·развитие умений рассуждать и делать выводы по результатам наблюдений.
III. Воспитательные:
·формирование интереса к физике.
Приборы и материалы для демонстрации: бутылка, сваренное вкрутую яйцо, бумага, спички, подкрашенная вода, стакан, тарелка, монета, лист картона, пипетки, предметный столик.
Ход урока:
1. Орг. момент(сообщение целей, задачи урока)
Фронтальный опрос:
а) Вспомните, как формулируется закон Паскаля?
б) От чего зависит давление в жидкости и газе?
в) Как рассчитывается давление в жидкости?
г) В чем измеряется давление?
д) Почему во многих случаях не принимают во внимание давление газа, созданное его весом?
2. Объяснение нового материала:
·На столах у учащихся находятся пипетки и стаканчики с водой.
Объяснение материала начинается с постановки проблемы: наберите в пипетки воды – она не выливается, если на нее не нажимать. Почему это происходит? (предлагают варианты) Сегодня в конце урока вы сможете объяснить увиденное и ответить на этот вопрос.
·Расчет веса воздуха объемом 1м3.
·Определение атмосферы, атмосферного давления.
·Демонстрация проявления атмосферного давления (опыты).
1)Налить в стакан воду и плотно прижать листом картона, перевернуть. Вода не выливается. Детям предлагается объяснить увиденное. Далее стакан ставится на предметный столик вверх дном. Картон аккуратно убирается, под предметный столик ставится пустой стакан. Детям предлагается перелить воду из первого стакана во второй (первый стакан поднимать нельзя!)
2)Положить яйцо на горлышко бутылки – оно не проходит. Потом поджечь бумагу и быстро опустить ее в бутылку, сверху положить яйцо. Яйцо проскользнет в бутылку. Почему?
3)Налить в тарелку воды, опустить туда монету. Как достать монету, не намочив пальцев? (поставить в тарелку стакан вверх дном, поджечь бумагу и поместить в стакан)
4)Модель опыта Отто Герике с магдебургскими полушариями (видеоролик) [video:http://www.youtube.com/watch?v=araKYKL2egA]
5)Фонтан в пустоте (видеоролик) [video:http://www.youtube.com/watch?v=xELTkNeQhwQ]
·Объяснение причин существования воздушной оболочки Земли.