Вопрос : в какой части слова пропущены буквы? (1 – суффикс, 2- суффикс, 3- окончание, 4-суффикс).
В 3 словах есть орфограммы, которые мы сегодня будем изучать. Давайте назовем их основные приметы и попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
Вопрос 1. Это гласные или согласные буквы? (ГЛАСНЫЕ)
Вопрос 2. После каких согласных находятся буквы –орфограммы? (после ШИПЯЩИХ)
Вопрос 3. В какой части слова пропущены орфограммы? (в СУФФИКСАХ)
Вопрос 4. К какой части речи относятся данные слова? (СУЩ.)
(знак ? на месте пробела)
Вопрос 5. Как вы думаете , какие согласные пропущены в этих словах?
Тема: гласные О-Е после шипящих в суффиксах имен существительных.
Работа по учебнику. Читаем правило на странице 106. Мы познакомились с новым правилом. А теперь перечитайте ещё раз и найдите ответ на вопрос:
Отчего зависит выбор гласной после шипящих в суффиксах имён существительных?
(от ударения; )
Образец рассуждения:
В слове дружок пишу О, потому что в суффиксах существительных под ударением пишется О.
На доске.Значение суффиксов: 1. Уменьшительно- ласкательные;
2.Детёныши животных;
3. Пренебрежительные.
В предложениях найти слова на сегодняшнее правило.
1. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельч…нок.
2. Отправился Данила в путь цветоч…к каменный искать.
3.Вдруг из серединки костерка вынырнула Поскакушка, сарафанчик голубенький, а в руке синенький платоч…к.
3 учащихся составляют интерактивный диктант. В каждом предложении подобрать по три орфограммы.
Остальные пишут под диктовку: Не ленись дружок – будет пирожок.
Найти слова на правило. Объяснить.
Пословицы о хлебе. Тема пословиц. Уменьшительно –ласкательное название хлеба.
Индивидуальное задание 3-их учащихся.
Физкультминутка.
Упр.256. работа со словарём. Значение слов «книжонка», «книжечка».
Игра «Ты – мне, я –тебе». Подобрать слова на правило, задать любому ученику. Начало : рубашонка…..
Упр. 255. Письменно в парах.
Закрепление. Работа в группах.
Чтение предложений. Найти орфограммы: ё – в корне существительных; о-е в окончаниях существительных, о-е в суффиксах существительных.
1. – И на кой ч_рт я не пошёл прямо на стрельцов! – с горечью восклицал Бородавкин.(М. Е. Салтыков-Щедрин)
2. Его поразила тишина во время дня и ш_рох во время ночи. (М. Е. Салтыков-Щедрин)
3. Автобус остановился, и ш_фер сказал: «Приехали». (А. и Б. Стругацкие)
4. В эту самую минуту перед ним явилась маска и положила ему на плеч_ свою рукбту.(М. Е. Салтыков-Щедрин)
5. …Смотрит в поле сквозь реш_тку окна, видит веселых птичек, свободно плавающих в море воздуха …(Н. М. Карамзин)
7. Я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастуш_к. (Н. М. Карамзин)
8. …Печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и меч_м опустошали окрестности… (Н. М. Карамзин)
9. И он достал авторучку и принялся свинчивать колпач_к, с интересом постороннего прислушиваясь к своим ощущениям, и он не удивился, ощутив гордость. (А. и Б. Стругацкие)
10. Двое в плащах разом обернулись и несколько мгновений смотрели на Виктора из под надвинутых капюш_нов. (А. и Б. Стругацкие)
11. "Наша с тобой психика к такому ш_ку не приспособлена. (А. и Б. Стругацкие)
12. И целую минуту не было слышно ни звука, только какой-то ш_рох, словно туман, шуршал, проползая над землей. (А. и Б. Стругацкие)
13. К подъезду подкатил джип, отворилась дверца, и под дождь, прикрывшись одним плащ_м, вылезли молодой человек в очках и с портфелем и его долговязый спутник. (А. и Б. Стругацкие)
14. Такие слова мог знать только Тэдди – приютская крыса, воспитанник портовых трущ_б. (А. и Б. Стругацкие
На: Гласные О - Ё в суффиксах имён существительных
На: Гласные О - Ё в суффиксах имён существительных