Официальный сайт avto4avto 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Гласные О - Ё в суффиксах имён существительных

Submitted by людмила яковлевна егорова on Fri, 04/02/2011 - 10:51
Данные об авторе
Автор(ы): 
Егорова Людмила Яковлевна
Место работы, должность: 
МОУ "Алманчинская СОШ" Учитель русского языка и литературы
Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Повторить написание букв о и е после шипящих в корне слова, повторить написание букв о и е после шипящих окончаниях существительных, совместно с учащимися открыть правило написания гласных О – Е в суффиксах существительных.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. Баранов. Русский язык.

Используемое оборудование: 

мультимедийный проектор

компьютер

Краткое описание: 
на этом уроке планируется проверить знания учащихся по данной теме.

 

Ораганизационный момент: приветствие.

Фронтальный опрос:

1.      Почему  разделены на 2 группы эти слова?

 Жёрдочка, жёлудь, шёпот, щёлочь, шёлк, чёлка, щётка, чёрт, шёрстка.

Крыжовник,  капюшон, шомпол, шов, шорох,  трущоба.

(в корнях существительных под ударением пишется  Ё, без ударения О).

2.      Почему разделены на 2 группы эти слова?

Врачом, ключом, чертежом, плащом, шалашом, грачом, борщом.

Товарищем, экипажем, грушей, кожей, фаршем, сторожем, зрелищем, рощей.

Теперь поиграем в игру  « 4-й лишний».  На доске.

         Жуч…к, ореш …к,  свеч…й,  реч…нька.

Вопрос : в какой части слова пропущены буквы? (1 – суффикс, 2- суффикс, 3- окончание, 4-суффикс).

В 3 словах есть орфограммы, которые мы сегодня будем изучать. Давайте назовем их основные приметы и попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Вопрос 1.     Это гласные или согласные буквы? (ГЛАСНЫЕ)

Вопрос 2.  После каких согласных находятся буквы –орфограммы? (после ШИПЯЩИХ)

Вопрос 3.   В какой части слова пропущены орфограммы? (в СУФФИКСАХ)

Вопрос 4.   К какой части речи относятся данные слова? (СУЩ.)

(знак   ?     на месте пробела)

Вопрос 5.    Как вы думаете , какие согласные пропущены в этих словах?

Тема: гласные  О-Е  после шипящих в суффиксах имен существительных.

Работа по учебнику. Читаем правило на странице 106. Мы познакомились с новым правилом. А теперь перечитайте ещё раз и найдите ответ на вопрос:

Отчего зависит выбор гласной после шипящих в суффиксах имён существительных?

(от ударения; )

Образец рассуждения:

В слове дружок пишу О, потому что в суффиксах существительных под ударением пишется О.

(Работа по цепочке)

Жуч…к,  петуш…к, замоч…к, человеч…к, шапч…нка, кулач…к, подуш…чка, ореш…к, луж…к, одеж…нка, круж…к, медвеж…нок, мыш…нок, суч…к, горош…к, кусоч…к, овраж…к, волч…нок, пирож…к, старич…к, пастуш…к, зайч…нок, собач…нка.

Указать суффиксы , их значение.

На доске. Значение суффиксов:  1. Уменьшительно- ласкательные;

                           2.Детёныши животных;

                           3. Пренебрежительные.

В предложениях найти слова на сегодняшнее правило.

1.      С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельч…нок.

2.      Отправился Данила в путь цветоч…к каменный искать.

3.       Вдруг из серединки костерка вынырнула Поскакушка, сарафанчик голубенький, а в руке синенький платоч…к.

3 учащихся составляют интерактивный диктант. В каждом предложении подобрать по три орфограммы.

Остальные пишут под диктовку: Не ленись дружок – будет пирожок.

Найти слова на правило. Объяснить.

Пословицы о хлебе.  Тема пословиц. Уменьшительно –ласкательное название хлеба.

Индивидуальное задание 3-их учащихся.

Физкультминутка.

Упр.256. работа со словарём. Значение слов «книжонка», «книжечка».

Игра «Ты – мне, я –тебе».    Подобрать слова на правило, задать любому ученику. Начало : рубашонка…..

Упр. 255. Письменно в парах.

Закрепление.  Работа в группах.

 Чтение предложений. Найти орфограммы: ё – в корне существительных;  о-е в окончаниях существительных,  о-е в суффиксах существительных.

1. – И на кой ч_рт я не пошёл прямо на стрельцов! – с горечью восклицал Бородавкин.(М. Е. Салтыков-Щедрин)

2. Его поразила тишина во время дня и ш_рох во время ночи. (М. Е. Салтыков-Щедрин)

3. Автобус остановился, и ш_фер сказал: «Приехали». (А. и Б. Стругацкие)

4. В эту самую минуту перед ним явилась маска и положила ему на плеч_ свою рукбту.(М. Е. Салтыков-Щедрин)

5. …Смотрит в поле сквозь реш_тку окна, видит веселых птичек, свободно плавающих в море воздуха …(Н. М. Карамзин)

7. Я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастуш_к. (Н. М. Карамзин)

8. …Печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и меч_м опустошали окрестности… (Н. М. Карамзин)

9. И он достал авторучку и принялся свинчивать колпач_к, с интересом постороннего прислушиваясь к своим ощущениям, и он не удивился, ощутив гордость. (А. и Б. Стругацкие)

10. Двое в плащах разом обернулись и несколько мгновений смотрели на Виктора из под надвинутых капюш_нов. (А. и Б. Стругацкие)

11. "Наша с тобой психика к такому  ш_ку  не приспособлена. (А. и Б. Стругацкие)

12. И целую минуту не было слышно ни звука, только какой-то ш_рох, словно туман, шуршал, проползая над землей. (А. и Б. Стругацкие)

13. К подъезду подкатил джип, отворилась дверца, и под дождь, прикрывшись одним плащ_м, вылезли молодой человек в очках и с портфелем и его долговязый спутник. (А. и Б. Стругацкие)

14. Такие слова мог знать только Тэдди – приютская крыса, воспитанник портовых трущ_б. (А. и Б. Стругацкие

Прикрепленный файл Size
от.у.ppt 91 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

На: Гласные О - Ё в суффиксах имён существительных


Урок мне очень понравился



На: Гласные О - Ё в суффиксах имён существительных


Молодец!Хороший урок.


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн