Вы не зарегистрированы

Авторизация



Статья

Submitted by Вера Георгиевна Алпатова on пн, 07/03/2011 - 17:52
Данные об авторе
Автор(ы): 
Алпатова В.Г. и Алпатов И.С.
Место работы, должность: 
Алпатова В.Г. - МОУ "СОШ №1" г. Кувандык Алпатов И.С. - МОУ "СОШ №11" г. Оренбург
Регион: 
Оренбургская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Валеология (здоровый образ жизни)
Предмет(ы): 
Основы безопасности жизнедеятельности
Предмет(ы): 
Физическая культура
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Медицинский работник
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
Научная статья посвященная Здоровьесберегающим технологиям на уроках физической культуры

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Arial Unicode MS","sans-serif";}

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры

В.Г. Алпатова, учитель начальных классов МОУ «СОШ №1» г. Кувандык,

И.С. Алпатов, учитель ОБЖ МОУ «СОШ №11» г. Оренбург.

 

В образовательные стандарты современного педагогического образования включен целый ряд положений, способных помочь будущему учителю подго­товиться к такому осуществлению своих профессиональных обязанностей, ко­торое бы не оказывало отрицательного влияния на здоровье учащихся. Извест­но, что в школы Оренбургской области приходит около 21% детей с полным здоровьем, а заканчивает ее (школу) с полным здоровьем — всего лишь 3-6% молодого поколения россиян.

Причем многие дети находятся в состоянии предболезни, и любое стрессорное воздействие может вызвать заболевание по принципу «где тонко, там и рвется».

Казалось бы, уроки физической культуры по своей природе должны не­сти оздоравливающий потенциал. Однако, как показывает практика, это далеко не так. В наших школах мало что меняется в этом плане. Кто из учителей по­интересовался здоровьем детей? Это наблюдается крайне редко. Многие дети в силу физических возможностей пока не могут прыгать или подтягиваться по 15-20 раз, хотя через год-два подростки уже в состоянии выполнять эти упраж­нения. Индивидуальный подход в классах физической культуры (согласно группам здоровья и соответствию биологического и паспортного возрастов) практически редкое явление в наших школах.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «При выполнении таких упражнений, как бег, ходьба на лыжах, плавание, мы придает большое значе­ние эстетическому удовольствию. По этим и другим видам спорта у нас стало правилом проводить соревнования на первенство по красоте, изяществу, гар­монии движений, а скорость считается второстепенным элементом».

«Ахилесовой пятой» остается в спорте физическая нагрузка. Она должна быть строго дозирована и учитывать возрастно-половые особенности детей, а также возрастные «кризисные» периоды, особенно у подростков, когда проис­ходит сложнейшая нейрогуморальная перестройка организма. И юноши, и де­вушки в наших школах прыгают в высоту, разучивают акробатические этюды на турнике, поднимаются по канату и т.д. Но кто-либо из учителей, хотя бы раз поинтересовался: а можно ли девочке (девушке) в этот день заниматься спор­том вообще? Знают ли школьные наставники о существовании В.А. Сухомлинского хотя бы таких строк: «Нельзя превращать спорт из средства физического воспитания всех детей в средство борьбы за личный успех, нельзя делить детей на способных и не способных к занятиям спортом, нельзя разжигать нездоро­вые страсти ажиотажем борьбы за мнимую честь школы. Спорт становится средством воспитания тогда, когда он — любимое занятие каждого».

В тоже время дети не могут обходиться без движений, гиподинамия - источник многих заболеваний. Длительное просиживание детей за партой час­то приводит к искривлению позвоночника, нарушению осанки и снижению то­нуса мышц брюшного пресса, что чрезвычайно опасно для здоровья. При этом меняется давление в грудной и брюшной плоскостях, тормозятся выделение пищеварительных ферментов, сдавливаются легкие и сердце, нарушается воз­духообмен, кровообращение и колебания диафрагмы, способствующие про­движению пищевых масс, последние задерживаются в кишечнике, подвергаясь брожению, что приводит к развитию колита, холецистита, панкреатита, атеро­склероза и многих других заболеваний. Не случайно в своей школе директор В.А. Сухомлинский в качестве главных видов занятий по физической культуре избрал гимнастику и легкую атлетику. «Цель таких упражнений - воспитать чувство красоты движений, осанки, СИЛУ, гармоничность, ловкость, выносли­вость», - писал В.А. Сухомлинский. Погоня за количественными показателями в этой школе (в отлична от современных) отсутствовала. Хотя следует отме­тить, что в ряде наших гимназий проводятся интегрированные занятия физиче­ской культуры и хореографии. Личностно-ориентированный, дифференцированный подход с учениками должен строиться:

1. На знании групп здоровья: так, дети основной - первой группы (I) мо­гут заниматься по полной программе; дополнительной - второй группы (II) - по сокращенной, подготовительной - третьей (III) - по облегченной и коррекционной, четвертой (IV) - по оздоровительно-коррекционной программе.

На основании этого педагог обязан иметь комплексную образовательную программу для занятий физической культурой детей и подростков различных групп здоровья, а не только программу, рассчитанную на детей с полным здо­ровьем. Возникает вопрос: «Почему же педагог принимает справки врачей, ос­вобождающие детей и подростков от уроков физ. культуры? На мой взгляд, - это порочная практика, не улучшающая здоровье молодежи». Самый легкий путь избрала медицина и школа - отказаться от ребенка. А где же специальные медицинские группы? Хотя, согласно «Положению о физическом воспитании учащихся образовательной школы», учитель физической культуры обязан про­водить занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе.

В связи с этим прошу участников Всероссийской конференции проголосо­вать за внесение в резолюцию нашего форума пункт - обращение к управлению здравоохранением о замене справок, освобождающих от физ.культуры вообще, на справки, с указанием не только группы здоровья, но и комплекса физических мероприятий (кинезотерапии) для улучшения здоровья учащихся, как руково­дство к действию для учителя физкультуры, и уже сейчас выходить с предло­жением и планировать введение в школах ставки - кинезотерапевта или специа­листа по адаптивной физической культуре, который и будет заниматься с деть­ми по коррекционно-оздоровительным программам, прошедших обязательную медицинскую экспертизу.

Ни одно заболевание не лечится без назначения соответствующего ком­плекса физических упражнений. Таблетки и микстуры при искривлении позво­ночника как, известно, смогут на время снять мышечную боль, но не вылечить основное заболевание. Особенно эффективно, в этом плане, как показала прак­тика, сочетание физических упражнений и хореографии, практикуемой уже

много лет за рубежом, как один из методов кинезотерапии.

2. Дифференцированный подход включает в себя знания хронобиоло­гии (биоритмологии), определяющих режим дня ребенка и подростка: хроно­биология ЭГ, ритмичность нервных импульсов в нервном волокне, мышечной ткани, центральной нервной системе (головном и спинном мозге), колебания суточных (циркадных) ритмов, дневной или ночной активности («жаворонки», «голуби», «совы»). «Жаворонки» встают рано, первая половина дня у них очень продуктивна, усталость у них развивается к четвертому уроку, а пятый урок для детей этого типа уже будет стрессовым. «Совенки» полностью про­сыпаются лишь к третьему уроку, а первые два - для них стрессовые. У «голу­бей» работоспособность равномерна в течение дня и хорошая переключае- мость. Эти биологические часы определяются космическими ритмами (враще­ниями планет, меняющими температуру, движение и влажность воздуха, осве­щенность, поток радиоактивных частиц, напряженность электромагнитного поля Земли). Если данные показатели резко меняются, «стрелки биологических часов зашкаливают», организм испытывает стресс. Требования к разумному следованию режима дня обоснованы и физиологически, и космически. Педагог должен это знать, чтобы использовать адекватные меры к адаптации, приспо­соблению детей и подростков к условиям урока без напряжений для организма, когда еще эти механизмы адаптации слабо развиты. Автор этой статьи не раз присутствовал на уроках в школе, и только в единичных случаях педагогами были соблюдены правила личностно-ориентированного обучения с учетом выше перечисленных научных достижений.

3. Педагог должен иметь четкое представление о возрастных анатомо- физиологических особенностях детей.

Так, например, ученики младшего школьного возраста приходят в школу с неокостеневшими или недостаточно окрепшими фалангами пальцев (из-за ави­таминозов и плохого питания). На уроках письма, физ. культуры, хореографии у детей быстро (через 18-20 минут) утомляются центры мелкой моторики. Если же такое переутомление повторяется, возникает срыв в работе ассоциативных и речевых зон коры головного мозга с развитием у детей косноязычия и сниже­ния уровня интеллекта. В работах профессора В.В. Утениной и сотрудников Оренбургской медакадемии показано, что индекс интеллектуальности у детей и подростков в г. Оренбурге составляет 50 ед., тогда как в норме он равен 100 ед.

Критические периоды для различных физических качеств у детей и подро­стков проявляются гетерохронно, различные мышечные группы развиваются неравномерно, не говоря уже о внутренних органах. Необходимо также учиты­вать относится ли подросток к акселерантам или ретардантам, соответствует ли его биологический возраст паспортному и школьному.

Поэтому необходимо начинать занятия с мониторинга уровня здоровья и всех его составляющих.

В заключение приведу высказывание члена-корреспондента Российской АО, профессора В.А. Андреева: «Учитель XXI века только в том случае спосо­бен выполнить свою ответственную миссию когда педагогическими приорите­тами станут духовность, здоровье и творчество».

 

Список использованной литературы.

1.     Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2.     Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии: нейропсихологический подход. // Т.В. Ахутина / Вопросы психологии. - 2002. - № 4. - С. 101-111.

3.     Давиденко, Д. Основы здорового образа жизни. // Д. Давиденко, В. Петленко / ОБЖ, - 2003. - № 3. - С. 59-61.

4.     Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. (Педагогика. Психология. Управление) / В.И. Ковалько. - М.: «ВАКО», 2004. - 296 с.

5.     Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с. (Методическая библиотека)

6.     Сократов, Н.В. Дополнительное образование как система современных технологий сохранения и укрепления здоровья детей: учебное пособие / Н.В. Сократов, И.Н. Корнева,  В.Н. Феофанов, А.В. Литвинова.  Оренбург: ОЦДЮТ - ОГПУ, 2003. – 260 с.

7.     Сухомлинский, В.А. О воспитании. // В.А. Сухомлинский / Сост. и авт. вступит, очерков С.Соловейчик. - 5-е изд. - М: Политиздат, 1985. - 270 с.

8.     Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. // И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова / Научно - практический сборник инновационного опыта. — М.: Имкса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001. - 400 с.


»  Tags for document: