(Актуализация имеющихся знаний. Индивидуальная формулировка каждым учащимся познавательных целей темы)
Учитель обращается к классу:«Как будут регулироваться брачно-семейные отношения, заключенные между гражданами двух государств? Как будет регулироваться сделка купли-продажи дома на территории РФ гражданином Франции?».
Получив ответ, что, вероятно, эти отношения должно регулировать отрасль права, не относящееся к компетенции только одного государства, предлагаем сформулировать тему урока. Она записывается на доске.
Затем учитель задает вопрос: «Какие еще правовые отношения может регулировать международное право?». Ученики работают сначала индивидуально, вспоминая изученные отрасли права, записывают свои предположения, составляя кластер. У каждого в тетради появляется первичный материал, с которым дальше предстоит работать. Таким образом, данный этап – самостоятельное определение первичного уровня собственных знаний.
Учитель просит учащихся объединиться в пары и обсудить свои списки. Информацию, с которой согласны оба, оставлять; информацию, с которой кто-то не согласен, помечать знаком «?». Во время парной работы достигается двойной эффект, а именно: происходит приращение знаний за счет припоминания того материала, который ученик не вспомнил, работая индивидуально, а так же «сортировка» первичных представлений, начальная проверка их на подлинность. Парная работа способствует развитию толерантности, умения прислушиваться к мнению партнера.
Затем составляется общий банк идей: учитель на доске составляет кластер, записывая всю информацию, которая звучит от детей, даже ошибочную, на его взгляд.Несколько пар зачитывают свой список, остальные дополняют его. При возникновении несогласия участники могут высказать свою точку зрения, аргументируя ее.
Вариант составленного кластера:
Брачно-семейные отношения
между гражданами разных государств
Сделки купли продажиПодписание договоров между государствами
граждан разных государств
Заключение соглашений ?
между странами
На стадии вызова происходит «включение» ученика в работу. Чтобы ученики стали активными, нужно заинтересовать их. На этой стадии, сначала индивидуальной, а потом и парной, групповой, коллективной работе, ребенок сам, без учительского назидательного «опять ничего не знаешь» определяет свои пробелы, свои знания и «незнания».
Когда учитель составляет кластер на доске, он поощряет не правильные ответы, а активную работу учеников. Важно также как можно чаще обращаться к ученикам с вопросом: «Все ли согласны с этим утверждением?». В случае, если в классе нашелся хоть один человек, который готов опровергнуть записанное предположение, рядом с записью ставится знак «?». В дальнейшем, читая текст,ученики обратят внимание именно на те отрезки текста, которые будут содержать ответы на эти вопросы.
Стадия осмысления.
Учащимся предлагается текст «Международное право». Учитель формулирует цель работы учащихся с текстом:
·обогатить свои знания новой информацией;
·проверить, в чем были правы, составляя кластер, а в чем нет;
·снять противоречия.
Читая текст, учащиеся делают пометки карандашом (метод «Инсерт»):
«!» - новая информация;
«+ - знаю;
«?» - непонятно, вызывает сомнения;
Каждый ученик читает текст, проставляя предложенные учителем значки, сверяет при этом информацию, собранную на стадии вызова, с информацией в тексте. Вторая стадия – непосредственное восприятие новой информации. Чем этот этап отличается от классического знакомства с новым материалом на уроке? Тем, что технология РКМЧП использует такие приемы, которые позволяют направить восприятие, сделать степень ее усвоения выше. Так как на стадии вызова ученики поставили себе сами цели знакомства с новой информацией, то на этапе восприятия нового учитель может организовать процесс усвоения новой информации, используя техники осмысленного чтения текста. Восприятие информации происходит активно, так как, с одной стороны, необходимость ставить знаки «привязывает» к тексту, с другой стороны – чтобы выставить тот или иной знак, ученик должен сопоставить предшествующие знания с получаемой информацией. Следовательно, познавательная деятельность учащегося становится не только активной, но и «вдумчивой», так как он отслеживает собственное понимание.
Фаза рефлексии.
Беседа с классом по вопросам:
Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо?
Что из того, что вы прочитали, оказалось новой информацией?
Что вызвало сомнение или с чем вы были не согласны?
Работа в группах.
Просим учеников вернуться к кластерам, составленным в начале урока, исправить или дополнить их. В результате работы у ученика имеется схема, в которой отражена и обобщена вся истинная информация
Один из получившихся вариантов может выглядеть так:
Заключение Гражданско-правовые
договоров Публичное Частное отношения
право право
Семейные отношения
Заключение
соглашений
Трудовые отношения
Принципы:Подотрасли
Суверенное равенство государств - право международной безопасности
Применение силы и угрозы силой - международное экономическое право
Мирное решение споров - международное воздушное право
Невмешательство во внутренние дела - международное экологическое право
Равноправие и самоопределение народов - международное космическое право
Заключает учитель урок вопросом: «В каких случаях вам пригодятся знания, полученные сегодня на уроке?».
На этом этапе происходит присвоение нового знания. Каждый ученик запомнит ту информацию, которая для него окажется значимой, которая пригодится ему в дальнейшем. Ненужная, неинтересная нам информация забудется, тогда как знания по тем вопросам, которые волнуют, останется. На этой стадии осуществляется и переосмысление предыдущих знаний, в том числе проверка их на правильность.
Домашнее задание: вновь читая текст, составьте «Тонкие» и «толстые» вопросы, записывая их в таблицу: