Вы не зарегистрированы

Авторизация



повторительно-обобщающий урок

Фото пользователя Наталья Владимировна Апексимова
Submitted by Наталья Владимировна Апексимова on Wed, 09/03/2011 - 18:20
Данные об авторе
Автор(ы): 
Апексимова Н.В.
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №10 г. Сердобск Учитель географии и биологии
Регион: 
Пензенская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
География
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Повторительно-обобщающий урок "По материкам южного полушария"

 

Повторительно-обобщающий урок 
«По материкам южного полушария»
            Цели урока:
1.     Привести в систему знания по материкам южного полушария; повторить учебный материал.
2.     Развивать мышление, совершенствовать умение сравнивать, делать выводы, грамотно выражать своё мнение.
3.     Формировать познавательный интерес к предмету; воспитывать доброе отношение друг к другу.
                    Оборудование: физическая карта мира, картины и таблицы с изображением природных зон материков южного полушария, их животного мира.
 
1. Подготовительный этап:
      За 5-6 уроков учащиеся получают задание придумать вопрос, касающийся любого из материков южного полушария, их компонентов природы. Самые лучшие и оригинальные вопросы будут включены в игру и оставлены в кабинете
(в оригинале, с фамилией ученика-автора и года проведения игры).
Накануне урока класс делится на команды по 6 человек в каждой. Учащиеся, не пожелавшие   почему-либо быть в командах, будут контролировать время, вести счёт баллов, оформлять всё это на табло.
Оформление кабинета:
      Из двух сдвинутых столов образуется игровое поле. В центре его волчок   со стрелкой, по большой окружности расположены карточки с вопросами основной игры, по меньшей окружности лежат карточки с вопросами «блиц». На доске оформлено табло, рядом с доской стол для ассистентов.
                                                         Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Подготовка к игре.             
Учитель:   Сегодня на уроке мы подведём итог нашей работе по изучению материков южного полушария. Сделаем мы это в форме игры, но прежде чем начать её, давайте восстановим в памяти   основные вопросы географии этих материков.
А) Перечислите материки южного полушария.
Б) Назовите общие черты и различия географического положения Африки, Австралии и южной Америки. Как эти различия сказались на природе материков?
В) Что общего в строении рельефа изученных материков? Чем   это объяснить? Каковы различия?
Г) Климат, какого материка наиболее разнообразен? Почему?
Д) Какой из этих материков самый жаркий? Почему?
Е) какой из материков имеет самую большую «долю пустынь»?
Ж) Чем объяснить суровость климата Антарктиды?
3. Игра.
После повторения команды по очереди занимают места за столом и отвечают на доставшиеся им вопросы. На обдумывание даётся одна минута. Все правильные ответы оцениваются по пятибалльной системе. Если  команда не даёт ответ на вопрос, это могут сделать   другие команды. За дополнительные вопросы команды получают дополнительные баллы. По окончании желающие играют «блиц».
4. Подведение   итогов урока.
Оценивается общий уровень знаний по теме. При выставлении   оценок возможны варианты:
1)    Подсчитать средний балл команды
2)    Все участники команды – победительницы   получают по «5».
Участие в «блиц – турнире» оценивается особо.
 
 
 
 
 
 
 
 
                                             Вопросы для игры

1 вопрос
Растения приносят человеку большую пользу. Одни дают ему ценную   древесину, другие – вкусные плоды, а третьи – просто строительный материал. А это удивительное дерево отдаёт человеку свои соки – «слёзы дерева». 20-30 грамм за сутки. Стоит и «плачет» оно   годами , сплошь израненное и изуродованное, пока не отдаст человеку все свои жизненные соки и не засохнет на корню.
Как называется это дерево?
Где оно произрастает?
А то, что находится в ящике, напрямую связано с данным растением.
Что это может быть?
( Ответ: Гевея, произрастает в Южной Америке, резиновое изделие)
2 вопрос
Урожай с этого дерева начинают собирать одновременно в один день. Его плоды называют «хлебом пустынь». В некоторых отдалённых районах они до сих пор заменяют деньги. Янтарные гроздья, подвешенные под потолком,    могут храниться годами. Их едят   сырыми, жаренными, варенными, вяленными. Размолотыми косточками   кормят скот.
Что это за дерево?
Где оно растёт?
(Ответ: финиковая пальма, Северная Африка)
3 вопрос
«… Всем нам привычное слово «ВЕТЕР» мало подходит для определения этого беснующегося воздушного потока, насыщенного снегом, в котором воздух кажется плотным, как вода. Два человека, разойдясь на пять шагов, могут больше не найти друг друга. Кричать бесполезно, так как рёв урагана заглушает всё. Огни карманных фонарей не видны…»
О каком явлении здесь говорится?
Где его можно наблюдать?
Причина его возникновения?
( Ответ:В Антарктиде,  из – за разницы атмосферного давления над сушей и океаном возникают стоковые ветры. Направляясь на север, эти холодные массы воздуха сталкиваются с более теплыми, влажными воздушными массами, перемещающимися с океана. Поэтому в полосе ледникового склона шириной 700 – 800 км и в прибрежных частях бывают особенно сильные штормовые ветры с пургой и метелями.)
4 вопрос
Как бы изменился климат Южной Америки, если бы Анды находились на востоке материка?
( Ответ: Анды бы задерживали пассаты, следовательно, восточное побережье было бы сильно увлажнено, в центре и на западном побережье формировались пустыни, примерно до 30 южной широты; в умеренных широтах было бы увлажнено западное побережье и центральная часть, а на восточном побережье – пустыня, так как здесь ещё проходит холодное течение)
 
 
5 вопрос
Века и даже тысячелетия   материки Земли хранят на своей поверхности развалины городов, руины старинных храмов и т.д. В Антарктиде же уже через десятилетия не всегда удаётся обнаружить следы пребывания человека или существования научных станций.
Почему?
(Ответ: В Антарктиде  лёд движется от центра к периферии)
6 вопрос
Равнинно-плоскогорный Восток расположен на платформе. Западная часть материка – результат взаимодействия двух плит литосферы; при этом океаническая   плита подвигается под континентальную и погружается в мантию, образуются желоба. В рельефе материка выделяются две части. Восток занят равнинами, а  на Западе тянутся горы…
О каком материке идёт речь?
На чьей теории основаны     знания о движении литосферных плит?
( Ответ:  Южная Америка, «Теория движения литосферных плит»  немецкого учёного Альфреда Вегенера)
7 вопрос
Разливы рек зависят от различных причин. В одних реках разлив наступает от весеннего таяния снегов, в других – от таяния льдов летом в горах, в третьих - от экваториальных дождей. Следовательно, на разливы рек   влияет то или иное время года.
А нет ли такой реки, на которую бы влияли два лета, но в течении одного года?
( Ответ: Эта река -  Амазонка. Её правые и левые притоки разливаются в разное время, так как находятся в разных полушариях.)
8 вопрос
«Дюны оживают  на глазах. Тучи песка поднимаются в воздух, горизонт меркнет, пыль закрывает солнце, среди красноватой мглы оно кажется огненным шаром. Становится нестерпимо душно, животные задыхаются. Беда тому, кто не укроется вовремя…»
О каком явлении здесь говорится?
Где его можно наблюдать?
1.     ( Ответ: Самум (араб. — знойный ветер), местное название сухих горячих ветров, обычно западного и юго-западного направлений, в пустынях Северной Африки и Аравийского полуострова.)
 
9 вопрос
Многие виды этого удивительного растения приспособлены к сухому и жаркому климату. Корневая система уходит глубоко в землю, а листья сухие и жёсткие. Листья покрыты плотной кожицей, цвет их – сероватый. Узкие, продолговатые, они не дают тени. Есть виды, достигающие 100 метров в высоту, а есть и кустарники. Древесина его твёрдая. Листья содержат эфирные масла, которые применяются в медицине и парфюмерии.
Листья какого растения лежат в ящике?
Где оно растёт?
( Ответ:  Листья эвкалипта. Растёт в Австралии.)
10 вопрос
Даны слова: девочка, мальчик, сын, дочь, ребёнок и дитё.
Замените эти слова одним, подходящим по смыслу к каждому слову, словом. Затем зачеркните в полученном слове последнюю букву. Вы должны получить название известного   африканского озера.
Чем оно интересно?
(  Ответ: Озеро Чад. Поверхность озера непостоянна: в дождливый период озеро увеличивается в размерах, в сухой – сокращается)
11 вопрос
Вечным памятником о нём осталась надпись на его могиле: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» В этих словах был выражен весь смысл его жизни.   Он понимал, что для него и его товарищей эта последняя в их жизни экспедиция. Он   знал, что ему больше не придётся увидеть близких и просил жену воспитать из сына сильного человека с твёрдой волей.
Кто написал эти слова, и где проходила последняя в его жизни   экспедиция?
( Ответ: Роберт Скотт - экспедиция 1912 года)
12 вопрос
Какое личное снаряжение надо взять, если в наши зимние   месяцы отправиться в центральную часть Бразильского   плоскогорья?
( Ответ:  Плащ, резиновые сапоги, зонт.)
 
13 вопрос
Какой из рек земного шара посвящён этот ликующий гимн?
Твоя вода, текущая через поля, подобна амбре,
Она вкусна, как мёд.
Два берега твоих – ворота в рай,
Твоя долина - лучшее место в мире.
Твоя любовь подобна лёгкому  ветру,
Если нет воды, нет жизни на земле.
Кто попробует твоей воды хоть раз,
Навеки будет вместе с тобой.
Ответ: река Нил.)
 
14 вопрос
Как вы объясните, что большинство африканских рек имеют целые каскады высоких водопадов, а многие озёра имеют очень большие глубины?
 
15 вопрос
Эту страну называют «землёй зелёного золота» и «землёй золотых плодов». «Зелёное золото» - культурное  растение родом из Африки. «Золотые плоды» даёт местное тропическое деревце.
 Какая это страна?
О каких культурных растениях идёт речь?
( Ответ: Страна Бразилия. Кофейное дерево и какао, или «шоколадное дерево»)
 
16 вопрос
Различий наших всех не счесть,
А общее одно лишь есть.
То общее, что есть у нас
Вы отгадать должны сейчас.
Подсказку я скажу лишь Вам
Коль будешь в Африке, то там
Во мне ты можешь утонуть, Воды прохладной зачерпнуть.
В Австралии ж наоборот
От жажды пересохнет рот.
 
О каких объектах идёт речь?
( Ответ:  Озеро Виктория в Африке и пустыня Виктория в Австралии)
17 вопрос
В книге Ж. Верна есть такие слова: « Нам пришлось испытать самые большие морозы, когда-либо наблюдавшиеся на Земле – (-58 градусов)
Справедливо ли в наши дни это утверждение?
( Ответ:   Нет, не справедливо. Потому, что в Антарктиде зарегистрирована температура   - 89,6 градуса.)
18 вопрос
Что это такое? Где это можно наблюдать?
«Это был танец бриллиантов и алмазов. Каждый бриллиант был окружён лёгкой  дымкой самых нежных цветов. В беспрерывном   движении они прорезали воздух, изменяя на пути полёта окраску, вспыхивая то глубоким зелёным, то ярко-красным, то синим огнём, и как будто оставляли после себя светящийся   след - так быстро резали они воздух. Фейерверк, калейдоскоп, северное сияние, радуга – ничто не могло сравниться по красоте с этим волшебным зрелищем».
( Ответ: Полёт колибри.Наблюдать можно в Южной Америке.)
19 вопрос
Легенда рассказывает, что Бог собрал весь материал, оказавшийся лишним при создании Земли, свалил его в самом дальнем углу планеты. Так возникла страна «сумасшедшей географии» она вытянулась вдоль океана у подножия высоких гор на четыре тысячи километров. Частые и сильные землетрясения меняют очертания её    берегов и облик её рельефа. Здесь   можно увидеть проливы среди островов, как в Норвегии, ледники, как в Швейцарии, тропические   пустыни и густые леса умеренного пояса.
Что это за страна?
Как называются горы и пустыня, которые находятся на её территории?
( Ответ:  Эта страна Чили. Пустыня Атакама и горы Анды.)
20 вопрос
Каждый из материков имеет «свою долю пустынь».
На каком из них и почему они занимают наибольшую площадь?
( Ответ: На материке Австралия находится больше всего пустынь, так как большая территория материка находится в тропическом климатическом поясе.)
21 вопрос
Что называют «мёртвым сердцем» Австралии?
И почему?
Ответ:  В связи с крайней сухостью и безжизненностью окрестности озера Эйр называют "мертвым сердцем" Австралии.
 
22 вопрос
Температурные условия   +20 - +24 градуса способствуют их росту. Их постройки образуют   причудливые формы, кружева, цветы, деревья, раскрашенные в разные цвета.
Что находится в ящике?
Где находится их самая грандиозная   постройка?
( Ответ:  В  ящике находятся кораллы. Их самая грандиозная постройка находится в Австралии – Большой Барьерный риф.)
23 вопрос
Как   вы объясните «Экономика Австралии едет на овце»?
( Ответ: Производство и вывоз шерсти были и остаются  основой   хозяйственной жизни Австралии.)
24 вопрос
На территории этой страны ещё до прихода испанцев находилась высокоразвитая империя.
Что это за страна?
Как называлась империя?
( Ответ: Империя инков в Перу)
 
25 вопрос
Докажите справедливость высказывания: «Амазонка - царица рек».
( Ответ: Амазонка — самая полноводная река на Земле. Её питает множество притоков, в том числе 17 больших рек длиной до 3500 км, которые по своим размерам и сами могут быть причислены к великим рекам мира.
 26 вопрос
Кто первым побывал на Южном полюсе?
Ответ: Южный полюс впервые был достигнут норвежским полярным исследователем Руалем Амундсеном 14 декабря 1911 года, который на месяц опередил англичанина Роберта Скотта, трагически погибшего на обратном пути.
 27 вопрос
Почему район Бразильского плоскогорья называют «железным сердцем Бразилии»?
( Ответ: На Бразильском плоскогорье - огромные запасы железной руды.)
 
28 вопрос
В названии какой птицы скрывается музыкальный инструмент?
Где она обитает?
( Ответ:  Лирохвост обитает в Австралии.)
 29 вопрос
Где и почему холоднее - на северном или на южном полюсе?
( Ответ:На Южном полюсе вдвое холоднее, чем на Северном. Более половины этой разницы определяет уровень высоты (на Антарктиде с каждым километром вверх температура понижается примерно на 6 С). Также вследствие того, что на Южном полюсе воздух более разреженный (и соответственно, более холодный и сухой) и сравнительно малая облачность, на его поверхность отражается меньше тепла, чем на поверхность Северного полюса. Остальная часть разницы температур обусловлена различиями в режимах циркуляции воздушных масс двух полушарий.)
30 вопрос
Что такое?   Кто такой?
ИГУАСУ
СЕЛЬВА
СИДНЕЙ
ПИГМЕИ
ЛИВИНГСТОН
31 вопрос.
Название   страны происходит от слова «серебро» (по латыни). Первых   мореплавателей удивило большое количество серебряных украшений, которые имели местные жители.
( Ответ:  Эта страна Аргентина)

Блиц
1.     Самое распространённое полезное ископаемое в Андах. ( Медные руды)
2.     Как называют пересыхающие русла рек в Африке. (Вади)
3.     Кто такие мулаты? (потомки от смешанных браков представителей негроидной и европеоидной рас)
Блиц
1.     Кто открыл Антарктиду. (Фаддей   Фаддеевич  Беллинсгаузен и Михаил  Петрович Лазарев)
2.     Как называется оружие аборигенов Австралии. (Бумеранг)
3.     На какой реке находится водопад Виктория. (На реке Замбези в Южной Африке)
 
 
Блиц
1. Какое животное изображено на гербе Австралии. ( Страус эму и кенгуру)
2. В названии этого чудо - растения есть слово «победа». ( Виктория регия – самая большая кувшинка в мире)
3.     Самый высокий   водопад в мире. ( Водопад Анхель в Южной Америке)
Блиц
1.     Это растение – достопримечательность государства Намиб и часто изображается   на его марках. ( Растение Вельвичия)
2.     Как называют пересыхающие русла   рек в Австралии. ( Крики)
3.     Сколько экваторов можно провести на глобусе. ( Один)

 
Прикрепленный файлSize
по материкам южного полушария.ppt1.58 MB


На: повторительно-обобщающий урок


спасибо за работу. детям это интересно