Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Это коварное ударение". Материал к урокам по орфоэпии.

Выберите действие:

Предлагаю вашему вниманию дидактический материал для отработки орфоэпических навыков. Эти задания можно использовать как на уроках, так и на элективных курсах.

Задание № 1. Списать, поставить ударение в словах.

           Щавель, баловать, гусеница, столяр, инструмент, красивее, звонят, торты, бензопровод, колосс, свекла, партер, грушевый, договор, квартал, алкоголь, избалованный, украинский.

Задание № 2. Раздаю для изучения отпечатанные таблицы. Что удивило?

Ударение на первом слоге .  Банты, верба, генезис, дедовский досуха, загнутый, загодя, злоба, иконопись, камбала, кашлянуть, кормленый, кухонный, мельком, мытарь, нанятый, отрочество, пахота, плесневеть, поняли, похороны, правы, приняли, ректоров, сахарить, свёкла, следующий, сведущий, сверлить, сестринский, средство, статуя, сливовый, торты, трюфель, туфля, форзац, хвоя, хлопковый, холеный, черпать, щебень, экскурс.

Ударение на втором слоге.  Агент, арахис, арбуз, брала, виндсёрфинг, взяла, гала, досуг, дремота, долбит, ждала, заём, заиндеветь, закупорить, звонит, зимовщик, зубчатый, квартал, кедровый, коклюш, кормящая, крапива, красивее, кремень, ломоть, маляр, мизерный, мытарство, надолго, намерение, насквозь, осведомить, прибывший, принудить, крениться, пуловер, ракушка, ревень, сабо, созыв, столяр, таможня, танцовщица, укупоренный, укупорить, факсимиле, фарфор, фетиш, ходатайства, хозяева, цемент, цепочка, цыган, шофёр, щавель, щелей, щепа, эксперт.

Ударение на третьем слоге.  Алкоголь, алфавит, аргумент, апостроф, баловать, вересковый, визави, включит, демократия, диспансер, догнала, жалюзи, забрала, завсегдатай, забрала, каталог, кладовая, лососёвая, мещанин, дворянин, наведён, наделит, начала, некролог, облегчить, обеспечение, осуждённый, отключить, отняла, поняла, простыня, прожита, псевдоним, убыстрить, углубить.

Учащиеся читают слова вслух, исправляют ошибки в произношении.

Задание №3. Знакомство с некоторыми правилами постановки ударений в словах. Добавить в каждый ряд свои примеры.

1) Во французских словах ударение падает на последний слог: визавИ, партЕр, жалЮзи, канапЕ, диспансЕр.

2) В финале слов на –ал ударение падает на последний слог: портАл, пенАл, квартАл.

3) В сложных словах со второй частью –провод ударение падает на финаль слова: мусоропровОд, газопровОд (искл. электропрОвод).

4) В словах на –Атай: глашАтай, завсегдАтай, ходАтай.

5) Всловах на –лЕние: мышлЕние, уведомлЕние,углублЕние.

6) Слова иноязычного происхождения со второй частью мЕн: полисмЕн, джентельмЕн (искл. бАрмен, фенОмен).

7) Ударение на финаль слов на –отА, если слово образовано от прилагательного: полнотА, сиротА, немотА.

8) Ударение на -Ота, если слово образовано от глагола: дремОта, зевОта, ломОта.


Задание № 4. Познакомить со стихотворными сточками, в которых рифмуются трудные для произношения слова.

                                                                                     Каждый год я для жильцов –

                                                                                     Свёклы и салата,

                                                                                      От бобов и огурцов –

                                                                                      Требую квартплаты.

                                                                  Аист с нами прожил лето,

                                                                  А зимой гостил он где-то. (С. Маршак)

                                                                                       Увезли забор и доски.

                                                                                       Дом стоит на перекрёстке,

                                                                                       Дом на солнце заблистал,

                                                                                      Украшает весь квартал. (А. Барто)

                                                                Дают свистки кондуктора,

                                                                Поют свистки на стрелке,

                                                               И ударяют в буфера

                                                                Тарелками в тарелки. (С. Маршак)

                                                                               Вода прохладна и свежа.

                                                                               Её меняют сторожа. (С. Маршак)

                                                                                            Офицеры, офицеры,

                                                                                             Ваше сердце под прицелом

                                                                                             За Россию и свободу до конца.

Не правда ли, с помощью таких стихотворных примеров легче запомнить литературные нормы произношения?

Задание № 5. С помощью заданных рифм составьте самостоятельно подобные «запоминалки».

Правы – нравы. Лососёвая – совсем новая. Банты – музыканты. Кладовая – игровая.

Задание № 6. От данных существительных образовать прилагательные по образцу, расставить ударение.

Герб – гЕрбовый, марш - ______________________.

Пух – пухОвый, бас - _____________________, тигр – _______________________.

Мох – моховОй, нож - ____________________, спирт - ______________________, суп - ________________, вал - ___________________.

Задание № 7. Прилагательные с суффиксом –ов-, -ев-, образованные от двусложных существительных, обычно сохраняют ударение на том же слоге, что и существительные. Опираясь на это правило, образуйте прилагательные и расставьте ударение.

Бомба - ______________________________. Вереск - _____________________________. Груша - ______________________________. Ива - ________________________________. Слива - ______________________________. Манго -______________________________. Минус - _____________________________. Модерн - ____________________________.

Задание №8. Прочитайте предложения, обращая внимание на произношение прилагательных. Обоснуйте, если можете, место ударения в них.

1. Мы купили кухонный гарнитур. 

2. Экспертная группа приступила к работе. 

3. Очень полезны для здоровья манговый, сливовый и грушевый соки. 

4. Домовая книга находится у ответственного квартиросъёмщика.

5. Наша деревня кажется мне красивейшим местом на всём белом свете.

6. Ваш букет получился красивее моего.

7. Этот августовский вечер был прекрасен.

8. Зубчатый лес темнел на фоне неба.

 9. Украинские песни полны очарования.

10. Каждому досталось по мизерному кусочку хлеба.


Задание № 9. Исправьте, где это необходимо, ошибки.

ПуловЕр, синЕкдоха, соглядАтай, из яслЕй, укрАинский, ходатАйство, трИптих, танцОвщица, красивЕе, катАлог, избАлованный, кУхонный, маркЕтинг, мусоропрОвод, квАртал, икОнопись, намЕрение, апОстроф, вАловая продукция, неопалимая купИна, глашАтай, алкогОль, дЕфис, дозвОнишься, закУпорить, недУг, грУшевый, легкоатлЕт, вероисповедАние, договОр, жАлюзи, премировАть, партЕр, отрОчество, некролОг, красивЕший, упрОчение, фАксимиле, свеклА, крЕмень.

Задание № 10. Выполнить тестовые задания.

1. В каком слове ударение на первом слоге?

             А. задала Б. таможня В. пахота Г. ломоть

2. В каком слове ударение на втором слоге?

              А. щепа Б. облегчить В. аргумент Г. генезис

3. В каком слове ударение на третьем слоге?

                А. намерение Б. обеспечение В. ходатайство Г. газопровод

4. В каком слове ударение на четвёртом слоге?

                А. осведомить Б. демократия В. аристократия Г. заиндеветь

5. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?

                А. цемент, брала, эксперт Б. дефис, оптовый, созыв В. статуя, свекла, поняли Г. тортов, фетиш, звонит

6. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

                А. зевота, длиннота, добела Б. эпиграф, дремота, двухмачтовый В. погналась, доведенный, довралась Г. добралась, зимовье, уведомить

7. Укажите глагол в форме женского рода , ударение в котором поставлено верно.

                  А. звАла Б. брАла В. ждАла Г. знАла


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Айгуль Шайкуллаевна Нуранова

На: "Это коварное ударение". Материал к урокам по орфоэпии.


Автором представлен хороший материал. Раздел "Орфоэпия" -один из трудных, так как с ударением в русском язые связано наибольшее количество ошибок, трудность возникает в том, что ударение разноместное , подвижное, нет определенного правила его постановки. Работу усложняет еще и то, что окружающие, средства массовой информации, особенно телевидение, не всегда придерживаются орфоэпических норм.

Нуранова А.Ш.



На: "Это коварное ударение". Материал к урокам по орфоэпии.


 Спасибо большое за материал. Эта тема всегда нова, всегда трудна, особенно для национальных школ. Наиля Мансуровна

 




Фото пользователя Ольга Константиновна Малаева

На: "Это коварное ударение". Материал к урокам по орфоэпии.


 Спасибо, пригодится для подготовки к олимпиадам



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн