Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Адаптированная образовательная программа для детских музыкальных школ

Submitted by таня безсчастнова on чт, 03/03/2011 - 22:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Безсчастнова Татьяна Васильевна
Место работы, должность: 
МОУ ДОД "ДШИ №13"
Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
Адаптированная образовательная программа для детских музыкальных школ

 

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

                                     «Детская  школа искусств № 13»

   «Специальный  класс

          трёхструнной  домры»

 

Адаптированная  образовательная  программа для детских  музыкальных  школ

 

 

                         Срок реализации 5 лет

 

 

 

                                                                           Программа составлена   основе  государственной   программы  для ДМШ и ДШИ

                                                                           Год издания:    2009

                                                                                            Составитель:  Безсчастнова Татьяна Васильевна

 

 

 

 

 

     Саратов 2010г.

Пояснительная записка.

Музыкальное воспитание, как неотъемлемая часть общей культуры подрастающего поколения всегда является важной стороной жизни общества. Даже в трудные времена пе6рестройки, постсоветского периода удалось сохранить, развить, усовершенствовать и приспособить к новым требованиям времени систему культурно-образовательных учреждений, материальную базу, творческие кадры.

Данная образовательная программа относится к адаптированному типу программ, ориентирована на модификацию имеющегося курса, разработана на базе рекомендуемых Министерством культуры СССР, Министерством культуры Российской Федерации, Научно-методическим центром по художественному образованию программ для детских, вечерних музыкальных школ и школ искусств.

Цель данной программы – гибкий, дифференцированный подход к ученику, с учетом его индивидуальности, методических наработок, сделанных на основе опыта ведущих профессионалов – педагогов данной специальности, с применением новых, нетрадиционных, новаторских форм обучения.

Задачу общего музыкального образования, приобщения к сокровищам музыкальной культуры детей и юношества, усвоения ими практических навыков, важных в дальнейшей общественно-полезной деятельности, призвано решать самое массовое звено системы музыкального образования – музыкальная школа. Приобретение практических навыков и знаний необходимо и для продолжения музыкального образования. Поэтому музыкальная школа решает также задачу выявления наиболее одаренных в музыкальном отношении детей, которые в дальнейшем смогут поступить в средние специальные учебные заведения искусств и культуры.

Современная методика обучения игре на домре основывается на изложенных ниже важных позициях. Преподавателю следует добиваться насыщенного по глубине и тембру звука. Необходимо помнить, что инструмент не будет звучать без активно развитых пальцев левой руки, без активно работающей правой. Существенны также некоторые отправные элементы игры правой рукой; игра кистью, игра предплечьем, игра комбинированная – кисть и предплечье. Необходимо постоянно развивать координацию движений левой и правой рук. Особое внимание следует уделить формированию навыков игры медиатором.

Преподаватель должен научить ученика слушать инструмент, грамотно подбирать качественный медиатор соответственно исполняемому произведению. Особенно важным является формирование умения контролировать игру по струнам вниз и вверх, добиваясь ровности звучания, умения верно распределять положения медиатора на грифе, анализируя тембровое звучание инструмента.

Педагог должен научить ученика верно настраивать инструмент и менять струны по мере необходимости, добиваясь качества музыкального строя инструмента.

Преподаватель инструментального класса должен обучать не только искусству исполнения на инструменте, но и формировать художественный вкус детей. В течение всех лет обучения необходимо развивать музыкально-образное мышление, работать над интонацией, динамикой звучания, ритмом.

Задача педагога – интересоваться успеваемостью учащегося по музыкально-теоретическим предметам и его успехами в общеобразовательной школе, анализировать условия домашней работы представлять себе ту духовную среду, в которой растет его воспитанник. Форма занятий не исчерпывается только индивидуальным уроком - очень полезны коллективное музицирование, игра в ансамбле, проведение в тематических классных собраний, посещение и обсуждение концертов, прослушивание радиопередач и фонозаписей, создание музыкальных кружков, выпуск стенной газеты, встречи с деятелями искусств.

Ожидаемые  результаты:Предполагается, что по окончании музыкальной школы учащийся помимо представленной на суд слушателей программы, т.е. практически сольного выступления, овладеет навыками чтения с листа, игры в ансамбле, подбора по слуху, самостоятельной работы с нотным текстом, импровизации, обогатит свой кругозор, получит общее музыкальное образование, приобщится к сокровищам музыкальной культуры, воспитает чувство  прекрасного, приобретет опыт участия в концертах, фестивалях, смотрах, конкурсах, разовьет творческие способности.

Основная часть.

От педагога по специальности, который является основным руководителем и воспитателем ученика, требуется профессиональное мастерство, творческая инициатива, умение использовать прогрессивные методы обучения. Задача педагога – помочь учащемуся характер музыкального выражения мыслей и чувств автора произведения. Это и рассказ о творчестве композитора, целостная характеристика произведения, выразительное исполнение и последующий анализ музыкально – образной речи. Очень важным моментом правильных взаимоотношений учителя и ученика является дисциплина: вовремя начатый урок, аккуратное ведение дневника, требовательность, манера поведения в классе,  внешняя подтянутость. Важна  выработка комплекса требований к учащемуся по всем предметам, необходимо учитывать и согласовывать курсы смежных музыкальных дисциплин.

Повседневная, кропотливая домашняя  работа учащегося во многом обеспечивает его профессиональный рост. Педагог должен научить рационально использовать время самоподготовки, для чего важен режим, расписание домашних занятий.

Первым помощником педагога являются родители учащегося. Полезно регулярно проводить для них классные собрания-концерты, беседы об истории возникновения народных инструментов, о профессиональном исполнительстве на них.

Большое воздействие на ученика оказывает похвала или порицание. Нужно с большим тактом относиться к результатам занятий юного музыканта. Задание по своей сложности и объему должно быть выполнимо. Особенно важным является первый год обучения. Развитие первоначальных навыков игры на домре – самый неинтересный и сложный этап для ученика. Но именно от качества усвоения этих навыков зависит его дальнейшее музыкальное воспитание. Важно выбрать такую форму занятий, чтобы трудное и неинтересное стало для учащегося занимательным, казалось несложным, хорошо усваивалось. Каждый новый навык необходимо отрабатывать отдельно. Для успешного развития важнейшей предпосылкой является выработка свободной и естественной посадки за инструментом, приспособляемость к игре на нем, освоение наиболее рациональных движений. Педагог должен воспитывать у учащегося культуру игровых движений, которая неразрывно связана с правильными мышечными ощущениями, координацией движений правой и левой рук. Если на начальном этапе эти моменты не зафиксированы, то сформировать их в дальнейшем значительно сложнее.

Основной акцент падает на работу в классе, так как при самостоятельных занятиях у учащихся могут закрепиться неправильные игровые навыки. На первом этапе обучения ученик может выполнять дома преимущественно те задания, при которых  не нужен инструмент: осваивать нотную грамоту, разучивать тексы песенок. Обращаться к инструменту можно при усвоении отдельных постановочных элементов.

Длительность ежедневных домашних занятий на начальном этапе обучения составляет не более 30 мин. (после 10 мин. желательно делать перерыв). К концу первого года обучения можно увеличить длительность  занятий до одного часа. В дальнейшем продолжительность домашних занятий может быть увеличена до 2,5 ч.

Домашние занятия должны включать в себя работу над гаммами, трезвучиями, упражнениями для развития правой руки, этюды, пьесы.

Например:

 

 

 

 

 

     10-20 мин;

Органической частью работы в классе по специальности является развитие навыков разбора нотного текста и чтения нот с листа в тесной связи с формированием внутренних слуховых представлений. Педагог должен учить осмысленному прочтению нотного текста, фиксировать внимание ученика на его важнейших компонентах: ладе, тональности, размере, ритме, нюансах, знаках альтерации, исполнительских ремарках. Зрительное  восприятие и умственный анализ текста постепенно должны  сокращаться до минимума. Ученика следует приучать к просматриванию нотного текста на несколько тактов вперед. Лучший способ прочно усвоить навык чтения – систематическая практика.

Большое значение уделяется развитию творческих навыков – подбор по слуху, сочинение собственных пьесок, создание вариаций на избранную тему. Педагогу важно искать и форму коллективных занятий музыкой. Игра в ансамбле - средство для устранения многих типичных недостатков и индивидуальных погрешностей в исполнении. Ансамблевое исполнение приучает учащихся слушать друг друга, передавать мелодию от партии к партии, играть синхронно, ритмично, развивает навыки чтения  с листа, воспитывает музыкальность.

Изучение гамм - один из важнейших разделов музыкально-технического развития ученика, поэтому заниматься их изучением, совершенствовать их исполнение, наблюдая за ровностью звучания, устойчивостью ритма, свободной сменой позиций, следует систематически из урока в урок.. Работа над этюдами, гаммами, упражнениями способствует выработке пальцевой беглости, четкости. В течение всего периода обучения должна проводится и работа над исполнением штрихов, формшлагов, трели и т.д.

Репертуарный план ученика обычно предусматривает материал, разнообразный по стилю, жанрам, педагогической направленности. Применительно к данному ученику педагог выбирает такие произведения, работа над которыми как в музыкальном, так и в техническом отношении связана прежде всего, с ликвидацией погрешностей в постановке исполнительского аппарата ученика, которые соответствуют уровню его эмоционального развития.

Во всех формах педагогической работы следует руководствоваться принципом постепенности и последовательности в обучении. Задачи усложняются по мере музыкального развития детей. Недопустимо завышение требований к ученику, включение в индивидуальный план необоснованно сложных произведений, за исключением отдельных произведений из репертуара следующего класса.

Успеваемость ученика проверяется на контрольном уроке в конце каждой четверти. Во 2,3,4 классах в октябре, а в 1,2,3,4, - в феврале проводятся технические зачеты, на которые выносятся исполнение гамм, арпеджио, этюдов, определенных программными требованиями. В октябре на техническом зачете обычно проводится тестирование на знание специальных музыкальных терминов, а в феврале – чтение с листа. В декабре проходит академический концерт, а в апреле- мае- переводной экзамен, на которые выносятся по 2-3 произведения.

В 5 классе в декабре и апреле – прослушивание в мае – выпускной экзамен. Для учащихся, обладающих хорошими профессиональными данными, но по разным причинам не соответствующих условиям приема в училище, или изъявивших желание продолжить обучение в музыкальной школе по рекомендации педагогического совета возможно введение дополнительных -6,7 и даже 8 года обучения. График отчетности в таком случае – как и во 2-4 классах.

Ежегодно в конце 2 полугодия педагог дает характеристику каждому ученику (высказывается о его музыкальных данных, работоспособности, о том, какие успехи сделаны учеником в течение года и т.д.). Характеристика записывается в индивидуальном плане ученика.

По физическим, музыкальным данным, работоспособности, уровню развития учащиеся подразделяются на 3 условные подгруппы:

 

 

 

     По различным, самым разнообразным причинам возможен переход из одной группы в другую. Задача педагога – помочь ребенку стремиться быть как можно выше, т.е. к сильной группе. Деление контингента учащихся происходит на заседании отдела в начале учебного года. Самим учащимся о наличии разделения их по способностям не сообщается.

     Музыкальное воспитание-процесс многоплановый, многоступенчатый. Здесь важны совокупность урочных и внеурочных занятий. Педагог народных инструментов вместе со своим классом должен принимать активное участие в культурно-просветительской жизни школы, района, города, в действенной пропаганде народных инструментов, народного музыкального искусства.

 

Учебно-тематический план.

1 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные переводные программы

 

1 уровень

Л.Бетховен «Сурок»

УНП «Ой,е у лесе калина»

В.Шаинский «Песенка про кузнечика»

2 уровень

УНП «Аннушка»

Д.Кабалевский «Прогулка»

П.Лещинская «Полька»

3 уровень

В.Темнов «Веселая кадриль»

РНП обр. Чунина «Как по морю, морю синему»

В.Шаинский «Песенка крокодила Гены»

 

 

 

 

2 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные программы (2 класс)

 

1 уровень

РНП «Чтой-то звон»

И.С.Бах «За рекою старый дом»

В.купревич «Пингвины»

2 уровень

У.Гаджибеков «Ветерок»;

В.А.Моцарт «Майская песенка»;

Ф.Шуберт «Экосез»;

3 уровень

Д.Кабалевский «Клоуны»;

Д.Леннон –П.Маккартни «Вчера»;

П.И.Чайковский «Неаполитанская песенка»;

 

 

 

 

 

 

3 класс

 

 

 

a-moll-3 вида в 2 октавы + Т   + t  ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные программы (3 класс)

 

1 уровень

Латышская народная песня «Я- девушка,  как розочка»;

Старинный романс « Я встретил вас» (без вариаций);

И.Гассе «Буре»;

 

2 уровень

Б.Оякер «В прибрежном колхозе»;

К.Сен-Санс «Лебедь»;

И.Гайдн «Финал из симфонии» (отрывок);

 

3 уровень

В.А.Моцарт «Немецкий танец»;

Ст. романс «Я встретил вас» (с вариациями);

Ж.Б.Люлли «Гавот»;

 

 

 

 

4 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные программы (4 класс)

1 уровень

О.Деснер «Така-така-та»;

В.Андреев Вальс «Грезы»;

Р.Лехтинен «Летка-енка»;

 

2 уровень

О.Шольц «Непрерывное движение»;

А.Цыгвнков «Песня»;

РНП «Светит месяц»;

 

3 уровень

Л.Монти «Чардыш»;

РНП обр.Дителя «То не ветер ветку клонит»;

Н.Бакланова «Сонатина»;


5 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные выпускные программы

 

1 уровень

Л.Бетховен «Сонатина» С- moll;

А.Александров «Этюд»;

П.Мендельсон «Песня без слов»;

П.Матвеев «Веселый домрист»;

 

2 уровень

В.А.Моцарт «Сонатина» С- dur;

Ю.Петров «Этюд»;

Р.Данкля «Романс»;

А.Абреу «Бразильский карнавал»;

 

3 уровень

А.Вивальди «Концерт» а- moll;

М.Глинка «Разлука»;

Ф.Шуберт «Музыкальный момент»;

Ю.Дмитриев «Веселая карусель»;


6 класс

Все мажорные и минорные двухоктавные гаммы и арпеджио различными приемами и штрихами, ритмическими группами +Т53  +t53; хроматическая гамма – Е.

 

 

 

 

 

 

Примерные выпускные программы

1 уровень

О.Ридинг «Концерт» h-moll III часть;

Ю.Бейгельман «Этюд»;

А.Дворжак «Мелодия»;

Р.н.п. обр. Дителя «Ах вы, сения»;

 

2 уровень

Н.Будашкин «Концерт» g-moll 1часть;

В.Стразов «Элегия»;

А.Рубинштейн «Прялка»;

А.ыганков «Коробейники»;

 

3 уровень

А.Вивальди «Концерт» S-dur 1 часть

Д.Шостакович «Романс» из к/ф «Овод»

А.Лядов «Музыкальная табакерка»

А.Цыганков «Травушка-муравушка»


Условия реализации программы

     В музыкальную школу приходят дети различных возрастов, и объединение их в группы, особенно по музыкально-теоретическим предметам усложняется. В настоящее время, в связи с большим количеством факторов – это все уменьшающийся приток детей на вступительные экзамены в связи с уменьшением рождаемости; с падением престижа гуманитарных, музыкальных, творческих профессий, с новыми экономическими требованиями времени все острее встает вопрос дифференцированного, индивидуального подхода к ученику. Предположим, приводят родители в музыкальную школу ребенка 11-12 лет, для того, чтобы он «не болтался без  дела», и к тому же просят его не загружать, так как они уже выбрали ему профессию, не связанную с музыкой, и ребенок просто физически  не сможет уделять должного внимания музыкальным занятиям, он хочет учиться «для себя». Естественно, что он попадает в I подгруппу – детей с обеспеченными требованиями по программе. Основной упор следует сделать на  общемузыкальное развитие, подбор по слуху, развлекательные моменты шире учитывать и в процессе построения урока и в выборе репертуара. Тем не менее с программой такой ребенок-переросток справляется, а часто и обгоняет одноклассников, переходит из I подгруппы во II, даже и в III. Сложность в том, что такого ребенка почти невозможно выставить  на общегородские конкурсы, фестивали, ведь ему, ученику 2-3 класса придется соревноваться  с уч-ся 6-7 класса – его одногодками. Тем не менее музыкальную школу такой ученик закончит, а бывают случаи – и экстерном; овладеет музыкальными знаниями, навыками, умениями, которые пригодятся ему в жизни.

     Другой вариант – в музыкальную школу приходит ребенок 6-7 лет, который ещё очень мал – и физически, и не умеет ни читать, ни писать. Конечно, он также будет в I подгруппе. Очень важно относиться внимательно к выбору программы, ни в коем случае не усложнять её; использовать больше игровых моментов на уроке. Ребенок закончит 5 классов с облегченной программой, и по желанию остается ещё на несколько лет. Возможности участия в конкурсах у такого ребенка гораздо шире, если только удается сохранить интерес и любовь к занятиям.

     Все-таки оптимальный возраст для начала занятий на домре – 8-10 лет. В нашей школе принята 5-летняя система обучения с возможным повторением классов.

     В наше трудное время инструментарий в большом количестве школ, в том числе и в нашей, оставляет желать лучшего. Для того, чтобы охватить программу II подгруппы, необходимо иметь как минимум полуконцертную домру, а лучше – концертную. Очень остра потребность в инструментах уменьшенного размера- домрах пикколо, трех-четвертных. На первых порах, когда ребенок совсем маленький, приходится выбирать специальную посадку, подставочки, постановку, приспосабливать их менять по мере роста ребенка нужно очень осторожно выбирать  репертуар, аппликатуру. Это один из многих нюансов применения данной программы. Например: допускается отхождение от количественно нормы пьес в сторону уменьшения, если программа выбрана усложненная, с перспективой участия в городских и областных конкурсах. Иногда ученик, по решению заседания отдела, освобождается от тех.зачета, прослушиваний – например, по причине состояния здоровья, или участия в международном конкурсе. Иногда приходится корректировать программу из-за отсутствия в нагрузке педагогических часов ансамбля, иногда особо сложные произведения из репертуара оркестра приходится учить на уроках специальности.

     Иными словами все должно быть направлено на раскрытие индивидуальности  ученика, обогащения его внутреннего мира. Нужно разбудить и использовать творческий потенциал, расширить музыкальный кругозор, развить интерес к занятиям музыкой, к самообразованию, к творчеству.


Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

      Сост. А.Лачинов.


Список используемой литературы

 

 

 

 

вып. 8 сост.Кузьмин. М., 1976

вып.5                                  1975

вып.11                                1978

 

 

 

 

 

 

вып.I                                            Санкт-Петербург, «Композитор». 1998

вып.II                                            Санкт-Петербург, «Композитор». 1998

 

 

 

вып.                       

 


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн