3.Воспитывать аккуратность при письме, ценностное отношение к богатству русского языка, интерес к занятиям по языку, используя групповую работу, занимательные задания.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: смешанный.
Прогнозируемый результат: учащиеся должны:
·знатьосновные морфемы;
·уметьвыделять их в слове.
Оборудование:ИАД, учебники, справочники, словари.
План урока.
I.Оргмомент. Целеполагание.
II.Повторение.
Лексическая разминка (кроссворд). Проверка.
III.Аналитическая работа по теме урока.
1.Слово учителя.
2.Выступления учащихся:
а) Корень слова. Задание «Лес корней». Проверка.
Вывод.
б) Приставка. Задание «Исправь ошибки». Проверка.
Вывод.
в) Физкультминутка.
г) Суффикс. Задание «Такие разные суффиксы» (групповая работа).
3.Рефлексия на определение эмоционального состояния учащихся.
Ход урока.
I.Оргмомент. Приветствие. Запись в тетради даты и темы урока. слайд № 1
Слово учителя. Сегодня на уроке мы совершим путешествие по городу Морфемограду. А для этого мы
üВспомним значимые части слова.
üПродолжим учиться «узнавать» их в слове.
üБудем «оттачивать» орфографическую зоркость.
üБудем учиться помогать друг другу в решении поставленных задач.
слайд № 2
II.Повторение.
Слово учителя. Каждый путешественник, отправляясь в путь, всегда оглядывается назад: какой же багаж у него за плечами. С каким же багажом знаний, полученных на прошлых уроках, вы отправляетесь в путь. Для этого я предлагаю вам заполнить кроссворд. Слова выписать в тетрадь, расставить ударения, подчеркнуть буквы, в написании которых можно ошибиться, и запомнить правописание этих слов.
·Лексическая разминка. слайд № 3.
·Проверка. слайд № 4.
III.Аналитическая работа по теме урока.
1.Слово учителя. Ребята, перед вами карта города Морфемограда. В этом городе живут наши старые знакомые, здесь есть Министерство Приставок и Суффиксов, на окраине города расположилась деревня Окончание, через весь город протекает речка Основа. В центре города располагается Мэрия – управляющий орган города. Как вы думаете, кто же правит этим городом? (Корень) Почему город так называется? (в городе живут морфемы).
Слайд № 6.Определение термина «морфема». Записать в тетради слово «морфема», поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную.
2.Слово учителя. Итак, мы отправляемся. И начнем, конечно же, с посещения Мэрии города и беседы с его правителем.
Выступления учащихся.
а)Группа 1. Корень слова.
Проблемный вопрос: Почему эту морфему назвали корнем? У чего еще бывают корни? Для чего корни дереву?
Вывод.
Слайд № 7.Определение термина «корень слова».
Задание«Лес корней»: Как вы думаете: перед вами – однокоренные слова? Сгруппируйте однокоренные слова. По какому принципу вы это сделали? Слайд №8.
Слово учителя. Какие корни вы выделили в этих словах? Они похожи друг на друга? А по значению?
Проблемный вопрос: Как в лексике называются слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению? (омонимы)
Вывод. Различайте корни не только по их написанию и произношению.
Всегда определяйте значение корня. Помните о корнях – омонимах. слайд № 9.
Слово учителя. Мы продолжаем путешествовать по Морфемограду. Ни один правитель не может управлять городом в одиночку. И у нашего правителя есть помощники: приставки и суффиксы.
б)Группа 3. Приставка.
Слово учителя. Запишите слово «приставка» в тетрадь. Есть ли в этом слове морфема, о которой мы сейчас говорим? Выделите приставку, подчеркните букву И.
Слайд № 10. Определение термина «приставка».
Задание«Исправь ошибки в сочинении Коли Ошибкина».
Слово учителя.Перед вами сочинение Коли Ошибкина (слайд № 11 + на столах тексты). Ваша задача найти ошибки в сочинении, исправить их, записать эти слова в столбик в тетради в исправленном виде. Выделите морфему, в которой допущены ошибки.
«Мы втроём - я, Мишка и Костя - приехали в лагерь на день раньше всего отряда. У нас было задание: украсить помещение к приезду ребят. Мы сами просили нашего вожатого Витю отправить нас вперёд. Нам очень хотелось поскорей в лагерь.
Витя согласился и сам поехал с нами. Когда мы приехали, в доме уже заканчивалась уборка. Мы развесили на стенах плакаты, картины, которые привезли с собой, потом нарезали из разноцветной бумаги флажков, нанизали их на верёвочки и повесили под потолком. Потом нарвали в поле цветов, наделали из них букетов и расставили на окнах в банках с водой. Хорошо получилось!»
Проверка. Дети читают слова, называют приставки. Слайд № 12
Слово учителя. Перед вами слова с неизменяемыми приставками. Их написание надо запомнить. Придумайте и запишите по два слова с данными приставками.
Слово учителя.Запишите слово «суффикс» в тетрадь и подчеркните орфограмму.
Наверное, ни одна морфема не имеет столько значений, как суффикс. Суффиксы могут быть ласковыми, карликами и великанами, а ещё суффиксы большие труженики.