Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ЧТО ЕСТЬ ОДИНОЧЕСТВО ? ( по рассказу А.П.Чехова «Тоска») 9 класс

Submitted by Ирина Владимировна Беспалова on вс, 06/02/2011 - 23:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Беспалова Ирина Владимировна
Место работы, должность: 
Краснодарский край, Лабинск, МОУ СШ№2, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Краснодарский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
все уровни образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Задача : подготовка к ЕГЭ Цели : - продолжить формирование умения анализировать художественный текст -развитие представлений о жанровых особенностях рассказа - повторение теоретических понятий: композиция, рассказ, выразительные средства языка, пейзаж - «вытравлять из себя всякую душевную дрянность»
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
9
Используемое оборудование: 

Оборудование: ИКТ, тексты, карточки, тесты


Краткое описание: 
Содержание урока построено на одной «сквозной» линии (понимание истинных жизненных ценностей через постижение творчества и жизни А.П.Чехова), которая объединяет все этапы урока

 

Ход урока.

1. Орг.момент.

Мотивация познавательной деятельности.

                             

Известный русский писатель Корней Чуковский говорил : «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность».

 

Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова?  Постараемся ответить на этот вопрос  сегодня на уроке.

 

 

.

 

 

Холодный дождь стучит в окно. Узкая улочка пустынна. Лишь изредка постукивают по булыжнику колеса  пролетки. Поздней осенью Ялта навевает тоску. За окном небольшого домика силуэт человека в пенсне. Здесь, в Ялте, Чехов провел свои последние, самые трудные, годы, месяцы, дни. Здесь он был оторван от Москвы, от любимого МХАТа, друзей, жены. Здесь он был наедине со смертельной болезнью и особенно отчетливо ощущал, как неизбежно и неотвратимо приближается развязка. Что может чувствовать, о чем думает человек в таком положении? А Чехов сажает цветы, ведет  переписку, помогает знакомым людям в решении жизненных проблем... Невольно поражаешься духовной мощи этого хрупкого с виду, тяжелобольного человека.

     Откуда  она? Что питает ее? Конечно его творчество.

     Сегодня мы познакомимся с рассказом А.П.Чехова «Тоска», написанным в 1886 году.

 

2. Тема, цели.

 

 

Что значит быть одиноким?

Может ли человек быть одиноким среди людей?

Ощущаешь ли ты себя одиноким?

 

 

 

 

3.Актуализация знаний умений. Проверка Д/З

Вы уже дома прочитали рассказ. Но просто прочитать  рассказ Чехова недостаточно. Чтобы понять истинный смысл его произведений, надо обращать внимание на каждую деталь.

Тест по тексту.

 

1.    в какое время суток происходит действие? (вечер)

2.    имя и фамилия извозчика? (Иона Потапов)

3.    кто выслушал Иону? (никто)

4.    кто жена Ионы? (сырая земля)

5.    какой знак препинания стоит в конце рассказа? (многоточие)

 

Итак, рассказ называется «Тоска»

В.Каково лексическое значение этого слова? Что такое, по-вашему, «тоска»?

 

Тоска ж. стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, скорбь, нойка сердца.

В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»

 

Тоска ж

1.Душевная тревога в соединении с грустью, унынием//

2.разг. Скука, уныние ,вызываемые однообразием обстановки, отсутствием интересов и т.п.

Т.Ф.Ефремова «Новый словарь русского языка»

 

 

 В. Прежде чем приступить к анализу данного произведения, давайте вспомним, что такое рассказ.

Рассказ- прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета; изображается один эпизод, событие из жизни героя или несколько событий; действующих лиц немного, описываемое действие ограничено во времени. Большое значение придается концовке (она должна быть «ударной»)

 

Индивидуальная работа по карточкам.

 

 

Инструкция.

Время работы – 5 минут. На выступление-1 минута.

Подтвердите свои мысли текстом. Комментарий должен быть аргументированным.

Во время сдачи ЕГЭ  важно выполнить условие: выполнить работу за 4 часа. Значит умение выполнить задание в отведенное время это….(залог успеха на экзамене)

 

Карточка №1.

 

1.Сколько раз пытается рассказать Иона о смерти сына? (3)

2.Выпишите реакцию собеседников.( сын помер- от чего?…поезжай; сын помер- все помрем, погоняй;  сын помер- …..(ответа нет)

3.Как называется это выразительное средство? (повтор)

4.Прокомментируйте .

 

Карточка №2

1.В какое время суток происходили события рассказа? (вечером)

2.Выпишите изменение вечернего освещения (вечерние сумерки - вечерняя мгла- потемки).

3. Как называется это выразительное средство? (градация)

4.Сколько раз происходит это изменение ? (3)

5.Прокомментируйте.

 

Карточка №3

1.Выпишите из текста глаголы, характеризующие действия многолюдного города (темные массы движутся- толпы бегут- толпы снуют)

2.Сколько раз Чехов говорит об этом в рассказе ? (3)

3.Прокомментируйте.

 

Карточка №4.

1.Выпишите из текста, как изменяет обращение Иона к лошади.

2.Как менялась эмоциональная окраска слова  (от презрительного лошаденка, к нейтральному – лошадь - к уменьшительно-ласкательному -кобылочка)

3. Как называется такая лексика (1 и 3 слово)? (экспрессивная)

Прокомментируйте.

 

Вместе найти: мотив одиночества.

Чувство одиночества- одинок- тоска-тоска громадная- отдается тоске –тоска -ему невмоготу.

       В. Какой художественный прием применил Чехов, чтобы передать тоску Ионы? (градация, усиление через повтор, эмоциональная окраска слов, глаголы)

      В.Ребята, а какая еще настойчиво повторяющаяся деталь нам встретилась в этом рассказе ? ( цифра 3)

      В. В каком жанре постоянно встречается эта цифра? (сказка)

      В. Может кто-нибудь обратил внимание еще на один оборот речи, сразу напомнивший народную песню? (сыра земля)

      В.Как вы думаете, что хотел писатель нам этим сказать, ведь у Чехова каждая художественная деталь имеет значение? Может нам поможет это понять эпиграф? Начало духовного стиха «Плач Иосифа и быль»

 

Кому повеем печаль мою?

Кого призову к рыданию?

Токмо тебе, Владыко мой,

Известна печаль моя.

 

Вывод: У извозчика Ионы умер сын. Иона хочет рассказать об этом кому-нибудь, поговорить, излить душу и таким образом хоть немного облегчить горе. Но рассказать-то, оказывается, и некому! Ни один человек не хочет выслушать Иону, и он в конце концов рассказывает все… своей лошади.

    В.Прочитайте выразительно последнее предложение.  Как вы объясните многоточие?

 

Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей- надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко- просто лень сочувствовать, понимать…

Самостоятельная работа.

Подчеркните в карточке то лексическое значение слова тоска, которое более всего подходит к рассказу Чехова.

Карточка №5

Тоска ж. стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, скорбь, нойка сердца.

В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»

 

Тоска ж

1.Душевная тревога в соединении с грустью, унынием//

2.разг. Скука, уныние ,вызываемые однообразием обстановки, отсутствием интересов и т.п.

Т.Ф.Ефремова «Новый словарь русского языка»

 

Давайте вернёмся к вопросу, который я задала в начале урока: «вытравлял из нас всякую душевную дрянность».

 

Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? 

 

Где жизнь? Хоть шелестом листа

Проговорилась бы она.

Но за спиною - пустота,

Но за спиною – тишина.

 

И страшно мне шагнуть вперёд,

Шагнуть, как в яму, в чёрный лес,

Где память за руку берёт

И - нет небес.

                           Варлам Шаламов 1938 год

 

В. Как вы думаете, есть ли что-то общее между рассказом А.П.Чехова «Тоска», написанным в 1886 году, стихотворением поэта и писателя, прошедшего, как и А.Солженицын, ГУЛАГ Варлама Шаламова, написанным в 1938 году и картиной современного художника Р.Веденеева, написанной в 2007 году.

(тема одиночества, учит сочувствию, пониманию человека).

 

 

Итак, Чехов стал для России и всего мира эталоном интеллигентности, стал человеком, который вопреки рутине, пошлости, безысходности жизни не позволяет себе отступлений от моральных норм, который подходит к себе с высочайшими нравственными требованиями и при этом необычайно мягок, деликатен по отношению к другим людям. В основе такой личности — неустанная духовная деятельность, спасающая ее от нравственной коррозии и духовного обнищания.

 

Итоги

 

Д/З   стр.27, вопр.7

 

 
Прикрепленный файл Size
Чуковский о Чехове.pptx 3.32 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн