Официальный сайт morning-news 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок развития речи

Данные об авторе
Автор(ы): 
Жадан Е.А.
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ №233 г. Знаменск"
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Совершенствовать навыки комплексного анализа текста. Развивать умение аргументированной монологической и диалогической речи. Воспитывать уважение к памятникам архитектуры, любовь к Родине.
Краткое описание: 
Дети производят комплексный анализ текста
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

"Поэма из камня"

Цели урока:

Совершенствовать навыки комплексного анализа текста.

Развивать умение аргументированной монологической и диалогической речи.

Воспитывать уважение к памятникам архитектуры, любовь к Родине.

Оборудование:

Текст Евгения Осетрова из книги “Живая Древняя Русь” (для каждого ученика).

Фотографии и рисунки храма Покрова на Нерли.

Мультимедийный проектор

Песни

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2.Цель урока

 Учитель. Сегодня мы вновь проводим урок развития речи, а именно проведем комплексный анализ текста. Цели. А как вы считаете, зачем такой урок нам нужен?                                                                   

Ученики . 1) подготовится к экзамену 2) выявить, о чем текст, какова его тема, идея. 3) узнать что-то новое, интересное

3.Словарно-лексическая работа.

Учитель. На уроке нам потребуется знать следующие термины

Тема текста - предмет, событие, явление, ставшее объектом описания, повествования, рассуждения.

Идея текста - главная мысль текста.

Стиль речи   - разновидность литературного языка, выполняющий определенную функцию в общении

Композиция – построение произведения

Дайте определение каждому термину

4.Введение в тему                                                                                                   

Учитель. Ребята, в России много памятников архитектуры, связанных с историей, традициями и верой наших предков. Одним из таких святых мест является храм Покрова на Нерли. (Фото храма на экране)

Лебедь белая, безмолвица,
От грехов меня отмой!
Кто в России не помолится
Красоте твоей родной?!

(Б. Чичибанин)

А давайте представим Древнюю Русь… XII век… Идут корабли к Боголюбову. Взмывают над водой упругие весла. Плывут иноземные послы к Владимирскому князю Андрею… (Фото кораблей)

И вот на их глазах вырастает, словно свеча, легкий храм, сияющий ослепительной белизной. (Фото храма)

Корабли подходят к пристани. Приближенный к князю боярин встречает гостей, поздравляет с благополучным прибытием и приглашает всех отслужить благодарственный молебен. (Песня )

Гости не могли скрыть восхищения как от внешнего, так и внутреннего вида храма. И как-то грустно было расставаться с этим чудесным творением человеческих рук.

Так было в XII веке. А какие чувства испытывают наши современники, оказавшись перед древним памятником архитектуры?

Об этом мы узнаем из текста Евгения Осетрова, с которым и будем сегодня работать. Откройте тетради, в которых мы будем работать, в них напечатан текст.

5. Чтение текста.

Текст я взяла из книги Е.Осетрова “Живая Древняя Русь”, Слушаем текст (чтение выразительное, эмоциональное).

На экране текст

6. Анализ текста.

- Какова тема текста?

(“Лирическая поэма из камня”; “Храм Покрова на Нерли”; “Связь времён на примере древнейшего памятника”.)

- Давайте озаглавим текст.

(“Поэма из камня”; “Лебедь-храм”;…Мы считаем, что тема и название совпадают.)

- Чьи слова вы бы взяли эпиграфом к тексту Е.Осетрова? Почему?

На экране слова

1. Можно все заветное покинуть,
Можно все бесследно разлюбить,
Но нельзя к минувшему остынуть,
Но нельзя о прошлом позабыть. (Константин Бальмонт)

2. Помни о Красоте, не изгоняй её облика из жизни, зови действенно и других к этой трапезе радости… (Николай Рерих)

3. Мы пришли с тобой и замерли,
И забыли все слова
Перед белым чудом на Нерли,
Перед храмом Покрова…
Что не камень, а из света весь,
Из любовей, из молитв, -
Вот и с Вечностью сведались:
И возносит, и знобит… (Б. Чичибанин)

(Мы предлагаем взять слова Б.Чичибанина, т. к. они очень созвучны с текстом Осетрова и подчёркивают основную мысль текста: великие памятники архитектуры создавались с любовью, с верой в то, что они, будут памятью народа. Перед храмом Покрова и тот, и другой авторы испытывали волнение, восхищение, радость, гордость.)

- Что вы можете сказать о композиции текста?

(Зачином является первый абзац. В нем выражена ключевая мысль текст... Далее идет основная часть – это последующие абзацы. В них мы видим рассуждения с элементами описания, которые поясняют основную мысль, убеждают в справедливости выдвинутой идеи. Замыкает текст концовка. Это последнее предложение. Его можно считать выводом в рассуждении автора.)

- Сколько микротем в тексте? Составьте цитатные тезисы этого текста.

(Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. Лирическую поэму из камня, именуемую Покровом на Нерли, надо перечитывать многократно. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами. Вы оглядываете окрестность, где всё дышит миром и спокойствием, и думаете: на свете есть счастье….)

- А какого типа речи текст?

(Смешанного: рассуждение с элементами описания. Есть тезис (это первое предложение), доказательствами является очень красочные описательные фрагменты: “благородные пропорции белого храма” и т.д. Интересно то, что каждая микротема заканчивается выводом.)

- К какому стилю речи принадлежит текст? (Публицистический, потому что ярко выражена авторская позиция – великие памятники культуры способны преображать человека. Задача этого текста: воздействовать на чувства сознание современного человека. Текст носит призывной характер, он убедительный, эмоциональный.)

- Ребята, давайте понаблюдаем над лексикой текста.

(Лексика по преимуществу нейтральная. Автор использует слова со значением оценки (“точно и естественно” вписано, “белоснежный лебедь”, “прелесть”, “умиротворяющим”); лексические повторы, устойчивое сочетание (“час от часу”); синонимы, в т.ч. контекстуальные:

Храм, строение, сооружение, Покров на Нерли;

Холм – бугор; пейзаж – природа, окрестность,

Местность; волны – речные потоки;

- Какие тропы и стилистические фигуры использовал автор? Зачем?

(Чтобы сделать текст образнее, ярче, эмоциональнее, автор использовал эпитеты: “благородные пропорции”, “луговое раздолье”, “духмяные травы”, “неоглядные просторы”; метафоры: “строение вписано”, “душевное спокойствие приходит”, развернутая метафора “лирическая поэма из камня”, “река жизни”; олицетворение: “лучи играют”, “храм плывет”, “века пронеслись”, сравнение: “храм, как белоснежный лебедь”, стилистическая фигура: градация из 10-го предложения есть инверсия.)

- Какими морфологическими средствами пользовался автор?

(Глаголы повелительного наклонения (“отправляйтесь, вглядитесь” – помогают вести диалог с читателем; глаголы настоящего времени (“растут, уносит…) подчеркивают, что действие происходит сейчас. 3) глаголы в форме 2-го лица ед.ч. создают “эффект присутствия” 4) повтор местоимения “вы, вам” создает ощущение доверительного разговора с читателем”.)

- Проведем наблюдения за синтаксическим строем текста.

(Автор употребил простые предложения (3,5,8); СПП с одним придаточным (6-е с придаточным изъяснит., 7-е с придаточное времени, 12-е с опред., 14-е с прид. определит.), а также СПП с несколькими придаточными и разными видами подчинения (это 1, 2, 4, 13, 15). Почти все предложения осложнены или причастным или деепричастными оборотами, или вводными словами. Такой синтаксический строй делает текст изобразительным, эмоциональным, помогает передать красоту пейзажа, выразить восторг от увиденного, а также стремится заинтересовать, заставить поразмышлять.)

- Сформулируйте идею текста. (Памятники культуры, сама русская природа положительно влияют на человека, прекрасно преображают его, дают ощущение полноты жизни.)

- Какие чувства испытывает автор перед храмом Покрова? (Восторга, радости, гордости.)

Орфографическая работа

Пунктуационная работа

- А какие выводы из текста вы сделали для себя? (Любить Родину, с уважением относиться к памятникам культуры, интересоваться историей, учиться видеть красоту. И еще увидеть храм, прикоснуться к нему.)

- Ребята. Как вы думайте, мы справились с поставленной задачей?

Мы не расстаемся с вами с текстом Е.Осетрова. Я предлагаю 2-х уровневое домашнее задание. 1 ур. – рецензия на этот текст; 2ур. – списать, расставив пропущенные буквы и знаки препинания.

- Ребята! Я сегодня попыталась приобщить вас к великой Красоте, чтобы через эту красоту вы осознали, что мы с вами, живущие на этой хрупкой планете Земля, составляем единый союз с поколениями ушедшими и грядущими.

Урок окончен, спасибо за работу, ребята

Текст

(1) Если вам в жизни приходится (не)легко если скорбь и печаль овл...дели вашим сер?цем отправляйтесь в заливные клязьминские луга, туда где на холме среди деревьев стоит храм Покрова. (2) Вгл..дитесь в благородные пропорции белого храма отражающегося свыше восьми веков в водах и вы увид..те, как точно и естестве(н, нн)о вписа(н,нн)о строение в окружающий пейзаж – луговое средне(русское) раздолье где р..стут духмяные травы лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков…

(3) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия ол..цетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом мес?ности.

(4) Заблуждается тот кто увид.. в храм один раз считает что знает его. (5) Лирическую поэму из камня именуемую Покровом на Нерли, надо перечитывать многократно. (6) И тогда может быть во всей полноте вы поймете в чем прелесть этого (не)большого сооружения гармонирующего с окружающей природой.

(7) На ра(с, сс)веете когда над заречными лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. (8) Храм возвышается среди волн как бело(снежный) лебедь. (9) Текут речные потоки. (10) Дни и ночи месяцы и годы столетия уносит река жизни. (11) Сменяются пок..ления, а лебедь–храм плывет и плывет среди неоглядных просторов. (12) Любуясь Покровом на Нерли думаешь об истории.. храма о веках что пронеслись над его стенами…

(13) Очень хорош Покров на Нерли летом когда косари выходят на пойму когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины. (14) По скоше(н, нн)ой луговине вы минуете реку Нерль поднимаетесь на высокий холм где стоит храм. (15) Вы оглядываете окрестность где все дыш..т миром и спокойствием и думаете что на свете есть счастье…

Евгений Осетров

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн