“Я уверен, что добрая молва о нас сохранится надолго во всей Сибири, что многие скажут сердечное спасибо за ту пользу, которую пребывание наше им доставило”.
Н.В. Басаргин – декабрист.
Введение. Для самообразования у детей должна быть сильная мотивация. Поэтому необходимо создавать ситуации, при которых учащимся необходимы будут новые знания. Проект - это уникальная деятельность, направленная на создание определённого, уникального продукта.
Что дает метод проектов ученику
1.Умение работать в коллективе
2.Уметь брать на себя ответственность за выбор
3.Разделять ответственность
4.Анализировать результаты деятельности
5.Ощущать себя членом команды
6.Вырабатывается аналитический взгляд на информацию
7. Формируется адекватная самооценка
В декабре 2010-го года исполнится 185 лет со дня Восстания декабристов, одного из интереснейших событий Отечественной истории.Первыми выступили 14 декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади участники “Северного общества”, с целью свержения самодержавия и отмены крепостного права в России. Затем произошло восстание Черниговского полка на Украине с 26 декабря по 3 января 1825 года. Оба восстания были подавлены царскими войсками, а их участники преданы суду.
Более ста человек было осуждено на каторгу и поселение в Сибири. "Наша Сибирь" - так называли декабристы страну изгнания через 30 лет подвижнического труда. Талантливые ученые и истинные патриоты, по справедливому признанию современников и потомков, декабристы сделали для Сибири столько, сколько она сама без их помощи не сделала бы за целое столетие и больше. В курсе истории Отечества в 8-х классах на изучение темы отведён 1 час и практически не освещается жизнь и деятельность декабристов, их жён в сибирской ссылке, в том числе и в нашем крае. В данном контекстетема “Декабристы в Сибири” актуальна и востребована не только учителями истории, но и педагогами – организаторами внеклассной деятельности учащихся. Данный проект рассчитан на участие учащихся 8-10 классов в течении 2- 3 месяцев.
Цель проекта:
1.Познакомиться с судьбой декабристов, сосланных в Сибирь.
2. Выяснить, какую роль сыграли декабристы в освоении и изучении Сибирского края.
3.Создание электронных пособий (презентации, альбомы), планшетов для школьного музея по теме исследования, способствующих развитию интереса к изучению истории Отечества и Бурятии.
4.Провести научно- практическую конференцию по теме.
5.На примере жизни и деятельности декабристов воспитывать в учащихся такие качества, как честь и долг, верность и бескорыстное служение своему Отечеству.
Задачи и этапы реализациипроекта:
1. Поставить перед учащимися цель и задачи, определить основные направления и темы для осуществления проекта.
2. Создать план работы и определить творческие группы.
2. Поиск, анализ и отбор материала: литературы, иллюстраций в печатном виде и на электронных носителях по теме (на этих этапах учащиеся работают под руководством педагога - руководителя проекта)
4. Просмотр фильмов: «Звезда пленительного счастья», «Нет чужой земли»
5. Экскурсии в музеи: Дом-музей декабристов в Петровске -Забайкальском; Музей декабристов в селе Новоселенгинск, Музей декабристов - дом Трубецкого в городе Иркутске (по возможности). Экскурсии организуются классными руководителями с привлечением родительской общественности.
6. Работа творческих групп: обработки информации с помощью современных технических возможностей, написание рефератов, создание планшетов, презентаций.
7. Презентация проекта на школьной Научно – практической конференции, на которой в роли оппонентов могут выступать учителя-предметники, родители, администрация школы, ученики из других групп.
8. Проанализировать результаты исследования и сопоставить полученный результат с поставленными целями.
9. Оценить вклад каждого участника проекта.
Описание проекта.Основные направления и темы проекта (возможно добавление тем в ходе исследования)
1. «Лежал их путь во глубину Сибири»
·Кандальный тракт.
·Из истории пребывание декабристов на Нерчинской каторге
·Петровский завод
2. «Разбросаны по всей Сибири»
·Декабристы в Тобольском крае
·Декабристы на поселении в Иркутской губернии
·Декабристы в Бурятии. Судьба 14 декабристов.
·Братья Бестужевы
3.«Несчастью верная сестра» О жёнах декабристов.
4.Вклад декабристов в развитие Сибири
5.«В потомках ваше племя оживёт» Потомки декабристов. Увековеченная память.
Литература:
Бахаев В.Б. «Общественно-просветительская и краеведческая деятельность декабристов в Бурятии». Новосибирск, 1980.
Белокрыс М. А.«Верхнеудинские друзья декабристов».- Друг мой старинный — книга. — Улан-Удэ, 1980
В потомках ваше имя оживёт.- Издание подготовлено С.Ф. Ковалем.- Иркутск: Вост. – Сиб. книж. изд-во, 1986
Гусиное озеро: Очерки Забайкальского хозяйства /Н.Бестужев// Декабристы о Бурятии: Статьи, очерки, письма.- Улан-Удэ, 1975
Дареевская Е.М. А.Д. Старцев - сын Н.А. Бестужева. - в кн.: Сибирь и декабристы. Т. 2. Иркутск, 1981.