Официальный сайт physbook 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Лекция "Активизация познавательной деятельности и организация самостоятельной работы учащихся по русскому языку и литературе средствами ИКТ"

Фото пользователя Лилия Дестебеговна Эмирова
Размещено: Лилия Дестебеговна Эмирова - пт, 11/02/2011 - 20:28

Лекция «Активизация познавательной деятельности и организация самостоятельной работы учащихся по русскому языку и литературе средствами ИКТ»

 Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний. Т. И. Шамова в книге «Активизация учения школьников» отмечает, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности.

Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения.

Система средств активизации учения школьников будет обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если она будет отвечать следующим требованиям:

· возбуждать и развивать внутренние мотивы учения школьников на всех его этапах;

· стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающей целеполагание и планирование предстоящей деятельности;

· обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации;

· стимулировать их физические и нравственно-волевые силы по достижению учебно-познавательных целей;

· обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.

Методы и приемы активизации познавательной деятельности:

 - наглядность и иллюстративность: рассказ — беседа по рисунку, сравнение схем, диаграмм, показ диапозитивов, кино, диафильмов и т. д. Однако сама по себе наглядность еще не обуславливает высокого уровня усвоения. Для этого необходима тесная взаимосвязь процессов восприятия с процессами мышления. Чем содержательнее, активнее деятельность учащихся, связанная с наглядным пособием, тем эффективнее будет ее влияние на умственное развитие и усвоение учебного материала. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы организовать активное восприятие учениками демонстрируемых предметов и явлений. Значительную роль при этом играют вопросы и задания, словесные пояснения учителя. Активность учащихся, вызываемая предметами и словесными раздражителями, должна сочетаться с активностью логической, дополненной постановкой вопросов и заданий, требующих выделения главного и второстепенного, установления причинно-следственных связей и т. д.

- самостоятельная работа учащихся:  работа с учебной и справочной литературой; разнообразные формы работы, связанные с решением учебных задач; практические работы; работа с раздаточным материалом; работа со схемами; рецензирование ответов своих товарищей на уроках, а также докладов и сообщений; выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с проведением экскурсий.

- проблемная ситуация, т. е. ситуация, когда ученик не может решить поставленную перед ним задачу с помощью известных ему способов действий и знаний. В этом случае возникает внутренняя потребность, создающая внутренние условия для усвоения нового материала. Проблемное обучение ставит своей целью так освещать учебные вопросы, чтобы вызывать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, а через нее обеспечивать активное, целенаправленное внимание, восприятие, запоминание и т. д.

- эвристическая беседа в форме диалога, живого обмена мыслями. Отвечая на поставленные мною вопросы, учащиеся делают определенные выводы, обобщения, выражают свои мысли, активно работают на уроке. Эвристическая беседа активизирует память и мышление учащихся. Каждый вопрос заставляет их думать, припоминать, воспроизводить знания, имеющийся у них опыт. К числу таких вопросов принадлежат следующие: «Почему?», «Откуда это вытекает?», «Как это проверить?», «Что является причиной?».

В то время вопросов типа: «Как называется?», «Какие это действия?», «Что мы сделали?» следует избегать, так как они не активизируют мышление, а толкают учащихся на путь поверхностного запоминания.

- разработка и применение опорных схем и опорных сигналов, с помощью которых выявляется основное содержание усваиваемого материала. Опорные схемы, выполненные в виде таблиц, карточек, рисунков организуют внимание детей к объяснению учителя, повышают интерес к учению. С помощью этих приемов учебный материал, с одной стороны, расчленяется, а с другой — объединяется в большие блоки, помогающие целостному его восприятию. Ученикам можно давать самостоятельную разработку опорных конспектов. Опорный конспект позволяет ученику глубже разобраться в изучаемом материале. Опорный конспект помогает учителю наглядно представить весь изучаемый материал, сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах изучаемого материала, многократно повторять изучаемый материал.

 

Огромную роль в активизации познавательной деятельности играют интерактивные методы и приемы обучения.

Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать.

Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях “учитель — ученик” или “учитель — группа учащихся (аудитория)”. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “ученик — ученик” (работа в парах), “ученик — группа учащихся” (работа в группах), “ученик - аудитория” или “группа учащихся — аудитория” (презентация работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.

Интерактивные методы требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем. В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ребенок не только получает систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и в коммуникационной.

 

Следует выделить несколько методов интерактивного обучения, активно применяемые на уроках русского языка и литературы. Это: “мозговой штурм”, дискуссия, игры, метод “Синквейна”, “Три предложения ” и другие.

 

Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.

Цель метода: ведение группового обсуждения для решения какой-либо проблемы.

Для проведения мозгового штурма коллектив делится на две группы: генераторы и аналитики идей.

Генераторы идей должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы, учитывая, что:

- называя идеи, нельзя повторяться;

- чем больше список идей, тем лучше;

- подходить к решению проблемы необходимо с разных сторон.

Вторая группа – аналитики, получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Каждый аналитик имеет три голоса и отдает их за наилучшие, по их мнению, три идеи. Оценка может быть произведена следующим образом: первая идея получила три голоса, вторая – два, третья – один, то есть проводится ранжирование. Идея, набравшая наиболее большее количество голосов, и есть - решение.

Задачами мозгового штурма являются:

- включение в работу всех членов группы;

- определение уровня знаний и основных интересов участников;

- активизация творческого потенциала участников.

 

Во время проведения мозгового штурма педагог выступает в роли “заказчика”. Он кратко излагает суть проблемы или вопрос и правила проведения мозговой атаки. Фиксирует идеи, высказанные участниками, держится в стороне от дискуссии. Со стороны учителя запрещается критика любых мнений и предложений, предпочитается разнообразие идей.

 

При обсуждении сложных (дискуссионных) проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию, при проведении уроков, связанных с общественными проблемами, полезно использовать метод «ПОПС-формула». Он помогает прояснить свои мысли, а также сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме.

ПОПС-формула:

П-позиция.

В чем заключается твоя точка зрения – Я считаю, что…

О-обоснование.

Довод в поддержку твоей позиции - … потому, что…

П-пример.

Факты, иллюстрирующие твой довод, - …например, …

С-следствие.

Вывод: что надо сделать, призыв к принятию твоей позиции, либо повторение позиции - …поэтому… .

 

Одной из форм обучения, которые могут развить навыки умения логично, доказательно отстаивать свою точку зрения по той или иной позиции является метод дискуссии.

Дискуссия – специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме.

Цели дискуссии: решение групповых задач или воздействие на мнения и установки участников в процессе обучения.

Групповая дискуссия решает следующие задачи:

- обучение участников анализу реальных ситуаций;

- формирование навыков создания проблемы;

- развитие умения воздействовать с другими участниками;

- демонстрация многозначности решения различных проблем.

 

Участники групповой дискуссии должны:

- слушать и слышать друг - друга;

- не перебивать;

- не оценивать друг друга;

- не обижать и не обижаться;

- умолкнуть по знаку;

- участвовать всем;

- соблюдать регламент.

 

При групповой форме работы учащихся в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

 

Существуют различные формы дискуссионного диалога при изучении истории и обществознания:

         круглый стол (разные позиции – свободное выражение мнений);

         экспертные группы – «панельная дискуссия» (обсуждение в микрогруппах, затем выражение суждений от группы)

         форум (группа вступает в обмен мнениями с аудиторией);

         симпозиум (формализованное представление подготовленных мнений, сообщений по данной проблеме);

         дебаты (представление бинарных позиций по вопросу: доказательство – опровержение);

         судебное заседание” (обсуждение, имитирующее судебное разбирательство – слушание дела);

 

Роль учителя в организации групповой дискуссии:

1. обозначение проблемы;

2. побуждение к дискуссии всех участников;

3. сбор различных мнений и аргументов;

4. подведение итога групповой работы;

5. сообщение объективной информации по теме дискуссии и своего комментария;

6. главное, заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца.

 

В ходе дискуссии учитель следит за соблюдением правил ведения дискуссии:

1. Я критикую идеи, а не людей.

2. Моя цель не в том, чтобы “победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

3. Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.

4. Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен.

5. Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.

6. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

7. Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

 

Метод «погружения».

Метод «погружения» в историческую эпоху, когда разворачивается действие литературного произведения, предполагает соприкосновение учащихся с традициями, обычаями, духом того времени. У учеников благодаря «погружению» создается целостная картина какого-либо этапа, эпохи или периода, а использование средств ИКТ позволяет добиваться большей эффективности.

 

Следующий интерактивный метод, используемый на русского языка и литературы это – игры (дидактические, ролевые).

 

Ролевая игра – это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом.

Ролевая игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли.

Компонентами ролевой игры выступают:

Моделирование - формирование эффективного способа поведения каждого участника группы в конкретной разыгрываемой им ситуации.

Инструктаж - вмешательство ведущего (учителя), который помогает участникам группы советами, обратной связью, поддержкой поиска оптимального выхода из трудной ситуации.

Подкрепление - поощрение, стимулирующее правильное поведение участников группы в разыгрываемой ситуации.

 

Вот несколько приемов использования ролевой игры.

 

1. “Кто я?”. Ученик в костюме какого-то литературного персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают кто он.

2. “Интервью” - ученики задают вопросы литературному герою.

 

В процессе игры дети познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

Разнообразны и дидактические игры, например на сайте http://www.rusedu.info/Article639.html,

 

Технология критического мышления.

Основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу.

Базовая модель технологии критического мышления состоит из трех стадий:

Вызов: вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Осмысление: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от “старого” знания к “новому”.

Рефлексия: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские задания на основе изученной информации.

Методы и приемы работы:

n  метод постановки проблемного вопроса или задачи;

n  методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V», «-», «+», «?».(«ИНСЕРТ»);

n  составление предположения (определения) по ключевым словам;

n  метод систематизации материала: заполнение  кластеров, таблиц, схем, логических цепочек и т.д.

n  метод «верные - неверные утверждения»: текст с ошибками, перепутанные логические цепочки, противоречивые высказывания;

n  кубический метод: рассмотрение темы с «шести перспектив» (опишите …, сравните …, дайте ассоциации к …, проанализируйте …, дайте аргументы «за» и «против»…, примените…;

n  метод «двойного» дневника: цитата – реакция на прочитанное; скажи – сделай; ключевые слова – рассказ; раньше – сейчас; «я думал» - знаю.

 

На стадии рефлексии очень часто используется метод синквейна.

Синквейн - это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам.

 

1 строка – название темы

 

2 строка – это определение темы в двух прилагательных

 

3 строка – это 3 глагола, показывающие действия в рамках темы.

 

4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.

 

5 строка – завершение темы, синоним первого слова, выраженной любой частью речи.

 

Составление синквейна позволяет развивать творческое мышление, выразить свое отношение к изучаемой теме, сформировать четкое представление о той или иной позиции.

 

Средства ИКТ открывают новые возможности в активизации исследовательской деятельности учащихся, организации проектной деятельности.

 

Использование компьютерной техники и информационных технологии значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках русского языка и литературы, позволяет во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности.

 

В настоящий момент, наиболее удобным считается использование на уроках мультимедийных технологий, в форме презентаций. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

 

Большую пользу может принести использование обучающих программ и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника. В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Здесь важен и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту.

 

Таким образом, что применение в практике преподавания интерактивные методы обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Кроме того, формируется все ключевые компетенции:

- умение брать на себя ответственность при принятии решений,

- толерантность, уважение людей других национальностей, умение жить с людьми других культур, религий, языков,

- умение работать с различными видами информации,

- способность постоянно повышать свое образование и т.д.

 

Главное, использование интерактивного метода помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.

 

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн