Submitted by Татьяна Николаевна Ефимова on вс, 13/02/2011 - 16:03
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
2010г.
1.1.Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 050146 Преподавание в начальных классах в обязательной части освоения циклов ОПОП.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Психология общения» входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического цикла (ОГСЭ).
Примерная программа профессионального модуля может быть использованав дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области преподавания в начальных классах при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работыне требуется.
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
1.4. Рекомендуемое количество часов/зачетных единиц на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 64 часа/зачетных единиц, в том числе:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов/зачетных единиц
Максимальная учебная нагрузка (всего)
64
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
практические занятия
20
контрольные работы
8
лекционные занятия
20
Самостоятельная работа студента (всего)
16
в том числе:
работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями
6
реферат
5
проект
2
исследование по теме
3
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.02. Психология общения
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)(если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
ОГСЭ.02. Психология общения
64
Раздел 1.
Основные закономерности процесса общения
14
Тема 1.1.
Характеристика процесса общения
Содержание учебного материала
4
1
Введение. Предмет курса, основные понятия и определения.
Понятие об общении в психологии. Категории «общения» и «деятельности» в психологии. Общение как обмен информацией. Общение как межличностное взаимодействие. Общение как понимание людьми друг друга.
1
2
Цели общения. Структура общения.
Общение как форма взаимодействия. Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.
1
3
Основные функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, функция установления отношений, функция оказания влияния
Входной контроль – контрольная работа «Общение: структура и функции»
1
2
Тестирование на владение теоретическим материалом
1
3
Контрольная работа «Виды и уровни общения»
1
Самостоятельная работа обучающихся
3
1
Работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями
1
2
Реферат: Взаимосвязь общения и деятельности
1
3
Исследование «Особенности общения в современном мире»
1
Раздел 2.
Восприятие и познание людьми друг друга
24
Тема 2.1.
Взаимодействие в общении
Содержание учебного материала
6
1
Видысоциальных взаимодействий.
Ролевое взаимодействие. Возникновение психологических барьеров при взаимодействии. Виды взаимодействия: кооперация и конкуренция. Методы психологического влияния в процессе общения. Понятие «харизмы»
2
2
Механизмы взаимопонимания в общении: идентификация, эмпатия, рефлексия.Механизмы «заражения», «внушения» , «убеждения» и «подражания» и их роль в процессе общения. Понятие об «аттракции» и ее влияние на развитие процесса общения. Факторы, влияющие на возникновение и развитие «аттракции».
Типы социальных ролей (решение задач). Определение стиля взаимодействия
2
3
Характеристика механизмов «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания». Их роль в процессе общения
2
Самостоятельная работа обучающихся
3
1
Работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями.
Подбор упражнений использования механизмов взаимопонимания в общении
2
2
Реферат «Использование различных механизмов в общении с младшими школьниками»
1
Контрольные работы
1
1
Тестирование «Виды и механизмы социальных взаимодействий»
1
Тема 2.2.
Этика общения
Содержание учебного материала
2
1
Этика общения и культура общения.
Определение понятий «этика общения» и «культура общения». Характеристика способов овладения культурой общения
1
2
Ценности общения. Этические принципы общения
Ценностная ориентация процесса общения, общекультурные ценности. Этические принципы общения: сохранение достоинства партнера по общению, право партнера на ошибку и возможность ее исправления, толерантность, доверие к людям
1
Практические работы
2
1
Исследование нравственной культуры личности учащихся
1
2
Составление этического кодекса учителя начальных классов
1
Самостоятельная работа обучающихся
3
1
Работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями
1
2
Реферат: Проблемы общения в истории этики и философии
1
3
Проект: Формирование культуры общения у младших школьников
1
Контрольные работы
1
1
Защита проекта
1
Раздел 3. Оптимизация процесса общения
26
Тема 3.1.
Методы развития коммуникативных способностей
Содержание учебного материала
4
1
Правила ведения беседы. Этика поведения. Техники для выявления скрытых мотивов и интересов собеседников. Техники поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказа. Техники влияния и противодействия.
2
2
Техники активного слушания. Техники налаживания контакта. Активные методы повышение коммуникативной компетентности: Т-группы, группы личностного роста, группы сенситивности
2
Практические работы
4
1
Развитие навыков общения у младших школьников
1
2
Разработка правил эффективного общения
1
3
Разработка и проведение тренинга общения
1
4
Разработка и проведение тренинга личностного роста
1
Самостоятельная работа обучающихся
3
1
Работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями
1
2
Реферат «Барьеры в общении»
1
3
Разработка проекта «Способы оптимизации общения в классном коллективе»
1
Контрольные работы
2
1
Защита проектной работы
2
Тема 3.2. Конфликты: причины, динамика, способы разрешения
Содержание учебного материала
4
1
Понятие «конфликта». Причины конфликтов в общении.Виды конфликтов: внутренние и внешние, межличностные и межгрупповые, социальные, потенциальные и актуальные, прямые и опосредованные, конструктивные и деструктивные, вертикальные и горизонтальные, предметные и личностные, ролевые, мотивационные
2
2
Структура конфликта: а) объект конфликтной ситуации б) цели, субъективные мотивы его участников в) оппоненты, конкретные лица, являющиеся его участниками;
г) подлинные причины, которые важно суметь отличить от непосредственного повода столкновения. Стадии протекания конфликта
1
3
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях: избегание, конкуренция, сотрудничество, компромисс. Технологии разрешения конфликтов в школе
1
Практические работы
4
1
Определение уровня конфликтности личности. Способы реагирования в конфликте (Опросник К. Томаса)
1
2
Решение задач по педагогическим конфликтам
1
3
Использование приемов урегулирования. Упражнения по предупреждению конфликта
1
4
Социально-психологический тренинг «Общение в конфликтной ситуации»
1
Самостоятельная работа обучающихся
4
1
Работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями
2
2
Исследование «Способы разрешения педагогических конфликтов»
2
Контрольные работы
1
1
Зачет
1
Всего:
64
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Психологии и педагогики».
Оборудование учебного кабинета: комплект учебно-методической документации, наглядные пособия, раздаточный материал к практическим работам.
Технические средства обучения: персональные компьюторы с выходом в Интернет, проектор, ноутбук, музыкальный центр,DVD-плеер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2005.
2.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. –
М., 2002.
3.Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.,2003.
15.Психология влияния (серия «Хрестоматия по психологии»). СПб, 2000.
16. Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. М.,1981.
17.Психология воздействия: Сб. науч.труд. под ред. А.А. Бодалева - М.,1989.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения
-взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов