Официальный сайт 70rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Вводная лекция. ИКТ-компетентность современного педагога.

Фото пользователя Лилия Дестебеговна Эмирова
Submitted by Лилия Дестебеговна Эмирова on Fri, 11/02/2011 - 17:22

Вводная лекция «ИКТ-компетентность современного педагога» 

 Актуальность. Компьютер, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно вошли в нашу жизнь. Это требование времени. Система образования в этом смысле не исключение. Можно с уверенностью говорить о том, в педагогической практике наблюдается тенденция широкомасштабного внедрения систем и средств ИКТ в образовательный процесс.

Компьютер превратился в мощное средство образования. Однако это вовсе не означает, что машина, берущая на себя часть функций учителя, способна вытеснить педагога из процесса обучения. Наоборот, умелое сотрудничество человека и персонального компьютера в образовании позволит сделать процесс обучения более эффективным.

Главной задачей образования становится не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых информационных технологий в обучении не только информатике, но и на уроках других предметов. ИКТ позволяют по-новому «зазвучать» уроку, позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации.

Применение ИКТ позволяет реализовать  идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы. Современные учебные пособия созданные на основе ИКТ, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), а так же  содержащие систему гиперссылок, позволяющую учащимся самостоятельно выбрать свой вектор процесса познания, позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.

Преподавание русского языка и литературы предполагает использование широкой базы источников (литературные произведения, критические статьи, словари, энциклопедии), которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.

Для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное  явление привело к тому, что в процессе развития информационной коммуникации зрительный образы стали преобладать над текстовыми. Предметы русский язык и литература не является исключением. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, приблизить, например, максимально литературного героя, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, а также эти пособия содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде  творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.)  и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения получаемой на уроках словесности информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к филологическим дисциплинам, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предметов, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников. Все это нашло отражение в широко обсуждаемых сейчас проектах новых федеральных образовательных стандартов.

Так, согласно Проекту новых федеральных государственных образовательных стандартов филологическое образование в школе направлено на:

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.).

В этой связи особые требования будут предъявляться к результатам освоения учащимися учебных программ по русскому языку и литературе. Например:

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.) и т.п.

На смену знаниевой образовательной парадигме приходит компетентностный, личностно-деятельностный подход. Изменения коснутся и учителей. Учитель перестанет быть только «транслятором» знаний. В условиях широкого внедрения новых технологий в педагогическую практику учитель становится навигатором эффективной работы со знанием, facilitator тем, кто способствует, облегчает, помогает учиться. Эти обстоятельства обусловливают необходимость повышения ИКТ-компетентности учителя.

 Понятие ИКТ-компетентности.

В 2000 г. Европейский совет поставил цели адаптировать Европейское образование к потребностям общества. В связи с этим был сформулирован набор основных умений, которыми должен овладеть человек в результате обучения на протяжении всей жизни. Одним из таких умений признаны ИКТ и использование современных технологий.

Следует различать понятия «ИКТ-грамотность» и «ИКТ-компетентность».

ИКТ-грамотность - использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для создания, передачи и получения доступа к информации для функционирования в современном обществе.

ИКТ-компетентность - уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной деятельности и повседневной жизни.

ИКТ-компетентность включает следующие элементы:

1. ИКТ-Компетентность (знания):

1) понимание основных компьютерных приложений, включая текстовый процессор, электронную таблицу, базу данных, способы хранения и обработки информации;

2) осведомленность в своей сфере деятельности, основанная на использовании Интернет и электронных способов передачи информации, таких как e-mail, видеоконференции и др., понимание разницы между реальным и виртуальным миром;

3) использование потенциала информационных технологий для возможности трудоустройства, поддержки инновационной деятельности человека и вовлеченности его в дела общества;

4) базовое понимание надежности и достоверности получаемой информации и уважение к этическим принципам при интерактивном использовании информационных технологий.

2. ИКТ-Компетентность (умения)

1) способность искать, собирать, создавать, организовывать электронную информацию, систематизировать полученные данные и понятия, умение отличать субъективное от объективного, реальное от виртуального, релевантное от нерелевантного);

2) способность использовать подходящие средства (презентации, графики, диаграммы, карты) для комплексного понимания полученной информации; 

3) способность искать и находить требуемые веб-сайты и использовать Интернет-сервисы такие, как форумы и e-mail;

4) привычка использовать информационные технологии для критического осмысления происходящего, инновационной деятельности в различных контекстах дома, на работе и на досуге.

Уровни владения ИКТ-компетентностью:

         базовый уровень – инвариант знаний, умений и опыта, необходимый преподавателю-предметнику для решения образовательных задач средствами ИК-технологий общего назначения;

         предметно-ориентированный уровень – освоение ИКТ и формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета;

         педагогический (психолого-педагогический, методический, творческий) уровень – разработка собственных электронных средств учебного назначения, использование средств ИКТ для решения профессиональных и личных задач.

Содержание ИКТ-компетентности учителя:

Ø  Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.

Ø  Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.

Ø  Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.

Ø  Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.

Ø  Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:

v  материалы для урока,

v  тематическое планирование,

v   мониторинги по своему предмету,

v  различные отчеты по предмету,

v  анализ процесса обучения, и т.д.

Ø  Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.

Ø  Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).

Ø  Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.

Ø  Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:

v  школьная сеть,

v  электронная почта,

v  социальная сеть (Дневник.ру, …),

v  сайт (раздел сайта),

v  форум,

v  Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) — гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации),

v  блог (сетевой журнал или дневник событий),

Ø  Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).

Карта базовой ИКТ-комптентности учителя.

 

Компоненты

содержания

Диагностируемые показатели

1.

Наличие общих  представлений в сфере ИКТ

1.      Представления о назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях

2.      Представления о гигиене компьютера и защите информации

3.      Представления  о возможностях использования ИКТ в образовательном процессе

2.

Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах

Представления о номенклатуре и дидактических возможностях ресурсов, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность

(Формируются на основе аннотированных обзоров ресурсов по предметам обучения)

3.

Владение интерфейсом операционной системы

1.      Приёмы выполнения файловых операций

2.      Приёмы ввода-вывода информации, включая печать документов и запись информации на CD

3.      Техника установки и удаления приложений и электронных образовательных ресурсов

4.

Наличие общих  представлений в сфере мультимедиа

1.      Общие представления об оцифровке звука и изображения

2.      Представления о программных средствах записи, редактирования и воспроизведения звука и изображения

5.

Владение навыками пользователя офисных технологий в контексте подготовки дидактических средств по предметной области  и рабочих документов

1.      Ввод текста с клавиатуры и приёмы его форматирования,

2.      Вставка и форматирование таблиц

3.      Подготовка простых текстовых документов, содержащих графические элементы, типовые приёмы работы с встроенными инструментами векторной графики

Приёмы подготовки педагогически целесообразных презентаций

Приёмы построения графиков и диаграмм

Простейшие приёмы использования audio-video форматов в документах и презентациях

Приёмы работы в режиме рецензирования документа

6.

Владение техникой подготовки графических иллюстраций на основе растровой графики

1.      Приёмы сканирования изображений и их сохранение в растровых форматах, преобразование форматов

2.      Приёмы простейшей коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах

3.      Приёмы работы с текстом в растровой графике

Техника вывода изображений на печать

7.

Владение базовыми Интернет-сервисами и технологиями

1.      Приёмы навигации и поиска информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе

2.      Представления о Web-форумах и чатах, этике общения в Интернете.

3.      Приёмы работы с электронной почтой и телеконференциями

4.      Простейшие приёмы работы с файловыми архивами

5.      Представления о работе с интернет-пейджерами (ICQ и т.п.)  и другими коммуникационными технологиями

Представления о канальном вещании и спутниковом образовательном канале МО РФ

8.

Владение основами технологии построения web-сайтов

1.      Представление о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта

2.      Представления о структуре web-страницы

Простейшие приёмы сайтостроения, обеспечивающие возможность представления образовательной информации в форме сайта – файловой системы.

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн