ЧТО ЕСТЬ ОДИНОЧЕСТВО ? ( по рассказу А.П.Чехова «Тоска») 9 класс
Submitted by Ирина Владимировна Беспалова on вс, 06/02/2011 - 23:33
Ход урока.
1. Орг.момент.
Мотивация познавательной деятельности.
Известный русский писатель Корней Чуковский говорил : «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность».
Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? Постараемся ответить на этот вопрос сегодня на уроке.
.
Холодный дождь стучит в окно. Узкая улочка пустынна. Лишь изредка постукивают по булыжнику колеса пролетки. Поздней осенью Ялта навевает тоску. За окном небольшого домика силуэт человека в пенсне. Здесь, в Ялте, Чехов провел свои последние, самые трудные, годы, месяцы, дни. Здесь он был оторван от Москвы, от любимого МХАТа, друзей, жены. Здесь он был наедине со смертельной болезнью и особенно отчетливо ощущал, как неизбежно и неотвратимо приближается развязка. Что может чувствовать, о чем думает человек в таком положении? А Чехов сажает цветы, ведет переписку, помогает знакомым людям в решении жизненных проблем... Невольно поражаешься духовной мощи этого хрупкого с виду, тяжелобольного человека.
Откуда она? Что питает ее? Конечно его творчество.
Сегодня мы познакомимся с рассказом А.П.Чехова «Тоска», написанным в 1886 году.
2. Тема, цели.
Что значит быть одиноким?
Может ли человек быть одиноким среди людей?
Ощущаешь ли ты себя одиноким?
3.Актуализация знаний умений. Проверка Д/З
Вы уже дома прочитали рассказ. Но просто прочитать рассказ Чехова недостаточно. Чтобы понять истинный смысл его произведений, надо обращать внимание на каждую деталь.
Тестпо тексту.
1.в какое время суток происходит действие? (вечер)
2.имя и фамилия извозчика? (Иона Потапов)
3.кто выслушал Иону? (никто)
4.кто жена Ионы? (сырая земля)
5.какой знак препинания стоит в конце рассказа? (многоточие)
Итак, рассказ называется «Тоска»
В.Каково лексическое значение этого слова? Что такое, по-вашему, «тоска»?
Тоска ж. стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, скорбь, нойка сердца.
1.Душевная тревога в соединении с грустью, унынием//
2.разг. Скука, уныние ,вызываемые однообразием обстановки, отсутствием интересов и т.п.
Т.Ф.Ефремова «Новый словарь русского языка»
В. Прежде чем приступить к анализу данного произведения, давайте вспомним, что такое рассказ.
Рассказ- прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета; изображается один эпизод, событие из жизни героя или несколько событий; действующих лиц немного, описываемое действие ограничено во времени. Большое значение придается концовке (она должна быть «ударной»)
Индивидуальная работа по карточкам.
Инструкция.
Время работы – 5 минут. На выступление-1 минута.
Подтвердите свои мысли текстом. Комментарий должен быть аргументированным.
Во время сдачи ЕГЭ важно выполнить условие: выполнить работу за 4 часа. Значит умение выполнить задание в отведенное время это….(залог успеха на экзамене)
Карточка №1.
1.Сколько раз пытается рассказать Иона о смерти сына? (3)
2.Выпишите реакцию собеседников.( сын помер- от чего?…поезжай; сын помер- все помрем, погоняй; сын помер- …..(ответа нет)
3.Как называется это выразительное средство? (повтор)
4.Прокомментируйте .
Карточка №2
1.В какое время суток происходили события рассказа? (вечером)
2.Выпишите изменение вечернего освещения (вечерние сумерки - вечерняя мгла- потемки).
3. Как называется это выразительное средство? (градация)
4.Сколько раз происходит это изменение ? (3)
5.Прокомментируйте.
Карточка №3
1.Выпишите из текста глаголы, характеризующие действия многолюдного города (темные массы движутся- толпы бегут- толпы снуют)
2.Сколько раз Чехов говорит об этом в рассказе ? (3)
3.Прокомментируйте.
Карточка №4.
1.Выпишите из текста, как изменяет обращение Иона к лошади.
2.Как менялась эмоциональная окраска слова (от презрительного лошаденка, к нейтральному – лошадь - к уменьшительно-ласкательному -кобылочка)
3. Как называется такая лексика (1 и 3 слово)? (экспрессивная)
В. Какой художественный прием применил Чехов, чтобы передать тоску Ионы? (градация, усиление через повтор, эмоциональная окраска слов, глаголы)
В.Ребята, а какая еще настойчиво повторяющаяся деталь нам встретилась в этом рассказе ? ( цифра 3)
В. В каком жанре постоянно встречается эта цифра? (сказка)
В. Может кто-нибудь обратил внимание еще на один оборот речи, сразу напомнивший народную песню? (сыра земля)
В.Как вы думаете, что хотел писатель нам этим сказать, ведь у Чехова каждая художественная деталь имеет значение? Может нам поможет это понять эпиграф? Начало духовного стиха «Плач Иосифа и быль»
Кому повеем печаль мою?
Кого призову к рыданию?
Токмо тебе, Владыко мой,
Известна печаль моя.
Вывод: У извозчика Ионы умер сын. Иона хочет рассказать об этом кому-нибудь, поговорить, излить душу и таким образом хоть немного облегчить горе. Но рассказать-то, оказывается, и некому! Ни один человек не хочет выслушать Иону, и он в конце концов рассказывает все… своей лошади.
В.Прочитайте выразительно последнее предложение. Как вы объясните многоточие?
Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей- надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко- просто лень сочувствовать, понимать…
Самостоятельная работа.
Подчеркните в карточке то лексическое значение слова тоска, которое более всего подходит к рассказу Чехова.
Карточка №5
Тоска ж. стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, скорбь, нойка сердца.
1.Душевная тревога в соединении с грустью, унынием//
2.разг. Скука, уныние ,вызываемые однообразием обстановки, отсутствием интересов и т.п.
Т.Ф.Ефремова «Новый словарь русского языка»
Давайте вернёмся к вопросу, который я задала в начале урока: «вытравлял из нас всякую душевную дрянность».
Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова?
Где жизнь? Хоть шелестом листа
Проговорилась бы она.
Но за спиною - пустота,
Но за спиною – тишина.
И страшно мне шагнуть вперёд,
Шагнуть, как в яму, в чёрный лес,
Где память за руку берёт
И - нет небес.
Варлам Шаламов 1938 год
В.Как вы думаете, есть ли что-то общее между рассказом А.П.Чехова «Тоска», написанным в 1886 году, стихотворением поэта и писателя, прошедшего, как и А.Солженицын, ГУЛАГ Варлама Шаламова, написанным в 1938 году и картиной современного художника Р.Веденеева, написанной в 2007 году.
Итак, Чехов стал для России и всего мира эталоном интеллигентности, стал человеком, который вопреки рутине, пошлости, безысходности жизни не позволяет себе отступлений от моральных норм, который подходит к себе с высочайшими нравственными требованиями и при этом необычайно мягок, деликатен по отношению к другим людям. В основе такой личности — неустанная духовная деятельность, спасающая ее от нравственной коррозии и духовного обнищания.