Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Современные тенденции воспитания в школе

Современные тенденции воспитания в школе

 

Тенденция -  

«направленье, стремленье, тягота к чему-либо» (В. Даль);

«направление развития, склонность» (С.И. Ожегов);

«направление развития какого-либо явления, мысли, идеи (Большой энциклопедический словарь).

 

ü     В каких  направлениях  развивается  воспитательная работа в современных школах? 

ü     Какие положительные  изменения и процессы в ней происходят?

ü     Какие  тенденции   развития воспитания в школе наиболее  важны  и жизнеспособны?

 

                Познакомимся  с представленным перечнем современных тенденций развития воспитания в школе. Соотнесём его с собственным мнением, опытом, практикой  вашей школы. Подумаем вместе над предложенными проблемами.

 

Тенденция 1: направленность воспитания на развитие субъектности ребёнка.

 

Субъектность - способность   осознавать  себя носителем знаний,  воли, отношений,  производить  осознанный  выбор  в  системе социальных отношений, отдавать  себе  отчёт  в  своих  действиях, быть стратегом собственной  жизни,  осмысливать  связи  своего  «я»  с  другими людьми.

 

! Субъектность развивается в результате духовных усилий самого ребёнка в условиях социальной жизни и при педагогической поддержке.  

 

Педагог поможет ребёнку в его восхождении к  субъектности, если:

-                             будет побуждать его к свободному выражению своего Я;

-                             поможет наладить диалог с другим Я;

-                             научит предвидеть последствия своих действий;

-                             создаст условия для свободного выбора и научит выбор осуществлять;

-                             научит рефлексии, оценке результата своей деятельности;

-                             поможет выработать умение планирования своей деятельности на основе достигнутого результата.

 

?  Подумаем вместе: какие формы, методы, технологии  воспитательной работы можно использовать в целях педагогической поддержки развития субъектности ребёнка? 

 

Тенденция 2:  формирование здорового образа жизни  и культуры здоровья ребёнка, в первую очередь через занятия физической культурой и спортом.

Современное отношение к физической культуре и спорту:

- это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности,

- это организация общественно-полезной деятельности,

- это организация рационального досуга школьников,

- это профилактика заболеваний,

- это адаптация к условиям современной жизни.

! Алгоритм деятельности педагога:

Трансляция знаний о ЗОЖ             

 создание условий для доступа к занятиям физкультурой и спортом разных категорий учащихся 

формирование потребности детей в регулярных занятиях физкультурой и спортом

               

использование этих занятий для физического  развития  и нравственного формирования личности

социально-значимые проекты пропаганды ЗОЖ и развития физкультуры и спорта.

 

?  Подумаем вместе: какой конкретной деятельностью может наполнить этот алгоритм классный руководитель?

 

 

Тенденция 3: повышение роли воспитания как средства культурного самоопределения детей в поликультурном общетсве.

Культурное самоопределение — составная часть социализации. Точка обращения личности к культурному самоопределению лежит в подростковом возрасте.

Сегодня массовая и классическая культура сосуществуют и дополняют друг друга. Современный подросток «попадает» в культуру через её «массовый ход». Педагогам, стремящимся к культуросообразности собственной практики, нельзя этого не учитывать,  преодолевая, с одной стороны, собственный однозначный негативизм к массовой попкультуре и, с другой стороны, отчуждение подростков от классических образцов культуры.

Задача: педагогическая поддержка культурного самоопределения подростков. Технология — организация полипозиционного взаимодействия школьников (группы, класса) в поликультурном пространстве, состоящем из искусства, масс-медиа (телевидение, газеты, молодёжные журналы, интернет), молодёжных субкультур. В границах прстранства различных культур и мнений подростки могут обрести способность к культурному самоопределению. (Д.В.Григорьев. Социокультурное самоопределение подростка. http://www.portalus.ru)

Доступность  других  культур  создаёт условия  для идентификации ребёнка с другими культурами, а также для принятия и освоения  культуры национальной, как части мировой. 

?  Подумаем вместе: есть ли в  нашей школе опыт применения технологиии  педагогической поддержки? Какое место в нашей педагогической практике по воспитанию культуры занимают дискуссионные формы работы?

 

Тенденция 4: поиск  форм «деятельного» патриотизма, конструктивных проектных  форм патриотического воспитания

 

! Часто патриотическое  подменяется военно-патриотическим, практикуется так сказать монументально-ритуальный  патриотизм  со взглядом, обращённым  лишь в легендарное прошлое.  А ведь патриотизм — это не только  диалог с историей и культурой.

 

Патриотизм - это общественно-историческое явление,  социально-нравственная ценность,  сложное нравственное качество.

Патриотизм составляет необходимое условие дальнейшего прогрессивного развития страны, государства.

Патриотизм выступает как побуждение, толчок к патриотически направленной деятельности.

Патриотическое воспитание в современной школе это  процесс взаимодействия детей и взрослых, направленный на развитие:

- патриотических чувств,

- патриотических убеждений,

- устойчивых норм патриоти­ческого поведения,

- патриотической социально значимой деятельности, приобретение опыта самостоятельного патриотического общественного действия.

Сущностью данного процесса является освоение воспитанниками прогрессивного патриотического опыта, позволяющего сформировать ценностное отношение к патриотизму. Процесс патриотического воспитания  основан сегодня на принципе   гибкости и вариативности: своевременно реагирует на изменение социально-педагогической ситуации, использует разнообразные сочетания форм и методов педагогического взаимодействия с учетом особенностей контин­гента воспитанников и социума.

?  Подумаем вместе: как совместить традиционный опыт и современные подходы к патриотическому воспитанию?

 

 

Тенденция 5: повышение роли системности воспитательного взаимодействия.

 

В условиях вариативного  подхода к образованию система воспитательной работы во многих школах  вырастает в воспитательную систему школы, отражая её специфику и уникальность. Именно воспитательная система определяет лицо школы,  её миссию,  не даёт превратиться в безликое ОУ.

В основу воспитательной системы современной школы закладываются  идеи гуманистических воспитательных концепций:

Ø                                                                                       системного построения  процесса воспитания В.А.Караковского,

Ø                                                                                       системно-ролевой теории формирования личности Н.М.Таланчука,

Ø                                                                                       концепции воспитания как компонента социализации М.И.Рожкова,

Ø                                                                                       концепции формирования образа жизни, достойной Человека Н.Е.Щурковой,

Ø                                                                                       концепции воспитания ребёнка как человека культуры Е.В.Бондаревской,

Ø                                                                                       концепции воспитания на основе потребностей человека В.П.Сазонова,

Ø                                                                                       концепции самовоспитания школьника Г.К.Селевко,

Ø                                                                                       концепции педагогической поддержки ребёнка в процессе его развития О.И.Газмана.   

Выбор концептуальных идей определяется  тем или иным подходом к воспитанию: системный подход дополняется личностно-ориентированным,  деятельностным, компетентностным. Важно проанализировать  приемлемость того или иного подхода, той или иной воспитательной концепции для конкретного учреждения в конкретном образовательном пространстве.

Разумеется, не все  педагогические коллективы будут  реализовывать  ту или иную педагогическую концепцию в чистом виде. Педагогическая мудрость и творчество находят оптимальное сочетание элементов различных подходов и концепций, которые в ходе  педагогической практики  адаптируются друг к другу, создавая  ту  уникальную педагогическую систему,  которая  определяет образ  школы, обеспечивает  осуществление её миссии.

Механизмом, с помощью которого педагогический коллектив реализует свои концептуальные воспитательные подходы и установки, является программа воспитания учреждения.

?  Подумаем вместе: какие подходы и концепции воспитания заложены в основу  воспитательной программы вашего учреждения? Какие механизмы их реализации предусмотрены в программе?

 

         Тенденция 6: активизация деятельности школ по целенаправленному формированию воспитательного пространства, взаимодействию со средой, сетевому взаимодействию.

 

Современная школа  -  это открытое ОУ,  активный  агент социализации. В решение проблем  образования, воспитания  вовлекается широкий круг заинтересованных лиц и организаций.

Образовательное пространство - это система, включающая в себя:

- совокупность применяемых образовательных технологий,

- внеучебную работу,

- управление учебно-воспитательным процессом;

- взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.

Роль образовательного пространства заключается в том, что оно стимулирует  развитие и саморазвитие каждого включенного в нее индивида, является условием для личностного и творческого развития детей и педагогов, средой развития и воспитания личности.

Важно выделять в образовательном пространстве педагогически организованные и педагогически неорганизованные среды.

К педагогически организованным средам мы относим:

- учебно-развивающую среду школы,

- внеклассную досугово-развивающую среду.

Педагогически неорганизованные среды, среды свободной жизнедеятельности, неформального общения:

внешкольная образовательная среда, массово-коммуникационная среда, среда семейная, среда возрастного общения, среда просветительских учреждений

Культурно-образовательное пространство - развивающаяся целостность, структурные элементы которой используются субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей.

         Эти общие подходы необходимо учитывать при определении содержания понятия «воспитывающая среда».

Воспитывающая среда - совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. (Н.Е.Щуркова) 

Н.Е.Щуркова подразделяет воспитательную среду на предметно-пространственное, поведенческое, событийное и информационное культурное окружение.

Предметно-пространственное окружение школьника:

обустройство помещений и территории школы, одежда школьников и педагогов создают психологический фон, становится фактором воспитания личности ( в случае, когда они «вочеловечены», когда материальные средства выступают для всех в школе как условие наилучшего состояния каждого члена коллектива, когда человек активно заботится об этом мире, творчески преобразуя предметное пространство школьного дома).

Поведенческая среда школы:

рождается как некая единая карта поведения, свойственного школьнику в данной школе, за счет доминирования тех или иных поведенческих форм: интонации в обращении, мимики и жестов при беседе, характера совместной деятельности детей и педагогов, способов разрешения конфликтов и сложных ситуаций этического порядка.

Событийное окружение:

совокупность событий, попадающих в поле восприятия воспитанника, служащих предметом оценки, поводом к раздумью и основанием для жизненных выводов.

Информационное окружение школьника:

является воспитывающим, когда в школе есть культурно укомплектованная библиотека и читальный зал при ней; педагоги (в союзе с родителями) приобщают детей к домашнему чтению, грамотно используются ИКТ.

Таким образом, педагогические действия со средой можно охарактеризовать как использование потенциалов среды, ограничение негативных факторов среды, усиление позитивных факторов, моделирование среды.

В основе моделирования культурно-образовательного пространства лежит обогащение педагогически значимыми событиями устоявшихся микросред: учебно-развивающей и внеклассной досугово-развивающей среды; внешкольной образовательной среды, массово-коммуникационной, возрастной, семейной сред, культуросозидающей среды просветительских учреждений.

! Задача:  максимально эффективно использовать воспитательный потенциал образовательного пространства школы, целенаправленно моделировать воспитывающую среду.

?  Подумаем вместе:

Ø     Каковы особенности культурно-образовательного, воспитательного пространства вашей школы?

Ø     Как они учитываются и используются в воспитательной работе?

Ø     Какие  меры принимаются по моделированию воспитывающей среды?

 

Тенденция 7:  активный поиск форм сотрудничества в образовании между  государством и церковью.

 

          Начинают появляться формы,  приемлемые как для школы, так и для церкви.

!       Но сохраняется  опасность возникновения двух  крайностей — либо школа полностью отгораживается от церкви,  либо церковь утверждает свой приоритет, прежде всего в нравственном  воспитании.

 

         Работа в данном направлении сконцентрирована в нашей области в рамках деятельности Межрегионального Центра возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение» (http://nasledie.68edu.ru/).

Ведущие понятия проекта:  духовность, национальная самобытность, качественное образование, здоровье, патриотизм, экология среды, гражданская позиция, самореализация и саморазвитие.

Формы взаимодействия школы и церкви:

 - разработка образовательных программ по формированию духовно нравственной культуры;

                   - совершенствование профессионального обучения и повышения квалификации педагогов; подготовка педагогов, обладающих высоким уровнем знаний и компетенций, инициативой, ответственностью, сориентированных на работу по духовно-нравственному воспитанию населения, детей, молодежи (учитель – диалог светского и религиозного образования);

                   - участие в федеральном эксперименте по апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

                   - разработка сквозной системы обучения родному языку (семья – дошкольное учреждение – общеобразовательная школа – дом культуры – библиотека – церковь – местные средства массовой информации);

- возрождение народных ремесел, выращивание народных умельцев, обучение навыкам народной художественной культуры (ткачество, резьба, вышивание, плетение и т.д.);

 

-вовлечение школьников, родителей, педагогов в художественную самодеятельность, народное творчество, культурный досуг и другие формы эстетической деятельности;

 

- подготовка и проведение массовых образовательных и воспитательных мероприятий, обогащение содержания и методов культурно-воспитательной работы;

                   - подготовка культурных и предприимчивых хозяев: вовлечение школьников в систему современных экономических, производственных, отношений,  развитие у детей и молодежи важнейших трудовых, технических умений и навыков, необходимых современному человеку;

                   - формирование потребности в здоровом образе жизни:

положительного отношения к разумной организации досуга, потребности в повседневных занятиях физкультурой и спортом; оказание индивидуальной помощи наиболее одаренным детям, спортсменам, работа с ослабленными детьми; оказание помощи нуждающимся в преодолении вредных привычек (курение, пьянство и др.);

                   - работа с семьей:

расширение культурных и духовных потребностей семьи: семейное творчество, организация выставок, распространение семейных форм организации досуга, отдых детей с родителями.

                   - совместная социальная деятельность:

создание постоянно действующей системы служб социальной помощи различным категориям населения и прежде всего детям; оказание помощи престарелым, ветеранам войны и труда, организация концертных выступлений, заготовка овощей, фруктов и т.д;

участие в благоустройстве и озеленении населённого пункта.

?  Подумаем вместе:

         На каком уровне находится взаимодействие вашей школы с церковью? Какие его формы используются в воспитательной работе? Какие существуют проблемы управленческого, образовательного, этического характера? Каковы перспективы такого взамодействия?

 

         Тенденция 8:  активизация использования информационных технологий как воспитательного  ресурса.

 

         Если в обучении получены серьёзные результаты по реализации возможностей  информационных технологий,  то  в воспитании этот процесс в самом начале.  Расширение сферы поликультурного общения и педагогов и школьников, положительное значение ряда компьютерных игр, совместные проекты — необходима разработка новых разнообразных форм применения инфомационных технологий в сфере воспитания.

     Возможности использования ИКТ в организации воспитательного процесса ве лики. Информационные технологии:

Ø     повышают и стимулируют интерес;

Ø     активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности;

Ø     позволяют моделировать и визуализировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного ряда;

Ø     позволяют индивидуализировать воспитание;

Ø     предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернет для подготовки докладов, рефератов, составления сценариев;

Ø     предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;

Ø     создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.

Существует опыт  применения таких форм использования ИКТ в воспитательной работе, как:

Ø     разработка  индивидуальных и коллективных проектов по техническому и творческому обеспечению  воспитательного процесса и различных внеурочных мероприятий, проблемам и направлениям воспитательной работы;

Ø     компьютерное сопровождение воспитательных программ как средство реализации современных педагогических технологий;

Ø     поиск теоретической и методической информации,  материалов, сценариев и разработок   для организации воспитательной работы;

Ø     работа с графической информацией — сканирование, обработка, создание  графических проектов (презентаций, видеофильмов и др.);

Ø     работа со звуком — запись, обработка, монтаж, звуковое сопровождение различных мероприятий;

Ø     социально-педагогическая и психологическая диагностика с помощью компьютера; мониторинг качества воспитания;

Ø     использование компьютера в ходе внеклассных занятий и мероприятий (демонстрация, музыкальное сопровождение);

Ø     создание электронной газеты;

Ø     кружки и клубы (компьютерного дизайна, анимации, электронной музыки);

Ø     сайты классов, детских организаций, клубов, студий;

Ø     сетевое он-лайн общение участников воспитательного процесса.

!   Цель:    создание единого информационного пространства в воспитательной работе школы.

?  Подумаем вместе:   что необходимо сделать, чтобы ИКТ стали эффективным ресурсом воспитательной работы в вашей школе?

 

         Тенденция: изменение профессионального мышления педагога, формирование педагога с позицией воспитателя.

 

   Школе будущего требуются педагоги с изменённым профессиональным мышлением, новой личностно-профессиональной позицией.  «Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании», - говорил А. Дистервег. Как отмечено в образовательных стандартах,  педагог должен принимать  ценностные ориентации и нравственные нормы, определяющие атмосферу в образовательном учреждении, обладать высокими моральными качествами.

 

Каждому  педагогу   важно  изменить угол  зрения  и  свою  позицию, увидеть  в  ученике  растущего,  как  побег,  саморазвивающегося  самостроителя,   стать  садовником,  и разыгрывать  сценарии  педагогических  событий  в  соответствии  с  личностными  особенностями  учеников,  для  развития  конкретных  свойств  конкретного  ученика  в  нужное  именно  для  него  время  и  в  уместных   именно  для  него  обстоятельствах. Только так педагог способен помочь ребёнку в решении его естественно-культурных, социально-культурных, социально-психологических задач.

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,  установку на диалог, на открытое общение, освоить приёмы эмоциональной саморегуляции, развить эмпатию, педагогический такт, деликатность.  Необходимо  ориентироваться в первую очередь на развитие  ребёнка,  научиться создавать ему условия для самоопределения, самореализации, освоить технологии групповой и индивидуальной,    работы   в ситуациях выбора. Важно уметь анализировать результаты своей  работы,  вовремя перестраивать её,   брать  на себя ответственность.  

Воспитание в современной школе - это мастерство и искусство глубинного  общения, в нём нет  и не может быть ничего  заранее предугаданного, а действуют  интуитивные, вероятностные процессы.  каждый ребёнок требует иной педагогической поддержки,  тут нужен  особый педагогический талант, творческая работа,  соблюдение особой этики поддержки, сущность которой -  единство нравственных и педагогических норм. 

? Подумаем вместе: проанализируем собственную педагогическую позицию с точки зрения современных подходов к воспитательной работе в школе.

 

 

 

Перечень тенденций развития воспитания в современной школе можно пополнять. Среди них найдутся позитивные и отрицательные. Подобное осмысление поможет педагогу определить актуальность и своевременность своей деятельности, прогнозировать и совершенствовать её.

? Подумаем вместе:

                                  

Какие процессы в развитии воспитания в современной школе вас вдохновляют? Какие — тревожат?   Предлагаем обменяться мнениями.

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн