Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«ХОРОШИЕ СТИХИ НЕ ТАК ЛЕГКО ПИСАТЬ» (В творческой лаборатории А.С. Пушкина)

Фото пользователя Галина Алексеевна Пак
Submitted by Галина Алексеевна Пак on Tue, 08/02/2011 - 15:25
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пак Галина Алексеевна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ № 5" МО "Ахтубинский район"
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
1. закрепить сведения о стихотворной речи (ритм, рифма, размер) на примере стихотворений А.С. Пушкина; 2. развивать творческие способности обучающихся; 3. содействовать воспитанию любви к поэзии А.С. Пушкина.
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

В.П. Полухина, Коровина В.Я., Журавлев В.П. «Литература» 6 класс, Москва, «Просвещение», 2008  г.

Используемая методическая литература: 

1.      Даль В.И. Записки о Пушкине: [Подробности поединка в Кишиневе]//Бартенев П.И. О Пушкине. – М., 1992. – С. 421-422.

  1. Гордин А.М. Вечер у «Жуковского… у Одоевского… у Карамзиной» //Гордин А.М. Пушкинский век. – СПб., 1995. – С.231-241

3.      Лицей. 1811-1817г. //Анненков П.В. Материалы для биографии А.С. Пушкина. – М., 1984. – Гл. 2. – С. 39-64.

  1. Пушкин А.С.

       Сочинения. В 3-х т. – М.: Художественная литература,   1987.

5.      Пущин И.И. Записки о Пушкине. Письма. – М., 1989. – С. 42-43.

  1. Смольников И.Ф. Путешествие Пушкина в Оренбургский край. – М.: Мысль, 1991. – 271 с.
  2. Тынянов Ю.Н.

        Пушкин:   Роман/ Послесл.  Б.Костелянца. -     М.: Художественная литература,   1987.

8.      Юрьева И. Детская пушкинского Дома. Захарово //Наше наследие. - 1998.- №2.- С. 131-139.

 

.

 

Используемое оборудование: 

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Портрет А.С. Пушкина
  2. Выставка сборников стихотворений А.С. Пушкина
  3.  Иллюстрации из альбома «А.С.Пушкин»
  4. Чернильница с пером
  5. Мультимедиа

На  доске  написаны   эпиграф, слова - термины.

Словарь: лира, муза, ритм, рифма, ямб, хорей.

              

Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет

                                                                                  И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет. 

                                                                               Хорошие стихи не так легко писать.                                                       

                                                                                      

А.С. Пушкин. «К другу стихотворцу»

 

 

Краткое описание: 
Литература – не только предмет, но и учебник жизни. Именно литература призвана расширить и обогатить нравственно – эстетический и познавательный опыт ребёнка путём приобщения к чтению, к искусству слова. Как же развить у современного школьника в век компьютеризации интерес к литературному творчеству? Несомненно, готовясь к уроку, учитель должен избегать односторонности в изучении литературного произведения, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно – информационная сторона текста. В поле внимания должны оказаться наряду с эстетической природой художественного произведения, авторским отношением к окружающему миру ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя. Уроки литературы должны стать уроками нравственности. Удивить сегодняшнего школьника трудно. Необходимо учитывать мир его интересов, вовлекать в процесс сотворчества, соавторства, соучастия. Нестандартные формы урока, новый подход к трактовке темы урока, отбор материала для изучения произведения - всё это позволяет учителю организовать творческий процесс изучения искусства слова, сделать живым и действенным фактором эстетические и нравственные ценности, заложенные в произведении. Вниманию коллег предлагаются нестандартные подходы к урокам литературы по творчеству А.С. Пушкина.

I   ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

 

  Учитель. Сегодня наш урок посвящается замечательному русскому поэту, которому 6 июня 2009 года исполняется 210 лет со дня рождения.

Перед вами выставка сборников стихотворений А.С. Пушкина. Творчество его обширно и многогранно. Он создал произведения и для детей, и для взрослых.

                   А легко ли писать стихи? Как Пушкин работал над своими стихами? Об этом сегодня наш разговор. Эпиграфом  к уроку буду строчки из стихотворения А.С. Пушкина

 «К другу стихотворцу» (чтение эпиграфа).

                  

 Эти строки  написаны в 1814 году, когда будущий поэт учился в лицее,  и было ему всего 15 лет. Это его первое стихотворение, опубликованное в журнале «Вестник Европы».

 

Используется мультимедиа.  На экране – иллюстрация обложки журнала «Вестник Европы».

 

 

   Но юный Пушкин не подписался под ним, а зашифровал свою фамилию в буквах Н.К.Ш.П. (В обратном прочтении с добавлением гласных -  Пушкин).

Вопрос к классу. Что это означало? Почему так поступил юный поэт?

 

II АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Учитель. Когда же Пушкин стал писать стихи?

Чтец 1. Я мирных  звуков наслажденья

              Младенцем чувствовать умел,

              И лира стала мой удел.

                                            («Дельвигу»)

Учитель. В стихах Пушкина часто встречаются слова «лира»,  «муза». Что они означают?

 

Работа справочного бюро. Обучающиеся подготовили сведения о значении слов «лира»,  «муза».

Лира – древнегреческий струнный инструмент, который считается символом поэтического творчества, вдохновения.

Муза -  1. в греческой мифологии: одна из девяти  богинь, покровительниц искусств и наук; 2. источник поэтического вдохновения,  а также само вдохновение, творчество.

 

Учитель. Ю. Тынянов в романе «Пушкин» вот как  рассказывает о первых шагах в поэзии мальчика Пушкина  (часть1, глава 9  стр. 157 – 161 ).

   ( Тынянов Ю. Н./ Пушкин - Москва «Художественная литература», 1987)

Вопросы к классу. О чём говорит эта история?

                                 Почему так поступил маленький Пушкин?

Учитель. Конечно, Пушкин не осознавал себя ещё поэтом, но уже  в эти годы он понимал, что «хорошие стихи не так легко писать». Пушкин был требователен к себе, к своим стихам, по несколько раз переделывал ту или иную строчку. Вот почему он напишет:

Счастлив, кто,  ко стихам не  чувствуя охоты,

Проводит тихий век без горя,  без заботы.

 

Используется мультимедиа.  На экране – иллюстрации «Работа  Пушкина над стихами»

 

Учитель.  Каждый ли человек может писать стихи?

Чтец 1. Дана  мне лира от богов,

              Поэту дар бесценный;

              И муза верная со мной:

              Хвала тебе, богиня!

 

Учитель. Возможно,  и у вас есть «божий дар»? Прочтите свои стихи.

     (Дети  читают стихи собственного сочинения)

 

III ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учитель.  О таланте юного Пушкина  учителя и ученики узнали на уроке словесности. Тогда  на этом уроке не только читали произведения, но и писали стихи. А писать стихи  в начале ХIХ  века хотели все, и у многих это получалось.

 

Ученик. Но войдём в класс словесности и услышим профессора Кошанского: «Сегодня будем пробовать перо! Опишите розу».  По воспоминаниям друга Пушкина,

И.И. Пущина, у многих лицеистов ничего не получалось, а Пушкин быстро написал четверостишье, но оно не сохранилось.

 

Учитель. В Лицее было написано А.С. Пушкиным 132 стихотворения. Его друзья понимали, что среди них растёт настоящий поэт. Осознавал уже это и сам Пушкин.

Чтец 2.        В углах  лицейских  переходов

               Являться  Муза  стала мне,

               Моя  студенческая  келья,

            

              

               Доселе  чуждая  веселья,

               Вдруг  озарилась,  Муза  в  ней

               Открыла  пир  своих  затей;

               Простите,  хладные науки!

               Простите,  игры  первых  лет!

               Я изменился,  я  поэт.

 

Учитель. Но каждый поэт, помимо дара божьего, должен знать законы стихотворчества, стихотворной речи, которая отличается от прозы. Чем же отличается стихотворная речь? Обратимся к справочному бюро.

 

Работа справочного бюро. Ответы  обучающихся.

  1. Ритм – равномерное чередование каких - нибудь  элементов (звуков, речевых единиц), размеренность в развитии чего - нибудь.

2.  Рифма – созвучие концов стихотворных слов. Рифмы бывают  смежные, перекрестные, кольцевые.

3.      Ямб – двусложный размер стиха с ударением на втором слоге.

       

              '  /       '  /     '/     

  1. Хорей - двусложный размер стиха с ударением на первом слоге.

 

            '    /     '    / '    /     

 

Учитель. Как вы думаете, легко ли давались рифмы Пушкину?

 

Чтец 3.     Рифма,  звучная подруга

                  Вдохновенного досуга,

                  Вдохновенного  труда,

                  Ты умолкла,  онемела;

                  Ах,  ужель  ты  улетела,

                  Изменила  навсегда!

 

Учитель. Откройте учебники. Найдите рифмы в стихотворениях А.С. Пушкина «Зимнее утро»,  «Мой первый друг… ,  «Узник». Определите размер стиха.

 

Самостоятельная работа. Запись ответов в тетради.

Проверка выполненных работ.

 

Учитель. Сейчас игра  «Угадай рифму». Перед вами  на карточках строки из стихов  А.С.Пушкина, в которых пропущены рифмы. Вам нужно дописать рифмы. При проверке узнаете, совпадут ли ваши рифмы с замыслом поэта.


  

 

 

  Карточка 1                                                         

      По небу крадётся луна,                                          

На холме тьма седеет,

На воды пала        ….         (тишина)

С долины  ветер  ….         (  веет)

 

Карточка  2.

В светлой горнице , кругом

Лавки,  крытые   …….       (ковром)

Под  святыми стол  дубовый,

Печь  с лежанкой   ……  (изразцовой)

 

  

 

 

 

  Карточка  3.

      Бог помочь  вам,  друзья  мои,

И в бурях,  и  в житейском  горе,

В краю  чужом,  в  пустынном  (море)

 

И  в  мрачных  пропастях    (земли)

 

      Карточка 4.

Яснели  холмы  и  леса,

И  просыпались       ….  (небеса)

Ещё  в  бездейственном  покое

Дремало  поле       ….      (боевое)

 

                   

 

 

Карточка  5.

Балда,  с попом  понапрасну  не споря,

Пошёл,  сел  у  берега  …… (моря)

Там он стал верёвку крутить

Да конец  её  в  море         (мочить)

 

Карточка  6.

Богами вам  ещё  даны

Златые  дни,  златые  ночи

И томных  дев  устремлены

На  вас  внимательные  ….. (очи)

 

Карточка 7.

Уж всадников  не  видно  боле.

Но  долго  всё  ещё  глядит

Великий  князь  в  пустое  …… (поле)

И думой им вослед        …….    (летит)

 

 

      Карточка  8.

Цветы  последние  милей

Роскошных  первенцев  …..    (полей)

 

Карточка  9.

Моя  прекрасная  Людмила,

По  солнцу  бегая  с  утра,

Устала, слёзы  …….      (осушила),

В  душе  подумала  ….. (пора)

 

      Карточка  10.

И никто  с  начала  мира

Не  видал  такого   ……. (пира),

Я там  был,  мёд,  пиво  пил,

Да усы лишь       …….     (обмочил).

 

 

Карточка 12.

И  снится  вещий  сон  герою:

Он  видит,  будто  бы  княжна

Над   страшной   бездны    (глубиною)

Стоит  недвижна  и          ….   (бледна)

 

      Карточка  13.

     Луна  чуть  светит  над  горою;

     Объяты  рощи  …….   (темнотою),        

     Долина  в  мёртвой  тишине.

     Изменник  едет  на  ……     (коне).

 

Карточка  14.

Любезный  именинник,

     О  Пущин  дорогой!

Прибрёл к  тебе     …..  (пустынник)    

С   открытою    …….          (душой).

             

      Карточка  15.

Сквозь  волнистые  туманы

Пробирается   луна,

На  печальные     …..          (поляны)

Льёт  печально  свет ….     (она).

   

       Карточка 16.

Мать  и сын  теперь  на  воле;

Видят  холм  в  широком   ….   (поле);

Море  синее  кругом,

Дуб  зелёный  над  …..          (холмом).   

 

Карточка  17.     

Бледнела  утренняя  тень,         

Волна сребрилася  в  потоке,

Сомнительный  рождался    (день)

На  отуманенном     …..      (востоке).            


 

      Карточка  11.                                                            Карточка18.

      Но , помня  тайный  дар  кольца,                            Сын  подумал:  добрый  ужин

      Руслан  летит  к  Людмиле  спящей,                       Был  бы  на , однако,…..(нужен).

Её  спокойного  …..                   (лица)                    Ломит  он  у дуба сук

Касается  рукой   ….        (дрожащей).                    И  в   тугой  сгибает       (лук).

 

Самостоятельная работа (обучающиеся работают в парах).

Самопроверка (учитель раздаёт ответы – отгадки).

 

IV  ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ  УРОКА

Учитель.  Подводим  итоги игры: у кого совпали  рифмы  с замыслом поэта.

                  (Ответы обучающихся).

                   Теперь, конечно,  вы убедились в том, что «хорошие  стихи  не  так   легко писать». Я буду рада, если вас этот урок вдохновит на поэтическое творчество, на такое,   о  котором  писал в стихотворении «Осень»  (1833 год) А.С. Пушкин:

      И  мысли  в  голове  волнуются  в  отваге,

И  рифмы  лёгкие  навстречу  мне  летят,

И  пальцы  просятся  к  перу,  перо  к  бумаге,

Минута  -   и  стихи  свободно  потекут.

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Вера Васильевна Журбина

На: «ХОРОШИЕ СТИХИ НЕ ТАК ЛЕГКО ПИСАТЬ» (В творческо


Спасибо за прекрасный урок. Творческих успехов Вам, Галина Алексеевна! Жду новых разработок.

Комментарий был изменен с момента создания (ahsp251, чт, 10/02/2011 - 01:48).
Журбина В.В.



Фото пользователя Анаида Заярнова

На: «ХОРОШИЕ СТИХИ НЕ ТАК ЛЕГКО ПИСАТЬ» (В творческо


Галина Алексеевна!Спасибо за прекрасный урок! Насыщенный и познавательный материал поможет в создании очень интересного урока! Ждем еще интересных идей!С уважением Анаида Арушановна!



 Сообщество "Ахтубинский словесник"

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн