Вы не зарегистрированы

Авторизация



СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

    Выберите действие:

Характеристики урока (занятия)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 
Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; начать формирование представлений и знаний о современной политической карте мира; рассмотреть особенности и этапы формирования современной политической карты мира; проанализировать события, вызывающие изменения на современной политической карте мира; продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 

"Экономическая и социальная география мира" В.П. Максаковский

"Экономичексая и социальная география мира" Бахчиева О.А.

Используемое оборудование: 

 

Политическая карта мира настенная, интерактивная, карты исторические — Древнего мира, Средних веков, мира в XVIII-XIX веках, карта мира в период после Первой и Второй мировых войн, а также настенная контур­ная карта, схемы, таблицы, мультимедийный учебник, компьютер, проектор, справоч­ники.
Используемые ЦОР: 

Политическая карта мира № ресурса 169676 school-collection.edu.ru/catalog/res/ef04cf55-e870-41ec-93f0-5e2d4b12b52f/

Старые и новые названия государств files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000c22-2000-4ddd-3287-3400483aba5a/index.html (интерактивное задание)

Флаг как образ культуры и хозяйства страны files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000c29-2000-4ddd-ba87-3400483aba5a/index.html (интерактивное задание)

Формы государственного правленияfiles.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000c1f-2000-4ddd-31b8-3300483aba5a/index.html (интерактивное задание)

Формы государственного устройстваfiles.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000c21-2000-4ddd-b112-3300483aba5a/index.html (интерактивное задание)

Цифровые контурные карты мира school-collection.edu.ru/catalog/rubr/13b961f8-821e-430f-9ad9-84cb1865656a/118437/

 

 
Повторение уже известных и знакомство с новы­ми терминами и понятиями; беседа с учащимися с использованием схем и таблиц о причинах, кото­рые вызывают изменения на политической карте мира, и типах подобных изменений; рассказ учи­теля (с элементами лекции) о длительной и слож­ной истории формирования современной полити­ческой карты мира; практическая работа учащихся с использованием текста учебника и карт по за­полнению таблицы «Этапы формирования полити ческой карты мира»; сообщения учащихся о важ­нейших событиях, которые привели к изменениям политической карты мира в XX веке; самостоя­тельная работа учащихся с использованием таб­лиц и карт атласа по определению современных колониальных владений и их принадлежности; дис­куссия на тему «Как выглядела бы политическая карта мира, если бы в 1991 году не произошел рас­пад мировой системы социалистических госу­дарств? ».

 

Основные термины и понятия:

Современная политическая карта мира, этапы фор­мирования политической карты мира, сдвиги на политической карте мира — качественные и ко­личественные, государства, колониальные вла­дения.
Географические и исторические объекты:
Древний Египет, Карфаген, Древняя Греция, Рим, Византия, Киевская Русь, Священная Римская империя; Московское государство, Португалия, Испания, Англия; Османская империя, Австро-Вен­грия, Пруссия; Югославия, Чехословакия, СНГ, СССР, ГДР, ФРГ, Германия, Эритрея, Эфиопия, ЮАР, НДРЮ, Йеменская республика, Словения, Босния и Герцеговина, Хорватия, Македония, Чер­ногория, Сербия, Косово, Намибия; Гибралтар, Микронезия, Гонконг (Сяньган); Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Кирги­зия, Латвия, Литва, Молдавия, Россия, Таджики­стан, Туркмения, Украина, Узбекистан, Эстония (по выбору учителя).
Имена
Александр Македонский, Гай Юлий Цезарь, Карл Великий, Оттон I (создатель Священной Римской империи), Чингисхан, Тимур (Тамерлан), Иван Грозный, Петр I, Наполеон
Задания:
1.           Найдите на политической карте мира страны, форма тер­ритории которых кажется вам интересной. На что похожи их очертания? Как вы думаете, имеет ли значение форма террито­рии страны для проживающих в ней людей?
2.     Выскажите свои суждения о размерах государственной терри­тории. Какие плюсы и минусы жизни в большом по площади го­сударстве и в очень маленькой стране вы можете назвать?
Практическая работа № 1. Составление комментариев к изменениям на политической карте мира. Характеристика политико-гео­графического положения страны (по выбору) и «горячих точек» планеты.
Практическая работа выполняется в домашних ус­ловиях, а обсуждение ее результатов является инте­ресным дискуссионным моментом следующего урока. Задания работы носят творческий характер, их вы­полнение требует установления межпредметных свя­зей с историей и знания современных политических и социальных событий и проблем. Первая часть рабо­ты требует письменного ответа. «Горячие точки» ука­зываются на контурной карте, которая по возможнос­ти сопровождается комментариями.
Выполнение этой работы нередко вызывает у ребят затруднения, но в значительной степени повышает их интерес к изучению курса, иллюстрируя связь поли­тической географии с текущими событиями в мире.

 


»  Размещено в сообществах: