Официальный сайт fresher 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Психологические причины неуспеваемости младших школьников. Типология школьников с трудностями в обучении

Submitted by Юлия Киричёк on вс, 20/02/2011 - 15:24
Данные об авторе
Автор(ы): 
Киричёк Ю.А.
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №2г. Вилючинска педагог-психолог
Регион: 
Камчатская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Медицинский работник
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
Под трудностями учебной деятельности младшего школьника понимается: * пропуски букв в письменных работах; * орфографические ошибки при хорошем знании правил; *невнимательность и рассеянность; *трудности при решении математических задач; *трудности в пересказе текста; *неусидчивость; *трудности в усвоении новых знаний; * постоянная грязь в тетради; *плохое знание таблицы сложения (умножения); *трудности в выполнении заданий для самостоятельной работы.

 

Психологические причины неуспеваемости младших школьников. Типология школьников с трудностями в обучении

Под трудностями учебной деятельности младшего школьника понимается:

* пропуски букв в письменных работах;

* орфографические ошибки при хорошем знании пра­вил;

*невнимательность и рассеянность;

*трудности при решении математических задач;

*трудности в пересказе текста;

*неусидчивость;

*трудности в усвоении новых знаний;

* постоянная грязь в тетради;

*плохое знание таблицы сложения (умножения);

*трудности в выполнении заданий для самостоятель­ной работы.

 

      Неуспеваемость, связанная с неадекватными способами учебной работы, может носить ярко выраженный изби­рательный характер и проявляться только по отношению к отдельным учебным предметам или даже разделам школь­ной программы. Но она может иметь и более общий харак­тер и проявляться в пробелах и недостатках усвоения мно­гих или всех учебных дисциплин.

Леворукость ребенка в школе является одной из при­чин неуспеваемости.

Левшами являются около 10% людей, причем, по оцен­кам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе начальной школы можно встретить 1-2 (а иногда и более) детей, активно предпочитающих при пись­ме, рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку правой. Леворукость — это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз или упрям­ство ребенка, просто не желающего работать «как все» правой рукой, как иногда считают некоторые родители и «опытные» учителя. Леворукость — очень важная индиви­дуальная особенность ребенка, которую необходимо учи­тывать в процессе обучения и воспитания.

Примерно 20% детей из всего класса могут пропускать буквы в письменных работах. Это явление имеет несколь­ко причин — низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания, несформированность приемов самоконтроля, индивидуально-типологические особенности личности.

19% ребят постоянно допускают орфографические ошиб­ки, хотя при этом могут наизусть ответить любое правило, — это случай так называемой «неразвитости орфографической зоркости». Возможные причины таковы: низкий уровень раз­вития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения вни­мания, низкий уровень развития кратковременной памяти, слабое развитие фонематического слуха.

Около 17% класса страдают невнимательностью и рас­сеянностью. Причины были выделены следующие: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.

14,8% детей испытывают трудности при решении ма­тематических задач — плохо развито логическое мышле­ние, слабое понимание грамматических конструкций, не­сформированность умения ориентироваться на систему при­знаков, низкий уровень развития образного мышления.

Примерно 13,5% ребят испытывают затруднения при пересказывании текста. Причины: несформированность умения планировать свои действия, слабое развитие логи­ческого запоминания, низкий уровень речевого развития и образного мышления, заниженная самооценка.

13,1% детей неусидчивы. Чаще всего это вызвано низ­ким уровнем развития произвольности, индивидуально-типологическими особенностями личности, низким уров­нем развития волевой сферы.

12,7% детей испытывают трудности в понимании объяс­нения учителя с первого раза - слабая концентрация внимания, несформированность приема учебной деятельности, низкая степень восприятия и произвольности.

У 11,5% детей постоянная грязь в тетради. Причина может находиться в слабом развитии мелкой моторики пальцев рук и в недостаточном объеме внимания.

10,2% ребят плохо знают таблицу сложения (умножения). Это связано с низким уровнем развития механической памяти и долговременной памяти, со слабой концентрацией внима­ния и с несформированностью приемов учебной деятельности.

9,6% детей часто не справляются с заданиями для са­мостоятельной работы. Причины — несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.

9,5% детей постоянно забывают дома учебные предме­ты. Причины — низкий уровень развития произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания и основная причина — высокая эмоциональная нестабиль­ность, повышенная импульсивность.

Ребенок плохо списывает с доски — 8,7% — не научил­ся работать по образцу. 8,5% детей домашнюю работу вы­полняют отлично, а с работой в классе справляются плохо. Причины различны — низкая скорость протекания психи­ческих процессов, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.

6,9% — любое задание приходится повторять несколь­ко раз, прежде чем ученик начнет его выполнять. Вероят­нее всего, виноват низкий уровень развития произвольнос­ти и несформированность навыка выполнять задания по устной инструкции взрослого.

6,4% детей постоянно переспрашивают. Это может гово­рить о низком уровне объема внимания, о слабой концентрации и устойчивости внимания, о низком уровне развития переключения внимания и развитии кратковременной памя­ти, о несформированности умения принять учебную задачу.

5,5% ребят плохо ориентируются в тетради. Причины — низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве, и слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.

4,9% часто поднимают руку, а при ответе молчат. Не воспринимают себя как школьника, или же у них зани­женная самооценка, но возможны трудности в семье, внут­реннее стрессовое состояние, индивидуально-типологичес­кие особенности.

0,97% — комментируют оценки и поведение учителя своими замечаниями. Причины — трудности в семье, пе­ренесение функции матери на учителя.

         0,7% детей долгое время не могут найти свою парту. Причины скрыты в слабом развитии ориентировки в про­странстве, в низком уровне развития образного мышления и самоконтроля.

 

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн