Вы не зарегистрированы

Авторизация



программа "Психология общения"

Фото пользователя Татьяна Николаевна Ефимова
Размещено: Татьяна Николаевна Ефимова - вс, 13/02/2011 - 16:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ефимова Т.Н.
Место работы, должность: 
ТОГОУ СПО "Педагогический колледж", преподаватель
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
учебная программа
Краткое описание ресурса: 
Программа "Психология общения" составлена в соответствии с новым ФГОС по специальности "Преподавание в начальных классах"

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
 
 
 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2010г.

1.1.Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности  050146 Преподавание в начальных классах в обязательной части освоения циклов ОПОП.
 
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
  Учебная дисциплина «Психология общения» входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического цикла (ОГСЭ).
 
Примерная программа профессионального модуля может быть использованав дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области преподавания в начальных классах при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
 
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
 
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
 
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
-  виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
 
1.4. Рекомендуемое количество часов/зачетных единиц на освоение примерной программы учебной дисциплины:
     максимальной учебной нагрузки студента 64 часа/зачетных единиц, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
 
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
 
Вид учебной работы
Объем часов/зачетных единиц
Максимальная учебная нагрузка (всего)
64
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
 
     практические занятия
20
     контрольные работы
8
     лекционные занятия
20
Самостоятельная работа студента (всего)
16
в том числе:
 
работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями
6
реферат
5
проект
2
исследование по теме
3
Итоговая аттестация в форме  зачета
  
 
 


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.02. Психология общения
                                                            
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
 
1
2
3
4
 
ОГСЭ.02. Психология общения
 
 
64
 
 
Раздел 1.
Основные закономерности процесса общения
 
 
 
 
 14
 
 
Тема 1.1.
Характеристика процесса общения
Содержание учебного материала
 4
 
 
1
 Введение. Предмет курса, основные понятия и определения.
Понятие об общении в психологии. Категории «общения» и «деятельности» в психологии. Общение как обмен информацией. Общение как межличностное взаимодействие. Общение как понимание людьми друг друга.
1
 
 
2
 Цели общения. Структура общения.
Общение как форма взаимодействия. Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.
1
 
 
3
Основные функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, функция установления отношений, функция оказания влияния
1
 
 
4
 Виды общения. Уровни общения.
Виды общения. Вербальное общение. Невербальное общение. Экстрасенсорное общение. Уровни общения: макроуровень, мезауровень, микроуровень
1
 
 
Практические занятия
4
 
 
1
Методы исследования общения
2
 
 
2
Определение видов общения (решение задач)
2
 
 
Контрольные работы
3
 
 
1
Входной контроль – контрольная работа  «Общение: структура и функции»
1
 
 
2
Тестирование на владение теоретическим материалом
1
 
 
3
Контрольная работа «Виды и уровни общения»
1
 
 
Самостоятельная работа обучающихся
3
 
 
1
 Работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями
1
 
 
2
 Реферат: Взаимосвязь общения и деятельности
1
 
 
3
 Исследование «Особенности общения в современном мире»
1
 
 
Раздел 2. 
Восприятие и познание людьми друг друга
 
 
24
 
 
Тема 2.1.
 Взаимодействие в общении  
Содержание учебного материала
6
 
 
1
Виды социальных взаимодействий.
 Ролевое взаимодействие. Возникновение психологических барьеров при взаимодействии. Виды взаимодействия: кооперация и конкуренция. Методы психологического влияния в процессе общения. Понятие «харизмы»
2
 
2
Механизмы взаимопонимания в общении: идентификация, эмпатия,  рефлексия. Механизмы «заражения», «внушения» , «убеждения» и «подражания» и их роль в процессе общения. Понятие об «аттракции» и ее влияние на развитие процесса общения. Факторы, влияющие на возникновение и развитие «аттракции».
2
 
3
 Стили взаимодействия: гуманистический, ритуальный, манипулятивный.
2
 
Практические работы
6
 
 
1
 Методы исследования умения взаимодействовать 
2
 
2
 Типы социальных ролей (решение задач). Определение стиля взаимодействия
2
 
3
 Характеристика механизмов «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания».  Их роль в процессе общения
2
 
Самостоятельная работа обучающихся
3
 
1
Работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями.
 Подбор упражнений использования механизмов взаимопонимания в общении
2
 
2
Реферат «Использование различных механизмов в общении с младшими школьниками»
1
 
Контрольные работы
1
 
1
Тестирование «Виды и механизмы социальных взаимодействий»
1
 
 
Тема 2.2.
 Этика общения
Содержание учебного материала
2
 
 
1
Этика общения и культура общения.
Определение понятий «этика общения» и «культура общения». Характеристика способов овладения культурой общения
1
 
2
Ценности общения. Этические принципы общения
Ценностная ориентация процесса общения, общекультурные ценности. Этические принципы общения: сохранение достоинства партнера по общению, право партнера на ошибку и возможность ее исправления, толерантность, доверие к людям
1
 
Практические работы
2
 
1
 Исследование нравственной культуры личности учащихся
1
 
2
Составление этического кодекса учителя начальных классов
1
 
Самостоятельная работа обучающихся
3
 
1
Работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями
1
 
2
Реферат: Проблемы общения в истории этики и философии
1
 
 
3
 Проект: Формирование культуры общения у младших школьников
1
 
 
Контрольные работы
1
 
 
1
Защита проекта
1
 
 
Раздел 3. Оптимизация процесса общения
 
 
26
 
 
Тема 3.1.
Методы развития коммуникативных способностей
Содержание учебного материала
4
 
 
1
 Правила ведения беседы. Этика поведения. Техники для выявления скрытых мотивов и интересов собеседников. Техники поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказа. Техники влияния и противодействия.
2
 
2
Техники активного слушания. Техники налаживания контакта. Активные методы повышение коммуникативной компетентности: Т-группы, группы личностного роста, группы сенситивности
2
 
Практические работы
4
 
1
Развитие навыков общения у младших школьников
1
 
2
Разработка правил эффективного общения
1
 
3
Разработка и проведение тренинга общения
1
 
4
Разработка и проведение тренинга личностного роста
1
 
Самостоятельная работа обучающихся
3
 
1
Работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями
 1
 
2
Реферат  «Барьеры в общении»
 1
 
3
Разработка   проекта «Способы оптимизации общения в классном коллективе»
1
 
Контрольные работы
2
 
1
 Защита проектной работы
2
 
Тема 3.2. Конфликты: причины, динамика, способы разрешения  
Содержание учебного материала
4
 
 
1
Понятие «конфликта». Причины конфликтов в общении. Виды конфликтов: внутренние и внешние, межличностные и межгрупповые, социальные,  потенциальные и актуальные, прямые и опосредованные, конструктивные  и деструктивные, вертикальные и горизонтальные, предметные и личностные, ролевые, мотивационные
2
 
2
Структура конфликта: а) объект конфликтной ситуации б) цели, субъективные мотивы его участников в) оппоненты, конкретные лица, являющиеся его участниками;
 г) подлинные причины, которые важно суметь отличить от непосредственного повода столкновения. Стадии протекания конфликта
1
 
3
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях: избегание, конкуренция, сотрудничество, компромисс. Технологии разрешения конфликтов в школе
1
 
Практические работы
4
 
1
Определение уровня конфликтности личности. Способы реагирования в конфликте (Опросник К. Томаса)
1
 
2
 Решение задач по педагогическим конфликтам
1
 
3
Использование приемов урегулирования. Упражнения по предупреждению конфликта 
1
 
4
Социально-психологический тренинг «Общение в конфликтной ситуации»
1
 
Самостоятельная работа обучающихся
4
 
1
Работа с дополнительными источниками – электронными учебными пособиями
2
 
2
Исследование «Способы разрешения педагогических конфликтов»
2
 
Контрольные работы
1
 
1
 Зачет  
1
 
Всего:
64
 
 


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Психологии и педагогики».
 
Оборудование учебного кабинета: комплект учебно-методической документации, наглядные пособия, раздаточный материал к практическим работам.
 
Технические средства обучения: персональные компьюторы с выходом в Интернет, проектор, ноутбук, музыкальный центр, DVD-плеер.
 
 
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:  
1.     Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2005.
2.     Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. –
      М., 2002.
3.     Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.,2003.
4.     Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 2004.
5.     Казаринова Н.В. Межличностное общение. Хрестоматия. Питер, 2004
6.     Крысько В.Г. Социальная психология. М. Владос Пресс. 2004.
7.     Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – М.: «Академия», 2004.
8.     Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Владос, 2002.
 
Дополнительные источники:  
1.Добрович А. Общение: наука и искусство. - М., 1996.
2.Келли Г. Процесс каузальной атрибуции// Современная зарубежная
    социальная психология. Тексты. - М., 1984.
3. Ковалев Г.А. Воздействие как психологическая категория//Психология
    воздействия: Проблемы теории и практики. - М.,1989.
4. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Л.,1990.
5. Лабунская В.А. Невербальное общение. - Ростов н/Д, 1986.
6. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования//   М.,
    1975.
7. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.
8. Лисина М.И. Общение, личность и психика / Под ред. Рузской А.Г., М.,
    199.7
9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.,1986.
10.Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии//
     Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
11. Мелибруда Е. Я, Ты, Мы: Психологические возможности улучшения
     общения. - М., 1986.
12. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений.- Киев,1990.
13. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб, 1999.
14. Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб., 2000.
15.Психология влияния (серия «Хрестоматия по психологии»). СПб, 2000.
16. Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. М.,1981.
17.Психология воздействия: Сб. науч.труд. под ред. А.А. Бодалева - М.,1989. 
 
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
 

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
 - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения
-взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
-  виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
 
Текущий контроль в форме:
- практических занятий;
- рефератов;
- контрольных работ по темам МДК;
- самостоятельных работ;
- защита проекта.
 
 Итоговый контроль в форме зачета

 
 
 
 

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...