По дорожке лезут рожки -
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко —
Рожки спрятались опять.
2. Стохотворение:
Улитка, улитка! Покажи рога.
Дам тебе хлеба и кусок пирога!
- Зачем улитке рога? Для чего ей необходима раковина? Из чего она её строит? Ест ли улитка хлеб?
Попробуем найти ответы на эти и многие другие вопросы.
III. Изучение нового материала ( 25 минут).
1.Среда обитания.(рассказ учителя).
2. Лабораторная работа «Строение раковины моллюска».
Рассмотрите строение моллюска. Какие параметры вы хотите рассмотреть?
Что вы предполагаете узнать?
Какой вывод вы можете сделать из полученной информации?
Сравните свой ход лабораторной работы с предложенным учителем ( см. слайд 10).
3. Особенности передвижения (слайд 23).
4. По ходу рассказа учителя «Особенности внутреннего строения моллюска» (см. слайды 24 – 29), учащиеся заполняют таблицу:
Характеристика
Класс Брюхоногие моллюски
Класс Двустворчатые моллюски
Класс Головоногие моллюски
1.Среда обитания
2.Раковина
3.Отделы тела
4.Передвижение
5.Пищеварительная система
6.Дыхательная система
7.Кровеносная система
8.Выделительная система
9.Органы чувств
10.Размножение
Провести проверку записей в тетрадях (можно фронтально – оценки самым активным, или выборочно 5 – 7, самопроверка, взаимопроверка).
5. Сообщение учащегося «Значение моллюсков», остальные составляют схему
(См. слайд 32). Проверка самостоятельной работы (слайд 41).
IV. Домашнее задание:§ 21, пересказ
V. Проверка знаний
Задание 1.Вставьте пропущенные слова в текст.
Один из представителей брюхоногих – большой ___________, распространён в озёрах и прудах нашей Родины. У него хорошо различимы три части: _____________, __________, мешковидное тело.
Защищает тело прудовика раковина из _____________, Питается преимущественно ______________. Пищеварительная система начинается с _________, заканчивается _______________. Водные брюхоногие дышат _____________, а водные - _________________.
Кровеносная система состоит из ___________ и кровеносных _________. На голове расположены органы осязания - ______________, и органы зрения - ___________. Так как у прудовика в организме созревают и женские и мужские половые клетки, значит он - __________.
Из отложенных оплодотворённых ___________, развиваются __________ __________ .
Задание 2.Рассмотрите рисунок, определите какая система изображена? Какие части?