Вы не зарегистрированы

Авторизация



Причастный оборот.

Фото пользователя Вера Ивановна Клёнова
Submitted by Вера Ивановна Клёнова on чт, 24/02/2011 - 16:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Клёнова В.И.
Место работы, должность: 
МОУ "Чернореченская СОШ", Киквидзенский район, Волгоградская область. Учитель русского языка и литературы
Регион: 
Волгоградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Знать определение причастного оборота, понимать отличие зависимого слова от определяемого слова. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым словом и зависимым словами, выделять причастный оборот запятыми.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
7
Используемые учебники и учебные пособия: 

Русский язык. 7 класс. Под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского.

Методическое пособие для учителя "Уроки русского языка в 7 классе" под ред.

С.С Колчановой

Краткое описание: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме "Причастие" и применением разноуровневых заданий

                                       Ход урока:

                                Объявление темы урока, целей урока, плана урока
Орг. момент. (фронтальный опрос)        слайд №1
                                                                                         Мы знаем…
1. Что такое причастие?
2. На какие вопросы отвечают причастия?
3. Признаки каких частей речи оно соединяет?
4. Как отличить причастие от прилагательного?
5. Какими членами предложения может быть причастие?
 

 

Молодцы. Сейчас мы выполним практическую работу, чтобы выяснить насколько хорошо вы усвоили материал предыдущего урока. Мы будем работать по вариантам.  Внимание на экран. (Слайд №3)
 Перед вами словосочетания. Ваша задача – вставить пропущенные буквы, графически объясняя выбор пропущенной орфограммы. (2 мин.)
А теперь проверьте работу друг у друга ( слайд №4) Поставьте оценки в лист контроля.
                                       Объяснение нового материала
 Сегодня мы узнаем, что такое причастный оборот и в каких случаях он выделяется на письме запятыми. Сначала давайте вспомним, что такое главное и зависимое слово. (Выслушиваются ответы учащихся. Если возникают затруднения, учитель говорит, что главное слово это то, от которого мы задаем вопрос. Такое слово еще можно называть ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ). (Слайд №5)
Давайте закрепим это понятие.  Выполните задание, представленное на слайде. (Слайд №6)  Найдите в словосочетаниях главное слово. Укажите, какой частью речи оно выражено. Мы снова работаем по вариантам.
Давайте проверим, как вы справились. (Слайд №7) Метод проверки то же, что и в первом задании.
                              Что вы заметили? Сделайте вывод.
Первый вывод: причастие может быть зависимым словом.
Второй вывод: причастие может быть главным словом.
Ребята, чему мы сейчас научились? Посмотрите на цели нашего урока.
 (Мы научились устанавливать связь причастия с определяемым словом и связь причастия с зависимыми словами).
 Учитель: Причастие может иметь зависимые слова, и тогда оно образует причастный оборот. Мы ограничиваем его с двух сторон палочками. Как вы думаете, каким членом предложения будет причастный оборот? (Определением). (Слайд 8)
Почему вы пришли к такому выводу?
 (Причастие является определением, значит и причастный оборот будет определением)
Продолжим наши наблюдения (Слайд №9) Ваша задача – найти  в предложениях причастные обороты. Обозначьте их границы вертикальной чертой. Укажите определяемое слово. На этом этапе мы будем работать в группах.
1группа (мальчики). Русалка, проживавшая в глубоком омуте, видела маленького человечка. На нём была надвинутая на самый нос ковбойская шляпа.
 2 групп.(девочки). Неуловимый Джо, замеченный русалкой, бросился в лес.   Пробежавшего в сторону леса человечка видела ещё и белка Леся.
Давайте проверим, как вы справились с заданием. Один из группы читает выполненную работу. А теперь внимание на экран. (Слайд №10) Исправьте допущенные ошибки.
 
 Мы научились с вами находить в предложении причастные обороты. Какую особенность вы заметили? (Некоторые причастные обороты выделяются запятой)
Верно. Продолжим наши наблюдения. Сейчас мы узнаем, когда причастный оборот выделяется запятой. Внимание на экран.(Слайд №11) Прочитайте предложение, соответствующее этой схеме.
Продолжим. (Слайд №12) Какие предложения соответствуют этой схеме.
 Учитель: Чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, надо последовательно выполнить ряд действий. ( Слайд №13) Запишите это предложение.
Найдите причастие и отметьте. Найдите зависимые слова. Выделите палочками причастный оборот. Найдите определяемое слово. Поставьте над ним крестик. Где стоит причастный оборот? Выделите причастный оборот запятыми. Перед вами алгоритм выполнения действий (слайд № 14) Этот же алгоритм лежит у вас на парте.
В качестве закрепления мы проведем работу в группах. Вы получили текст (карточка №4). Ваша задача – применив алгоритм, найти определяемое слово и причастный оборот. Выделить его, если нужно, запятыми и подчеркнуть как член предложения (Слайд 15).
На данном этапе мы будем работать самостоятельно и в группах.
 
                                        История волшебного клубка.
Самостоятельная работа (Цепелева А- первый уровень)
 Это очень старинная вещь подаренная мне еще бабушкой. Бабушка была пожилая ведьма приехавшая к нам из Шотландии. У нее крючковатый нос и рыжие волосы собранные в пучок.
 
2 группа (Влад и Володя- второй уровень)
     Она вошла, отпустила двух леших втащивших чемоданы и принялась раздавать подарки. Моей старшей сестре она подарила сапоги-скороходы сшитые из крокодиловой кожи. Вызывающий ветры и бури веер бабуся вручила моей второй сестре.
3 группа (Кристина и Женя будут работать со мной у доски- третий уровень)
 Младший братик получил карту помогающую отыскивать клады. Ну а клубочек указывающий дорогу бабушка подарила мне.
Закончили работу. А теперь вместе проверим, как вы справились с заданием. (Слайд №16)
                                     Ребята, чему мы сейчас научились?
(Мы научились находить определяемое слово, причастный оборот и выделять его, если нужно, запятой)
                                             Поставьте оценку в лист контроля
                                 Итоговое обобщение по вопросам:
  • Что нового узнали о причастии?
  • Что такое причастный оборот?
  • Когда причастный оборот на письме выделяется запятыми?
Домашнее задание: стр. 31, 33 правило.
Упражнение 69 (1 уровень)
 Упражнение 70 (2 уровень) (Слайд №17)
 
 
 
 
                             Приложение
Карточка №1                                                     
1 вариант                                                       2 вариант                              
По заросш…му лугу,                            На теменющ..м небосклоне;
зазвеневш…е голоса,                           уцелевш..й в бою солдат;
притомивш..ся детей,                            на чуть виднеющ..мся горизонте;                                                                                              
под моросящ…м дождем                    по свисающ…му канату
 
Карточка №2
1вариант
Похищенные передатчики, похищенные разведчиками, переданное старушкой, связанными из шерсти, отобранный скафандр, готовящие нападение,
2 вариант
Рисующий агент, отобранный на перемене, рассекреченную шпионку, рисующий схему, переданное сообщение, рассекреченную мальчишками.
 
Карточка №3
1группа (мальчики))
Русалка, проживавшая в глубоком омуте, видела маленького человечка. На нём была надвинутая на самый нос ковбойская шляпа.
2 группа (девочки)
Неуловимый Джо, замеченный русалкой, бросился в лес. Пробежавшего в сторону леса человечка видела ещё и белка Леся.
 
 
Карточка №4
                          История волшебного клубка.                             
Самостоятельная работа. Цепелева А.
 Это очень старинная вещь подаренная мне еще бабушкой. Бабушка была пожилая ведьма приехавшая к нам из Шотландии. У нее крючковатый нос и рыжие волосы собранные в пучок.
     2 группа. Савинов В., Кривигин В.
 Она вошла, отпустила двух леших втащивших чемоданы и принялась раздавать подарки. Моей старшей сестре она подарила сапоги-скороходы сшитые из крокодиловой кожи. Вызывающий ветры и бури веер бабуся вручила моей второй сестре.
     3группа. Кухтина К., Скляр Ж.
 Младший братик получил карту помогающую отыскивать клады. Ну а клубочек указывающий дорогу бабушка подарила мне.
                       
 
                                   
 
 
                                                       АЛГОРИТМ
 Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо:
1. Найти в предложении причастие (и подписать над ним : прич.)
2. Найти главное (определяемое) слово, от которого к причастию задается вопрос КАКОЙ? (и поставить над ним крестик).
3.    Найти все слова, которые зависят от причастия (если они есть),задавая к ним вопрос от причастия.
   4. Подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией и   отгородить от остальных слов палочками с двух сторон.
5.   Если причастный оборот стоит после определяемого слова, выделить его запятыми.