Официальный сайт rnns 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект открытого урока-размышления по литературе для учащихся 10 класса "Уроки Достоевского"

Фото пользователя Елена Владимировна Милешкина
Submitted by Елена Владимировна Милешкина on Fri, 11/02/2011 - 01:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Милешкина Елена Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ №2" МО "Ахтубинский район", учитель русского языка и литературы"
Регион: 
Астраханская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Урок разработан с цельюпомочь учащимся постигнуть общечеловеческое, нравственное значение творчества Ф.М.Достоевского; подвести учащихся к осмыслению и пониманию наиболее актуальных проблем романа: одиночество человека в мире людей, милосердное отношение друг к другу; роль разума, идей в жизни человека; Евангелие как единственная система нравственных ценностей, испытанная временем.

 

Конспект открытого урока-размышления
по литературе в 10 классе
 
2010-2011 учебный год
 
Тема: «Уроки Достоевского»
(общечеловеческое, гуманистическое, нравственное значение романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
 
     Цель:
       -помочь учащимся постигнуть общечеловеческое, нравственное значение творчества Ф.М.Достоевского; подвести учащихся к осмыслению и пониманию наиболее актуальных проблем романа: одиночество человека в мире людей, милосердное отношение друг к другу; роль разума, идей в жизни человека; Евангелие как единственная система нравственных ценностей, испытанная временем;
     -активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать навыки самостоятельного анализа текста, умение высказывать своё отношение к прочитанному;
     -развивать высокие нравственные цувства, милосердие, сострадание, любовь к людям.
 
     Оборудование:
     выставка книг о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского; иллюстрации художника Шмаринова к роману; компьютер и проектор; доска с записанными на ней высказываниями великих классиков и опорными словами к уроку.
 
    Ход урока
 
1.   Вступительное слово учителя. Осмысление цели занятия, эпиграфов к уроку, словаря. Постановка проблемы.
На доску проецируются следующие высказывания:
 
Из дневников Ф.М.Достоевского:
 
«Не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все...русские...будут когда-нибудь образованы, очеловечены и счастливы... Я знаю и верую, что царство мысли и света способно водвориться у нас, в нашей России...»
 
«Главное — люби других, как себя, вот что главное...»
 
«Человек не имеет права замыкаться в себе, жить для себя, человек не имеет права проходить мимо несчастий, царящих в мире...»
 
«Обрести христа — значит, обрести собственную душу...»
 
Л.Н.Толстой:
 
     «Я хочу, чтобы любовь к миру, к людям...стала требованием честной совести...Неужели может в душе человека удержаться чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?..Всё недоброе в сердце человека должно исчезнуть ...среди красоты и добра».
 
 
  
 
 Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок-размышление, урок-исповедь, урок обретения себя... Вчитайтесь в эпиграфы к уроку — мысли выдающихся русских классиков Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого. Это не просто выдержки из дневников писателей, это слова-предупреждения, слова, призывающие всех нас прежде всего обрести в себе душу, обрести Христа... Наш урок завершает цикл занятий по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», мы будем говорить о значении романа для нашего времени, для вас лично, для людей, живущих в нашем таком сложном и противоречивом мире...
    Не было бы романа, если бы сам писатель не стоял на эшафоте, не пережил каторгу, не прошёл через попытки насильственного изменения общества. Лишь тот, кто всё это испытал на себе, мог так остро почувствовать опасность власти идеи над человеком, когда человек унижен, растоптан, а идея вознесена над человеком.
    Порой мы высокомерно смотрим на слёзы, на жалость, на слабость. Писатель излечивает нас от комплекса превосходства, тревожит что-то в   нас. Идея, порождённая человеком, стремится овладеть им, и вот это рабство человека по отношению к идее осуждается писателем.
     Наша эпоха переполнена страхами — перед террроризмом, перед насилием, перед бессмысленной гибелью сотен, тысяч людей, которая вершится «избранными». Достоевский отрицает внутреннюю свободу, какую представляет человеку право на кровь, и признаёт только один закон, живущий в нас, называемый СОВЕСТЬЮ...
 
Вопрос к учащимся: А что вы сегодня понимаете под словом «совесть»?
( ответы уч-ся; один заранее подготовленный ученик зачитывает по Толковому словарю Ушакова лексическое значение слова «совесть»; словарная статья проецируется с помощью компьютера на экран).
 
     Думаю, вам будет интересно узнать, что в музее Достоевского в Санкт-Петербурге висит лист газеты «Санкт-Петербургские ведомости», где напечатан кодекс революционера, составленный Нечаевым. Этот документ позволяет тому, кто поставил себе целью освободить общество, совершать абсолютно всё — грабить, убивать, растлевать, подкупать, предавать. Всё оправдывается великой целью! 
 
Вопрос к учащимся: А что думаете вы о кодексе революционера?
(ответы учащихся)
    
      А вот для Достоевского эта сияющая даль залита кровью. Кровью человека, имеющего на весах бытия бесценное значение. Достоевский учит нас надеяться на себя, искать в себе силы, чтобы противостоять насилию и кровопролитию. Напоминая о высшем в каждом из нас, о Христе в душе каждого, он освобождает нас от страха.
 
 
    Писатель был реалистом в высшем смысле, и поэтому в «Дневнике» он признавался, что «не может быть счастлив в любви к ближнему, если знает, что завтра всё будет уничтожено и обратится в ничто...».
 
      Идеолог символистов начала 20 века Д.С.Мережковский в статье о Достоевском затронул вопросы, составляющие не только главную ось романа, но и боль и тоску сегодняшнего дня: «Что выше — счастье людей или выполнение законов, предписываемых нашей совестью? Можно ли в частных случаях нарушить нравственные правила для достижения общего блага? Как бороться со злом и насилием — только идеями или идеями и тоже насилием?» (цитата проецируется на доску)
 
Вопрос к учащимся: Ребята, я хотела бы услышать ваши размышления по данному вопросу. Вы вступаете в большую жизнь, полную таких невообразимых противоречий. Вам жить, творить, созидать, строить будущее. Но вы сегодня являетесь свидетелями   гражданских войн,этнических конфликтов , конфликтов на национальной почве, экстремизма и терроризма. Вы слушаете радиопередачи, смотрите телевизионные программы на эти темы, дискуссии, художественные и документальные фильмы, видеофильмы...Что и в 21 веке мешает людям жить спокойно, в дружбе, согласии и понимании? Почему сегодня по-прежнему проливается людская кровь?
(ответы учащихся)
 
        Посмотрите на доску(проецируется с помощью компьютера):
 Перед вами перечень основных проблем романа Достоевского «Преступление и наказание»:
одиночество человека в мире людей, милосердие, сострадание, роль разума и идей в жизни человека, роль и место Евангелия как единственной системы нравственных ценностей, испытанной временем. Я
 
Я хотела бы, чтобы вы расположили их по степени важности, построили своеобразную «лесенку»(уч-ся делают записи в тетрадях, обосновывают свой выбор).
 
Может ли человек взять на себя ответственность за судьбы мира? Почему Раскольников чувствует необходимость спасти человечество? Может ли быть достигнута высокая цель путем преступления или лжи?Я думаю, что эти вопросы каждый из вас попытался решить для себя во время чтения романа.
     Как научиться жить среди людей, в чём смысл человеческого бытия сегодня, когда люди, целые партии одержимы ложными, бредовыми идеями «вседозволенности»?
 
     Верю, что многим Достоевский понравился, заставил страдать и ум, и сердце, по-новому взглянуть на себя. Вы со мной согласны? Тогда запишите в тетрадях мысли, которые «пробудил» в вас роман, над чем заставил задуматься.Конечно, Достоевского нельзя трактовать однозначно, поэтому будет понятен некоторый субъективизм, а чтобы вам легче было рассуждать на уроке, предлагаю обратить внимание на словарь (словарь урока и трактование лексического значения каждого слова проецируются через компьютер на доску):
 
Словарь:
 
Совесть — чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
 
Нравственность — правила, определяющие нравы, поведение, духовность.
 
Преступление — действие, нарушающее закон.
 
Раскаяться — испытать сожаление, признаться в ошибке.
 
Наказание — особая мера государственного принуждения за совершенное преступление.
 
Вера — убеждение, уверенность в чём-либо.
 
Исповедь — покаяние в грехах, откровенное признание.
 
Душа — внутренний мир человека, его сознание.
 
Евангелие — благая весть
 
Мессия — избавитель, приносящий спасение (Христос).
 
Милосердие — активная доброта, готовность помочь.
 
Сострадание — сочувствие чужому страданию, мучению, боли.
 
(уч-ся письменно выполняют в тетрадях предложенное учителем задание (3-4 мин.), затем зачитывают свои ответы).
 
 
 
2.   Размышления над романом (актуализация изученного)
 
Итак, в центре нашего внимания — человек, задыхающийся от духоты, жары, от бедности, от идеи, бредовой идеи... Главный герой — Раскольников (фамилия «говорящая» : раскол в душе...)
Именно ему исповедуется бывший чиновник (кто?) Мармеладов
 
 А) «Исповедь Мармеладова»
(выходит заранее подготовленный ученик и   произносит исповедь; учащиеся при этом слушают и обращают внимание на детали внешности героя).
 
Мармеладов доведён до отчаяния, до крайности; страшная мука одиночества, заброшенности в мире людей. Нищета — крайняя бедность — ведёт к одиночеству...
 
 
Вопрос к учащимся: Заслуживает ли любой, даже падший человек, жалости, сочувствия, сострадания?
(ответы уч-ся; на доску проецируются заповеди Христа).
 
Страшна безысходность, страшно равнодушие. Приведите примеры из жизни (ответы уч-ся)
 
Вопрос : Пожалел ли Раскольников Мармеладова? (Да, но разумом осудил:
«Ко всему-то подлец человек привыкает!») А каково ваше отношение к Мармеладову, Катерине Ивановне, Сонечке?
(ответы уч-ся)
 
Б) Говорят, характер человека определяет его судьбу. Раскольников высокомерен, нетерпелив в осуществлении своей мечты... О новом шаге...О новом собственном слове...
 
Вопрос уч-ся: Какой разговор, случайно им услышанный, приведёт Раскольникова в волнение, ибо в голове его...зародились такие же мысли...»?   (ответы уч-ся: о спасении жизней тысяч ценой жизни одной ничтожной старухи).
 
Вопрос: А можно ли жизнь выстроить по какой-либо теории и почему?
(ответы уч-ся).
 
Достоевский видит опасность любой теории в овладении умами: человек превращается в фанатика идеи вопреки своей человеческой природе.
Раскольников совершит преступление, и жизнь его станет ещё невыносимей. Отчего? Провалилась его теория? Но он открыл новый закон, сказал «новое слово» (он «необыкновенный» человек)...
( обмен мнениями)
И оказалось, что важнее не человечество спасти, а самому подняться (учитель обращает внимание на рисунок - окровавленный топор в руках героя). 
 
Вопрос:Какие ассоциации вызывает у вас этот рисунок? (ответы уч-ся).
 
В) Сцена суда
Инсценировка эпизода «Речь в защиту Раскольникова».
 
Вопрос: Можно ли оправдать убийство? (ответы уч-ся с обоснованием мнения).
 
Г) «Вечная Сонечка»
Раскольников ищет союзника, родственную душу. По его мнению, Соня тоже преступница. Герой хочет понять, как она живёт, чем дышит, во имя чего переступила. Оказывается, Соня по-иному смотрит на жизнь: видит хорошее в людях, жалеет их.
 
Вопрос: Как вы думаете, это хорошие качества — уметь замечать хорошее в человеке, жалеть? А чего же нам сегодня так не хватает?
( ответы уч-ся: милосердия, любви, сострадания, уважения к старшим).
 
Вопрос: А что же Раскольникова привлекло в Сонечке?
(ответы уч-ся: сила жизни!)
Но Соня относится к разряду «обыкновенных», а это уже не по теории...
 
Д) Краткая инсценировка учащимися первого посещения Сони.
 
Чтобы приблизить Соню к своей теории, Раскольников вновь идёт к ней. Уж не чуда ли воскрешения он ожидал ? (ответы уч-ся)
 
Раскольников с волнением слушает и понимает, как Иисус любит тех, кто страдает. Соня, глубоко верующая, переступила ради блага голодных детей, думала не о себе. А что вы думаете ? ( обмен мнениями).
 
Е) Краткая инсценировка учащимися второго посещения Сонечки.
 
Любовью христианской любит Соня людей. Герой понял её жертвенность, её чистоту. Соня считает, что теория, рождённая в ненависти и презрении к людям, отрицает добро, любовь, сострадание.
Разница в том, кто как понимает слово «человек»: Раскольников человеком считает только властелинов,    а Соня — именно человека как воплощение любви и милосердия.
К Соне он пришел, когда ему понадобился человек, который способен верить, любить, страдать. Достоевский подводит нас к мысли, что единственной системой нравственных ценностей, испытанной временем, было Евангелие. Отказываясь от него, человек невольно встает на путь зла, возвращается — духовно возрождается (смысл легенды о Лазаре).
Безбожный разум увёл Раскольникова с дороги добра, но его натура, с детства впитавшая заповедь «Не убий!», не дает ему преодолеть ощущение преступности содеянного. Поэтому он и мучается...
 
Вопрос: А вы на чьей стороне? И не кажется ли вам, что Раскольников рядом с Соней, как Богородица с сыном...?
( читательское голосование: уч-ся по очереди выходят к доске и прикрепляют свой голос (флажок) к фамилии персонажа)
Ж) «На каторге»
В эпилоге мы видим Раскольникова на каторге (выразительное чтение отрывка заранее подготовленным учеником). Здесь он должен воскреснуть духовно. Но он и в теорию верит, и страдает от слабости...Если верна теория, значит, жива мечта (зачитываем в эпилоге строки, раскрывающие понимание героем мечты: «Зачем ему жить?..»)
 
Вопрос: А вам не жалко Раскольникова? (обмен мнениями)
 
«Совесть моя спокойна...», - скажет Раскольников.
Вопрос: А может ли быть спокойна совесть у преступника? (Ответы уч-ся)
 
Зачитайте строки, где говорится о рождении нового человека ( «Он жил как-то опустив глаза...»)
 
Жизнь заставила поверить правде Мармеладова, что самое страшное для человека — когда ему некуда идти, а самое бесценное — сила сострадания, в которую он не хотел верить.
 
З) В конце романа часто звучит слово НАСИЛИЕ. Неужели стремление властвовать над людьми всегда оборачивается насилием?
(ответы уч-ся)
 
Насилие и вседозволенность — страшные слова! Афганистан, Нагорный Карабах, Чечня, Ставрополь... Смерть Влада Листьева, Игоря Талькова,других видных политиков и учёных... Смерти в кафе, на кладбищах, в аэропортах, в жилых домах...
(заранее подготовленные учащиеся приводят факты из газет, журналов, интернет-ресурсов о насилии, кровопролитии, гибели людей).
 
 
3.   Выводы. Слово учителя. Домашнее задание
 
Понимание должно быть выстрадано. И не беда, если вы далеко не всё поняли в творчестве Достоевского. Но очень бы хотелось пожелать вам всем добра, милосердия, сострадания и любви. Уроки Достоевского вам преподнесёт сама жизнь. Прислушивайтесь только к великому голосу гения Достоевского!
 
В качестве домашнего задания предлагаю вам письменно ответить на вопрос:»Сегодня часто цитируют слова Достоевского «Красотой спасётся мир». Как вы их понимаете?»

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн