Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании толерантности у детей

Submitted by Татьяна Николаевна Некрылова on Sat, 12/03/2011 - 23:16

 

 В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества - это нетерпимость, обусловленная гипертрофированным ощущением собственной ценности, личным, национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношением к мнениям, отличающимся от своего.
Известно, что семья формирует внешние социально-приемлемые формы поведения ребенка, а школа занимается преимущественно интеллектуальным развитием. Важная составляющая эстетического духовно-нравственного воспитания – это развитие толерантности у учащихся. И основная задача заключается в том, чтобы определить, кто и какую роль играет в этом развитии.
Прежде всего, хотелось бы уточнить, что понятие толерантность будет рассматривается не как синоним словам «терпимость» и «терпение», а как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. То есть признание того, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям, и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Российское образование всегда подразумевало органичное и неразделимое единство семьи и школы. В настоящее время они, прежде всего, должны помогать осознанию подростком своего места в современном обществе, собственного культурного мировоззрения, учить жить и адаптироваться. Роль семьи именно в таком понимании на сегодняшний день особенно актуальна: в ситуации обостряющихся межэтнических и межконфессиональных конфликтов на первый план выходит проблема воспитания неконфликтной личности.
Известно, что подростковый возраст является наиболее способным к усвоению социально значимых ценностей и формированию толерантности. Именно в этом возрасте происходит осознанное познание мира, идет поиск приемлемых социальных ролей, личностного самоопределения, развитие социальной активности и социальной ответственности, стремление проявить себя за рамками ближайшего социума. Поэтому формирование понимания проблем толерантного поведения особенно необходимо развивать и воспитывать у учащихся в школе.
 
Особенности подросткового возраста, оказывающие влияние на формирование толерантности:

Положительные
Отрицательные
интерес подростков к образу жизни других людей
повышенная конфликтность
внимание к вопросам собственной культурной идентичности
эгоизм
стремление заявить о своем мнении по волнующим взрослых проблемам
инфантилизм
определение своей позиции в сфере человеческих отношений
национальная нетерпимость
развитие рефлексии и чувства социальной ответственности
слабый интерес школьников к культуре

 
Родители:
Большое значение имеет образованность родителей, глубина интереса к взаимоотношениям с детьми, попытка осмыслить какие-то конкретные проблемы, с которыми они сталкиваются. Воспитывая в детях стремление к добру, взаимоуважению, любви, сочувствию и состраданию, родители создают образ будущего мира. Невозможно ожидать, что дети станут толерантными, высоконравственными личностями сами по себе, и что окружающий мир прекратит быть безнравственным и враждебным без наших усилий. По этой причине родителям следует активно участвовать в творчестве своих детей с самого раннего детства. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми.
Размышляя над далекими перспективами воспитания собственных детей, родители довольно расплывчато определяют эталоны. Более понятными для подростков остаются представления о допустимости или недопустимости различных форм поведения, но вопросы, касающиеся формирования качеств толерантной личности остаются за пределами домашнего быта и внутрисемейных отношений.
Одна из проблем состоит в том, что современным родителям не хватает практических навыков эффективного общения с ребёнком. И поэтому одним из приоритетных направлений воспитательной работы является формирование культуры семейных отношений, повышение родительской ответственности за воспитание детей, сохранение и укрепление семейных ценностей.
Педагоги:
В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы: по ознакомлению учащихся с понятиями «толерантность», «толерантная личность», «границы толерантности»; по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, и организацией диалоговых форм работы.
Но все это не поможет решить проблему воспитания толерантности, пока дети не увидят, и не прочувствуют её на себе. Исходя из этого можно сделать вывод, что, прежде всего толерантности не хватает самим педагогам. А ведь самая важная часть воспитания толерантности, то насколько педагог умеет понять ребенка, его нужды, состояние, то, как он может сохранить баланс между толерантностью и требовательностью.
Семья во многом может помочь школе. В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, поскольку, прежде всего, личный пример взрослых воспитывает у школьников национальное сознание, отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам, толерантность к другим взглядам, традициям, верам.  
Регулирование взаимоотношений родителей и детей, способствующее формированию толерантности у взаимодействующих сторон, для меня, как для классного руководителя,  означает:
  • изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия родителей и детей;
  • выявление трудностей, проблем взаимодействия в семье и отбор педагогических средств его регулирования;
  • организацию изучения и обобщения передового опыта взаимодействия родителей и детей;
  • пропаганду лучших достижений взаимодействия родителей и детей;
  • обучение учащихся и родителей совместной деятельности и общению;
  • создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов родителей и детей при организации совместной деятельности.
Знакомство с семьей школьника я начинаю с анкетирования, которое дает представление о социально-бытовых условиях проживания ребенка, о понимании родителями задач семейного воспитания. Анкета заставляет и самих родителей задуматься об отношении к ребенку и выявить просчеты в семейном воспитании. На основании результатов анкеты определяю основные вопросы для бесед и темы родительских собраний. Для того, чтобы родительские собрания были эффективны предлагаю родителям принять участие в планировании содержания занятий. Это позволяет заранее определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме или совместном деле в классе. Темы для проведения родительских собраний могут быть следующие: “Значение эмоций для формирования положительного отношения ребенка с окружающим миром", “Наши трудные дети”, “Семейные проблемы. Как их решать?”
Наибольшую эффективность дают совместные занятия по углубленному изучению основ воспитания толерантности в семье. При подготовке к ним я , изучая литературу, повышаю свою компетентность в данном вопросе, а родители , взаимодействуя с детьми, приобретают практические навыки эффективного общения с ребёнком.
В качестве примера приведу 2 занятия, которые проводились мной совместно с родителями и учащимися.
Занятие № 1 Проблема толерантности в семье.
Цель:
- определять особенности проявления толерантности или интолерантности во взаимодействиях родителей и детей, строить на основе этих данных педагогическую деятельность с семьей и воспитанниками.
Ход занятия:  Приложение 1
 
Занятие №2. Круглый стол. Толерантность – путь разрешения конфликтов, возникающих дома.
Цель:
- способствовать большему развитию взаимопонимания между родителями, детьми, учителями.
Задачи:
- выявление взаимоотношений между родителями и детьми.
- выработка путей бесконфликтного выхода из спорных ситуаций;
- акцентирование внимания родителей на уважении к правам личности (ребенок, учитель, родитель);
Планируемый результат:
 - выявление проблем родителей с собственными детьми;
 - укрепление контактов с семьями учащихся;
 - укрепление взаимопонимания родителей, детей и учителей, стремление взаимодействовать.
Ход занятия: Приложение 2
Результативность деятельности:
 В последнее время общество испытывает постоянно растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями. Получив необходимые информации о толерантности на спецкурсе, родители смогут решить многие вопросы, возникающие между взрослыми членами семьи и детьми. Консультации специалистов помогут им сохранить теплые, доверительные и дружеские отношения с детьми. Для многих такое общение может стать поворотным шагом в жизни.
    Родители, поняв всю сложность проблемы, станут более внимательными к своим детям. Будут больше уделять внимания их психическому и физическому состоянию.
    Реализация данной программы даст возможность решать не только образовательные, но и воспитательные задачи, так же она поможет родителям повысить их педагогический уровень и главным образом повлиять на благополучие и развитие ребёнка в семье. 
Прикрепленный файл Size
прил 1.docx 15.42 KB
прил 2.docx 13.76 KB


Фото пользователя Елена Александровна Годунова

На: Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании толерантно


Татьяна Николаевна,спасибо за ваш материал! Новый взгляд на воспитание толерантности. К сожалению,ваш материал не прикреплен ни к одному сообщесту,его видно только тем,кто просматривает раздел "Все материалы на сайте". Предлагаю разместить его в Методическом сообществе по воспитанию толерантности, прежде нужно стать его участником( нажать справа на "присоединиться") Буду рада, если вы познакомитесь с материами сообщества

Комментарий был изменен с момента создания (lena 1, вс, 13/03/2011 - 06:08).
Елена Годунова,Новосибирская область, админ сообщества "Право имеет каждый!" http://www.openclass.ru/community/186743


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн