Закончился областной тур всероссийской олимпиады по географии. Наши ученики вернулись в школы с назревшим вопросом: почему на уроках географии не изучалось практически ничего из того, что было в олимпиадных заданиях первой части?
И, конечно, мне стало интересно рассмотреть вопросы олимпиады с профессиональной точки зрения.
1 вопрос
Задача 1. Координаты любой точки на земной поверхности можно записать как с помощью привычных географических координат, так и в системе полярных координат. Полярные координаты определяются относительно точки начала координат и обозначаются двумя числами. Первое число - угол направления на искомый объект (в градусах); второе число - расстояние до него (в км). Например, если за начало координат принять Северный полюс, за начало отсчёта угловых координат - Гринвичский меридиан (отсчёт углов ведётся в восточном направлении) и допустить, что Земля имеет правильную шарообразную форму с длиной окружности 40000 км, полярные координаты Лондона (географические координаты 51° с.ш. 0° д.) составят 0° 4333 км, Сингапура (географические координаты 1°с.ш. 104° в.д.) -104° 9889 км.
Определите в предложенной системе:
• полярные координаты Москвы;
• того населённого пункта, в котором вы в настоящее время находитесь;
• государственной столицы, имеющей полярные координаты полярные координаты 281° 10000 км.
Ответы представьте в виде таблицы. Координаты указывайте с точностью до целых градусов и километров
Данное задание было направлено на выявление способности участников олимпиады ориентироваться на земной поверхности в системе полярных координат.
Однако в школьном курсе географии НЕ ИЗУЧАЮТСЯ полярные координаты. Они не упоминаются ни в Стандарте для обязательного усвоения, ни даже в ознакомлении с понятием. А самое интересное то, что полярные координаты не применяются в географии вообще.
Полярную систему координат применяют в авиации, в спутниковых системах, в звукозаписи, наконец, при определении характеристик направленности микрофонов.
Но какое отношение все это имеет к географии?
То есть, на олимпиаде по географии была дана задача не из области географии, где не применяют полярных координат.
2 вопрос
Биогенными называют формы рельефа, которые образовались под действием живых организмов (животных и растений).
Определите, для каких природных зон типичны следующие биогенные формы рельефа: кротовины, муравейники, сурчины, сусликовины, термитники, «бугорковый рельеф» деятельности леммингов.
В какой природной зоне роль биоты ограничивается лишь биогенным выветриванием горных пород? В каких природных зонах существенную роль играет болотное рельефообразование? Ответ оформите в виде таблиц.
В таблице 3 приведены наиболее часто встречающиеся размеры кротовин, муравейников, сусликовин и термитников. Какая строка таблицы соответствует каждой из этих форм рельефа?
Определите, какой максимальный объём грунта может переработать колония кротов на площади 1 гектар, если на ней может насчитываться до тысячи кротовин?
Таблица 3. Размерь биогенных форм рельефа
№
|
Форма рельефа
|
Высота
|
Диаметр
|
1.
|
|
от 3 см до 0,5 м
|
от 3 см до 0,7 м
|
2.
|
|
от 0,3 м до 1 м
|
от 0,5 м до 1 м
|
3.
|
|
от 0,3 м до 2 м
|
от 0,5 м до 4 м
|
4.
|
|
от 3 м до 15 м
|
от 5 м до 30 м
|
Понятие биогенных форм рельефа не изучается ни в школе, ни даже в курсе почвоведения с элементами геологии ВУЗов.
Если же допустить, что в данном вопросе проверялись знания на соотнесение природных зон и распространение животных, то эта часть вопроса вполне уместна в олимпиаде.
Но вот вторая часть - на определение размеров биогенных форм рельефа, где надо вычислять объем конуса, выявляет знания по математике, ибо является чисто математической задачей.
4 вопрос
. На рисунке 2 изображена так называемая грузовая марка - специальный знак, который наносят на борт судна, чтобы контролировать его осадку. Круг, пересечённый по центру горизонтальной линией, показывает предельную осадку судна в морской воде в летнее время в зоне умеренного климата, а ряд горизонтальных линий на шкале в виде гребёнки - его предельное погружение в зависимости от времени года и района плавания. Этот знак был введён со второй половины XIX века для всех грузовых судов для того, чтобы предотвратить кораблекрушения, часто случавшиеся вследствие перегрузки.
Предположим, что грузовое судно покинуло Северный речной порт Москвы и заходило затем в различные зарубежные порты: Рейкьявик, Лиссабон, Манаус, Рио-де-Жанейро, Кейптаун. Плавание началось перед закрытием навигации и закончилось в феврале. До какой из отметок, обозначенных на грузовой марке, можно было нагрузить судно в каждом из этих портов?
Вопрос о грузовой марке абсолютно не корректен. Это понятие НЕ ИЗУЧАЕТСЯ в географии.
Грузовые марки морских судов ни в школьной, ни в вузовской программе по географии не изучаются.
Сведениями о грузовых марках могут обладать учащиеся специальных учреждений, где они изучаются. Там же уместно и спрашивать знания по этому вопросу.
5 вопрос
Валовой внутренний продукт (ВВП) служит основным параметром измерения величины экономик стран и регионов мира. В целом, недавний экономический кризис негативно сказался на мировом ВВП. Но отмечены существенные различия в годовых темпах изменения величины ВВП между странами, которые связаны со структурными особенностями их национальных экономик.
На рисунке 3 показано изменение годовой величины ВВП за 2007-2009 годы в различных группах стран (линия «А» соответствует Китаю). Определите, какие линии («Б», «В», «Г») относятся:
• к развитым странам,
• к развивающимся странам,
• к миру в целом.
Назовите не менее двух причин, обеспечивающих сохранение высоких темпов экономического роста в Китае.
ВВП может быть рассчитан как сумма годовых денежных расходов на потребление и инвестиции в основной капитал, а также величины сальдо торгового баланса (разницы импорта и экспорта, или чистого экспорта). Разделите следующие страны: Индия, Сингапур, Россия, США, Кувейт - на две группы, в зависимости от преобладающего значения в их ВВП компонентов внутреннего потребления (группа 1), или чистого экспорта (группа 2).
Часть 1
В курсе экономической и социальной географии ВВП рассматривается как один из нескольких показателей при определении типологии стран, наряду с ВНП, структурой занятости. Дается лишь общая характеристика этих понятий без структурной детализации. Динамика же ВВП определяется экономическими законами и изучается экономическими науками, т. е. собственно к географии не относится.
Часть 2
Также причины, объясняющие высокие темпы экономического роста в Китае, носят не географический, а экономический характер и НЕ ИЗУЧАЮТСЯ в курсе географии
География изучает пространственное распространение природных и социальных объектов. Конечно, описывая экономику той или иной страны, экономическая география не может не касаться причин этих различий, однако дальнейший углубленный анализ этого довольно быстро выводит предмет изучения за пределы географии в область чисто экономических дисциплин, что мы и видим в формулировке вопроса.
Часть 3
В логике ответа предполагается «понимание структурных различий между странами в отношении таких основных движущих сил развития их экономик как емкость внутреннего рынка и расходы домохозяйств в Индии и США, или значительное положительное сальдо торгового баланса в России и Кувейте (за счет нефтегазового сектора) и Сингапуре (реэкспорт)».
Эти понятия - «внутренний рынок», «положительное сальдо торгового баланса», «реэкспорт» - суть понятия экономики. И изучаются они в курсе экономики. И в школьном курсе отсутствуют. Таким образом, вопрос также не уместен на олимпиаде по географии.
Задания олимпиады по географии должны проверять глубину знаний по географии, основываться на её углубленном изучении. Представляется, что задания должны были быть глубоко структурированными, а не представлять собой эклектическую смесь из вопросов, не имеющих отношения к географии.
Из предложенных вопросов областной олимпиады лишь один из пяти (о ветрах) отвечает этим требованиям и может быть признан вопросом географической олимпиады.
В связи с вышеизложенным, хотелось бы задать вопросы организаторам олимпиады.
1 Как в этом свете выглядит компетенция учителя географии в глазах ученика, ведь в заданиях олимпиады по географии он практически не встретил того, что изучается на уроках географии?
2 Насколько правомерно использование на олимпиаде по географии вопросов, не изучаемых в географии? Можно ли олимпиаду, в которой были заданы вопросы, не относящиеся к географии, считать олимпиадой по географии, и легитимны ли в таком случае результаты этой, так называемой, географической олимпиады?
3 Какова профессиональная принадлежность и компетентность составителя вопросов?
Просьба в дальнейшем учитывать наши вопросы и пожелания с тем, чтобы олимпиады по географии не деградировали и не превратились бы в нечто, не относящееся к географии. Подобные задания могут лишь дискредитировать само понятие географической олимпиады в глазах не только учителей, но даже и школьников.
Учитель географии высшей категории Мясникова И.Ф.
|
На: К вопросам областной олимпиады по географии.
На: К вопросам областной олимпиады по географии.
Ирина Фёдоровна, внимательно ознакомился с Вашими коментариями. На мой взгляд в первом задании показано как можно применить имеющиеся знания в иной ситуации. Инструкции к заданию четкие и понятные. Задача позволила расширить кругозор детей.
_
С уважением, Коломийцев М.А.
С уважением, Коломийцев М.А.
На: К вопросам областной олимпиады по географии.
Доброго времени суток, Михаил Александрович. Я не спорю с тем, что задание интересное и расширило кругозор детей. Оно было бы вполне уместно на викторине, на конкурсе любознательных и т. п. Но оно было использовано на предметной олимпиаде. Главная же цель предметной олимпиады - оценить глубину и широту ПРЕДМЕТНЫХ знаний. В географии же эти понятия не изучаются.