1. уметь делать фонетический разбор
2. давать характеристики звукам
3. правильно произносить слова, то есть соблюдать орфографические нормы
Учебник. 5 класс Русский язык Разумовская М. М. - М.: Дрофа, 2005
Авторский медиапродукт
1. Операционная среда Word, Power Point, интерактивная доска
2. Наглядная презентация учебного материала.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, интерактивная доска, учебники, тетради
Задачи урока:
1. Образовательная: повторение и систематизация знаний по теме «Фонетика и орфоэпия».
2. Развивающие: способствовать развитию фонетической грамотности, логического мышления; совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в группах, навык контроля и самоконтроля.
Технологический сценарий.
1 слайд – тема урока
2 слайд – повторение транскрипции
3слайд – тренировочный тест
4 слайд – тренировочный тест
5слайд – количество букв и звуков
6 слайд – расставьте ударение в словах
7 слайд – Молодцы!» рефлексия
Ход урока.
I. Организационный этап.
Тему «Фонетика» вы изучали в начальной школе и в начале 5 класса
Цель нашего урока – повторить всё, что мы изучили по теме «Фонетика»
-Откройте тетради и запишите: число, классная работа и тему урока
(Слайд №1)
II. Беседа с классом
- Что означает слово «фонетика» ( от греч. фоне – звук)
- Что изучает фонетика? (звуки речи)
- На какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные)
- Как называется фонетическая запись на письме? (транскрипция)
III. Выполнение задания: восстановите буквенный облик слов по их звуковой записи, то есть транскрипции
Работа в группах, затем взаимопроверка с помощью интерактивной доски
Через тире запишите ответы (Слайд 2)
Правильные ответы
1 группа: мчаться, рябина, объят, подписчик, дверной
2 группа: льётся, лязг, въезд, рассказчик, чёрного.
IV. Выполнение фонетического разбора
1 группа: слово «объят»
2 группа: слова «въезд»
V Подготовка к ЕГЭ
Сообщаю ребятам, что они уже сейчас, в 5 классе могут выполнить задания для 11 класса; ребята очень удивляются и с большим интересом принимаются за выполнение тестового задания. (Подобные задания уже выполнялись в классе при повторении изученных в 5 классе орфограмм.)
( слайд 3, 4)
Выполнившие без ошибок получают отметку «5», выступают в роли консультантов, объясняют тем, кто допустил ошибки.
-
VI. Работа у доски по определению количества звуков и букв
(3 человека) (5 слайд)
1) Выбирает слова, в которых количество букв больше, чем звуков (шептать, солнце, местный, честность, лестница
2) Выбирает слова , в которых количество букв равно количеству звуков (приятель, маячить, перья, семья, сердечный)
3) Выбирает слова, в которых количество букв меньше, чем звуков ( скорее, ягода, поют,
юркий, веер, яма, синяя, ёлка)
VII. Физкультминутка
Приседаем, если в слове есть буква, обозначающая два звука,
Делаем хлопок (руки над головой), если гласная смягчает предшествующий согласный
Ёлка, тень, юбка, день, юла, няня, вьётся, пень, люлька, небо, ярмарка, лён.
Молодцы!
VIII. Работа по орфоэпии
(слайд 6)
Задание: расставьте ударение в словах, работают три человека на интерактивной доске
1. Выбирает слова, в которых ударение падает на первый слог
2. Выбирает слова, в которых ударение падает на второй слог
3 Выбирает в которых ударение падает на третий слог
Ребята выполняют письменно в тетради, после чего хором орфоэпически правильно произносим все слова. Со словами, в которых допустили ошибки, составляем предложения
IX. Выставление оценок. Домашнее задание.
X. Итог урока.
-Вам понравился урок?
-Молодцы!!! ( 7 слайд)
XIV. Рефлексия.
-Урок наш подошел к концу.
- достигли ли мы поставленной цели
-Те ребята, кому на уроке было всё понятно и кто получил удовлетворение от работы, нарисуйте ромашку или солнышко, кто затруднялся выполнить задания – нарисуйте облако.