Размещено: Елена Александровна Щербинина - чт, 03/03/2011 - 20:18
РАБОТА С ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
Каждый ребёнок неповторим, но при всем индивидуальном проявлении детской одарённости существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми, и, конечно же, в познавательной деятельности.
Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только психологами, но и школьными учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников. Знания этих особенностей особенно необходимы для адекватного построения образовательного процесса. Качества, характерные для будущих творцов :любознательность, сверхчувствительность к проблемам, познавательная самодеятельность, повышенный интерес к дивергентным задачам, оригинальность мышления, способность к прогнозированию- обеспечивают им успех в жизни. Это залог будущих выдающихся достижений.
Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают любознательность. Любовь к познанию берёт начало из любопытства. Любопытство- жажда новизны, интеллектуальной стимуляции. Но у большинства обычных детей любопытство так и не перерастает в полной мере в любознательность. Одаренные дети, напротив, стремятся познать, исследовать окружающий мир. Одаренный ребёнок не терпит ограничений на свои исследования, и на всех этапах жизни это свойство остаётся его важнейшей отличительной чертой. Истинный интерес к миру, тяга к познанию, поисковая активность. Такими были Ломоносов, Петр 1, Ньютон и другие.
Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач. Так условно называют задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов. Большинство людей предпочитают задачи с ясным, единым алгоритмом решения. Ситуации с дивергентными задачами их раздражают и пугают. Одаренные дети, напротив, отличаются повышенным интересом к таким задачам. Такие задачи не подавляют, а, наоборот, мобилизуют и стимулируют активность ребёнка. Стремление использовать в своих интересах нестабильность, неоднозначность- и есть одна из главных черт творца.
Немаловажная роль в раскрытии творчески одарённых детей отводится и нам, учителям. Необходимо создать ученику ситуацию успеха, уверенности через индивидуальное обучение и воспитание.
Я считаю, что кружковая работа, как одна из форм работы, необходима в школе. Школьные театры- самая удачная форма взаимовоспитания и общения в творческой обстановке. Театр духовно объединяет выпускников разных поколений, учителей, учащихся, школу, родителей. В самодеятельном театре не читают нотаций, нравоучений; здесь раскрывают богатство и разнообразие человеческих отношений. Эстетическая задача театра- воспитать человека, способного сопереживать другим, а назначение нашего школьного театра- сберечь талант, дарованный природой, а в детстве мы все талантливы. Без театра плохо; школа без театра мертва, потому что театральная игра в нем- в чём –то сродни детской. Ребенок живёт играя. И нет искусства, равного по силе непосредственного воздействия. Вырастая, члены кружка проносят память о театре на всю жизнь. Подготовка спектакля- это полёт фантазии артистов и режиссёра.
Чем привлекает учеников сценическая деятельность? Прежде всего возможностью увидеть результаты своего труда в реакции зала, отзывах товарищей. Каждый чувствует себя повзрослевшим, и часто кажется, что это не он, а кто-то другой. Театральные выступления доказывают, что талант живет в каждом, его только нужно раскрыть. Новый спектакль- новая радость на всех. В театре широкое поле деятельности- отработка навыков правильной речи, создание костюмов, танца, жестикуляция и мимика, возможность побыть в роли сценариста и режиссера, писателя и поэта. Готовясь к спектаклю, дети обретают добрые чувства души. Такое единство исполнителей и зрителей воспитывают в них ощущение уверенности в своих силах и творческое начало. Детская душа меняется очень медленно. Надо научить её творческому началу, духовности. Именно мы, учителя, должны передать им эстафету в будущее.