Номинация "Интерактивная школа", Лот 2, "Употребление в речи прилагательных, противоположных по смыслу.", МСКОУ школа-интернат II вида №12, Сергеева М.Г.
Submitted by Марина Сергеева on Sat, 12/03/2011 - 10:49
Урок развития речи
Тема: Употребление в речи прилагательных, противоположных по смыслу.
Цели :
- научить различать прилагательные , противоположные по значению ,употреблять в речи .
Данный урок тесно связан с предыдущими темами «Слова, отвечающие на вопрос Какой? Какая? Какое? Какие?», «Слова – признаки в речи») и опирается на них. На уроке прослеживается межпредметная связь с уроками грамматики.Учащиеся на уроке должны усвоить понятия противоположности значения по форме, размеру, цвету и т.д. Лексика по данной теме поможет в изучении понятий "имя прилагательное", "антонимы".
Реальные учебные возможности класса средние, у школьников более развита зрительная память. Эти особенности необходимо учесть при проведении урока. Сочетание учебного материала с различными игровыми моментами , предметной деятельностью побуждает учащихся к активной работе на протяжении всего урока.
Работоспособность учащихся обеспечится за счет оптимального сочетания способов, форм, средств, приемов и методов обучения, чередования видов деятельности, интересного познавательного материала, на котором построен урок.
Формы организации работы детей.
На уроке используются разные формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы организации работы учителя.
На уроке будут использованы словесный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский методы обучения.
Чередование видов деятельности, оптимальное их сочетание, посильные задания с учетом учебных возможностей детей, актуальный жизненный материал, игровые и занимательные моменты, создание ситуации успеха, поддержка, доброжелательность, взаимопонимание, эмоциональность урока обеспечат решение всех задач, поставленных на уроке.
Психологическая атмосфера должна отличаться доброжелательностью не только со стороны учителя, но и со стороны учеников. Словесные поощрения, поддержка, тактичность, комментарии, оформление урока – все это должно способствовать поддержанию хорошей психологической атмосферы.
Методическая и педагогическая эффективность используемых технологий.
При подготовке учитывались программные требования, образовательные стандарты, которые предполагают умение учащихся выделять, распознавать имена прилагательные, употреблять их в речи. На уроке прослеживаются межпредметные связи уроков развития речи и уроков грамматики.
Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных задач. Она обусловлена технологией сотрудничества, личностно-ориентированными, здоровьесберегающими, информационно-коммуникационными технологиями.
Учащиеся заинтересованно работают, осваивают больший объем работы по сравнению с обычными уроками, повышается результативность обучения. Все это свидетельствует о том, что методика компьютерной поддержки уроков развития речи и грамматики эффективна. Важным на уроках является наличие иллюстративного материала.
Перегрузки и переутомления учащихся не должно быть, время на уроке распределено рационально.
1 Оргмомент.
-Какое сейчас время года?
- Назовите осенние месяцы.
-Назовите первый осенний месяц
-Какие листья осенью становятся красными?
На уроке развития речи мы будем хорошо произносить твёрдый и мягкий звук «с»
СА – СЯ ОСЕНЬ
СЫ-СИ ОСЕННИЙ
СО – СЁ СИНИЙ
Прочитайте только слоги с твёрдым звуком, с мягким звуком.
Сейчас ранняя осень?
Сегодня ясная погода?
Какое небо?
Сегодня на уроке мы будем говорить слова –признаки , которые отвечают на вопросы КАКАЯ? КАКОЕ? КАКОЙ?
Повторим окончания. (ИД)
Угадайте о чём или о ком я говорю:
Бурый, мохнатый, косолапый ….
Родная, любимый, единственная ….
Спелое, круглое, сладкое ….
(ИД)
На доске 2 яблока. Какое яблоко ты хочешь съесть?
Я хочу съесть …
Я не хочу съесть…
Яблоки одинаковые?
Давайте назовём разные признаки предметов (верёвочки, ленты, сумки, соль, сахар) на ваших столах.
· Какая верёвочка? (толстая -тонкая)
· Покажите длинную линейку, а другая линейка …?
· Возьми сумку. Какая? А какая у тебя сумка?
· Какой стул?(твёрдый -мягкий)
· Какие у тебя ленты?
· Какой вкус? А это какой вкус?
(ИД) Подбери пару слов-признаков
На столах слова и у меня слова. Если пара к моему слову, то выходите и вешайте на доску.
Смелый (трусливый)
Здоровый(больной)
Горячий (холодный)
Светлый (тёмный)
Зимний (летний)
Длинный (короткий)
Чётный (белый)
(ИД) Дополни предложения
Слон большой, а мышка ….
Зимой погода холодная, а летом …
Лев смелый, а мышка ….
Физминутка
Слова-неприятели спорят весь день
Один скажет : «Солнце»
Другой скажет : «Тень»
Один скажет : «Близко»
Другой : «Далеко»
Один скажет : «Низко»
Другой : «Высоко»
Стихи на слух (демонстрация только картинки ИД)
Вы должны услышать слова-признаки разные по значению.