Сценарий классного часа "Свет в окне - пусть не гаснет он никогда"
Submitted by Наталья Петровна Мосунова on Tue, 08/03/2011 - 19:02
СВЕТ В ОКНЕ – ПУСТЬ НЕ ГАСНЕТ ОН НИКОГДА
( классный час для учащихся 8-10 классов)
Классный час проводится с участием родителей.
Цели классного часа:
1.Обратить внимание учащихся и их родителей на значение семьи в их жизни.
2.Сделать совместные выводы о качествах зрелой личности и применении их в реальной жизни, в семейных отношениях.
Вопросы для обсуждения:
1.Взаимопонимание в семье и пути его достижения.
2.Зрелая личность. Какая она?
Подготовка к классному часу. Оборудование.
Перед классным часом учащиеся готовят «Послание моей семье», в котором излагают свое понимание сущности темы.
Ребята и родители рассаживаются группами по 8-10 человек вокруг столов (они накрыты красивыми скатертями, украшены цветами, на каждом горят свечи, символизирующие свет в окне дома).
На классной доске расположены:
- рисунки голубей, в клювах которых – письма ребят «Послание моей семье»:
- выставка семейных поделок
- коллажи «Моя будущая семья»
Звучит музыка из серии «Золотая инструментальная коллекция»
Вступительное слово классного руководителя.
Все вы помните, что 2008 год в России объявлен годом семьи. Семья – это начало всех начал. Сообщаю цели.
Всё начинается с семьи…
Призывный крик ребёнка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Всё начинается с семьи…
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…
Всё начинается с семьи…
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Всё начинается с семьи…
Работать мы сегодня будем в группах. Желаю всем успешной работы.
Нашу встречу я начну с притчи.
Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой.
Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла береговую линию. А в это же самое время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество. Когда рыбак сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: « Мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет». Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу».
Свет в окне дома… Какие чувства он вызывает у наших детей Послушаем ребят. Варианты ответа групп:
1. - Радость, что тебя ждут?
2. -Слезы облегчения: «Ну, вот я и дома!»
3. - Раздражение: «Ну что им от меня надо, чего им не спится?
4. Боязнь: « Как пройти незаметно, чтобы обошлось без скандалов и воплей?»
Очень хочется узнать мнение мальчиков и девочек, которые сами через небольшой промежуток времени станут папами и мамами и будут зажигать свет в своих окнах.
Ребятам заранее предлагается тест « Незаконченное предложение».
1.Семья – это…
2.Мои родители – это…
3.Свет в окнах моего дома – это…
4.Радость в моей семье – это…
5.Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущую семью…
6.Мне хотелось бы, чтобы в моей будущей семье…
Итак, семья – это… Вы видите на доске солнце, а вы напишите на лучиках свои ответы. Судя по вашим ответам, семья – это…..
И неслучайно мы с вами выбрали солнце как символ семьи, потому что, когда люди любят, понимают и уважают друг друга, им тепло вместе, как от солнца.
Мои родители – это… (добрые, заботливые, …, …, …) Хорошо, когда родители выполняют все обязанности по воспитанию детей, но ведь ни для кого не секрет, что очень много в нашей стране детей, воспитывающихся в детских домах. И на помощь им приходят пусть не родные, но обязательно заботливые родители. Пример семьи Степыкиных. Это настоящий гражданский подвиг – подарить детям полноценную семью.
У большинства людей семья ассоциируется с домом.
Свет в окнах моего дома – это…
Совпадут ли ваши ответы с высказываниями родителей?
Радость в моей семье – это …
Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущую семью…
( Рассказ 1- 2 семей) -2-3 мин.
Ваши представления о своей будущей семье вы отобразили в коллажах.
2-3 коллажа
Ребята, помечтав, рассказывают о том, какой представляется им их будущая семья.
- От чего же зависит погода, атмосфера в нашем доме?
( Взаимопонимание)
Какие качества необходимы человеку для того, чтобы, развить способность к взаимопониманию?
Человек, который может критически мыслить, т.е. который способен к самоанализу, не будет винить другого в том, что его не понимают. Он не ждет изменений в других людях или обстоятельствах. Он меняет себя.
Предлагаю поработать с «корзиной» мнений, где находятся листы, на них написаны правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию. Ребята вытаскивают из «корзины» листы и зачитывают их вслух.
Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию.
1.Ставь интересы других людей выше собственных.
2.Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.
3.Будь верен и надежен.
4.Уважая других людей, уважай себя.
5.Терпимо относись к чужим точкам зрения.
6.Воспринимай людей как равных себе.
7.Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
8.Умей прощать и не будь обидчив.
9.Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
10.Проявляй чуткость.
11.Будь уверен в себе и достоин своего дома.
12.Будь свободен ото лжи и обмана.
13.Умей контролировать свои желания и поступки.
14.Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.
15.Стремись все делать как можно лучше.
После зачитывания ребятам предлагается выбрать правило, самое нужное конкретно для него.
Все получают эти правила, распечатанные на листочках.
Классный руководитель.«Мой дом – моя крепость» - гласит английская пословица. Это мудрое изречение имеет и более глубокое, чем нам ранее казалось значение. Сложно и неуютно порой бывает нам в современном мире. Рушатся идеалы, распадаются державы, летят с пьедесталов памятники… Но есть ценности, которые остаются вечными и незыблемыми, и к ним принадлежит семья.
Как объясняется значение слова семья в словарях(Сообщение ученика)
Семья, дом – это крепость, которая не поддается волнениям самого лихого времени. Семья – это мир, где царят бескорыстие, преданность, самопожертвование. Это спасательный круг, который помогает нам не потонуть в океане хаоса и беспредела, с помощью которого мы каждый вечер прибиваемся к спокойной и надежной гавани, где царят уют, радость, душевный покой.
Что же держит «на плаву» нашу семейную крепость, не позволяет рухнуть ей в этом непрочном мире? Что самое трудное в семейной жизни?
Конечно, это будничный, прозаический быт, ссоры, конфликты. Особенно «бурлит жизнь» в семье, когда дети, подрастая, начинают считать, что имеют право на собственное слово и на собственный поступок. «Трудный» возраст …
-А знаете лучшее лекарство от семейных неурядиц.?
- Всем вместе посмеяться над ними или заняться общим делом.
Предоставляется слово семьям, где имеется общее занятие, общее увлечение Демонстрируются поделки, семейные фотографии, творческие задания.
Дорогие родители, я хочу зачитать вам небольшие сочинения «Послание моей семье»
Свет в окне – я хочу,
Чтоб он не гас.
Свет в окне – свет
Тревожных любимых глаз!
Свет в окне – чередою бегут года!
Свет в окне – пусть не гаснет он никогда.
Звучит песня «Родительский дом» в исполнении учеников
Автор слов: Михаил Рябинин
Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас встретит с любовью и нежностью
Наша пристань родительский дом
Родительский дом - начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом, пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
И пускай наше детство не кончится,
Хоть мы взрослыми стали людьми,
Потому что родителям хочется,
Чтобы мы оставались детьми.
Родительский дом - начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом, пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись.
Мы пред ними в долгу неоплаченном.
Помни свято об этом всю жизнь.
Родительский дом - начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом, пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
Литература.
1.«Классный руководитель», №5, 2008 г.
2.«Классный руководитель», №7, 2006 г.
3.Словарь-справочник по обществознанию и основам государства и права – Москва, 1990 г.