Официальный сайт aksakal 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ.

Submitted by Татьяна Григорьевна Жамбалова on Wed, 16/02/2011 - 13:36

 

Учитель русского языка и литературы  СОШ № 1  Жамбалова Т.Г.

Обучающие цели: подготовить  к написанию сочинения по заданию, сформированному в варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент» (что надо понимать под жизненным опытом, читательский и жизненный опыт как источник аргументов в выражении отношения пишущего к проблеме, поднятой в тексте; показать способы подбора аргументов.

Развивающие цели: стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся; умение адекватно выражать своё отношение к каким-либо фактам, подбирая аргументы; развивать умение строить монологическое высказывание.

Воспитывающие цели: способствовать духовному становлению личности, формированию её эстетического вкуса, совершенному владению речью; умение работать совместно, общение со сверстниками.

ЗАДАЧИ:

Организация повторения теории написания сочинения-рассуждения.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся через систему опорных конспектов-схем.

СОДЕРЖАНИЕ: проанализировать текст, выявить проблему, сформулировать авторскую позицию, сформировать у учащихся собственный взгляд, создать систему аргументов.

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал, материал по работе с частью С, презентация.

                    ХОД  ЗАНЯТИЯ.

1.Вступительное слово учителя.

  Каждый учащийся  знает, что на ЕГЭ предстоит писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Древнегреческий философ  Менандр утверждал: «Язык, который умудрён знаниями, не будет запинаться».

Что такое часть С?  Часть С – это задание открытого типа с развёрнутым ответом – проверяет реальное состояние практических речевых умений.

Что значит работать с исходным текстом? (слайд 1).

(Структура сочинения: 1-проблема.  2- комментарий к проблеме.  3-позиция автора.  4-собственное мнение. 5 –аргументация собственного мнения.)

КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ. Задача учителя – сформировать умение находить основной вопрос, который исследует автор, так как неверно сформулированная проблема приведёт к фактическим ошибкам в комментарии.

ЧТО ТАКОЕ ПРОБЛЕМА?  Проблема –это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Её можно определить как сложную, трудную, важную, серьёзную, глубокую, актуальную, злободневную, острую, назревшую, философскую, социальную,  национальную, политическую, международную.

 ЧТЕНИЕ  ТЕКСТА  А.П.ЧЕХОВА  «Моя «она».

(Основная проблема лени). В центре внимания Чехова: неразрывная связь героя текста с ленью;  лень – причина всех несчастий героя;  нежелание героя противостоять лени).

ВЫБИРАЕМ НАЧАЛО СОЧИНЕНИЯ.  Слайд 2: как начать сочинение.

КОНСТРУКЦИИ:

*В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания актуальная проблема (чего?)…

*Предложенный для анализа текст посвящён проблеме (чего?)…

*В анализируемом тексте автор рассматривает проблему (чего?)…

*В тексте, предложенном для анализа, автор рассматривает ряд важных вопросов. Особое внимание автор уделяет проблеме (чего?)…

*Проблема (какая?), поставленная автором в этом тексте, звучит уже в самом его названии…

*В предложенном для анализа тексте автор касается проблемы (чего?)…

  ОБРАЗЕЦ.  В центре внимания предложенного для анализа текста А.П.Чехова- актуальная и до боли всем нам знакомая проблема лени, которая звучит уже в самом названии рассказа.

ЧТО ЗНАЧИТ ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ? Слайд 3. КОНСТРУКЦИИ:

*Проблема заставили меня…

*Комментируя эту проблему, хочется отметить (сказать, подчеркнуть)…

*Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на…

*Проблема, поднятая автором, несомненно, заставляет нас глубоко задуматься о …

*Это одна из самых острых (злободневных, актуальных, важных) проблем нашего времени.

*Актуальность этой проблемы состоит в том, что (обусловлена тем, что)…

ОБРАЗЕЦ. Проблему лени автор раскрывает на примере жизни одного из своих героев Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную «связь» жизни героя с ленью. Лень властвует, господствует над героем, превращая его в своего пленника, заложника. Чеховский персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя «она» - причина всех его несчастий; с другой стороны, подчёркивает автор, герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку.

 

ТЕПЕРЬ ОПРЕДЕЛИМ  И СФОРМУЛИРУЕМ ПОЗИЦИЮ АВТОРА. ЭТО ЗНАЧИТ САМИМ ПОНЯТЬ, А ПОТОМ ИЗЛОЖИТЬ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ:  ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР? ЧЕМУ УЧИТ ТЕКСТ?

У Чехова в тексте нет указывающего перста: это плохо, а это хорошо. Чеховское отношение скрыто за иронией. Чехов хотел: осудить своего героя;   заставить читателя серьёзно задуматься над этой проблемой, оценить её губительные последствия.   Слайд: Конструкции.

ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ для выражения авторской позиции (слайд 4):

*Автор считает (полагает, утверждает), что..

*Автор подводит читателя к выводу о том, что…

*Автор заставляет читателя задуматься над…

*Автор иронизирует над (кем? чем?)…

*Автор отстаивает…

*Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции…

*Основная (главная) цель (задача) автора заключается (состоит) в том…

ОБРАЗЕЦ. Авторская позиция скрыта за иронией. Чехов не назидателен. Он, казалось бы, просто рассказывает. Читая текст, в котором лень ассоциируется с женщиной, мы даже ощущаем мягкую, беззлобную улыбку автора. Но мягкость чеховской иронии вовсе не означает оправдание автором поведения  своего героя. Напротив, мы чувствуем насмешку Чехова над безволием героя: герой рассказа жалок и смешон. Более того, чеховская ирония активно формирует и наше читательское восприятие приводит к живому сотворчеству. Мы слышим чеховский подтекст: оглянитесь на свою собственную каждодневную жизнь; задумайтесь над ней; нельзя становиться заложником собственной лени. Никто, кроме нас, нам в этом не поможет. И если мы не сделаем усилие над собой, мы будем глубоко несчастны. Мы разрушим себя как личность.

АРГУМЕНТЫ. Как аргументировать свою позицию? Цель аргументации – убедить в чём-либо, укрепить или изменить мнение. Рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части: 1 – ТЕЗИС (положение, которое надо доказать); 2 – АРГУМЕНТАЦИЯ (доказательства);  3 – ВЫВОД (общий итог). От тезиса к аргументам можно поставить вопрос: «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что..», т.е. между ними должна быть установлена логическая и грамматическая связь.

 ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ (слайд 5):

*С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться.

*Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами)

автора. Хочется, прежде всего подчеркнуть…

*Позиция автора по этой проблеме заслуживает  уважения (достойна уважения, не может не вызвать сочувствия у читателя).

*Трудно согласиться с …

*Я (не) согласен с позицией (точкой зрения) автора, так как…

*Я полагаю (считаю), что…

*Разделяя точку зрения автора, хочется добавить….

В  СОЧИНЕНИИ ВЫ ДОЛЖНЫ ВЫРАЗИТЬ СВОЁ МНЕНИЕ ПО СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ, СОГЛАСИВШИСЬ ИЛИ НЕ СОГЛАСИВШИСЬ С ПОЗИЦИЕЙ АВТОРА, ПРИВЕСТИ 2 АРГУМЕНТА, ОПИРАЯСЬ НА ЗНАНИЯ, ЖИЗНЕННЫЙ ИЛИ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ.

ОБРАЗЕЦ.   С позицией автора нельзя не согласиться.

    Во-первых, вряд ли кто из нас будет отрицать тот факт, что личность формируется ежеминутно, ежечасно, ежедневно, а не только на  пике каких-то особых обстоятельств. От нас,  «сегодняшних», зависит наше будущее: от нашего сегодняшнего образа жизни, от нашей сегодняшней  «борьбы» с собственной леностью и праздностью. А самая сложная работа, как известно, это борьба с самим собой, со своими собственными вредными привычками, пороками. Очень трудно «выдавливать раба» из себя!  И ярчайшими примерами тому могут служить не только чеховские Беликов, Ионыч, Обломов Гончарова, но, к сожалению, и мы сами. Ведь мы знаем, что не стоит откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Знаем – и откладываем… мы знаем, что не стоит… - и продолжаем упорно это делать…Этот «список» у каждого свой. «Долги», «груз» невыполненных дел не делают нас счастливыми, не дают нам в полной мере насладиться жизнью. Напротив, даже мельчайшее упоминание о несделанном омрачает всё наше существование.

 

   Во-вторых, нельзя не согласиться с Чеховым и в том, что, если человек не противостоит лени, праздности или каким-либо другим порокам, происходит нравственное падение личности.  Человек постепенно становится заложником, пленником обстоятельств, он уже не живёт,  «плывё1т по течению». Жизнь катится к финалу, который, к сожалению,  с полной ясностью докажет, что не раскрылся ещё один талант, не состоялся ещё один человек, не сформировалась ещё одна личность. Ещё одна жизнь прошла впустую.

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ  должно быть обязательно! Это логическое завершение ваших рассуждений о проблеме текста, авторской позиции, оно связано с проблематикой текста.

ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЗАКЛЮЧЕНИИ (слайд 6):

*В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, ещё раз обратить внимание на)…

*В заключении сочинения хочется добавить..

*Следует сказать (отметить, подчеркнуть)…

*Особо следует выделить (отметить)..

*Обобщая сказанное, можно сделать вывод,,.

*Следовательно,….

*Таким образом,….

*Потому (поэтому)…

 

ОБРАЗЕЦ. А потому, чтобы не стать современными Ионычами, все мы должны помнить чеховское предостережение, иначе нас ждёт куцая, неинтересная, бескрылая жизнь.

 

ПОСЛОВИЦЫ:

*Ему уж и лениться-то лень (русская).

*Лень – привычка отдыхать перед усталостью (Жюль Ренар).

*Человек ленив, земля не ленива (вьетнамская).

*Ленивому всегда праздник (русская).

*Лень вперёд него родилась (русская).

ИТОГ. Чему мы научились сегодня?

Д/З: написать сочинение-рассуждение, используя  записи.

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы  СОШ № 1  Жамбалова Т.Г.

Обучающие цели: подготовить  к написанию сочинения по заданию, сформированному в варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент» (что надо понимать под жизненным опытом, читательский и жизненный опыт как источник аргументов в выражении отношения пишущего к проблеме, поднятой в тексте; показать способы подбора аргументов.

Развивающие цели: стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся; умение адекватно выражать своё отношение к каким-либо фактам, подбирая аргументы; развивать умение строить монологическое высказывание.

Воспитывающие цели: способствовать духовному становлению личности, формированию её эстетического вкуса, совершенному владению речью; умение работать совместно, общение со сверстниками.

ЗАДАЧИ:

Организация повторения теории написания сочинения-рассуждения.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся через систему опорных конспектов-схем.

СОДЕРЖАНИЕ: проанализировать текст, выявить проблему, сформулировать авторскую позицию, сформировать у учащихся собственный взгляд, создать систему аргументов.

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал, материал по работе с частью С, презентация.

                    ХОД  ЗАНЯТИЯ.

1.Вступительное слово учителя.

  Каждый учащийся  знает, что на ЕГЭ предстоит писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Древнегреческий философ  Менандр утверждал: «Язык, который умудрён знаниями, не будет запинаться».

Что такое часть С?  Часть С – это задание открытого типа с развёрнутым ответом – проверяет реальное состояние практических речевых умений.

Что значит работать с исходным текстом? (слайд 1).

(Структура сочинения: 1-проблема.  2- комментарий к проблеме.  3-позиция автора.  4-собственное мнение. 5 –аргументация собственного мнения.)

КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ. Задача учителя – сформировать умение находить основной вопрос, который исследует автор, так как неверно сформулированная проблема приведёт к фактическим ошибкам в комментарии.

ЧТО ТАКОЕ ПРОБЛЕМА?  Проблема –это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Её можно определить как сложную, трудную, важную, серьёзную, глубокую, актуальную, злободневную, острую, назревшую, философскую, социальную,  национальную, политическую, международную.

 ЧТЕНИЕ  ТЕКСТА  А.П.ЧЕХОВА  «Моя «она».

(Основная проблема лени). В центре внимания Чехова: неразрывная связь героя текста с ленью;  лень – причина всех несчастий героя;  нежелание героя противостоять лени).

ВЫБИРАЕМ НАЧАЛО СОЧИНЕНИЯ.  Слайд 2: как начать сочинение.

КОНСТРУКЦИИ:

*В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания актуальная проблема (чего?)…

*Предложенный для анализа текст посвящён проблеме (чего?)…

*В анализируемом тексте автор рассматривает проблему (чего?)…

*В тексте, предложенном для анализа, автор рассматривает ряд важных вопросов. Особое внимание автор уделяет проблеме (чего?)…

*Проблема (какая?), поставленная автором в этом тексте, звучит уже в самом его названии…

*В предложенном для анализа тексте автор касается проблемы (чего?)…

  ОБРАЗЕЦ.  В центре внимания предложенного для анализа текста А.П.Чехова- актуальная и до боли всем нам знакомая проблема лени, которая звучит уже в самом названии рассказа.

ЧТО ЗНАЧИТ ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ? Слайд 3. КОНСТРУКЦИИ:

*Проблема заставили меня…

*Комментируя эту проблему, хочется отметить (сказать, подчеркнуть)…

*Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на…

*Проблема, поднятая автором, несомненно, заставляет нас глубоко задуматься о …

*Это одна из самых острых (злободневных, актуальных, важных) проблем нашего времени.

*Актуальность этой проблемы состоит в том, что (обусловлена тем, что)…

ОБРАЗЕЦ. Проблему лени автор раскрывает на примере жизни одного из своих героев Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную «связь» жизни героя с ленью. Лень властвует, господствует над героем, превращая его в своего пленника, заложника. Чеховский персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя «она» - причина всех его несчастий; с другой стороны, подчёркивает автор, герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку.

 

ТЕПЕРЬ ОПРЕДЕЛИМ  И СФОРМУЛИРУЕМ ПОЗИЦИЮ АВТОРА. ЭТО ЗНАЧИТ САМИМ ПОНЯТЬ, А ПОТОМ ИЗЛОЖИТЬ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ:  ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР? ЧЕМУ УЧИТ ТЕКСТ?

У Чехова в тексте нет указывающего перста: это плохо, а это хорошо. Чеховское отношение скрыто за иронией. Чехов хотел: осудить своего героя;   заставить читателя серьёзно задуматься над этой проблемой, оценить её губительные последствия.   Слайд: Конструкции.

ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ для выражения авторской позиции (слайд 4):

*Автор считает (полагает, утверждает), что..

*Автор подводит читателя к выводу о том, что…

*Автор заставляет читателя задуматься над…

*Автор иронизирует над (кем? чем?)…

*Автор отстаивает…

*Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции…

*Основная (главная) цель (задача) автора заключается (состоит) в том…

ОБРАЗЕЦ. Авторская позиция скрыта за иронией. Чехов не назидателен. Он, казалось бы, просто рассказывает. Читая текст, в котором лень ассоциируется с женщиной, мы даже ощущаем мягкую, беззлобную улыбку автора. Но мягкость чеховской иронии вовсе не означает оправдание автором поведения  своего героя. Напротив, мы чувствуем насмешку Чехова над безволием героя: герой рассказа жалок и смешон. Более того, чеховская ирония активно формирует и наше читательское восприятие приводит к живому сотворчеству. Мы слышим чеховский подтекст: оглянитесь на свою собственную каждодневную жизнь; задумайтесь над ней; нельзя становиться заложником собственной лени. Никто, кроме нас, нам в этом не поможет. И если мы не сделаем усилие над собой, мы будем глубоко несчастны. Мы разрушим себя как личность.

АРГУМЕНТЫ. Как аргументировать свою позицию? Цель аргументации – убедить в чём-либо, укрепить или изменить мнение. Рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части: 1 – ТЕЗИС (положение, которое надо доказать); 2 – АРГУМЕНТАЦИЯ (доказательства);  3 – ВЫВОД (общий итог). От тезиса к аргументам можно поставить вопрос: «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что..», т.е. между ними должна быть установлена логическая и грамматическая связь.

 ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ (слайд 5):

*С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться.

*Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами)

автора. Хочется, прежде всего подчеркнуть…

*Позиция автора по этой проблеме заслуживает  уважения (достойна уважения, не может не вызвать сочувствия у читателя).

*Трудно согласиться с …

*Я (не) согласен с позицией (точкой зрения) автора, так как…

*Я полагаю (считаю), что…

*Разделяя точку зрения автора, хочется добавить….

В  СОЧИНЕНИИ ВЫ ДОЛЖНЫ ВЫРАЗИТЬ СВОЁ МНЕНИЕ ПО СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ, СОГЛАСИВШИСЬ ИЛИ НЕ СОГЛАСИВШИСЬ С ПОЗИЦИЕЙ АВТОРА, ПРИВЕСТИ 2 АРГУМЕНТА, ОПИРАЯСЬ НА ЗНАНИЯ, ЖИЗНЕННЫЙ ИЛИ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ.

ОБРАЗЕЦ.   С позицией автора нельзя не согласиться.

    Во-первых, вряд ли кто из нас будет отрицать тот факт, что личность формируется ежеминутно, ежечасно, ежедневно, а не только на  пике каких-то особых обстоятельств. От нас,  «сегодняшних», зависит наше будущее: от нашего сегодняшнего образа жизни, от нашей сегодняшней  «борьбы» с собственной леностью и праздностью. А самая сложная работа, как известно, это борьба с самим собой, со своими собственными вредными привычками, пороками. Очень трудно «выдавливать раба» из себя!  И ярчайшими примерами тому могут служить не только чеховские Беликов, Ионыч, Обломов Гончарова, но, к сожалению, и мы сами. Ведь мы знаем, что не стоит откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Знаем – и откладываем… мы знаем, что не стоит… - и продолжаем упорно это делать…Этот «список» у каждого свой. «Долги», «груз» невыполненных дел не делают нас счастливыми, не дают нам в полной мере насладиться жизнью. Напротив, даже мельчайшее упоминание о несделанном омрачает всё наше существование.

 

   Во-вторых, нельзя не согласиться с Чеховым и в том, что, если человек не противостоит лени, праздности или каким-либо другим порокам, происходит нравственное падение личности.  Человек постепенно становится заложником, пленником обстоятельств, он уже не живёт,  «плывё1т по течению». Жизнь катится к финалу, который, к сожалению,  с полной ясностью докажет, что не раскрылся ещё один талант, не состоялся ещё один человек, не сформировалась ещё одна личность. Ещё одна жизнь прошла впустую.

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ  должно быть обязательно! Это логическое завершение ваших рассуждений о проблеме текста, авторской позиции, оно связано с проблематикой текста.

ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЗАКЛЮЧЕНИИ (слайд 6):

*В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, ещё раз обратить внимание на)…

*В заключении сочинения хочется добавить..

*Следует сказать (отметить, подчеркнуть)…

*Особо следует выделить (отметить)..

*Обобщая сказанное, можно сделать вывод,,.

*Следовательно,….

*Таким образом,….

*Потому (поэтому)…

 

ОБРАЗЕЦ. А потому, чтобы не стать современными Ионычами, все мы должны помнить чеховское предостережение, иначе нас ждёт куцая, неинтересная, бескрылая жизнь.

 

ПОСЛОВИЦЫ:

*Ему уж и лениться-то лень (русская).

*Лень – привычка отдыхать перед усталостью (Жюль Ренар).

*Человек ленив, земля не ленива (вьетнамская).

*Ленивому всегда праздник (русская).

*Лень вперёд него родилась (русская).

ИТОГ. Чему мы научились сегодня?

Д/З: написать сочинение-рассуждение, используя  записи.

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы  СОШ № 1  Жамбалова Т.Г.

Обучающие цели: подготовить  к написанию сочинения по заданию, сформированному в варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент» (что надо понимать под жизненным опытом, читательский и жизненный опыт как источник аргументов в выражении отношения пишущего к проблеме, поднятой в тексте; показать способы подбора аргументов.

Развивающие цели: стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся; умение адекватно выражать своё отношение к каким-либо фактам, подбирая аргументы; развивать умение строить монологическое высказывание.

Воспитывающие цели: способствовать духовному становлению личности, формированию её эстетического вкуса, совершенному владению речью; умение работать совместно, общение со сверстниками.

ЗАДАЧИ:

Организация повторения теории написания сочинения-рассуждения.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся через систему опорных конспектов-схем.

СОДЕРЖАНИЕ: проанализировать текст, выявить проблему, сформулировать авторскую позицию, сформировать у учащихся собственный взгляд, создать систему аргументов.

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал, материал по работе с частью С, презентация.

                    ХОД  ЗАНЯТИЯ.

1.Вступительное слово учителя.

  Каждый учащийся  знает, что на ЕГЭ предстоит писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Древнегреческий философ  Менандр утверждал: «Язык, который умудрён знаниями, не будет запинаться».

Что такое часть С?  Часть С – это задание открытого типа с развёрнутым ответом – проверяет реальное состояние практических речевых умений.

Что значит работать с исходным текстом? (слайд 1).

(Структура сочинения: 1-проблема.  2- комментарий к проблеме.  3-позиция автора.  4-собственное мнение. 5 –аргументация собственного мнения.)

КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ. Задача учителя – сформировать умение находить основной вопрос, который исследует автор, так как неверно сформулированная проблема приведёт к фактическим ошибкам в комментарии.

ЧТО ТАКОЕ ПРОБЛЕМА?  Проблема –это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Её можно определить как сложную, трудную, важную, серьёзную, глубокую, актуальную, злободневную, острую, назревшую, философскую, социальную,  национальную, политическую, международную.

 ЧТЕНИЕ  ТЕКСТА  А.П.ЧЕХОВА  «Моя «она».

(Основная проблема лени). В центре внимания Чехова: неразрывная связь героя текста с ленью;  лень – причина всех несчастий героя;  нежелание героя противостоять лени).

ВЫБИРАЕМ НАЧАЛО СОЧИНЕНИЯ.  Слайд 2: как начать сочинение.

КОНСТРУКЦИИ:

*В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания актуальная проблема (чего?)…

*Предложенный для анализа текст посвящён проблеме (чего?)…

*В анализируемом тексте автор рассматривает проблему (чего?)…

*В тексте, предложенном для анализа, автор рассматривает ряд важных вопросов. Особое внимание автор уделяет проблеме (чего?)…

*Проблема (какая?), поставленная автором в этом тексте, звучит уже в самом его названии…

*В предложенном для анализа тексте автор касается проблемы (чего?)…

  ОБРАЗЕЦ.  В центре внимания предложенного для анализа текста А.П.Чехова- актуальная и до боли всем нам знакомая проблема лени, которая звучит уже в самом названии рассказа.

ЧТО ЗНАЧИТ ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ? Слайд 3. КОНСТРУКЦИИ:

*Проблема заставили меня…

*Комментируя эту проблему, хочется отметить (сказать, подчеркнуть)…

*Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на…

*Проблема, поднятая автором, несомненно, заставляет нас глубоко задуматься о …

*Это одна из самых острых (злободневных, актуальных, важных) проблем нашего времени.

*Актуальность этой проблемы состоит в том, что (обусловлена тем, что)…

ОБРАЗЕЦ. Проблему лени автор раскрывает на примере жизни одного из своих героев Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную «связь» жизни героя с ленью. Лень властвует, господствует над героем, превращая его в своего пленника, заложника. Чеховский персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя «она» - причина всех его несчастий; с другой стороны, подчёркивает автор, герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку.

 

ТЕПЕРЬ ОПРЕДЕЛИМ  И СФОРМУЛИРУЕМ ПОЗИЦИЮ АВТОРА. ЭТО ЗНАЧИТ САМИМ ПОНЯТЬ, А ПОТОМ ИЗЛОЖИТЬ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ:  ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР? ЧЕМУ УЧИТ ТЕКСТ?

У Чехова в тексте нет указывающего перста: это плохо, а это хорошо. Чеховское отношение скрыто за иронией. Чехов хотел: осудить своего героя;   заставить читателя серьёзно задуматься над этой проблемой, оценить её губительные последствия.   Слайд: Конструкции.

ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ для выражения авторской позиции (слайд 4):

*Автор считает (полагает, утверждает), что..

*Автор подводит читателя к выводу о том, что…

*Автор заставляет читателя задуматься над…

*Автор иронизирует над (кем? чем?)…

*Автор отстаивает…

*Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции…

*Основная (главная) цель (задача) автора заключается (состоит) в том…

ОБРАЗЕЦ. Авторская позиция скрыта за иронией. Чехов не назидателен. Он, казалось бы, просто рассказывает. Читая текст, в котором лень ассоциируется с женщиной, мы даже ощущаем мягкую, беззлобную улыбку автора. Но мягкость чеховской иронии вовсе не означает оправдание автором поведения  своего героя. Напротив, мы чувствуем насмешку Чехова над безволием героя: герой рассказа жалок и смешон. Более того, чеховская ирония активно формирует и наше читательское восприятие приводит к живому сотворчеству. Мы слышим чеховский подтекст: оглянитесь на свою собственную каждодневную жизнь; задумайтесь над ней; нельзя становиться заложником собственной лени. Никто, кроме нас, нам в этом не поможет. И если мы не сделаем усилие над собой, мы будем глубоко несчастны. Мы разрушим себя как личность.

АРГУМЕНТЫ. Как аргументировать свою позицию? Цель аргументации – убедить в чём-либо, укрепить или изменить мнение. Рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части: 1 – ТЕЗИС (положение, которое надо доказать); 2 – АРГУМЕНТАЦИЯ (доказательства);  3 – ВЫВОД (общий итог). От тезиса к аргументам можно поставить вопрос: «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что..», т.е. между ними должна быть установлена логическая и грамматическая связь.

 ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ (слайд 5):

*С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться.

*Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами)

автора. Хочется, прежде всего подчеркнуть…

*Позиция автора по этой проблеме заслуживает  уважения (достойна уважения, не может не вызвать сочувствия у читателя).

*Трудно согласиться с …

*Я (не) согласен с позицией (точкой зрения) автора, так как…

*Я полагаю (считаю), что…

*Разделяя точку зрения автора, хочется добавить….

В  СОЧИНЕНИИ ВЫ ДОЛЖНЫ ВЫРАЗИТЬ СВОЁ МНЕНИЕ ПО СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ, СОГЛАСИВШИСЬ ИЛИ НЕ СОГЛАСИВШИСЬ С ПОЗИЦИЕЙ АВТОРА, ПРИВЕСТИ 2 АРГУМЕНТА, ОПИРАЯСЬ НА ЗНАНИЯ, ЖИЗНЕННЫЙ ИЛИ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ.

ОБРАЗЕЦ.   С позицией автора нельзя не согласиться.

    Во-первых, вряд ли кто из нас будет отрицать тот факт, что личность формируется ежеминутно, ежечасно, ежедневно, а не только на  пике каких-то особых обстоятельств. От нас,  «сегодняшних», зависит наше будущее: от нашего сегодняшнего образа жизни, от нашей сегодняшней  «борьбы» с собственной леностью и праздностью. А самая сложная работа, как известно, это борьба с самим собой, со своими собственными вредными привычками, пороками. Очень трудно «выдавливать раба» из себя!  И ярчайшими примерами тому могут служить не только чеховские Беликов, Ионыч, Обломов Гончарова, но, к сожалению, и мы сами. Ведь мы знаем, что не стоит откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Знаем – и откладываем… мы знаем, что не стоит… - и продолжаем упорно это делать…Этот «список» у каждого свой. «Долги», «груз» невыполненных дел не делают нас счастливыми, не дают нам в полной мере насладиться жизнью. Напротив, даже мельчайшее упоминание о несделанном омрачает всё наше существование.

 

   Во-вторых, нельзя не согласиться с Чеховым и в том, что, если человек не противостоит лени, праздности или каким-либо другим порокам, происходит нравственное падение личности.  Человек постепенно становится заложником, пленником обстоятельств, он уже не живёт,  «плывё1т по течению». Жизнь катится к финалу, который, к сожалению,  с полной ясностью докажет, что не раскрылся ещё один талант, не состоялся ещё один человек, не сформировалась ещё одна личность. Ещё одна жизнь прошла впустую.

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ  должно быть обязательно! Это логическое завершение ваших рассуждений о проблеме текста, авторской позиции, оно связано с проблематикой текста.

ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЗАКЛЮЧЕНИИ (слайд 6):

*В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, ещё раз обратить внимание на)…

*В заключении сочинения хочется добавить..

*Следует сказать (отметить, подчеркнуть)…

*Особо следует выделить (отметить)..

*Обобщая сказанное, можно сделать вывод,,.

*Следовательно,….

*Таким образом,….

*Потому (поэтому)…

 

ОБРАЗЕЦ. А потому, чтобы не стать современными Ионычами, все мы должны помнить чеховское предостережение, иначе нас ждёт куцая, неинтересная, бескрылая жизнь.

 

ПОСЛОВИЦЫ:

*Ему уж и лениться-то лень (русская).

*Лень – привычка отдыхать перед усталостью (Жюль Ренар).

*Человек ленив, земля не ленива (вьетнамская).

*Ленивому всегда праздник (русская).

*Лень вперёд него родилась (русская).

ИТОГ. Чему мы научились сегодня?

Д/З: написать сочинение-рассуждение, используя  записи.

 

 

 

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн