Методические рекомендации по использованию ресурса учителя математики Волик Ольги Валентиновны (МОУ «ЛСОШ»)
a)Роль и место урока в данной теме.
Данная тема: «Функция у=ax2, её график и свойства» открывает изучение главы 3 «Квадратичная функция и её график». Первый урок по теме вырабатывает умение строить график функции и описывать свойства и особенности функции.В 9 классе повторение функциональных понятий курса алгебры 7 – 9 классов играет существенную роль. Во-первых, учащиеся анализируют накопленный опыт в использовании понятия функции и работе со свойствами функции. Во-вторых, возникает потребность в формальном определении понятия функции и соответствующих свойств функции.
b)Цели и задачи данного урока.
Цели:
Образовательные - формированиеумения строить график функции у=aх2 и по графику определять ее основные свойства, используя свойства функции решать задачи
Развивающие- развитие ясности выражения мысли, развитие внимания, мышления, развитие умения работы с текстом учебника.
Повышать уровень учебной мотивации с использованием компьютерных технологий, развивать логическое мышление.
Воспитательные- воспитание умений слушать, воспитание желание работать до конца, настойчивость, воспитание познавательного интереса.
c)Обоснование целесообразности использования ИКТ в данном уроке. Презентациявписывается в структуру урока, сопровождая рассказ учителя. Возможность вставлять любые объекты (картинки, графики, таблицы, анимации) в презентацию делает её особенно привлекательной при изучении данной темы, когда необходимо показать модели или ход процесса. К тому же при представлении материала в таблицах, графиках и тезисах, включаются механизмы не только слуховой, но зрительной и ассоциативной памяти. В любом случае при первичном применении презентации даже самая простая реализация способна заинтересовать учащихся.
d)Результативность урока.
Применение презентации при объяснении данного понятия становится актуальным. Это помогает воспринимать учебный материал, делает его наглядным, структурированным, тем самым помогает учащимся усвоить данное функциональное понятие. В этом случае можно отметить преимущество применения презентаций перед текстом учебника: во-первых, графики, иллюстрации можно представить в динамике, во-вторых, при демонстрации презентации график функции или объяснительный текст появляется в нужном месте и в нужное время по мере его необходимости, в-третьих, в ходе работы можно вызывать на экран с помощью гиперссылки вопросы или задания, поясняющие и углубляющие текстовый материал и активизирующие обучаемого.
e)Перечень мультимедийных продуктов, ЦОР, сайтов, других источников информации, используемых в подготовке и проведении урока (указать заимствованные продукты и авторские).
2.Макарычев Ю. Н. Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, Л. Б. Крайнева. — М.: Просвещение, 2005.
Тип урока:сообщения нового материала.
Вид урока:частично-поисковый.
Ход урока
1. Организационный момент(слайд №1). Мотивация и целеполагание.
2.Актуализация знаний обучающихся
В ходе фронтального опроса учащиеся вспоминают навыки сокращения дробей, формулу разложение квадратного трёхчлена, определения функции самостоятельно (на наглядно-интуитивном и рабочем уровнях), одновременно идет демонстрация данного понятия на презентационном экране (слайды №2;№3)
3. Изучение нового материалаУчитель даёт формальное определение функций у=ax2. На примере уже знакомой для учащихся функций у=х2 показывается применение нового материала при а= ½ ; а= 2 ; а = - 1; а=-2; а=-3.Учащимся предлагается провести построение функций в тетрадях. Проверка организована с помощью проектора (слайды№4-№9) .
4.Закрепление умений и навыков.На данном этапе учащимся предлагается описать
график функции при а большем 0. Проговаривая все свойства функции (учебное пособие стр.28), учащиеся выводы оформляют в тетрадях. Одновременно с этим на презентационном экране демонстрируется поэтапное построение графиков, иллюстрирующих каждое свойство функции. Вспоминая основные свойства функции, учащиеся читают график, а на экране появляется порядок перечисления свойств (слайды №10-№15).
5.Практическая работа.Учащимся даётся задание прочитать в учебнике (стр.29) о свойствах функции, её графика, при а меньших 0, изучить, оформить в тетрадях самостоятельно (слайд №16).
6. Формирование умений и навыков.
Учащиеся решают №75;№79(а;б) с разбором и выходом к доске. Оформляют в тетрадях (слайды 16-18).
7. Итоги урока.Ещё раз перечисляются свойства функции у=ах 2 в ходе беседы с классом.Постановка домашнего задания: Д/з:№74;79(в;г)(слайд 19). Выставление оценок.