Положение о Региональной коллекции цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования Республики Марий Эл
1. Общие положения
1.1. Региональная коллекция цифровых образовательных ресурсов (Региональная коллекция) для учреждений общего и начального профессионального образования Республики Марий Эл включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса, которые будут ориентировать учителя на использование современных методов обучения и образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, на активное использование ИКТ в учебном процессе.
1.2. Региональная коллекция ЦОР рассматривается также как составная часть Единой коллекции цифровых ресурсов….
1.3. Региональная коллекция ЦОР ориентирована на создание электронных ресурсов для работников образования Республики Марий Эл и призвана выполнять следующие основные функции:
· Учебную, направленную на содействие учебному процессу, как в рамках учебных занятий, так и в самостоятельной работе обучающихся, предоставлению не только учебного материала, но и необходимых дополнительных источников информации;
· Научную, направленную на содействие научно-исследовательскому процессу ....;
· Методическую, направленную на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов, создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение передового педагогического опыта, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся. …
· Справочно-информационную, направленную на удовлетворение запросов в информации по различным отраслям знаний;
1.4. Региональная коллекция ЦОР основывается на Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, Национальной доктрины образования Российской Федерации на период до 2025 года, программы развития системы образования РМЭ на 2004-2010 годы.
1.5. Формирование региональной коллекции осуществляется на основе комплексной оценки качества рассматриваемых ресурсов, их соответствия Федеральному базисному учебному плану, Примерным программам начального, основного и среднего (полного) общего образования, современному отечественному и международному опыту.
1.6. Основными организаторами проведения экспертизы и размещения ЦОР в региональной коллекции являются (дописать функции каждого учреждения)
· МИО...
· НМЦ ПО....
· МРЦПК...
1.7. В Положении приняты следующие понятия и обозначения:
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов – собрание цифровых ресурсов, включающее предметные и тематические коллекции, объединенные единой системой описания ресурсов и единой поисковой системой.
Интернет-публикация – авторская публикация, размещенная на одном из серверов сети Интернет.
Информационные образовательные ресурсы – Отдельные документы и массивы документов в информационных системах, предназначенные для использования в сфере образования, в т.ч. в системе образовательных порталов.
Информационные ресурсы – Совокупность данных в архивах, библиотеках, фондах, банках данных и других информационных системах, организованных для эффективного получения достоверной информации.
Каталог Коллекции ЦОР – совокупность базы данных описаний ЦОР и набора Вэб-интерфейсов для поиска, просмотра описаний и выборки ЦОР или заказа на их доставку.
Методические рекомендации (материалы) – материалы, в которых излагается система правил и приемов обучения чему-нибудь или выполнения какой-нибудь работы.
Описание (метаданные) – совокупность атрибутов ЦОР, описывающая его содержание, функции, состав, формат, взаимосвязи с другими ЦОР, авторство и правила использования, версию реализации и т.д.
Предметная коллекция ЦОР – подборка ЦОР для определенного предмета (русский язык, математика и т.п.) на определенной ступени образования (начальное, среднее, полное общее образование).
Простой ЦОР (элементарный ЦОР) – ЦОР, пригодный для использования как единое целое, и не допускающий деления на отдельные элементы, которые могли бы использоваться самостоятельно.
Региональное хранилище ЦОР – располагается в РКЦ региона Проекта и включает в себя все актуализированные ЦОР, федеральной Коллекции, а также ЦОР, создаваемые в регионе.
Тематическая коллекция ЦОР – подборка ЦОР по определенной теме или набору тем.
Учебно-методический комплекс – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана.
Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе.
Экспертная комиссия – группа профессионалов, привлекаемая для осуществления независимой экспертизы ЦОР, включающая в состав 1-2 членов Экспертного совета.
Экспертный совет – группа лиц, утверждаемая приказом Министерства образования РМЭ, действующая на основании Положения об экспертном совете, принимающая решение о размещении ЦОР в Региональной коллекции.
2. Цели и задачи
2.1. Создание региональной коллекции ЦОР направлено на:
· решение задач поддержки процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов;
· широкое распространение электронных образовательных ресурсов;
· массовое внедрение методик их использования;
· модернизацию системы методической поддержки информатизации образования Республики.
2.2. Проведение общественно-профессиональной экспертизы цифровых образовательных ресурсов направлено на:
· предмет соответствия ЦОР оценочным показателям по трем группам критериев: содержательной, методической, технической, обусловленное необходимостью знания и использования общих принципов организации комплексной экспертизы: единство экспертизы и повышение квалификации педагога; единство внешней, внутренней и самоэкспертизы; личностно-ориентированного и гуманистического подхода; профессиональной компетентности экспертов; разделения функций и взаимодействия экспертов.( я бы убрала)
· наиболее полное и гибкое удовлетворение современных запросов работников образования, требований образовательных систем, общества, государства к квалификации педагогических работников,
· создание условий для динамичного развития и модернизации общего образования, повышения его доступности, качества и эффективности.
2.3. Цели экспертизы достигаются решением следующих задач:
· определение и использование при экспертизе критериев оценки соответствия содержания и технического оформления….;
· поддержка в различных формах, стимулирование и общественное признание достижений в области разработки и внедрения ЦОР.
· …..
2.4. Обеспечение доступа к информации, существующей исключительно в электронной форме.
2.5. Интеграция информационных ресурсов региональной коллекции ЦОР РМЭ в мировое информационное пространство.
2.6. Долгосрочное хранение электронных материалов.
3. Порядок комплектования региональной коллекции ЦОР
3.1. Основными способами комплектования региональной коллекции ЦОР является размещение работ, прошедших рецензирование экспертной комиссией.
3.2. Оценка актуальности и легитимности ЦОР, оценка значений дидактических, эргономических и содержательно-педагогических характеристик ЦОР производится путем экспертизы.
3.3. ЦОРы представляются руководителями ОУ на электронном носителе в ******.
3.4. Специальная комиссия проводит экспертизу ЦОР и «дает добро» на размещение информации в региональной коллекции.
3.5. Библиографическая информация о размещенном ресурсе вносится в электронный каталог региональной коллекции ЦОР.
4. Общие требования к подготовке ЦОР
4.1. В состав ЦОР входят:
· электронный носитель, (собственно ЦОР);
· эксплуатационные документы.
4.2. Эксплуатационные документы должны включать:
· формуляр;
· методические рекомендации;
· руководство пользователя (руководство администратора, руководство по установке и настройке и др.) – в зависимости от типа и сложности ЦОР.
4.3. Формуляр должен содержать:
· название предметной области, в который может использоваться ЦОР: универсальное; для интегрированной предметной области; для конкретной предметной области; для конкретного учебного предмета; для конкретной учебной программы;
· тип (назначение) ЦОР: информационно-справочная система; обучающее программное средство; программированное учебное пособие; демонстрационное программное средство; практикум; тренажер (среда для создания тестов преподавателем и проведения тестирования); информационная система для управления образованием; инструментальное программное средство, дидактические материалы;
· перечень способов, методов и средств обеспечения соответствия и соблюдения пользователем гигиенических и эргономических норм при использовании ЦОР образовательного назначения.
4.4. Формуляр, методические рекомендации и другие эксплуатационные документы должны быть оформлены на русском языке в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9127-94.
4.5. Наименование и обозначение ЦОР необходимо указать на упаковке и носителях ЦОР и они должны соответствовать эксплуатационным документам.
4.6. Полные названия, реквизиты авторов ЦОР должны быть приведены в формуляре.
4.7. Сведения о разработчике (ах) должны содержаться в формуляре и должны включать:
· полное название ЦОР;
· ФИО автора (ов), должность, звание;
· сведения о средствах связи (номера контактных телефонов и факсов, адрес электронной почты).
4.8. Сведения об ЦОР должны содержать:
· полное наименование;
· перечень файлов с указанием их имени, размера и даты фиксации.
4.9. Электронные документы должны быть подготовлены в форматах: DOC или PDF, MHTML, HTML, PHP (см. Технические требования).
4.10. ЦОР и документы принимаются на любых электронных носителях, должны быть пригодны для просмотра в режиме of-line.
4.11. Носители электронного документа и сами документы должны быть свободны от компьютерных вирусов.
5. Основные критерии оценки ЦОР, проходящих общественно-профессиональную экспертизу
5.1. Представляемые к экспертизе ЦОР должны удовлетворять следующим требованиям:
- соответствовать приоритетным направлениям развития образования, науки и иметь инновационную направленность;
- реализовываться силами работников учреждений образования;
- иметь высокий уровень обеспеченности современной учебной и учебно-методической литературой;
- реализовываться с использованием информационно-коммуникационных технологий, базирующихся на сертифицированных программных продуктах;
5.2. Перечень конкретных критериев и критериальных показателей, которые должны характеризовать представляемые к экспертизе ЦОР, представлены в Приложении 1.
6. Организация общественно-профессиональной экспертизы
6.1. ….Марийский институт образования берет на себя решение организационных вопросов по содержательной экспертизе ЦОР в …
6.2. НМЦ ПО берет на себя решение организационных вопросов по содержательной экспертизе ЦОР в …
6.3. МРЦПК берет на себя решение организационных вопросов по размещению ЦОР, прошедших экспертизу в региональной коллекции.
6.4. Весь объем работ, связанных с организацией экспертизы ЦОР выполняется совместно с Экспертным советом.
6.5. Для экспертной оценки ЦОР на заседании Экспертного совета создаются специализированные экспертные комиссии по предметным областям и направлениям профессионального развития.
6.6. Основной организатор проводит:
- осуществление деловых коммуникаций с заявителями, обратившимися с просьбой о размещении ЦОР в региональной коллекции;
- информирование заявителей по вопросам, относящимся к проведению и результатам экспертизы по электронной почте;
- распределение заявок по экспертным комиссиям, оказание им необходимой организационной помощи в осуществлении их работы, оформление документов, связанных с проведением экспертизы;
- подготовку вопросов повестки заседания Экспертного совета, связанных с рассмотрением экспертных заключений комиссий, оформлением решений;
- взаимодействие по вопросам экспертизы с другими научными и профессиональными сообществами;
- подготовку и выдачу свидетельств об экспертизе программ образования (Приложение 2: Образец сертификата);
- оформление реестра рассмотренных ЦОР.
6.7. Задачами экспертных комиссий являются рассмотрение заявок и представляемых к экспертизе материалов, подготовка экспертного заключения.
6.8. При проведении экспертизы Экспертная комиссия проводит профессиональный анализ содержания ЦОР, используя научные подходы к установлению соответствия содержания экспертным требованиям, основанным на экспертных оценках, анализу количественных показателей, международные стандарты управления качеством образования и т.д.
6.9. Решение (размещать/не размещать) по итогам проведения экспертизы одобряется на заседании Экспертного совета.
6.10. Организатор проведения экспертизы формирует и публикует каталог ЦОР, успешно прошедших экспертизу, обеспечивает общедоступность каталога для работников образования, руководителей образовательных учреждений, специалистов районных методических служб.
7. Порядок проведения общественно– профессиональной экспертизы
7.1. Один раз в квартал (первая неделя) проводится сбор заявок от организации (заявителя), имеющей лицензию на ведение образовательной. Заявка составляется по принятой форме и представляется организатору вместе с комплектом необходимых документов, соответствующим единому формату (Приложение 4).
7.2. Общий срок проведения экспертизы, указываемый в распорядительном документе (или договоре), не может превышать 1 месяца, включая время на оформление решения, подготовку и выдачу соответствующего документа.
7.3. По итогам выполненной работы экспертная комиссия подготавливает окончательное заключение о возможности или не возможности положительной оценки ЦОР. Заключение после обсуждения на заседании комиссии подписывается ее руководителем, который готовит вопрос об экспертизе ЦОР для его включения в повестку очередного заседания экспертного совета. Материалы экспертизы утверждаются Экспертным советом.
7.4. В случае принятия экспертным советом положительного решения по вопросу экспертизы ЦОР заявителя, в его адрес в пятидневный срок направляется официальное письменное уведомление об успешном прохождении процедуры экспертизы, подписанное руководителем экспертного совета, а также свидетельство (сертификат) об общественно-профессиональной экспертизе ЦОР.
7.5. В случае принятия отрицательного решения по экспертизе программы, повторное рассмотрение проводится не менее чем через 6 месяцев после принятия отрицательного заключения.
7.6. Информация об экспертизе ЦОР заявителя размещается на сайте …..
8. Авторское право и смежные права
8.1. Электронные версии печатных изданий, а также электронные документы являются объектами авторского права и смежных прав и охраняются международными конвенциями и законодательством РФ. Авторы и (или) владельцы исключительных имущественных прав на эти объекты сохраняют исключительное право осуществлять и разрешать использование данных объектов в любой форме и любым способом.
8.2. В случае действия авторского права и смежных прав с правообладателем заключается авторский договор, регулирующий право МарГУ использовать документ на условиях, определяемых договором с соблюдением обоюдных интересов, лицензионной и правовой чистоты электронного документа.
9. Организация работы, ответственность и руководство
9.1. Руководство работой Региональной коллекции ЦОР осуществляет ******.
9.2. Методическую помощь и координацию совместной работы МИО, МРЦИО, НМЦ осуществляет *****.
9.3. Ответственность за техническую поддержку Региональной коллекции ЦОР осуществляет *******.
10. Порядок предоставления информационных материалов пользователям
10.1. Материалы, размещенные в библиотеке электронных учебных изданий, допускается использовать, копировать, цитировать исключительно в некоммерческих целях с соблюдением соответствующих положений действующего авторского законодательства с обязательным указанием имени автора произведения и источника заимствования.
10.2. Доступ к электронным ресурсам библиотеки имеют все пользователи интернет.
|