Официальный сайт sosamba138 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Душа малостью живет…» (Урок внеклассного чтения по рассказу Е.И. Носова «Яблочный Спас».)

Фото пользователя Елена Николаевна Шмыгалина
Размещено: Елена Николаевна Шмыгалина - пт, 11/02/2011 - 15:04
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шмыгалина Елена Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ №6 МО "Ахтубинский район"
Регион: 
Астраханская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Цель урока: - проследить продолжение темы праведничества в современной литературе; - развивать умения и навыки анализа художественного произведения малого жанра; - воспитывать уважение к «маленькому человеку», сумевшему выстоять в жизненных испытаниях.

 

«Душа малостью живет…» (Урок внеклассного чтения по рассказу Е.И. Носова «Яблочный Спас».)
Эпиграф к уроку.        Без трех праведных несть граду стояния.
                                        Н.С. Лесков. К циклу рассказов о праведниках.
 
Цель урока: - проследить продолжение темы праведничества в современной                                             литературе;
                        - развивать умения и навыки анализа художественного произведения
                          малого жанра;
                        - воспитывать уважение к «маленькому человеку», сумевшему выстоять
                           в жизненных испытаниях.
                      
 
Оборудование: фотографии храмов, портрет Е.И. Носова.
На доске.
 
Праведник– праведно живущий; во всем по закону Божию поступающий; «ведающий
                        Божию правду».
 
Праведный.
  1. Благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам.
  2. Основанный на правде, справедливый.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Знакомство с темой урока и сообщение   целей урока.
2. Работа по теме урока.
- Начать наш урок я хотела бы с философского вопроса:
В чем счастье человеческое? (Ответы учащихся. Вывод учителя: «счастье» в обывательском смысле этого слова: быстрый карьерный рост, бытовое, материальное преуспеяние, легкая возможность осуществить любые желания)
- А в чем счастье праведное?
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе… ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Евангелие от Матфея) «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и… все приложится вам» (Там же)
Именно такая жизнь, когда ум в ладу с сердцем, одухотворенная высоким идеалом, стремлением к высшей правде, а значит воистину счастливая, заслуживается праведниками. Это нелегкая жизнь, деятельная и самоотверженная, отрицающая эгоизм и самолюбование. Но именно в праведниках, кротких духом и чистых сердцем, спасение России, ее надежда на будущее. Не случайно Н.С. Лесков к циклу рассказов о праведниках взял слова «Без трех праведных несть граду стояния», являющиеся библейской реминисценцией. Именно эти слова мы взяли в качестве эпиграфа к нашему урока.
- Кратко напомним историю иудейских городов Содома и Гоморры.
 
Когда узнал Господь о беззакониях жителей Содома и Гоморры, решил проверить сколь тяжел их грех и наказать нечестивых. Авраам воззвал к нему: «…неужели Ты погубишь жителей и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нем» … Господь сказал: «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу всё место сие» Авраам, зная моральный уровень своих соплеменников, продолжал вопросы, уменьшая число праведников, И каждый раз обещал Господь, что 
 
2.
если осталось сорок, двадцать, десять праведных, город будет спасен. Но не нашлось в Содоме праведников, кроме одного Лота, которому и повелел Господь вместе с семьей покинуть
город, чтобы не погибнуть от его беззаконий. «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь… с неба, и ниспроверг города сии … и всех жителей городов сих»
Отсюда и закрепилось в народном сознании убеждение: «Без трех праведных несть града стояния» И пока они есть, не повторит страна судьбы Содома и Гоморры, ибо
«…много может усиленная молитва праведного».
 
- Кого из жителей города Вы могли бы назвать праведниками?
- А если ли среди Ваших знакомых праведники?
 
      На первый взгляд, трудно в наше время найти праведника. Во-первых, потому что разрушено основание веры, христианские заповеди, бывшие век назад в сознании каждого, теперь если и вспоминаются, то в очень приблизительном варианте, когда то, что еще недавно воспринималось как недопустимое, возмутительное, кощунственное, сегодня кажется привычным. Но так было и во времена Лескова. В предисловии к циклу он писал, что, давши обет найти трех праведников, обращался ко многим, но все отвечали, «что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей…знавали». По твердому убеждению Лескова, «у нас не переводились, да и не переведутся праведные. Их только не замечают, а если стать присматриваться – они есть»
      И русская литература   ХХ и ХХI веков наследует великие традиции классики. В ней, как и прежде, центральными всегда остаются нравственные проблемы, вопросы добра и зла, выбора жизненного пути, становление и проверки человека. Тот же Лесков убежденно заявлял: «Писатель всю жизнь пишет о нравственности. Раз при помощи литературы нельзя служить истине и добру, нечего и писать, надо бросить это занятие». И сегодня мы проведем эту параллель между праведниками НС. Лескова и современной праведницей из рассказа Е.И. Носова «Яблочный Спас».
 
Евгений Иванович Носов (родился 15 января 1925 года) ушел на фронт восемнадцатилетним пареньком, сражался в составе противотанковой бригады, был тяжело ранен и, вернувшись домой, некоторое время получал пособие как инвалид. Позже все пережитое, увиденное, запомнившееся – и детство, и война, и послевоенные судьбы родной страны – проходило перед духовным взором Носова и оживало в особом, преображенном виде в книгах.
Писатель – и в своих «деревенских» повествованиях таких, как «В чистом поле за проселком» (1963), «За домами, за лесами» (1965), «Пятый день осенней выставки» (1966), «И уплывают пароходы, и остаются берега» (1970) и других – предстает как художник, говорящий вполголоса, искренне, исповедально. Автору иногда достаточно одного дня из жизни героя, чтобы читатель сумел «Увидеть» его судьбу, перечеркнутую войной, навеки потерянное счастье, горькое одиночество… Это первый мирный день в «Красном вине победы», последний мирный день Касьяна в «Усвятских шлемоносцах», день открытия монумента погибшим в рассказе «Шопен, соната номер два». Особое место в творчестве писателя занимает небольшой рассказ «Яблочный спас».
Перед вами яркая обложка журнала…
 Сумел ли художник передать смысл, нерв рассказа? Разворот как две стороны жизни: на одной – юная снайперша с винтовкой, застывшая в ледяном сугробе; на другой – веселая торговля наливными яблоками, праздничные наряды, яркие платки, белые косынки, яркие бусы… А впереди всех та же снайперша спустя полвека: серый полушалок, темный плащ – и неземная печаль в мудрых старческих глазах. Именно так
 
3.
 
начинается знакомство с новы рассказом Евгения Носова. Да, у бывшего фронтовика своя правда о войне, свое видение тех трагических событий.
Какое мирное название у рассказа – «Яблочный Спас». Но мы знаем, что название рассказа – смысловой стержень всего произведения.
О каком празднике напоминает название?
Испокон века на Руси в конце лета (19 августа) чтили церковный праздник – Яблочный Спас. Однажды, когда Христос с учениками поднялся на высокую гору, явились ему древние пророки Моисей и Илия. Лицо учителя озарилось неземным светом, а одежды стали ослепительно белыми. Ученикам дано было созерцать внеземную славу Спасителя, их поразила перемена, произошедшая с Сыном человеческим. Этот день стали называть Преображением Господним; в яблочный Спас русичи , окропляя плоды святой водой, благодарили Господа за щедрые дары. В старину в этот праздник было обыкновением наделять собранным с огородов и полей добром бедных и неимущих, и оно соблюдалось так строго, что если кто отказывался исполнить это доброе дело, того наши предки готовы были считать человеком, недостойным братского общения.
О таких людях старики наши говаривали: «А не дай, Боже, иметь с ним дело. Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богатства и малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного». И доселе в праздник Преображения из разного рода даров Земли после освещения их в церкви верующие делают подаяния нищим и убогим.
Своим преображение Спаситель показал нам, какими станут люди в будущей жизни, в Царствии Небесном, и как преобразится тогда весь наш земной мир.
 
Работа с текстом произведения. Зачитываем 1 абзац рассказа. Отвечаем на вопрос:
- Как писателю удается передать праздничное состояние природы?
Ах, как красив этот тихий августовский день! Посмотрим, каким предстает он под пером автора расказа. Восхищением проникнуто каждое слово писателя! Читаешь – и ощущаешь волны теплого яблочного ветра, пьянящий аромат степей с примесью душицы, полыни и еще чего-то волнующего и родного. Как и автор, видишь утро, клубящееся молодыми августовскими туманами, русые, скошенные поля в блестках оброненной соломы; слышишь благовест большого празднества.
Работа с текстом рассказа. Зачитываем 2, 4 абзацы. Делаем вывод: автор показывает Россию середины 90-х годов конца ХХ века. В этот период   происходили в нашем обществе перемены в общественно-политической жизни страны и в сознании народа, возрождались традиции, возрождалась православная вера.
- Какие средства выразительности, использованные автором во 2 абзаце, помогают нам, читателям, увидеть эти перемены?
 
- Как автор пишет о возрождении веры в нашем народе? ( Чтение и анализ 4 абзаца)
 
- Среди множества торговок у церковной паперти лишь одна привлекла внимание автора. Какая она? Почему эта невзрачная бабулька привлекла внимание лирического героя? (Зачитать портретное описание героини рассказа)
Это маленькая щуплая бабулька, неподвижно и отрешенно сидевшая рядом с ведерком яблок. Она, кажется, и не слышит гомона товарок, звона колоколов. И до боли пронзает каждое ее слово, обращенное к случайному покупателю: «На свечку дашь, так и на том спаси тя Господь», «Душа малостью живет, у нее своя пища», «Ежли мать свою помнишь, добавь и на хлебушко…» в этих словах – весь характер бабы Пули, ее достоинство, русское долготерпение, искренность и доброта.
4.
 
- Почему лирический герой решил купить яблоки именно у бабы Пули?
( Как автор показывает настроение героя после знакомства с Лукьяновной?)
 
Пейзажная зарисовка (зачитать).
Вывод: праздник в природе – праздник на душе лирического героя.
- О чем говорит читателю вид дома, где обитает Лукьяновна? 
 Странным был дом, в котором обитала баба Пуля. Половина, проданная цыганам, чтобы выручить из беды единственную дочь, пугала черными бревнами, пустыми, без рам, окнами. Однако, как признается старушка, «все было впустую. И дом извела зазря, и деньги цыганские суда не упредили…». Руины остались вместо добротной избы, всегда олицетворявшей тепло родного очага, семейный лад, домашний уют. Нет прежнего дома, нет семьи, даже внучку унесла судьба в далекую Африку. Фасад дома, будто обгорелое лицо, мрачно смотрел на сельскую улицу проемами окон. И лишь уцелевшую после пожара часть дома пыталась обиходить баба Пуля: стены были обмазаны глиной и побелены; покрашены и крохотные оконца, и дверь.
«Дак и вся моя жизнь такая: черно - белая», - признается старушка. Давно уже никто не захаживал в малюсенькую избенку, и рада хозяйка приветить редкого гостя, усадить, чаем напоить. С трудом вериться автору, что на военном пожелтевшем снимке именно она, Евдокия, тогда молодая девушка, в сдвинутой набок пилотке, в просторной гимнастерке. Все в жизни проходит, да не все забывается. Что же не забывается? Не забываются и военные испытания, имена боевых подруг, таких же девчонок, как и она; не забудется учеба в школе снайперов. Это они, «сыроежки зеленые», наравне с мужчинами выносили все тяготы фронта, ежеминутно рискуя собой. Как страшное напоминание о войне – «багровые лохмотья» вместо уха, которые теперь, в мирное время, и за «выплатные» ранения не признают. Не принимает хозяйка шутливого вопроса: «Ну а сама-то много нащелкала за войну?».
- Постепенно преображается Лукьяновна. Как?
Перед читателем уже не старая бабулька, а та, прежняя, боевая снайперка Дуська; легко приходят на память военные слова команды, просыпается в душе давно забытое. По-своему, житейски мудро поясняет она причины поражения советских войск в начале войны: «Да наш брат лишнего и не копнет, бревно выберет, чтоб пилить поменьше, тащить полегче. А большего харч не позволяет.
Да еще – авось: ладно, авось пронесет… Дак потому у нас и братские могилы на каждом шагу…» Пережитое на фронте не забывается и спустя десятилетия: «Под носом у немца чесаться, отмахиваться не станешь, лежи, терпи, иначе засекут – подстрелят. Или минами закидают…», «А назавтра чуть свет – опять в наряд». Ей, девушке, самой природой созданной для продолжения жизни, предстояло убивать.
Невозможно привыкнуть к смерти, к страшному ее лику. Особенно женщине. Как это показывает Носов? Слушает автор немудреный рассказ снайперши и видит все ее душевные муки после выполнения задания: «Меня всю пронимает какой-то колотун. Трясет до самих пяток, будто озябла я. Муторно на душе, липко как-то. Ешь – кусок дерет, от людей воротит. Наверно, бабу нельзя этому обучить. Ее нутро не принимает, чтой-то в ней обламывается… Иная, может, потом отойдет, а у которой душа так и остается комком…».
Среди крови, смерти, насилия сохранила девушка Дуся свою чистую душу, не ожесточилась, не озлобилась. И когда просят ее подстрелить прятавшегося в болоте немца, не поднимается у нее рука стрелять в беззащитного человека, немо просящего пощады. «Так, бывало, в голодню глядел на меня нищий, подам чего или нет. Такой это был страшный зрак из черепа. А что я ему могу дать, кроме пули!»
 
5.
Не привезла баба Пуля награды с фронта, дочь Симка – главная ее медаль была. А любимого «охранника» убило прямым попаданием бомбы, так что и земле предать, поплакать над ним не пришлось.
Честно и бесхитростно рассказывает бывшая снайперша о войне, которую она видела и испытала на передовой. Для кого война предстает в победных атаках, в стремительных марш – бросках, для кого-то – в облике незаметной серой, как птица выпь, старушки. Как вы думаете, много и, таких солдат, честно выполнивших свой долг, пожертвовавших жизнью, молодостью «не ради славы, ради жизни на земле»
 
- Почему именно в Яблочный Спас происходит встреча автора рассказа с бабой Пулей? Война в ее жизни тоже была причиной «преображения»: заставила обычную деревенскую девчонку стать снайпером, пойти на фронт, воевать наравне с мужчинами.
Покидая дом бабы Пули, оглядывается писатель и видит на косогоре тропки, ведущие к каждому дому. «Какая пошире, а какая поуже, смотря, сколько люду по ней ежедень хаживало. Поискал и тропку Евдокии Лукьяновны, а на зеленом сукне косогора – одни только редкие стежки…»
- Зачем понадобился писателю этот пейзаж? Пройдет еще немного времени – исчезнут и эти редкие стежки, уйдет в мир иной баба Пуля. Но по-прежнему, как и во все времена, в свой черед снова придет Яблочный Спас, люди будут благодарить Господа за щедрые земные дары. Такой святой дар – жизнь каждого человека, живущего по законам совести, добра и любви, не способного примириться со злом, насилием и смертью. 
 
 

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн