Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Педагогический проект

Фото пользователя Валерий Михайлович Гущин
Submitted by Валерий Михайлович Гущин on пн, 07/02/2011 - 23:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гущин Валерий Михайлович
Место работы, должность: 
Староказинский филиал МОУ Новоникольская СОШ, Мичуринский район, Тамбовская область, учитель географии и ОБЖ
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
Естествознание
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Основы безопасности жизнедеятельности
Предмет(ы): 
Экология
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
Многие регионы нашей страны (Южного Урала, Сибири, Центральной России и др.) откликнулись на призывы решать острую и злободневную проблему малых рек. В Тамбовской области развернулось общественное движение за сохранность наших рек, за учет и обустройство родников, проводятся школьные смотры - конкурсы под девизом «Малым рекам - большую жизнь». Учителя и учащиеся нашей сельской школы не остались в стороне от важной для всей страны и Тамбовщины проблемы.

Староказинский филиал МОУ Новоникольская СОШ

                         Мичуринского района

 

 

 

 

 

 

 

                   Педагогический проект

        «Малым рекам - большую жизнь»

 

 

 

                              Гущин Валерий Михайлович,

                                               учитель географии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        2010 год

 

                                                               … Гражданин, на мой взгляд, немыслим

                                                 в нашу эпоху без активной работы за сохранение

                                                 природы… как физического обеспечения жизни

                                                 нашим детям и внукам, не говоря уж о духовном

                                                 и нравственном факторе незагубленной красоты

                                                 лесов, озер и рек.

                                                                                                        В.Г. Распутин

 

     18 марта 2004 года Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии провел парламентские слушания на тему «Экология малых рек России: проблемы и пути их решения». В работе приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, представители федеральных органов исполнительной власти и органов госвласти более 30 субъектов РФ, общественных организаций, специалистов и ученых.

     Представитель Министерства природных ресурсов РФ М.Шевченко выразила озабоченность тем, что «законодательных актов по решению проблем малых рек нет, они отсутствуют; последний раз проблемы малых рек в стране пытались решить постановлением Совета Министров СССР в 1981 году».

     Состояние малых рек в последние годы значительно ухудшилось. По мнению некоторых депутатов, в решении проблем малых рек Россия «медленно, но верно идет в тупик».

     По итогам парламентских слушаний были приняты рекомендации разным ветвям власти о принятии федеральных законов о воде, о выделении денежных средств на реализацию проекта «Вода России. XXI век», о решении проблем малых рек и др.

     Но решение подобных проблем одними государственными актами и законами, без всестороннего участия граждан решить весьма сложно. Каждый должен почувствовать, что сохранение окружающей среды зависит и от него лично. А от окружающей среды, в свою очередь, зависит поддержание высокого качества жизни россиян.

     Многие регионы нашей страны (Южного Урала, Сибири, Центральной России и др.) откликнулись на призывы решать острую и злободневную проблему малых рек. В Тамбовской области развернулось общественное движение за сохранность наших рек, за учет и обустройство родников, проводятся школьные смотры - конкурсы под девизом «Малым рекам - большую жизнь».

     Учителя и учащиеся нашей сельской школы не остались в стороне от важной для всей страны и Тамбовщины проблемы. В своем проекте в этом направлении я определяю проблему так: отношение к родникам и малым рекам родного края как показатель социального, экономического и нравственного здоровья нашей Родины. Острота указанной проблемы находила и находит также отражение в процессе преподавания краеведческого материала по географии в 6, 8 классах, географического краеведения в 6 классе, геоэкологии в 8 классе. В процессе работы пришел к выводу: использование в краеведческом образовании традиционных методов обучения не дает удовлетворительных результатов и порождает целый ряд противоречий:

 

 - между интересом учащихся к географическому краеведению и отсутствием системы преемственности краеведческой деятельности в среднем и старшем звене;

  - между знанием законов природы, необходимостью ее охраны и утилитарно-потребительским отношением к ней общества;

  - между реальным состоянием малых рек и неэффективным государственным регулированием в области водохозяйственного комплекса страны, его финансированием;

  - между традиционной методикой преподавания географии и активными формами и приемами работы, стимулирующими познавательный интерес школьников;

  - между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.

     Современный ученик не проявляет активного познавательного интереса к учебе, его организм спасается от переизбытка информации, носящей часто разрозненный и хаотичный характер, Эти противоречия порождают проблему поиска новых интерактивных методов, каким и является проектная деятельность.

     Разрешение указанных выше противоречий я вижу в работе над данным проектом. Именно эта деятельность позволяет учителю создавать условия для реализации мышления учащихся, расширения их познавательного интереса и возможностей самореализации в процессе практического применения знаний. Проектная работа соответствует приоритетным задачам современного образования: развитию потенциала личности школьника, переносу акцента с «усвоения знаний» на формирование компетентности .

     Цель моего проекта - формирование и развитие  компетентности на основе практико-ориентированной краеведческой деятельности и воспитание достойного гражданина и патриота нашего Отечества, ответственного за будущее России.

                   Дидактические задачи проекта:

     - Формирование географической компетенции в сфере самостоятельной

     познавательной деятельности.

     - Формирование у учащихся системных знаний о природно-территориаль-

     ных комплексах.

     - Формирование навыков исследовательской работы в команде, развитие

     мотивации к самостоятельному научному поиску.

                       Методические задачи:

     - Развивать межпредметные связи (географии, биологии, экологии) при    работе на местности.

    

     - Анализировать состояние отдельных природных комплексов

     окружающей среды, проводить сравнительный анализ полученных

     данных.

     - Находить причинно-следственные связи между компонентами

     природного комплекса и в отношениях «природа - человек».

     - Воспитывать у учащихся ответственное отношение к природе,

     готовность к активным действиям по ее охране.

     - Обратить внимание общественности на проблему сохранения

     родников и малых рек в нашей местности.

     - Обеспечить гласность в деятельности учащихся и учителей по

     охране природно-территориальных комплексов.

     Указанные цель и задачи проекта отвечают целевому ориентиру нашей школы, который предусматривает:

   - создание условий для повышения качества образования, интеграции учебной, научной, методической, технологической и коммуникативной деятельности учителя и ученика;

   - внедрение новых образовательных и воспитательных технологий в учебно-воспитательный процесс;

   - воспитание активной жизненной позиции учащихся, способности к взаимодействию и адаптации в обществе.

 

         Проектно - исследовательская деятельность учащихся

 

                Этапы работы над проектом:

I. Информационно-аналитический этап (анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами).

II. Этап реализации (практический).

III. Результативность реализации проекта.

IV. Выводы и перспективы дальнейшей работы.

                     Анализ этапов

I. Информационно-аналитический этап.

     Обозначенная в проекте проблема и ее решение имели для меня всегда большое значение не только в преподавании географии на уроках, но и во внеклассной работе (особенно во время экскурсий, походов по родному краю). В наше время активная промышленная деятельность человека, ведомственные выгоды, бездуховность болезненно отражаются на природе. Можно сказать, что она страдает за свои же богатства. Проблема экологического воспитания современного человека стоит очень остро. Идея работы над проектом «Малым рекам - большую жизнь» уже обозначилась при введении в школьную программу регионального компонента «Географическое краеведение» - 6 класс и «Геоэкология» - 8 класс. А участие нашей школы в региональном национальной проекте «Образование» предопределило использование метода проекта. Я увидел, что этот метод может эффективно использоваться в экологическом воспитании школьников, так как стимулирует их интерес  к проблемам экологии, направляет деятельность на реальный результат. Меня не всегда удовлетворяла самостоятельность учеников, их познавательный интерес. На первом этапе работы над проектом мы стали изучать литературу по осуществлению проектной деятельности и по обозначенной проблеме, определять возможные направления исследовательской деятельности в сельской местности. Отрадно было сознавать, что проектный метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую. Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Мне показался наиболее подходящим в решении проблемы сохранения малых рек вид исследовательского проекта, в основе которого лежат мониторинговые наблюдения за природными комплексами окружающей среды. Считаю, что данная форма позволяет связать теоретические знания с жизнью, привлечь школьников к активной заботе о природных комплексах. В этом проекте могут участвовать учащиеся разных классов, так как в нашей сельской школе классы малочисленные. Реализация проекта может быть продолжительной, пополняясь новыми исследованиями, данными, т. к. обозначенная проблема отличается сложностью решения. При осуществлении проекта используются различные методы и формы работы: экскурсии, мониторинговые исследования, наблюдение, сравнение, анализ статистических данных, природоохранная деятельность, межпредметные связи (географии, экологии, биологии) и др.

 

II. Этап реализации.

После изучения в 8 классе темы геоэкологии «Геоэкологический мониторинг своего населенного пункта» в апреле 2009 года с учащимися

8-9 классов был проведен интегрированный урок - акция по географии и биологии на тему: «Природные комплексы своей местности: «малым рекам - большую жизнь». Изучение и спасение реки Горитовка и питающих ее родников».

     В перечень реальных объектов, подлежащих изучению и спасению, вошли:

    - Река Горитовка в среднем течении.

    - Родники, питающие реку.

    - Поиск и прочистка старого русло реки Горитовка.

    - Природные комплексы поймы реки.

       Заблаговременно был подготовлен и распределен инструментарий для исследовательской и практической деятельности: приборы, имеющиеся в школе (рулетка, секундомер, стеклянная колба, термометр), фото- и видеоаппаратура, лопаты, грабли, топор, пила.

Урок - акцию я проводил вместе с учителем биологии. В начале урока познакомили учеников с темой, поставили перед ними цели и задачи:

     - формирование системных знаний о природно-территориальных комплексах, навыков исследовательской работы в команде, развитие мотивации к самостоятельному научному поиску;

- развитие образовательной компетенции на основе практико-ориентированной краеведческой деятельности;

     - развитие межпредметных связей (географии, биологии, экологии) при работе на местности;

     - воспитание ответственного отношения к природе родного края, готовности к активным действиям по ее охране.

 Провели подробный инструктаж для исследовательского мониторинга названных природных комплексов.

     Учащиеся разделены на две группы: 1 - теоретики, 2 - практики, Первые ведут записи и обработку материалов исследования, вторые - измеряют, ведут работы по очистке. Общее руководство осуществляет бригадир. Группы получают лист - инструкцию «Протокол обследования источника подземных вод» (приложение №1,стр.13) и дополнительный материал для исследования (приложение №2,стр.14):

1.     Определение качества воды в источнике.

2.     Характер источника.

3.     Расположение источника по отношению к реке.

4.     Определение мощности родника.

5.     Направление воды источника.

6.     Влияние родника на окружающую местность.

 

         Практическая работа начинается с поиска прежнего русла реки Горитовка, в 100 метрах от старого «казенного» моста. Оно (русло) располагается параллельно реке и хорошо выражено. Имеет вид заболоченной местности с густо растущей кустарниковой растительностью (фото №1).  Южное старое русло представляет округлый водоем с болотной растительностью (фото №2).  В ближайшем к реке месте был прорыт водоток, соединивший старое русло и реку. Засоренные участки реки ребята очистили от нагромождений мусора, убрали из воды остатки деревьев. Произвели замеры глубин реки в трех участках. Учитель биологии при участии учеников выявляла наличие биоиндикаторов чистоты воды, которые показали, что вода в реке чистая (фото №3).       Зафиксированы следы присутствия бобров в виде обточенных зубами стволов деревьев (фото №4).

     Дальнейшее обследование сместилось вверх по течению на 900 метров, к автомобильному мосту (в двухстах метрах от него) трассы Мичуринск - Липецк. Вначале был исследован по предложенному учащимся плану природный комплекс - пойма реки Горитовка. Результаты обследования этого комплекса оформлены (приложение №3,стр.15) в виде отчета.

     Следующим этапом исследования явились определение животного мира (фото №5),  поиск родников, оценка их состояния, чистка от загрязнений родников и каналов, соединяющих их с рекой. Производились различные измерения. Они показали, что вода родников чистая, прозрачная, без запаха. Обследование природных комплексов и работа по очистке компонентов завершены.

     В заключительной части урока учащиеся получают задание: подготовить отчеты о работе, аккуратно оформив, с рисунками, схемами, фотографиями и т.д. Оценки выставляются одинаковые всем членам групп. Оформление отчетов (камеральная обработка) на основе материалов интегрированного урока - акции на отдельном уроке по форме приложения №1(стр.13) («Протокол обследования источников подземных вод») и приложения №3(стр.15) («Обследование состояния природного комплекса - поймы реки Горитовка).

 

     III. Результативность реализации проекта.

     Мониторинговые исследования показали, что при достаточно хорошем экологическом состоянии наша сельская местность не лишена экологических проблем. Учащиеся называют проблему утилитарно-потребительского отношения человека к малым рекам. Местными органами власти не создана система мер по спасению малых рек, они гибнут. Меняется ландшафт и неповторимая красота нашей малой родины.

     Проведение интегрированного урока и дальнейшие практические шаги решения проблемы заметно оживили познавательный интерес учащихся к урокам географии, геоэкологии, к судьбе малых рек и родников, повысились уровень и качество знаний. Ребята ощутили практическую значимость знаний, умений и навыков, приобретенных в работе. Они стали самостоятельно искать материал по проблеме в сети Интернет, делали сообщения, писали рефераты с использованием в практической части исследований мониторинга. Учащихся заинтересовал материал, предложенный ученицей Пениной Я. Речь в нем идет о чрезмерной эксплуатации водных ресурсов малых рек Тамбовской обл. в середине 50-х годов прошлого века. Именно этот факт явился одной из причин плачевного состояния малых рек в наши дни. На реках в середине XX века сооружались плотины, шлюзы для плавания мелких судов, решались энергетические проблемы. Всего на реках области было построено 132 сельских гидростанций. Вода и энергия рек использовались для развития колхозного хозяйства. В результате эксплуатации снизились годовой сток, скорость течения рек, происходило заиливание родников. Этот исторический факт иллюстрирует схема приложения №4, (стр.16.)

     Еще одной активной формой в реализации проблемы проекта явились трудовые десанты учащихся. Во внеурочное время школьники организованно занимались устранением загрязнений сельской территории, очисткой прилегающей к автомобильной трассе Мичуринск - Липецк обочины (фото №6).  Наибольший интерес у учащихся проявился при оказании «скорой помощи» левому притоку реки Воронеж - Горитовке, протекающей вдоль границы сел Старая Казинка и Горитово (фото №7).

     Учащиеся  Захарова Т. и Герасимова Е., члены школьного Научного общества, выбрали по проблеме малых рек форму ученического проекта. Их работы были представлены на школьную научно-практическую конференцию «Путь в науку». Победителем стала в январе 2009 года ученица 10 класса Захарова Т. с презентацией проекта «Малым рекам - большую жизнь». А в марте 2009 года она выступила на районной практической конференции с презентацией проекта на тему «Живи, родник!» (поисковая геолого-экологическая экспедиция по обнаружению и исследованию родников реки Горитовка) и получила сертификат участника конференции.

     В феврале 2009 года учитель на педсовете выступил по вопросу «Научно-исследовательская деятельность школьников как метод работы с одаренными детьми».

     Для популяризации проектной деятельности в данном направлении учителем создан мультимедийный продукт - фильм «Малым рекам - большую жизнь», который представлен на региональный конкурс медиаресурсов в г. Тамбове при ТОИПКРО в октябре 2009 года.

 

     IV. Выводы. Направления и перспективы дальнейшей работы.

 

     Подводя итоги проделанной работы по реализации проекта, можно сделать выводы:

    - Использование проектной деятельности, организация и проведение исследовательской работы учащихся, практическая направленность на конечный результат - все это способствует формированию компетентности учащихся.

    - В проекте осуществляется реализация требований современного образования: приобретение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

    - Разнообразные формы краеведческой деятельности (урочные и внеклассные) по актуальной проблеме нашего времени прививают познавательный интерес к изучению географии, геоэкологии, геокраеведения,  повышают качество знаний.

    - Использование компьютерных технологий развивает интерес учащихся к проблемам экологического характера.

    - Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся активной гражданской позиции, истинного патриотизма, ответственного отношения к природе.

    - Проект имеет перспективы дальнейшего использования другими учителями географии, экологии, биологии как на факультативах и кружках, так и на уроках.

     Несмотря на положительные стороны, я не удовлетворен результативностью работы над проектом: мало учащихся вовлечено в проектную деятельность, нет моих докладов, работ на районном МО учителей географии. Считаю, что в решении проблемы проекта много еще неиспользованных резервов.

               Перспективы дальнейшей работы:

     1. Продолжать исследовательскую проектную деятельность учителя и учащихся в краеведческом и экологическом направлениях.

     2. Принимать активное участие в работе школьного НОУ, муниципальных и региональных конкурсах.

     3. Разработать план общешкольных мероприятий к Всемирному дню водных ресурсов - 22 марта и принять участие в их проведении.

     4. Осуществлять совместно с сельским советом, администрацией школы, руководством Ярковского лесхоза, местного сельхозпредприятия природоохранные акции и проекты по оказанию практической помощи родникам и малым рекам:

     - следить за прибрежно-защитной полосой (не допускать вырубок, загрязнения бытовыми отходами и др.);

     - вести контроль за водоохранной зоной, чистить родники;

     - взять на учет все родники нашей местности, поставить опознавательные знаки, таблицы с названием родника, информацией о качестве воды, гидрологических характеристиках;

     - собирать и записывать информацию об истории известных родников нашей местности (реальные факты, легенды, поверья).

     5. Обеспечивать гласность в деятельности школьного движения под девизом «Малым рекам - большую жизнь»: выпускать плакаты, листовки, готовить выступления перед населением.

 

            Заключение.

     Сегодня в  Тамбовском крае  почти не осталось рек, особенно малых, в первозданном виде. Они гибнут. Не воспитана в наших людях внутренняя потребность беречь природу, быть настоящими гражданами Отечества. А какая жизнь без воды? А изменение климата, утрата лугов и пастбищ? А кто может измерить душевную боль при виде разорения малой родины?

     Мы все в ответе за наш край и будущее России.

 

                           Источники информации:

1. Попова Т.А. Школьный экологический мониторинг. Методическое пособие для учителей. - М.: Сфера, 2004. - с.45.

2. Комплексные методики активного обучения учащихся и педагогов в области экологического образования. Выпуск 12. С.-П.,1993.

3. Аленина С.Д. и др. Географическое краеведение. 6 класс.- Тамбов, ООО «Издательство Юлис»,2006.

4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование, 2000, №7.

5. Природа Тамбовской области. Издательство Тамбовского отдела географического общества Союза ССР. - Тамбов, 1955.

6. Татаринова Л.Ф., Ихер Т.П. Изучаем малые реки. - Тула, 1999.

7.Нехлюдова А.С. Полевая практика по природоведению. - М. Просвещение, 1996.

8. Интернет - материалы: www.orenburgobl.ru/news/news34017.php,

    http://proribakov.narod.ru/HTMLsMuch, www.ekoline.ru.   

 

 Фото № 8

Прикрепленный файл Size
Педагогический проект.ppt 2.55 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн