Submitted by Светлана Владимировна Ворфоломеева on Sat, 05/02/2011 - 17:05
Аннотация.
Воспитание гражданина своей страны – одно из главных условий возрождения нации. Гражданин России – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право.
В настоящее время в системе школьного образования недостаточное внимание уделяется гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся, поэтому проблема формирования гражданской позиции у младших школьников является актуальной на современном этапе.
Данная работа, сценарий игры-беседы «Россия - Родина моя!», адресована учащимся четвертых классов. Основная цель – воспитание уважения к своему народу, благодарности к предкам, любви к Родине, гордости за неё, уважительного отношения к государственным символам России.
В ходе подготовки и проведении игры-беседы реализуется задача по созданию условий для формирования гражданской и нравственной позиций у учащихся начальных классов. Классный час способствует формированию гражданской позиции школьника, а также созданию условий для его самопознания и самовоспитания. Важно воспитать настоящего гражданина своей страны, человека с активной жизненной позицией. Педагогическая ценность данного мероприятия заключается в формировании отношения к таким понятиям как патриотизм, гражданский долг, гражданская позиция, а также в том, чтобы показать детям, как можно выразить отношение к Родине в стихах, песне, музыке, танце, а также в том, что дети получили возможность высказать свою точку зрения по данной проблеме, проявить свои творческие способности, задать вопросы.
Тематика данного мероприятия соответствует возрастным (9-10 лет) и психологическим возможностям учащихся
Классный час «Россия - Родина моя!» носит интегративный характер. Он охватывает материалы по истории, литературе, музыке.
Первичные сведения об историческом прошлом своей страны, своего города учащиеся получали ранее на уроках литературного и внеклассного чтения, ознакомления с окружающим миром, музыки, ИЗО. Были проведены беседы и экскурсии.
Использование мультимедийной презентации подчеркнуло, несомненно, эмоциональную окраску мероприятия, сделало его более ярким, образным и насыщенным.
«Россия- Родина моя!»
Цели:
- Создать условия для формирования гражданской позиции младшего школьника;
- Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране;
- Создать эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родины;
- Развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас.
Задачи:
- Формирование у детей образа родной страны;
- Развитие у учащихся коммуникативных навыков;
- Сплочение детского коллектива;
- Расширение представления учащихся о родной стране.
Оборудование урока:политическая карта современной России, карта Оренбургской области, изображения герба, флага России, текст гимна России, аудиозапись гимна России, портрет президента Дмитрия Медведева, рисунки детей, аудиозапись «С чего начинается Родина», рисунок дерева, листья.
Предварительная работа.
1.Проведение конкурса рисунков «Родина моя»
2.Подбор стихотворений и музыкального оформления.
3. Подготовка детьми сообщений о символах России, о родном городе.
Предполагаемые результаты мероприятия.
1. Понимание учащимися актуальности вопросов патриотизма.
2. Сформированность содержательной направленности личности, ее отношения к Родине.
3. Высокий уровень самосознания, способности к сопереживанию, активной жизненной позиции. План классного часа.
1.Что такое Родина?
2.Что значит быть патриотом?
3.Россия – Родина моя.
4.Конкурс пословиц о Родине.
5.Многонациональная страна.
6.Что такое конституция?
7.Наши права.
8.Наши обязанности.
9.Символика: герб, флаг, гимн России.
10. Москва – столица России.
11. Символы России: береза, медведь, матрешка.
12.Моя малая родина.
13.Игра «Что отдашь земле родной?»
14.Подведение итогов.
15.Рефлексия.
Ход классного часа.
Перед началом классного часа звучит песня "С чего начинается Родина" (сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера).
Ученик читает стихотворение под музыку
Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я, отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу,
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой,
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных
Потом пшеничные поля
От края и до края,
Все это-Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво откроет.
М.Агашина «Родина моя»
Учитель:- О чем это стихотворение?
- Как бы вы его назвали?
- «Родина моя» Так назвал его и автор.
слайд
-Сегодня на классном часе мы будем говорить с вами о нашей Родине, узнаем, что такое патриотизм и что нужно сделать, чтобы стать патриотом своей страны. Узнаем, что такое конституция, и какие права и обязанности есть у нас, как у граждан страны. Поговорим о символах страны. Ну, и конечно поговорим о нашей малой родине.
- Я просила вас узнать, откуда пришло слово «Родина». Что вы узнали?
Ответ ученика (В толковом словаре говорится, что слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян Рода)
Учитель:- Родители, родня, родственники, родичи, Родина – слова с одним корнем, близкими по смыслу.
- А что для вас Родина?
(дети показывают свои рисунки и объясняют)
Учитель:- Страна, в которой мы живём, дом, в котором родились, березка у родного порога, место, где жили наши предки – всё это и есть Родина, т.е. родное сердцу место.
«Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина» К.Д. Ушинский
Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды наши. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всех врагов. Поэтому мы должны быть с вами патриотами своей Родины.
- В чем же, по вашему мнению, проявляется патриотизм?
(ответы детей: в любви к своему Отечеству, в гордости за свой народ, в любви к культуре своего народа, в любви к своей малой родине, в желании процветания своей Родины, в деятельности на благо Родины, в готовности охранять и защищать свою страну, в уважении к ветеранам – защитникам Родины, героическим подвигам своих предков)
-Что же такое патриотизм?
слайд
Патриотизм- это одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Это сознание своей целостности с Родиной и переживание вместе с ней её счастливых и трудных, тяжёлых дней.
Научить патриотизму, как учат математике нельзя. Чувство Родины – не заучивание правил и теорем, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое видим. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь.
А какая же она, наша Родина?
слайд
Ученик:Наша Родина очень велика, так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце.
Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зеленый наряд – леса.
Наша страна раскинулась на тысячи километров с севера на юг и с запада на восток. Гости из разных стран мира восхищаются красотой российских городов. В России живут умные, талантливые, добрые люди. Издавна красота русской природы воспевалась поэтами, художниками, писателями, музыкантами.
Учитель:-Ребята, а вы знаете стихотворения о Родине? (дети рассказывают известные стихи)
-А какие песни о Родине знаете?
Песня «У моей России»
Ученик
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою – рекою,
С могучим быстрым Иртышем.
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.
Учитель: Во все времена люди любили свою Родину и поэтому сложили о ней много пословиц и поговорок. А вы знаете пословицы и поговорки о родине?
Конкурс «Кто больше назовёт пословиц» 2 команды
Учитель:- Вот она, какая Россия-Русь, широкая и великая! И везде живут люди.
слайд
- Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей и народностей. И все они составляют дружную семью.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. И мы вправе гордиться тем, что создавал наш народ на протяжении многих веков.
Инсценировка стихотворения
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним - тайга по нраву,
Другим - степной простор
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один - черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним - милее осень,
Другим - милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех - одна.
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нём.
Любые трудности мы осилим
И только в единстве сила России.
Учитель:Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации «…государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям…»
- И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано … Где?
Учитель:- В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с большой буквы
слайд
-Конституция, по которой мы сейчас живём была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.
В конституции записаны все права и обязанности гражданина страны.
-Ребята, а вы являетесь гражданами страны?
- Как граждане России, какие имеете права и обязанности? (Ответы детей
Права:
-на жизнь
-на неприкосновенность
-на свободу мысли и слова
-на охрану здоровья и медицинскую помощь
-на образование
-на участие в культурной жизни
Обязанности:
-сохранять и заботиться об исторических, культурных памятниках
-охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам
-защищать
-хорошо учиться
-становиться достойным гражданином своей Родины)
Учитель:А ещё в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны.
Что такое символ? (Символ – это условные знаки или изображение. Они отражают историю государства и его народа, отражают национальный характер)
Какие государственные символы вы знаете?
Ученики:слайдГерб.
У нас очень красивый герб. На нём изображен двуглавый золотой орел. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. это очень древний герб. Он появился 500 лет назад в 1497 году. Впервые его ввел царь ИванIII– князь всея Руси. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской федерации. Внутри Российского герба – герб Москвы. На нем, на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона. Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
Российская эмблема воспринималась однозначно: орел – царь птиц, его сила и зоркость служили непререкаемым символом мужества, и проницательности. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на восток, другая – на запад, при едином теле – едином правлении.
Три короны над двуглавым орлом означают единую связь трёх дружественных народов – русских, украинцев, белорусов.
Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка, верности закона.
слайдФлаг.
Российский флаг – это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году., а единственным флагом российского государства стал во время царствования АлександраIII. С 1993 года это государственный флаг Российской федерации.
По другой версии: на Руси три цвета имели следующие символические значения: белый – благородство, откровенность; синий – верность, честность, безупречность, целомудрие; красный – мужество, смелость, великодушие, любовь; такое цветосочетание сохранилось в Российском флаге и поныне.
Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торгпредств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств и т. д.
слайдГимн.
Слова гимна отражают историю страны. Музыку сочинил композитор А.Александров. А слова гимна написал Сергей Михалков. Это главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя. Во время прослушивания гимна нельзя разговаривать.
Гимн нашей страны обязательно исполняют, когда поднимают российский флаг.
Он звучит 9 мая в День Победы во время парада на Красной площади в Москве.
Гимн России исполняют, когда проводятся спортивные состязания.
Его можно услышать, например, перед началом футбольного матча. На международных соревнованиях гимн нашей страны звучит во время награждения победителей — российских спортсменов.
Даже Новый год начинается с гимна. Бьют часы — куранты на Спасской башне Московского Кремля, а затем звучит гимн России.
Учитель:слайдКаждое государство кроме символики имеет ещё и столицу.
Москва – это красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которая любит тебя!
Учитель:Кроме государственных символов страна имеет ещё и другие символы.
Какое дерево олицетворяет Россию?слайд
Символом России издавна считают берёзу. Россия и береза - эти понятия неразделимы. Милая, родная береза! Ни одно из деревьев не вмещает столько понятий и сравнений: берёзовый лес как трудовые мозолистые руки наших людей; молодые берёзки как стройные девочки с гибкой талией и русыми косами.
Деревьев разных не сочтешь.
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдешь
Родней березки нашей
-Кто знает стихотворение о березе?
-Какое животное является символом России? слайд
- А какая игрушка стала главным сувениром нашей страны? слайд
Ученик
Михаил Пляцковский «Родина одна»
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она!
На свете много разных стран,
Но есть одна страна –
Её мы родиной зовем
А родина – одна
(карта России)слайд
Родина для всех одна,
Но поспрашивай в народе,
И откроется она
Сразу тысячами родин.
Тех, что с буквы прописной
Высоко не величаем,
А сторонкою родной,
отчим краем называем.
Именно о такой родине я предлагаю вам посмотреть сценку
Сценка
Рассказчик:У деревенского мальчика Сеньки было все: были у него отец и мать, изба, огород, сад, домашние животные. И жил Сенька хорошо, но вот появилась у него маленькая сестренка, и Сенька решил, что он у родителей стал лишний.
Сенька:Пора уходить. Теперь я для них совсем лишний.
Рассказчик:Идет Сенька по своей улице, а навстречу ему тетя Маша.
Тетя Маша:И куда это ты Сенька путь держишь?
Сенька:Здравствуйте, тетя Маша. Ухожу. Не хочу здесь жить.
Тетя Маша:А ты полезь на бугорок, да посмотри вокруг.
Рассказчик:Полез Сенька на бугор. Поднимается все выше и выше, и земля становится все шире. А когда он забрался на самый верх, то стало ему видно далеко-далеко. Вокруг разноцветные поля простирались. Овес ли, гречиха – у всего свой цвет. Под бугром красный клевер, сверху плотный, как бархат. У озера растут белоствольные березки. Темный орешник, бледная, как зеленый дымок малина возле болота. Деревенские жители, Сенькины соседи, кто на лошади сено везет, кто граблями работает, кто коров пасет. Всех сверху увидел Сенька. И других жителей из соседних деревень, и поезд увидел, и даже дальний город на горизонте. От своей земли, от ее прекрасного, широкого вида почувствовал Сенька в сердце тепло. Оборачивается и видит отца и деда.
Сенька:А вы тут зачем?
Отец:А за тем, за чем и ты.
Дед:Землю свою смотрим.
Сенька:Ух, ты! Куда от такой земли уйдешь, если она моя. И мама моя, и отец, и Сестренка, и все люди-соседи, и птицы – все мои. Потому мои, что я – их.
Рассказчик:Не знал пока Сенька, что называется все это Родиной. Что где бы он ни был после, хоть у самого дальнего моря, хоть на другой стороне земли, станет он видеть во сне бугор посреди клевера и все, что вокруг бугра.
Учитель:Россия – это большая родина, страна в которой мы живём. Но у каждого человека есть ещё и «малая родина». Память людей связана с тем местом, где они родились, где прошло их детство, где они научились понимать жизнь. Это могучая сила! Она влечет птиц из дальних стран к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым
слайдУченик Ты точка на карте, мой город родной,
Таких по России не счесть,
Зимою, и летом, и светлой весной
Ты в сердце, как добрая весть.
-Покажите наш город на карте
Рассказ ученика о Соль-Илецке сопровождается показом слайдов
С 1744 года в районе города началась промышленная разработка соляных копей и был основан посёлок соледобытчиков. В 1754 году для защиты посёлка от кочевников была построена крепость Илецкая Защита. Этот год считается годом основания города.
Шесть раз менял город своё название и статус и наконец в 1945 году был признан городом и получил современное название Соль-Илецк.
С недавних пор наш город обрёл свой герб и флаг. « В червлёном поле серебряная крепостная башня с червлёной аркой, в проёме которой серебряная змея с золотым языком, обвившаяся вокруг золотой чаши с серебряной солью. Лазоревая оконечность окаймлена вверху составленным из пяти серебряных ромбов поясом».
Находясь на краю России город не избежал революционных перемен. Об этих временах напоминают названия улиц – Персиянова, Крюковская, Цвиллинга и другие.
В годы Великой Отечественной войны наш район дал фронту 12.000 бойцов, 4.000 из них награждены орденами и медалями, четверым присвоено звание Героя Советского Союза. Не вернулись с полей сражений 3838 земляков.
После войны выросли новые предприятия, реконструированы старые.В городе имеется соляной рудник и железнодорожный узел – самые крупные предприятия. Кроме того имеется машиностроительный завод, предприятия по ремонту сельскохозяйственной техники, кирпичный завод, предприятия пищевой промышленности, таможенная и пограничные службы, отделения связи, больницы, магазины, библиотеки, дома культуры, школы, детские сады.
В городе установлено 11 исторических памятников.
В последние годы в Соль-Илецке активно развивается сфера туризма. Большой популярностью пользуется солёное озеро Развал (которое является заказником всесоюзного значения) и примыкающие к нему водоёмы, которые обладают уникальными целебными свойствами.
Учитель:А в заключение нашего классного часа я предлагаю вам игру «Что отдашь земле родной?»
(Родина, подобна огромному дереву на котором не сосчитать листьев. Листья - наши мечты и желания. Все, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу. Дети записывают на заранее приготовленных листочках свои мечты и желания и озвучивая прикрепляют к дереву)
Учитель:Вот так, плечом к плечу, как на дереве листик к листику, мы будем творить историю нашей страны, нашей Родины!Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющие богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной. Вы – граждане многонациональной страны, но все вы – Россияне. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!
Итог мероприятия:
-Что нового вы для себя узнали?
-Что понравилось вам больше всего?
Рефлексия:
-Каждый из нас шёл на эту встречу с определёнными ожиданиями. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, оправдались ли ваши ожидания. С какими чувствами вы покинете этот кабинет?
Методические рекомендации
к проведению классного часа «Россия - Родина моя!»
Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.
Задача урока – вызвать у детей интерес к родной стране, дать представления о родном крае, о Родине, познакомить с понятиями "государство", "гражданин", "законы страны", "государственные символы: флаг, герб, гимн", "права и обязанности гражданина".
На уроке рекомендуется использовать изображения Государственного герба и Государственного флага России, картин природы родного края, нашей Родины, запись Государственного гимна Российской Федерации.
Для создания эмоционального настроя на уроке можно начать его с прослушивания песни "С чего начинается Родина" (сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера).
На уроке дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне, а место где они родились и живут, является их малой родиной. Необходимо подвести к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, граждане страны. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой. Ученик – маленький гражданин большой страны, ее будущее. Званием гражданина России следует гордиться. За время учебы в школе дети многое узнают о родной стране, ее прошлом и настоящем.
Беседа сопровождается показом иллюстраций картин природы родного края, его достопримечательностей, а также картин природы России и др. Это дает возможность вызвать у детей чувство гордости за свой родной край. Можно предложить ученикам объяснить смысл некоторых пословиц и поговорок о Родине. Например: "Береги землю родимую, как мать любимую", "Всякому мила своя сторона". Следует заранее предложить детям подготовить стихотворения о Родине, о России.
Все мы разные, но живем в одной стране – мы граждане России.
Что нас объединяет и делает гражданами одной страны? Это общая территория, единый язык, законы. Также у страны есть государственные символы: флаг, герб и гимн. Учитель показывает детям изображения флага и герба и рассказывает, что эти символы можно увидеть в городах и селах, на границе нашей Родины, на форме защитников Отечества, на российских космических кораблях, на скафандрах космонавтов, на костюмах олимпийской сборной и пр. Целесообразно раскрыть значения символов России. Это может сделать не только учитель, но и заранее подготовленные ученики.
Детям разъясняется, что они как граждане России имеют "права" и "обязанности". Все "права" и "обязанности" граждан записаны в Конституции Российской Федерации. Необходимо подчеркнуть, что это главные законы страны и все граждане страны должны их соблюдать. Одно из главных прав это право на образование. Главная задача школы – вырастить из учеников достойных граждан своей страны. Главная задача школьников – старательно учиться. Следует подчеркнуть, что кроме права на учебу у школьников есть и обязанности. Они должны бережно относиться к своей школе и своему классу, стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они были красивыми и чистыми. Школьники должны следить за своим внешним видом, поддерживать порядок на своем рабочем месте.