- Мы продолжаем знакомиться с родным краем, с нашей Камчаткой. Сегодня на классном часе мы будем говорить о том, какие звери живут в камчатских лесах.(тема написана на доске)
2.Беседа о медведе.
- Слушайте внимательно! (звучит голос медведя)
- Кто это рычит? (медведь)
- А кто такой медведь? (зверь леса)
- Правильно, медведь считается хозяином леса. (вывесить картинку)
- Послушайте стихотворение про медведя:
Где живет он? В самой чаще,
В самой – самой настоящей.
Там гуляет, там и спит.
Там детей своих растит.
Любит рыбу, любит мед,
Сладкоежкою слывет.
А еще могу сказать:
Очень любит он поспать;
Ляжет осенью, а встанет,
Лишь когда весна настанет.
- Кто знает, как еще называют медведя? (медведь – батюшка, косолапый, Топтыгин, Михайло Потапыч).
Рассказ учителя:
- С виду медведь неуклюж, но на самом деле очень подвижный и ловкий: умеет быстро бегать, прыгать, влезать на деревья и плавать. Ходит он очень интересно, одновременно наступая то на две правые, то на две левые лапы. В лесу он ведет себя осторожно и почти не шумит. Ноги ставит немного внутрь, поэтому его называют косолапым.
- Чем питается медведь на Камчатке? (корнями, травой, молодыми ветками, ягодами, грибами, орехами, жуками, муравьями, птенцами, яйцами птиц, полевками, рыбой)
- Все лето медведь ест и нагуливает жир, а осенью устраивает берлогу в ямке под кустами и спит до весны. Говорят что медведь во сне сосет лапу от голода, но это не так. Просто зимой у медведя отслаивается и отпадает старая кожа с подошв лап. А молодая кожа тонкая, розовая и зимой мерзнет. Вот почему медведь лижет ее теплым языком, он ее греет.
3.Беседа о белке.
- А теперь вспомним подопечных медведя – батюшки. Отгадайте загадку:
Сама мелковата, а хвостом богата.
С ветки на ветку скок – поскок,
Орешек за орешком щелк – пощелк.(белка)
(вывесить картинку)
- Кто знает стихотворение про белку? (ученик читает заранее выученное стихотворение)
Белка
Вот мелькнула точно стрелка,
Перед нами сверху белка.
Хочет выпросить орех -
Это для нее не грех.
Не ручная пусть она,
Но пушиста и мила.
По деревьям прыг да скок.
И уселась на сучок.
Там немножко посидела,
Вспомнив, что еще не ела,
Гриб нашла один, другой,
Понесла к себе домой.
Яства эти запасает,
Но зимой не засыпает.
Холода ей не страшны,
Не боится и жары.
В.Л. Гаазов
- Чем питается белка? (кедровыми орехами, ягодами, грибами, почками, жуками, бабочками, птенцами и яйцами)
- Белка делает запасы на зиму: собирает орехи, прячет их в ямку под листья, развешивает на ветках грибы и ягоды сушиться.
- Ребята, а где живут белки? (на дереве в дупле)
- Она сама делает дупло? Белка сама не умеет делать дупло, а занимает дупло дятла, которое он оставил. А сама белка умеет делать гнездо. Гнездо она плетет из веточек, как корзинку с крышечкой. Делает дверку и окошечко. Выстилает гнездо мхом, затыкает им дырочки. В самый лютый мороз в гнезде у белки тепло, как у нас в классе.(звучит голос белки)
4.Дидактическая игра «Собери грибочки для белки». – Много трудится белка, давайте поможем ей найти грибочки.Дети должны найти и обвести на рисунке грибочки, а потом сосчитать их.
5.Беседа о зайце.
Загадка:
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (заяц)
(вывесить картинку)
- Кто знает стихотворение про зайца? (ученик читает заранее выученное стихотворение)
Заячий след
В лесу недолго до беды.
Но заяц – не простак.
Умей запутывать следы –
Вот так!
Туда-сюда петляет след,
Вперёд, назад и в бок.
Где заяц был, там зайца нет –
Прыг-скок!
В. Берестов
- Заяц не имеет своего дома, он весь день спит в траве под кустом, а зимой – в ямке в снегу, а ночью заяц кормится.
- А что ест заяц? (ветки, кору, траву, грибы, сено, хвою)
На Камчатке обитает заяц – беляк. Он летом серый, а зимой белый.
- Зачем ему такая окраска? (ответы детей)
- Послушайте голос зайца. (звучит голос)
6.Подвижная игра «Покорми зайца». – Тяжело зайцу зимой в лесу, давайте покормим его морковкой. Одному ученику дать в руки морковку, которой он должен покормить зайца – игрушку. Ребенку завязывают глаза, и он должен подойти к зайцу и поднести морковку ко рту зайца.
7.Беседа о волке.
Загадка:
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (волк)
(вывесить картинку)
- Кто знает стихотворение про волка?
(ученик читает заранее выученное стихотворение)
Волки
Выбегают пять волчат –
Страсти!
Зубы острые торчат
В пасти.
Нападут со всех сторон
Молча.
Уж такой у них закон
Волчий.
Им бы только поскорей
Драться.
Не люблю таких зверей,
Братцы!
Е. Серова
- Волков в камчатских лесах немного. Они охотятся по ночам, нападают на птиц, зверей, едят и падаль. Волки всегда охотятся стаей, от них очень трудно спастись. Они могут напасть даже на спящего в берлоге медведя. Едят волки много, сразу 10 кг. мяса.
- Послушайте голос волка. (звучит голос)
На стол выкладываются картинки с изображениями зверей лицевой стороной вниз. Дети одновременно берут картинки, смотрят – кто на них. Если попался волк – ребенок должен ловить «других зверей». Дети, которым попались другие звери, разбегаются на свои места.
9.Беседа о лисе.
(звучит голос лисы) – Кто это? Если не можете угадать, отгадайте загадку. Загадка:
Длинное хвостище,
Рыжее волосище,
Сама хитрища. (лиса)
(вывесить картинку)
–Где живет лиса? (ответы) Охотится она в любое время суток: и днем, и ночью. Лиса разрывает норы полевок и других мелких животных. У нее хороший нюх, она чувствует полевок даже под снегом и разрывает сугробы, чтобы их достать. Ест она так же насекомых и ягоды.
10.Дидактическая игра «Узнай зверя».
- Мы вспомнили лесных зверей, о которых вы слышали раньше, а сегодня узнали про них что-то новое. А теперь узнайте этих зверей по силуэтам.(силуэты вывесить на доске) – Кто здесь лишний?
11.Дидактическая игра «Назови детеныша».
– Скажите, а как называются детеныши зверей?
У белки - …
У волка - …
У медведя - …
У лисы - …
У зайца - …
12.Дидактическая игра «Где чей домик?».
Учитель показывает картинку со следами зверей, ведущими в разные домики с окошечками. Все окошечки закрыты ставнями. Ученики отгадывают, чьи это следы, и кто живет в домиках. Для проверки открываются ставни, за которыми находятся картинки зверей.
13.Дидактическая игра «Подбери зверя».
– Попробуйте закончить мои предложения. Подумайте, про кого так говорят?
Неуклюжий, как … (медведь)
Хитрый, как … (лиса)
Трусливый, как … (заяц)
Голодный, как … (волк)
14.Рассказ учителя: -В лесу есть зверь покрупнее медведя. Кто же это? Узнай, собери пазлы. (лось) Дети собирают пазлы на партах.
(вывесить картинку)
- Лось – это лесной великан. Высота его до 3-х метров. Рога лося похожи на растопыренные пальцы человека. У лосихи рогов нет. У лося короткая шея, под горлом серьга(складка кожи), верхняя губа свисает над нижней, это помогает ему захватывать ветки деревьев, мох, хвою. Лоси любят траву, а ягод и грибов не едят. Они никогда не нападают на других животных. Лоси умеют ходить по болоту, растопыривая пальцы на ногах. Зимой они проваливаются в снег и не могут убежать от волков. Чтобы спастись, лось замирает и притворяется деревом. Его ноги похожи окраской на стволы деревьев. Детенышей лося называют лосята.(звучит голос лося)
15.Игра «Волшебный мешочек».
В мешочке лежат деревянные фигурки зверей. Дети суют руку по очереди и определяют на ощупь, кто это.
16.Итог. - Ребята, сегодня мы с вами говорили про лесных зверей, которые живут на Камчатке. Все звери нужны природе: и волки, и медведи, и лисы, и все остальные. Нельзя просто так убивать зверей, их нужно беречь!
- Понравился ли вам классный час? А что кому понравилось? (ответы детей)