги-скороходы, и ступа Бабы Яги, и волшебная палочка.

            Маршрут путешествия каждый определяет самостоятельно.

Учитель: Страна Сказок – неизвестная страна, еще много белых пятен не разгадано на ее карте. Разгадать их – ваша задача. Сказочная Страна ждет вас, мои друзья! В предстоящем увлекательном путешествии вам поможет карта Сказочной Страны, составленная предыдущими путешественниками – исследователями. Мы с нетерпением будем ждать ваших рассказов об этой неизведанной стране. После вашего возвращения мы проведем конкурс на лучший рассказ об этой удивительной стране, где каждый из вас расскажет о самом интересном, что он увидел в Сказочной Стране. Попутного вам сказочного ветра!

II. Показ сказки на слайдах.

-Давайте послушаем и посмотрим сказку, придуманную одной девочкой Катей, которая любила фантазировать, придумывать новых сказочных героев и героинь, смешных неудачников и чудесных искусников.

Катя: В нашем доме 9 этажей, а в лифте 12 кнопок. Раньше я этого не замечала. Но однажды, возвращаясь домой, я вошла в лифт и подумала: что будет, если однажды нажать на 12-ю кнопку?  Сказано – сделано. Сначала лифт поднимался как обычно, без всякого шума. Вдруг раздался оглушительный треск, и ветер завыл в ушах. Что же произошло? Мои размышления были прерваны громким звоном, и я в кабине лифта полетела в какую-то черную пустоту. Потом стало светлеть, и я увидела голубое небо. Послышался шлепок, и я приземлилась.

Открыв двери, я сразу оказалась в окружении гордых королев, красивых принцесс, обаятельных рыцарей. Меня рассматривали, как инопланетянку, прилетевшую на землю в фанерном ящике. Все эти сказочные герои что-то доказывали друг другу, показывая на меня.

Постепенно споры утихли, и я поспешила заверить этих странных людей, что я не свалилась с луны, а прилетела из Москвы, из школы № 710. Тут главный сказочный ученый спросил меня:

- Так вы из этой самой школы, где была Василиса Прекрасная, наша повелительница?

-Да,- ответила я, - Василиса была у нас, и я очень рада, что попала в Тридесятое царство.

На вопрос, как я сюда попала, я кратко рассказала ему всё, и он пригласил меня во дворец Василисы Прекрасной.

- Вы наша гостья, и мы сами доставим Вас к ней.

Главный сказочный ученый предложил мне сесть в какой-то странный транспорт необычной формы. Это было нечто среднее между автомобилем и дирижаблем.

- Последнее слово сказочной техники! – с гордостью сказал главный сказочный ученый. – И летает, и ездит.

Я с опаской вошла в этот автомобиль, и мы взмыли в воздух. Вскоре мы были уже у дворца Василисы. Она стояла на крыльце и ждала нас. Василиса водила меня « на экскурсию» по дворцу и парку. Так закончился 1-й день моего пребывания в этом царстве.

Я жила у Василисы еще несколько дней, гуляла по саду, по дворцу. Но однажды я пошла на прогулку в дальние владения Василисы.

Вокруг очаровательный лес, птицы поют, цветами пахнет. И настроение хорошее: иду и радуюсь.

Вдруг кто-то как ухнет прямо над ухом! Я испугалась, думаю, сова, наверное. А это приведение! Довольно симпатичное, белое такое, но уж громко кричит. Сажусь я на пень, а оно рядом опускается.

- Откуда ты здесь взялся? – было первым моим вопросом.

- Как откуда? – удивленно ответил он. – Здесь наше владение. Владение нечистой силы. А меня Куконей зовут. А ты кто?

- Как же я далеко забрела…- подумала я вслух и спохватилась. – Очень приятно познакомится Куконя.

Я представилась ему, рассказала, как я здесь оказалась. Куконя слушал очень внимательно, наклонив голову набок. Меня это очень забавляло, и я еле-еле сдерживалась, чтобы не засмеяться, боясь обидеть его. Куконя был очень добродушным привидением.

В доме, куда меня пригласил Куконя, жила многочисленная семья привидений. Все они имели странные имена, которые просто нельзя запомнить.

На следующий день Куконя собрался в царство ведьм. У него там жила родственница.

- Хочешь полететь туда со мной? – предложил он.

- Да, - ответила я, - мне бы хотелось там побывать.

Мы с Куконей полетели к ведьмам и скоро уже были там. Куконя пошел по делам, а я стала осматривать страну.

Царство ведьм довольно мрачное. И его обитатели, точнее обитательницы, не отличались веселым нравом. Ведьмы занимались тем, что летали по земле и наводили ужас на людей. Это были не столь добродушные, а весьма угрюмые создания.

Я там не стала долго задерживаться и поспешила спросить, где находится остров Невезения, про который я много слышала. Но меня заверили, что там нет ничего интересного, кроме дикарей-неудачников. Мне посоветовали лучше побывать в стране Добрых Волшебников, тем более, что находилась она недалеко.

Я отправилась в эту страну и пришла туда только вечером. Рядом была мельница, и я зашла туда.

Утром я проснулась и никак не могла понять, где я. Шутка ли? Вчера у ведьм, сегодня еще где-то. Вошла я во двор и увидела человека, перемазанного в муке. Я подошла к нему и спросила:

- Извините, кто Вы и как Вас зовут?

- Я – мельник. Зовут меня дедушка Фентифлей. Вообще-то я волшебник, но мне так надоело колдовать, что я переселился вот на эту мельницу, - ответил он. – Теперь я делаю людям добро без всяких волшебных палочек. А ты кто и откуда?

- Я путешествую по вашей стране. А как это так получилось, что Вы отказалась от волшебства? Я, например, всегда мечтала стать волшебницей.

- Раньше мне тоже очень нравилось, но потом наскучило. Захотелось что-то своими руками сделать. У нас здесь много таких «волшебников»: Пекарь, Лекарь, Садовод. Одно название и осталось: Страна Добрых Волшебников. Добрые-то мы добрые, но настоящих волшебников человека три осталось, да и те скоро колдовать перестанут. Ковер-самолет у меня в чулане пылится, сапоги-скороходы прохудились. Одна волшебная палочка осталась при деле: я ею по колосьям постукиваю – зерна выбиваю. А хочешь, я подарю тебе волшебные вещи? Только вот одна беда: за пределами нашего царства они теряют свою волшебную силу…

Я подумала: - Хорошо было бы, если бы этим волшебным вещам действовать в Москве! То-то было бы интересно!

И я уже начала представлять себе свои приключения с этими вещами, как вдруг увидела старый свиток, перевязанный красной ленточкой.

- А что за это свиток? – спросила  у дедушки Фентифлея. – Старинная грамота или указ какой?

- А! Это карта нашего государства, - ответил он, - она досталась мне еще от моего деда. Он пешком обошел все царство и составил эту карту.

 Я развернула свиток. Там были нарисованы контуры владений и царств, реки, леса, заливы. Я без труда узнала те места, где была.

Я поблагодарила волшебника за гостеприимство, попрощалась с ним и уже собралась идти, как вдруг он крикнул мне:

- Подожди немного! Я дам тебе сапоги-скороходы!

Я остановилась, и он принес запыленные красные сапоги и протянул мне. Я надела сапоги и тут же оказалась во дворце Василисы.

Вернувшись к лифту, я нажала кнопку 1-го этажа и прилетела домой. Так закончилось мое путешествие по Сказочной стране.

III. Беседа по содержанию сказки.

- Вам понравилась сказка?

- Что вам больше всего понравилось?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Что вы можете сказать о девочке Кате? Какая она по характеру? (смелая, общительная и т.д.)

- Как вы думаете, что на самом произошло с ней в лифте?

 IV. Написание сказки.

- На следующем уроке мы напишем свои сказки и проведем конкурс рассказов «По Сказочной Стране». Я надеюсь, что мы услышим ваши интересные рассказы об этой удивительной Сказочной Стране, о том, где она находится, в чем её необычность. Не забудьте о карте Сказочной Страны! Что вы увидели в этой удивительной стране, что вас поразило, удивило, взволновало?

В своих сказках вы можете использовать сказочные слова и выражения, например, «ни в сказке сказать, ни пером описать», «жили – были…», «в некотором царстве, в некотором государстве». Постарайтесь рассказать так, чтобы вас интересно было слушать. Если сумеете, сделайте рисунки, которые помогут вам подготовить свой рассказ.


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Анастасия Ивановна Теребихина (Чуприна)

На: «Учимся сочинять сказку»


Спасибо! :-)

Создание сказки, пожалуй, одна из самых удачных тем, которая нравится детям. Они любят пофантазировать и в сочинении сказов выкладываются по полной программе :-)

Да, с использованием презентации, действительно, получается очень даже интересно, особенно если подобрать "за кулисами" хороших актёров-учащихся. А вот Ваша деятельность – создание (сочинение) сказок с иллюстрациями – ещё лучше.

Срочно надо объявить конкурс сказок с использованием презентаций, видеороликов и иллюстраций в школах нашего района :-)

С уважением, Анастасия Ивановна Теребихина (Чуприна)