Вы не зарегистрированы

Авторизация



ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ "ГЛАГОЛ"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Ряховских С.А.
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ №236" Г. Знаменск
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
развитие коммуникативных умений и навыков учащихся в процессе глубокого овладения лексическими и грамматическими нормами русского языка.
Используемые ЦОР: 

Презентация

Краткое описание: 
Урок русского языка в 10 классе по теме "Глагол"
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ "ГЛАГОЛ"

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков учащихся в процессе глубокого овладения лексическими и грамматическими нормами русского языка.

Задачи:

·         обобщить и систематизировать знания о глаголе как части речи;

·         развивать речевую культуру учащихся;

·         научить избирательно пользоваться языковыми средствами, употреблять слова, словосочетания, наиболее точно передающие содержание текста.

Ход урока

«Движение и его выражение – глагол – является основой языка». Эти слова Алексея Толстого мне хотелось бы взять эпиграфом к нашему уроку, ведь речь сегодня пойдет о глаголе, его морфологических признаках, роли в создании текстов.
Записываем число и тему урока, эпиграф.
– Скажите, не кажется ли вам это утверждение слишком категоричным? Обоснуйте свою точку зрения. (Ответы учащихся.)
Итак, мы будем вести основательный разговор об одной из основ языка – о глаголе.
Кстати, может ли текст состоять только из глаголов, связанных служебными частями речи?
Да, и вот каким может быть внутренний монолог учителя после того, как он задает классу вопрос: «Притихли. Молчат. Думают или не решаются сказать? Верю, что знают. Жду».
Очень приятно видеть ваши улыбки. Попробуйте выразить сейчас свое состояние, используя только глаголы и служебные слова. (Ответы учащихся.)
Тексты, с которыми нам предстоит работать, – стихотворения поэтов XIX и XX веков. Вы уже знаете, что есть темы вечные для русской литературы, темы сквозные. Порой кажется, что поэты XX века подхватывают и продолжают мысли поэтов века XIX. И когда ты слышишь этот разговор столетий, кажется, что прикасаешься к вечности.
Послушайте, это – Лермонтов.
(Учитель читает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Есть речи – значенье...». У учащихся тексты на столах.)

Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно.
Но им без волненья
Внимать невозможно.

Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.

Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рожденное слово;

Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Услышав, его я
Узнаю повсюду.

Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу,
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.

– Обратите внимание на 1-ю строку. В каком значении употреблено слово речи? Есть речи – значенье... (В значении ‘слова’.)
– В чем же особенность таинственных слов?
(Без волненья внимать невозможно; в них все – и слезы, и трепет свиданья.)
– Очевидно, поэтическое ощущение того, что такие речи, такие слова существуют, было и у Зинаиды Гиппиус, поэтессы Серебряного века. О ее творчестве мы будем говорить с вами в 11-м классе, но мне хотелось, чтобы вы и сейчас вслушались в удивительную мелодию ее строк.
(Учитель читает стихотворение З.Гиппиус «Есть речи...».)

Есть речи...

У каждого свои волшебные слова.
Они как будто ничего не значат.
Но встретятся, скользнут, мелькнут едва –
И сердце засмеется и заплачет.

Я повторять их не люблю; я берегу
Их от себя, нарочно забывая.
Они мне встретятся на новом берегу:
Они написаны на двери Рая.

– Вы смогли услышать, как перекликаются эти стихотворения?
В каком значении употреблено поэтом слово речи?
В чем особенность волшебных слов?
(Они как будто ничего не значат, но в них – все, что заставляет сердце смеяться и плакать.)
– Две строфы стихотворения Гиппиус выражают ту же мысль, что и 5 строф стихотворения Лермонтова. Эту выразительность речи придают собственно глаголы и глагольные формы. Давайте запишем их.
(Выписываем в тетради и на доске.)

1) не значат
2) вспомнятся
3) скользнут
4) мелькнут
5) засмеется
6) заплачет
7) повторять
8) не люблю
9) берегу
10) встретятся
11) забывая (деепричастие)
12) написаны (краткое причастие).

– Слова эпиграфа, с которыми вы согласились, утверждают, что глагол является основой языка, – следовательно, глагол подчиняется законам языка.
Какие виды классификации мы могли бы предложить для глагола, помня о законах языка? Для выбора оснований для классификации вспомните морфологические признаки глагола.
(Учащиеся под руководством учителя записывают основания для классификации, распределяют глаголы, выписанные из стихотворения З.Гиппиус, по группам.)

1. Вид:

а) совершенный – 2, 3, 4, 5, 6, 10
б) несовершенный – 1, 7, 8, 9

2. Наклонение: отмечаем, что все глаголы в изъявительном наклонении.

3. Время:

а) прошедшее – нет
б) настоящее – 1, 8, 9
в) будущее – 2, 3, 4, 5, 6, 10
инфинитив – 7

Обращаем внимание на то, что время и вид глагола тесно взаимосвязаны: глаголы несовершенного вида могут иметь все три формы времени, глаголы совершенного вида – только прошедшее и будущее, поэтому у нас полное совпадение двух групп – 1 (а) и 3 (в).
– Скажите, а для чего необходимо знать, уметь определять вид, наклонение и время глагола?
(Для соблюдения в творческой работе видовременного единства глаголов, для верного, грамматически правильного перевода текстов на иностранный язык.)

4. Категория переходности – непереходности:

а) переходные глаголы 7, 8, 9;
б) непереходные глаголы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 10.

– Напомню вам, что к непереходным глаголам относятся глаголы, обозначающие движение, положение в пространстве, физическое и нравственное состояние; глаголы с постфиксом сь, ся.
Переходные глаголы требуют дополнения в винительном падеже без предлога, поэтому следует различать конструкции с глаголами, близкими по значению, но требующими различного управления.
Чтобы почувствовать эту разницу, давайте поработаем над выбором падежной формы при глаголах переходных и непереходных.
К переходным глаголам из нашего текста (повторять, люблю, берегу) подберите из предложенного списка глаголы, близкие по значению, составьте с ними словосочетания, используя слова, данные в скобках.

5. Категория возвратности:

а) возвратные глаголы 2, 5, 10;
б) невозвратные глаголы 1, 3, 4, 6, 8, 9.

– При образовании возвратных глаголов мы должны учесть, что постфикс сь пишется после гласных, постфикс ся – после согласных.

6. Спряжение:

а) 1-е спряжение 3, 4, 5, 6, 9;
б) 2-е спряжение 1, 2, 7, 8, 10.

– Знания об отнесенности глагола к 1-му или 2-му спряжению позволяют верно писать окончания глаголов.
Вновь обращаю ваше внимание на эпиграф. Только ли движение выражает глагол? Если мы обратимся не к грамматическим признакам глагола, а к его лексическому значению, сможем выделить следующие лексико-семантические группы:

а) глаголы движения: скользнут, мелькнут, встретятся;
б) глаголы, передающие чувства, состояние: засмеется, заплачет, не люблю, берегу;
в) глаголы, обозначающие действия, связанные с умственной и речевой деятельностью: не значат, вспомнятся, повторять.

Ребята, мы убедились, что глагол, являясь основой языка, подчиняется его законам, и на следующем уроке мы будем вести разговор о правописании глаголов и глагольных форм.
Согласны ли вы с тем, что данное стихотворение «держится» на глаголах? Это те ключевые слова, которые помогают понять и принять идею стихотворения – «У каждого свои волшебные слова...».
Разговор столетий может и должен продолжаться. Продолжим мысль поэтов. Что же для вас таит эта фраза: У каждого свои волшебные слова?
Творческая работа – 5 минут.
Итог урока. Задание на дом: составьте словосочетания со словами, близкими по значению (аналогично тому, как это делалось в классе).

Управление при словах, близких по значению

Дорожить – беречь (слова), восхищаюсь – люблю (поэзия), вторить – повторять (песня), доволен – рад (жизнь), думать – задумать (проект), обращать внимание – уделять внимание (здоровье), наградить – удостоить (улыбка), удивляться – быть удивленным (красота природы), беспокоиться – тревожиться (друг), начать – приступить (работа), коснуться – говорить (вопрос), поделиться – рассказать (проблема).

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах: