Современные тенденции воспитания в школе
Тенденция -
«направленье, стремленье, тягота к чему-либо» (В. Даль);
«направление развития, склонность» (С.И. Ожегов);
«направление развития какого-либо явления, мысли, идеи (Большой энциклопедический словарь).
ü В каких направлениях развивается воспитательная работа в современных школах?
ü Какие положительные изменения и процессы в ней происходят?
ü Какие тенденции развития воспитания в школе наиболее важны и жизнеспособны?
Познакомимся с представленным перечнем современных тенденций развития воспитания в школе. Соотнесём его с собственным мнением, опытом, практикой вашей школы. Подумаем вместе над предложенными проблемами.
Тенденция 1: направленность воспитания на развитие субъектности ребёнка.
Субъектность - способность осознавать себя носителем знаний, воли, отношений, производить осознанный выбор в системе социальных отношений, отдавать себе отчёт в своих действиях, быть стратегом собственной жизни, осмысливать связи своего «я» с другими людьми.
! Субъектность развивается в результате духовных усилий самого ребёнка в условиях социальной жизни и при педагогической поддержке.
Педагог поможет ребёнку в его восхождении к субъектности, если:
- будет побуждать его к свободному выражению своего Я;
- поможет наладить диалог с другим Я;
- научит предвидеть последствия своих действий;
- создаст условия для свободного выбора и научит выбор осуществлять;
- научит рефлексии, оценке результата своей деятельности;
- поможет выработать умение планирования своей деятельности на основе достигнутого результата.
? Подумаем вместе: какие формы, методы, технологии воспитательной работы можно использовать в целях педагогической поддержки развития субъектности ребёнка?
Тенденция 2: формирование здорового образа жизни и культуры здоровья ребёнка, в первую очередь через занятия физической культурой и спортом.
Современное отношение к физической культуре и спорту:
- это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности,
- это организация общественно-полезной деятельности,
- это организация рационального досуга школьников,
- это профилактика заболеваний,
- это адаптация к условиям современной жизни.
! Алгоритм деятельности педагога:
Трансляция знаний о ЗОЖ
создание условий для доступа к занятиям физкультурой и спортом разных категорий учащихся
формирование потребности детей в регулярных занятиях физкультурой и спортом
использование этих занятий для физического развития и нравственного формирования личности
социально-значимые проекты пропаганды ЗОЖ и развития физкультуры и спорта.
? Подумаем вместе: какой конкретной деятельностью может наполнить этот алгоритм классный руководитель?
Тенденция 3: повышение роли воспитания как средства культурного самоопределения детей в поликультурном общетсве.
Культурное самоопределение — составная часть социализации. Точка обращения личности к культурному самоопределению лежит в подростковом возрасте.
Сегодня массовая и классическая культура сосуществуют и дополняют друг друга. Современный подросток «попадает» в культуру через её «массовый ход». Педагогам, стремящимся к культуросообразности собственной практики, нельзя этого не учитывать, преодолевая, с одной стороны, собственный однозначный негативизм к массовой попкультуре и, с другой стороны, отчуждение подростков от классических образцов культуры.
Задача: педагогическая поддержка культурного самоопределения подростков. Технология — организация полипозиционного взаимодействия школьников (группы, класса) в поликультурном пространстве, состоящем из искусства, масс-медиа (телевидение, газеты, молодёжные журналы, интернет), молодёжных субкультур. В границах прстранства различных культур и мнений подростки могут обрести способность к культурному самоопределению. (Д.В.Григорьев. Социокультурное самоопределение подростка. http://www.portalus.ru)
Доступность других культур создаёт условия для идентификации ребёнка с другими культурами, а также для принятия и освоения культуры национальной, как части мировой.
? Подумаем вместе: есть ли в нашей школе опыт применения технологиии педагогической поддержки? Какое место в нашей педагогической практике по воспитанию культуры занимают дискуссионные формы работы?
Тенденция 4: поиск форм «деятельного» патриотизма, конструктивных проектных форм патриотического воспитания
! Часто патриотическое подменяется военно-патриотическим, практикуется так сказать монументально-ритуальный патриотизм со взглядом, обращённым лишь в легендарное прошлое. А ведь патриотизм — это не только диалог с историей и культурой.
Патриотизм - это общественно-историческое явление, социально-нравственная ценность, сложное нравственное качество.
Патриотизм составляет необходимое условие дальнейшего прогрессивного развития страны, государства.
Патриотизм выступает как побуждение, толчок к патриотически направленной деятельности.
Патриотическое воспитание в современной школе это процесс взаимодействия детей и взрослых, направленный на развитие:
- патриотических чувств,
- патриотических убеждений,
- устойчивых норм патриотического поведения,
- патриотической социально значимой деятельности, приобретение опыта самостоятельного патриотического общественного действия.
Сущностью данного процесса является освоение воспитанниками прогрессивного патриотического опыта, позволяющего сформировать ценностное отношение к патриотизму. Процесс патриотического воспитания основан сегодня на принципе гибкости и вариативности: своевременно реагирует на изменение социально-педагогической ситуации, использует разнообразные сочетания форм и методов педагогического взаимодействия с учетом особенностей контингента воспитанников и социума.
? Подумаем вместе: как совместить традиционный опыт и современные подходы к патриотическому воспитанию?
Тенденция 5: повышение роли системности воспитательного взаимодействия.
В условиях вариативного подхода к образованию система воспитательной работы во многих школах вырастает в воспитательную систему школы, отражая её специфику и уникальность. Именно воспитательная система определяет лицо школы, её миссию, не даёт превратиться в безликое ОУ.
В основу воспитательной системы современной школы закладываются идеи гуманистических воспитательных концепций:
Ø системного построения процесса воспитания В.А.Караковского,
Ø системно-ролевой теории формирования личности Н.М.Таланчука,
Ø концепции воспитания как компонента социализации М.И.Рожкова,
Ø концепции формирования образа жизни, достойной Человека Н.Е.Щурковой,
Ø концепции воспитания ребёнка как человека культуры Е.В.Бондаревской,
Ø концепции воспитания на основе потребностей человека В.П.Сазонова,
Ø концепции самовоспитания школьника Г.К.Селевко,
Ø концепции педагогической поддержки ребёнка в процессе его развития О.И.Газмана.
Выбор концептуальных идей определяется тем или иным подходом к воспитанию: системный подход дополняется личностно-ориентированным, деятельностным, компетентностным. Важно проанализировать приемлемость того или иного подхода, той или иной воспитательной концепции для конкретного учреждения в конкретном образовательном пространстве.
Разумеется, не все педагогические коллективы будут реализовывать ту или иную педагогическую концепцию в чистом виде. Педагогическая мудрость и творчество находят оптимальное сочетание элементов различных подходов и концепций, которые в ходе педагогической практики адаптируются друг к другу, создавая ту уникальную педагогическую систему, которая определяет образ школы, обеспечивает осуществление её миссии.
Механизмом, с помощью которого педагогический коллектив реализует свои концептуальные воспитательные подходы и установки, является программа воспитания учреждения.
? Подумаем вместе: какие подходы и концепции воспитания заложены в основу воспитательной программы вашего учреждения? Какие механизмы их реализации предусмотрены в программе?
Тенденция 6: активизация деятельности школ по целенаправленному формированию воспитательного пространства, взаимодействию со средой, сетевому взаимодействию.
Современная школа - это открытое ОУ, активный агент социализации. В решение проблем образования, воспитания вовлекается широкий круг заинтересованных лиц и организаций.
Образовательное пространство - это система, включающая в себя:
- совокупность применяемых образовательных технологий,
- внеучебную работу,
- управление учебно-воспитательным процессом;
- взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.
Роль образовательного пространства заключается в том, что оно стимулирует развитие и саморазвитие каждого включенного в нее индивида, является условием для личностного и творческого развития детей и педагогов, средой развития и воспитания личности.
Важно выделять в образовательном пространстве педагогически организованные и педагогически неорганизованные среды.
К педагогически организованным средам мы относим:
- учебно-развивающую среду школы,
- внеклассную досугово-развивающую среду.
Педагогически неорганизованные среды, среды свободной жизнедеятельности, неформального общения:
внешкольная образовательная среда, массово-коммуникационная среда, среда семейная, среда возрастного общения, среда просветительских учреждений
Культурно-образовательное пространство - развивающаяся целостность, структурные элементы которой используются субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей.
Эти общие подходы необходимо учитывать при определении содержания понятия «воспитывающая среда».
Воспитывающая среда - совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. (Н.Е.Щуркова)
Н.Е.Щуркова подразделяет воспитательную среду на предметно-пространственное, поведенческое, событийное и информационное культурное окружение.
Предметно-пространственное окружение школьника:
обустройство помещений и территории школы, одежда школьников и педагогов создают психологический фон, становится фактором воспитания личности ( в случае, когда они «вочеловечены», когда материальные средства выступают для всех в школе как условие наилучшего состояния каждого члена коллектива, когда человек активно заботится об этом мире, творчески преобразуя предметное пространство школьного дома).
Поведенческая среда школы:
рождается как некая единая карта поведения, свойственного школьнику в данной школе, за счет доминирования тех или иных поведенческих форм: интонации в обращении, мимики и жестов при беседе, характера совместной деятельности детей и педагогов, способов разрешения конфликтов и сложных ситуаций этического порядка.
Событийное окружение:
совокупность событий, попадающих в поле восприятия воспитанника, служащих предметом оценки, поводом к раздумью и основанием для жизненных выводов.
Информационное окружение школьника:
является воспитывающим, когда в школе есть культурно укомплектованная библиотека и читальный зал при ней; педагоги (в союзе с родителями) приобщают детей к домашнему чтению, грамотно используются ИКТ.
Таким образом, педагогические действия со средой можно охарактеризовать как использование потенциалов среды, ограничение негативных факторов среды, усиление позитивных факторов, моделирование среды.
В основе моделирования культурно-образовательного пространства лежит обогащение педагогически значимыми событиями устоявшихся микросред: учебно-развивающей и внеклассной досугово-развивающей среды; внешкольной образовательной среды, массово-коммуникационной, возрастной, семейной сред, культуросозидающей среды просветительских учреждений.
! Задача: максимально эффективно использовать воспитательный потенциал образовательного пространства школы, целенаправленно моделировать воспитывающую среду.
? Подумаем вместе:
Ø Каковы особенности культурно-образовательного, воспитательного пространства вашей школы?
Ø Как они учитываются и используются в воспитательной работе?
Ø Какие меры принимаются по моделированию воспитывающей среды?
Тенденция 7: активный поиск форм сотрудничества в образовании между государством и церковью.
Начинают появляться формы, приемлемые как для школы, так и для церкви.
! Но сохраняется опасность возникновения двух крайностей — либо школа полностью отгораживается от церкви, либо церковь утверждает свой приоритет, прежде всего в нравственном воспитании.
Работа в данном направлении сконцентрирована в нашей области в рамках деятельности Межрегионального Центра возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение» (http://nasledie.68edu.ru/).
Ведущие понятия проекта: духовность, национальная самобытность, качественное образование, здоровье, патриотизм, экология среды, гражданская позиция, самореализация и саморазвитие.
Формы взаимодействия школы и церкви:
- разработка образовательных программ по формированию духовно нравственной культуры;
- совершенствование профессионального обучения и повышения квалификации педагогов; подготовка педагогов, обладающих высоким уровнем знаний и компетенций, инициативой, ответственностью, сориентированных на работу по духовно-нравственному воспитанию населения, детей, молодежи (учитель – диалог светского и религиозного образования);
- участие в федеральном эксперименте по апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
- разработка сквозной системы обучения родному языку (семья – дошкольное учреждение – общеобразовательная школа – дом культуры – библиотека – церковь – местные средства массовой информации);
- возрождение народных ремесел, выращивание народных умельцев, обучение навыкам народной художественной культуры (ткачество, резьба, вышивание, плетение и т.д.);
-вовлечение школьников, родителей, педагогов в художественную самодеятельность, народное творчество, культурный досуг и другие формы эстетической деятельности;
- подготовка и проведение массовых образовательных и воспитательных мероприятий, обогащение содержания и методов культурно-воспитательной работы;
- подготовка культурных и предприимчивых хозяев: вовлечение школьников в систему современных экономических, производственных, отношений, развитие у детей и молодежи важнейших трудовых, технических умений и навыков, необходимых современному человеку;
- формирование потребности в здоровом образе жизни:
положительного отношения к разумной организации досуга, потребности в повседневных занятиях физкультурой и спортом; оказание индивидуальной помощи наиболее одаренным детям, спортсменам, работа с ослабленными детьми; оказание помощи нуждающимся в преодолении вредных привычек (курение, пьянство и др.);
- работа с семьей:
расширение культурных и духовных потребностей семьи: семейное творчество, организация выставок, распространение семейных форм организации досуга, отдых детей с родителями.
- совместная социальная деятельность:
создание постоянно действующей системы служб социальной помощи различным категориям населения и прежде всего детям; оказание помощи престарелым, ветеранам войны и труда, организация концертных выступлений, заготовка овощей, фруктов и т.д;
участие в благоустройстве и озеленении населённого пункта.
? Подумаем вместе:
На каком уровне находится взаимодействие вашей школы с церковью? Какие его формы используются в воспитательной работе? Какие существуют проблемы управленческого, образовательного, этического характера? Каковы перспективы такого взамодействия?
Тенденция 8: активизация использования информационных технологий как воспитательного ресурса.
Если в обучении получены серьёзные результаты по реализации возможностей информационных технологий, то в воспитании этот процесс в самом начале. Расширение сферы поликультурного общения и педагогов и школьников, положительное значение ряда компьютерных игр, совместные проекты — необходима разработка новых разнообразных форм применения инфомационных технологий в сфере воспитания.
Возможности использования ИКТ в организации воспитательного процесса ве лики. Информационные технологии:
Ø повышают и стимулируют интерес;
Ø активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности;
Ø позволяют моделировать и визуализировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного ряда;
Ø позволяют индивидуализировать воспитание;
Ø предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернет для подготовки докладов, рефератов, составления сценариев;
Ø предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;
Ø создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.
Существует опыт применения таких форм использования ИКТ в воспитательной работе, как:
Ø разработка индивидуальных и коллективных проектов по техническому и творческому обеспечению воспитательного процесса и различных внеурочных мероприятий, проблемам и направлениям воспитательной работы;
Ø компьютерное сопровождение воспитательных программ как средство реализации современных педагогических технологий;
Ø поиск теоретической и методической информации, материалов, сценариев и разработок для организации воспитательной работы;
Ø работа с графической информацией — сканирование, обработка, создание графических проектов (презентаций, видеофильмов и др.);
Ø работа со звуком — запись, обработка, монтаж, звуковое сопровождение различных мероприятий;
Ø социально-педагогическая и психологическая диагностика с помощью компьютера; мониторинг качества воспитания;
Ø использование компьютера в ходе внеклассных занятий и мероприятий (демонстрация, музыкальное сопровождение);
Ø создание электронной газеты;
Ø кружки и клубы (компьютерного дизайна, анимации, электронной музыки);
Ø сайты классов, детских организаций, клубов, студий;
Ø сетевое он-лайн общение участников воспитательного процесса.
! Цель: создание единого информационного пространства в воспитательной работе школы.
? Подумаем вместе: что необходимо сделать, чтобы ИКТ стали эффективным ресурсом воспитательной работы в вашей школе?
Тенденция: изменение профессионального мышления педагога, формирование педагога с позицией воспитателя.
Школе будущего требуются педагоги с изменённым профессиональным мышлением, новой личностно-профессиональной позицией. «Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании», - говорил А. Дистервег. Как отмечено в образовательных стандартах, педагог должен принимать ценностные ориентации и нравственные нормы, определяющие атмосферу в образовательном учреждении, обладать высокими моральными качествами.
Каждому педагогу важно изменить угол зрения и свою позицию, увидеть в ученике растущего, как побег, саморазвивающегося самостроителя, стать садовником, и разыгрывать сценарии педагогических событий в соответствии с личностными особенностями учеников, для развития конкретных свойств конкретного ученика в нужное именно для него время и в уместных именно для него обстоятельствах. Только так педагог способен помочь ребёнку в решении его естественно-культурных, социально-культурных, социально-психологических задач.
Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика, установку на диалог, на открытое общение, освоить приёмы эмоциональной саморегуляции, развить эмпатию, педагогический такт, деликатность. Необходимо ориентироваться в первую очередь на развитие ребёнка, научиться создавать ему условия для самоопределения, самореализации, освоить технологии групповой и индивидуальной, работы в ситуациях выбора. Важно уметь анализировать результаты своей работы, вовремя перестраивать её, брать на себя ответственность.
Воспитание в современной школе - это мастерство и искусство глубинного общения, в нём нет и не может быть ничего заранее предугаданного, а действуют интуитивные, вероятностные процессы. каждый ребёнок требует иной педагогической поддержки, тут нужен особый педагогический талант, творческая работа, соблюдение особой этики поддержки, сущность которой - единство нравственных и педагогических норм.
? Подумаем вместе: проанализируем собственную педагогическую позицию с точки зрения современных подходов к воспитательной работе в школе.
Перечень тенденций развития воспитания в современной школе можно пополнять. Среди них найдутся позитивные и отрицательные. Подобное осмысление поможет педагогу определить актуальность и своевременность своей деятельности, прогнозировать и совершенствовать её.
? Подумаем вместе:
Какие процессы в развитии воспитания в современной школе вас вдохновляют? Какие — тревожат? Предлагаем обменяться мнениями.
|