Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Душа России"

Фото пользователя Ирина Сергеевна Полубедова
Submitted by Ирина Сергеевна Полубедова on Wed, 23/02/2011 - 23:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Полубедова Ирина Сергеевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №10, учитель технологии
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Технология
Цель урока: 
• Активизировать систему представлений у учащихся об истории и создании матрешки. • Инициировать осознание чувства сопричастности к культуре народов России. Содействовать становлению нравственно-эстетических качеств личности. • Создать условия для развития творческих способностей ребенка. Развивать у учащихся умение создавать изделие по законам красоты.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
14
Используемая методическая литература: 

ресурсы интернета, журналы "Делаем сами", "Домашнее ателье"

Используемое оборудование: 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif";}

·      Фигурки игрушечных матрешек.

·      Иллюстрированный материал.

·      Заготовки для создания матрешки.

·      Нитки, иголки, ножницы, краски, кисти.

·      Презентация.

Краткое описание: 
урок по технологии проведен в 5 классе в форме творческой мастерской с использованием информационных технологий.
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif";}

«Душа России».

 

 

Цели:

·               Активизировать систему представлений у учащихся об истории и создании матрешки.             

·               Инициировать осознание чувства сопричастности к культуре народов России. Содействовать становлению нравственно-эстетических качеств личности.

·               Создать условия для развития творческих способностей ребенка. Развивать у учащихся умение создавать изделие по законам красоты.

Задачи:

·      Рассмотреть виды и типы росписи игрушки, процесс ее изготовления.

·      Научиться изготавливать матрешку в нетрадиционной форме.

·      Раскрыть скрытые таланты учащихся в процессе изготовления матрешки.

Тип урока: интегрированный.

Оборудование:

·      Фигурки игрушечных матрешек.

·      Иллюстрированный материал.

·      Заготовки для создания матрешки.

·      Нитки, иголки, ножницы, краски, кисти.

·      Презентация.

 

Ход урока.

 

1.      Орг. момент.

2.      Теоретическая часть.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы снова встретились с вами на уроке, где учимся творить руками, развивать свои таланты, знакомимся с творчеством народных мастеров и умельцев. Вот и сегодня мы с вами  вспомним изученное и попробуем применить полученные знания на практике. А для этого давайте представим, что попали мы все на ярмарку (звучит музыка, слайд 1):

Мы на ярмарке бывали

И подарки выбирали.

Принесли нам сундучок-

Позолоченный бочок.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем расписной.

 Вынимаем на показ

И ведем про них рассказ. (выносится сундучок с игрушками)

- Чем же может быть  наполнен такой короб? Конечно же, старинными  русскими вещами. А точнее, игрушками. Но игрушки здесь лежат очень знаменитые в мире и денег стоят не малых. А особенность их в том, что как и сам короб, они созданы руками русских народных мастеров. Итак, я открываю короб. Что же в нем, угадайте…

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

 А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки.

В ней живет  еще одна

Кукла в серединке.

Разрумянилась немножко

Наша русская …(матрешка)

- Верно. Именно она сегодня станет главной героиней урока. Эта игрушка известна всему миру. В Германии ее зовут «бабушки», «мамочки», а в Японии она символизирует восточного мудреца Фурукума.

 

- А кто же такая матрешка? Как вы понимаете это слово? (ответы учащихся)

Давайте обратимся к словарям и найдем определение этому слову. (Ответ учащихся)

Из словаря Ожегова.

Матрешка – это полуовальная полая кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.

 

- Вот она стоит – новая, яркая. Какая у этой матрешки может быть биография? Обычная деревянная, немного краски. А нет, есть у этой куколки своя история. Много сказок, небылиц сошлись вместе, и родилась на свет игрушка матрешка. Вашим домашним заданием было ответить на вопрос:

Откуда же взялась матрешка и где ее родина?

 (Показ слайдов во время ответов учащихся)

1.                      По одной из версий прародителем русской матрешки стала японская кукла нингё. Согласно преданиям, сделал её православный священник – миссионер, вернувшийся из Японии, где он и увидел  такую игрушку. Отличалась японская нингё от нашей матрешки составными частями – у нее разбирались прическа, кимоно, сандалии. Японцы же утверждают, что первым такую игрушку сделал неизвестный русский монах.

2.                      По другой версии, в конце 19в. в семью Саввы Мамонтова – известного мецената и промышленника – из Японии  острова Хонсю кто-то привез японскую фигурку буддистского святого Фурукуджи (Фукурима), которая содержала в себе 5 куколок одна в другой. Игрушка всем очень понравилась. Русский мастер игрушечных дел Василий Звездочкин с большим старанием и в ручную изготовил первую модель матрешки. А расписал в истинно крестьянском духе с наивной простотой и любовью к ярким краскам художник Сергей Малютин. Эта матрешка  состояла из восьми фигурок, чередующихся мальчика и девочки. Последняя изображала младенца в пеленках.

 

-  А как матрешка получила свое имя?

- На Руси в 19в. было популярно имя Матрена. Это самое распространенное крестьянское имя.

- Матрешка – уменьшительное от имени «Матрена». Произошло от латинского «Matrone» - означает «земная дама, мать семейства».

 

- А вы знаете, как появляется на свет матрешка?

- Процесс этот довольно сложный и требует мастерства и терпения. Сначала выбирают дерево. В основном, это липа, осина, береза. Дерево должно быть ровным без сучков. Срубывают его зимой или ранней весной, когда в нем мало сока. Ствол обрабатывают и хранят в сухом, проветриваемом месте примерно 2 года. Мастера говорят – дерево должно звенеть.

Первой на свет всегда появляется маленькая матрешка, которая не открывается. Следом – нижняя часть следующей матрешки. Верхняя часть никогда не сушится, а сразу одевается на донце. Благодаря этому части плотно прилегают.

 

- А как расписывают матрешку? (показ слайдов)

- Сначала матрешку зачищают, грунтуют и сушат. Затем карандашом наносят основу рисунка. А уж потом рисуют красками. Для росписи используют гуашь, акварель или акрил. В каждой  местности свои законы росписи.

 

- А где живут в России мастера по изготовлению матрешек и как их расписывают? (показ слайдов с видами матрешки)

- 1. Настоящая родина и крупнейший центр производства игрушки в России – Сергиев Посад. В росписи используют 3-4 цвета: красный или оранжевый, желтый, зеленый, синий с добавлением черного для обводки тонких линий.

2. Известно еще село Мериново близ города Семенова благодаря мастеру Арсению Федоровичу Майорову, который первый  изготовил семеновскую матрешку. Куклу расписывали контрастными тонами. Роспись иногда напоминает пышный букет.

3. Еще одна матрешка появилась в селе Полховский Майдан. Расписывают матрешку здесь в малиново-красный, зеленый и черные цвета по предварительно нанесенному тушью контуру. Используют анилиновые краски.

4. Наиболее сложная  матрешка из Вятки. Ее инкрустируют соломкой. Но это требует больших затрат времени и высокого мастерства. Эта самая северная матрешка.

 

- Вы правы. В России есть известные центры по изготовлению матрешки, но, тем не менее, мастера живут и творят по всей России. И даже у нас на Дону есть свои мастера. (Слайд «Донская матрешка») Посмотрите внимательно на матрешку. А в чем особенность донской матрешки?

А вы знаете, что матрешка – признанная красавица по всему миру благодаря Всемирной выставке в Париже в 1900г. там матрешка впервые экспонировалась и получила медаль и признание. До наших дней дошли резные деревянные многоместные матрешки из 15-18 кукол. А в Семенове в 1970 году была изготовлена самая большая и многоместная матрешка. Ее диаметр 0,5 м., а высота 1 м. Состояла она из 72 кукол. Никто больше не смог повторить в мире такое творение. Да только вот не сохранилась она в России. После выставки в Токио матрешка была продана Японии.

Многое матрешка повидала на своем веку. И сейчас она у детей не так популярна, как много лет назад. Но до сих пор кукла остается символом России, ее душой.

Сейчас матрешку изготавливают разных форм – это шкатулки, коробочки, баночки, бутылочки. Мы с вами организовали для урока выставку, каждый из вас разработал эскиз своей матрешки на бумаге. В итоге вы можете увидеть свои первоначальные идеи на нашей выставке .

 

3.Практическая часть.

А сейчас  мы с вами создадим  матрешку, используя полученные знания, ну и не забывая включать свою фантазию.

У каждого из вас есть необходимый материал для создания куклы: заготовка, краски, кисти, лоскутки, нитки, иголки, ножницы. Перед тем, как вы начнете выполнять работу, давайте вспомним правила техники безопасности. (Ответы  учащихся).

А теперь приступим к работе. Но чтобы кукла получилась красивая, подумайте, кому бы вы хотели подарить свою матрешку с пожеланиями счастья и благополучия.

 

Во время практической работы учитель помогает ученикам.

 

4.Выставка работ учащихся.

Оценка работ, выбор лучшей куклы.

- Посмотрите, какую красоту вы сотворили своими руками! Я хочу, чтобы наша выставка ознаменовалась стихотворением «Русская Матрешка»

Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,
Неба синь всплеснул в ее глаза,

И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:

“Ну и ой, гуляй теперь по свету,
Весели себя, честной народ”.
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце.

 

5.      Рефлексия

 

Вот и подошел к концу наш урок.

 А давайте еще раз вспомним, что же мы узнали про матрешку?

А как вы думаете, чем была матрешка для русского народа – просто игрушкой или чем-то больше? (ответы учащихся)

- Да, ребята, матрешка – это символ русского искусства. Она отображает дух гостеприимства, щедрость души русской и любовь к людям.

 Я надеюсь, что сегодняшнее занятие оставит в душе каждого из нас свой след, и память еще долго будет хранить радость, и гордость за свой народ, за свою Родину. Ведь такую красоту могли сделать только в России.

 

 

Прикрепленный файл Size
027 - Чайка - Светит месяц rmx.mp3 4.37 MB
Матрешка –.ppt 7.18 MB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Лорина Мовсесовна Оганезова

На: "Душа России"


Уважаемая Ирина Сергеевна! Спасибо Вам за интересную методическую разработку урока. Действительно, вы показываете достаточную компетентность в области постановки целей, вовлечения учащихся в процесс осознания этих целей и мотивируете их на решение задач учебных для реализации их и достигаете заявленного результата, хотя и цели, и задачи декларированы Вами без участия учащихся. То есть являются, мягко говоря, по сути компонентами традиционной парадигмы. Однако заявленная в разработке форма взаимодействия с классом дает мне право утверждать, что урок проведен на основе методик с использованием современных технологий, и даже - инновационной технологии - творческой мастерской. Несмотря на то, что Вы не используете ряд значимых элементов мастерской (индукция, разрыв, практическая социализация), Вы все-таки пытаетесь выйти на заключительный элемент - творчество-сотворчество-рефлексия. Ну что же, успехов Вам, обратите внимание на самоактуализацию, самомотивирование учащихся, выдвижение задач учебных и воспитательных, ориентированных на деятельность, а не информационную осведомленность.

Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan

 



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн