Официальный сайт 70rus 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обобщающий урок в 11 классе

Размещено: Елена Ивановна Фролова - чт, 24/02/2011 - 23:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
Фролова Елена Ивановна
Место работы, должность: 
МАОУ "Лицей № 37" г. Саратова, учитель химии
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
Цель: Осуществить проверку и коррекцию знаний учащихся в установлении причинно-следственных связей между ранее изученным и новым материалом по теме «Основные законы химии; формирование мировоззренческих понятий. Задачи: а) образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся об основных законах химии; закрепить умения учащихся активно пользоваться приобретенными знаниями об основных законах химии, строении атомов, о взаимосвязи этого строения со свойствами веществ, о воздействии структурных частиц друг на друга; б) воспитательная: продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения и навыков умственного труда; содействовать патриотическому и интернациональному воспитанию; в) развивающая: развитие интеллектуальных навыков: умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные взаимосвязи; привитие интереса к изучаемому предмету и сознательного восприятия учебного материала.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Габриелян О.С. Химия. 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень).– М. Дрофа, 2008
Используемая методическая литература: 

 

1.      Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 10-11 классов М:. Просвещение, 2000. - 80 с.
2.     Химия: 11 класс: Тематическое планирование и поурочные разработки: К учебнику О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова "Общая химия. 11 кл."
3.     Практикум по общей, неорганической и органической химии(изд:2)
Автор :
Габриелян О.С.
2009 г. , 256 Стр.
4.     Химия в тестах, задачах и упражнениях
Авторы : Габриелян О.С., Лысова Г.Г.
Серия :
Среднее профессиональное образование
2007 г. , 222 Стр.                           

 

Используемое оборудование: 

выставка книг, таблицы с портретами ученых-химиков

Краткое описание: 
Учитель должен так организовать учебный процесс, чтобы создать условия для творческого развития каждого ребенка, активизируя его познавательную и мыслительную деятельность. Одной из форм активных методов обучения является дидактическая игра, и некоторые обобщающие уроки я провожу в виде блиц-турниров. Дидактические игры возбуждают интерес учащихся к предмету, активизируют их на протяжении всего урока, развивают мышление, речь, память, формируют познавательные интересы, оказывают положительное воспитывающее действие. В дидактической игре нужно подробно и внимательно проработать следующие этапы: • название игры; • объявление о проведении игры и подготовка к ней учащихся; • дидактические факторы игры; • атрибуты игры; • правила игры; • число играющих; • ход (сценарий или модель) игры; • продолжительность игры; • подведение итогов игры. Я предлагаю в качестве примера разработку обобщающих уроков по химии в виде блиц-турнира.

 

 
                              Обобщающий урок       в 11 классе 
                                    «Основные законы химии»
 
         Цель: Осуществить проверку и коррекцию знаний учащихся в установлении причинно-следственных связей между ранее изученным и новым материалом по теме «Основные законы химии; формирование мировоззренческих понятий.
Задачи: а) образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся об основных законах химии; закрепить умения учащихся активно пользоваться приобретенными знаниями об основных законах химии, строении атомов, о взаимосвязи этого строения со свойствами веществ, о воздействии структурных частиц друг на друга;
б) воспитательная: продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения и навыков умственного труда; содействовать патриотическому и интернациональному воспитанию;
в) развивающая: развитие интеллектуальных навыков: умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные взаимосвязи; привитие интереса к изучаемому предмету и сознательного восприятия учебного материала.
 
Тип урока: Обобщающий урок (урок систематизации учебного материала и закрепления знаний, умений и навыков).
 
Форма урока нетрадиционная:   блиц-турнир.
 
Методы:   общие – словесные, логические, метод самостоятельной работы.
Методические приемы: мостик, цепочка, дидактические карточки.
 
Оборудование:   выставка книг, таблицы с портретами ученых-химиков
 
Литература: Сомин Л.С. Увлекательная химия. М., Просвещение, 1978.
                    Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. Ч.    I и II. М., 
                    Просвещение, 1984.
                    Ильин Б.И. Биография великой волшебницы. М., Детская литература, 1964
                    Книги из серии «Люди науки»       1) Лебедев С.В.
                                                                                   2) Менделеев Д.И.   
       Вступительное слово учителя.
Когда-то Д. Хевеши сказал «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые.»       
 
Наша задача связать воедино разрозненные факты, чтобы   суметь ответить на многие вопросы, которые постоянно   возникают в пытливых умах детей и взрослых:
·         почему осенью листья желтеют, а замороженный картофель имеет сладкий вкус;
·         почему альпинисты никогда не едят яйца,   сваренные вкрутую;
·         почему перед заморозками рассаду огурцов и помидоров следует обильно поливать;
·         почему можно уберечь в кастрюле ее содержимое от выкипания, если в последний момент бросить туда щепотку соли;
·         почему верблюды могут обходиться в течении длительного времени без воды, если в своих горбах они накапливают не воду и жиры;
·         почему не из всех облаков выпадает дождь;
·         почему в жаркую погоду вода в глиняном кувшине холодная;
·         зачем нужен сахар;
·         почему, чтобы уничтожить облачность, специальные службы рассеивают в воздухе с самолетов твердую углекислоту («сухой лед»)
 
Ведь только зная закон сохранения и превращения энергии можно объяснить, почему в тропиках венозная кровь имеет необычайно алый цвет, и гораздо светлее, чем у людей, проживающих в северных странах.
 
Этап 1. Организация деятельности учащихся.
             Урок проходит в виде блиц-турнира. В начале урока класс разбивается на 3 команды. В каждой команде капитан. Каждый участник получает индивидуальное задание, выполнение которого обсуждается в ходе урока. На организацию и выполнение заданий 7-9 мин. После этого начинается турнир
 
Этап 2. Повторения и закрепления изученного материала с поэтапной коррекцией.
               Первый конкурс   (5 мин)
       К доске приглашаются участники турнира с номерами карточек
                                     
                                                К – 1  
 Составить электронные и графические схемы строения атома хрома. Составить формулу высшего оксида и высшего гидроксида этого элемента, указать их характер, подтвердив уравнениями реакций.
Дополнительный вопрос: Что называется химическим элементом?
 
                                                  К – 5  
 Составить электронные и графические схемы строения атома селена в стационарном и возбужденном состояниях. Укажите валентные возможности этого элемента.
Дополнительный вопрос: Как читается закон постоянства состава?
 
 
                                                    К – 9   
 Определить степени окисления элементов в соединениях:   AlCl3,    KClO3,   Na2SO3,   NH4HSO4,   K2MnO4,    BaCr2O7. Назовите это вещества.
Дополнительный вопрос: Что такое степень окисления?
 
           
              Второй конкурс – эстафета     (5 мин)
Каждому ряду выдается листок с электронными формулами элементов. Нужно каждому участнику команды определить один химический элемент и передать листок дальше по своему ряду

   №№ п\п
         Электронная формула
    Знак химического элемента
        1
 1s22s2
 
        2
1s22s22p63s23p5
 
3
1s22s22p1
 
       4
1s22s22p63s23p64s23d2
 
       5
1s22s22p63s2
 
      6
1s22s22p3
 

 
Команда, которая быстрее выполнила это задание, дает возможность получить каждому игроку своей команды получить дополнительное очко.
 
 
                             Третий конкурс (5 мин.)
 
          К – 4 
1.    Химический элемент имеет порядковый номер 13. Каково электронное строение атома этого элемента.   Напишите формулы его оксида и гидроксида, укажите их характер, подтвердив уравнениями реакций
2.    Как читается закон сохранения массы веществ? Кто его автор?
 
 
 
 
К – 2
1.    Напишите формулу гидроксида элемента с порядковым номером 16 и уравнение реакции взаимодействия этого гидроксида с соответствующим веществом, ведущую к образования соли.         
2.    Как читается закон Авогадро? Почему этот закон применим только к газообразным веществам??
 
К – 3 
1.     Почему максимальное значение валентности элементов III периода не может превысить числа 4? Составить электронную схему, отражающую валентность азота в азотной кислоте.
2.     Основные положения атомно-молекулярного учения. Кто автор этого учения?
 
                                Четвертый конкурс – капитанов
На стенде фамилии:
Перед игроками портреты ученых (можно на экран спроецировать только фамилии)
Ломоносов М.В.
Менделеев Д.И.
Лебедев С. В.
Бородин А. П.
Бутлеров А. М.
Кибальчич Н.И.
Джон Дальтон
Лавуазье Антуан
Авогадро Амедео
Вопросы конкурса:
 
1.      В наказание за взрыв, учиненный в детстве, этому ученому повесили на грудь табличку «Великий химик» Это пророчество сбылось. Имя его можно сравнить с именем Д.И. Менделеева в органической химии.
2.      Ученый впервые правильно определил вес кислорода, азота, углерода,, установил точный состав молекул воды, водорода, азота аммиака, оксидов азота, хлора, фосфора, мышьяка, сурьмы, метана, этилена, этилового спирта, сероводорода, сероуглерода, сернистого газа. Был автором нескольких законов, но как автор не был известен научному миру, поэтому признание его работы получили только через 50 лет.
3.      И хотя в музыке он называл себя дилетантом, но его симфонии, романсы и, наконец, опера «Князь Игорь» создали ему славу одного из крупнейших и талантливейших композиторов своей эпохи.
4.      По средам этот ученый принимал в своей квартире друзей: композиторов, ученых, художников. Среди них Крамской, Репин, Куинджи. Кто этот ученый?
5.      Этот ученый, способный химик, был повешен за покушение на царя в 1881 г. На суде он сообщил об изобретенном им воздухоплавательном снаряде. Это был первый проект ракетного двигателя. Кто этот ученый?
6.      Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества императрицы Елизаветы Петровны была написана ученым, математиком, художником, педагогом.
О, Ваши дни благословенны
Дерзайте, ныне ободренны
Раченьем Вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!    
7.      Родился в семье квакеров. Составил первую таблицу атомных весов водорода, азота, фосфора, серы и др. Сформулировал закон кратных отношений и предложил систему знаков для изображения атомов и молекул.
8.      Этот ученый совмещал занятия химией с финансовой деятельностью: получил должность управляющего пороховым и селитряным делом страны и давал правительству деньги за право собирать с населения налоги.
 
 
                          Химический диктант.
Учитель диктует предложения, в которых нужно дописать нужное слово или слова. Каждый участник на отдельном листке делает записи.
 
1.        Свойства химических элементов, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от …………….     (зарядов атомных ядер)
2.        Число энергетических уровней в атоме определяется по ……………….. (номеру периода)
3.        Изотопами называются разновидности атомов с одинаковым количеством ………………………………..(протонов в ядре)
4.        Высшая валентность элементов малых периодов определяется числом …………………….(электронов на внешнем уровне)
5.        Запас энергии электрона при перескоке с более удаленного на более близкий к ядру энергетический уровень …………………(уменьшается)
6.        Пространство вокруг ядра атома, в котором наиболее вероятно нахождение электрона, называют …………….(орбиталью)
 
 
Дополнительный вопрос командам: Какую ошибку допустил поэт, написавший о капле дождя:
«Она жила и по стеклу текла,
 Но вдруг ее морозом оковало,
 И неподвижной льдинкой капля стала
 А в мире поубавилось тепла».
 
Этап 3. Подведение итогов   I, II,   I I I команды

Фамилия
 1 конкурс
2
конкурс
3
конкурс
4
конкурс
5
конкурс
     Итого
1.
 
 
 
 
 
 
2.
 
 
 
 
 
 
3.
 
 
 
 
 
 
4.
 
 
 
 
 
 
5.
 
 
 
 
 
 
6.
 
 
 
 
 
 
7.
 
 
 
 
 
 

Этап 4Домашнее задание: 1) составить творческие задачи по теме «Строение атомов», «Валентность и степени окисления»
2) подготовить доклады на школьную конференцию «Великие химики второго тысячелетия».

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн