Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Социальные движения XVII века, урок истории в 10 классе

Submitted by Алла Храпко on вс, 13/03/2011 - 17:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
Храпко Алла Юрьевна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ № 34 Лесозаводского городского округа", учитель истории, обществознания и экономики.
Регион: 
Приморский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
История
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
Мультимедийный урок по теме "Социальные движения XVII века", включает презентации "Бунташный век", "Соляной бунт", "Медный бунт". "Восстание Степана Разина". Каждая из презентаций является самостоятельным образовательным продуктом совместной деятельности ученика и учителя и может быть использована отдельно от данного проекта.

Автор: Храпко Алла Юрьевна, учитель истории, обществознания и экономики

Курс: история России
Раздел: Россия в Новое время.
Глава: Россия на пороге Нового времени (XVII век).
Тема: Социальные движения XVII века.
Класс: 10
Учебно-методическое обеспечение:
История России. 10 класс. О.Н.Журавлёва, Т.И.Пашкова, Д.В.Кузин. М. Вентана-Граф, 2007
Время реализации занятия: 45 мин.
Авторский медиапродукт: наглядная презентация «Бунташный век».
Ученические презентации: «Соляной бунт», «Медный бунт», «Восстание Степана Разина».
Цель урока: дать всесторонний анализ народных выступлений в России в XVII веке.
 

Задачи урока:
 Образовательные:

  1. Выявить причины народных бунтов,
  2. Раскрыть цели и последствия церковной реформы.

Развивающие:
      формировать ключевые компетенции:

  • строить причинно-следственные связи,
  • анализировать и обобщать информацию,
  • работать с историческими источниками.

Воспитательные:
              формировать коммуникативную компетенцию в условиях коллективной работы,
               способствовать воспитанию терпимости к другим взглядам.
Проблемный вопрос: Почему XVII век историки называют «бунташным веком»?
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: мультимедийный урок (IT– урок).
Основные понятия и даты: бунт, церковь, патриарх Никон, старообрядчество, раскол, протопоп Аввакум, 1648 г., 1662 г., 1653—1658 гг., 1666-1667 гг.
Оборудование: ПК и видеопроектор, иллюстрации по темам «Соляной бунт», «Медный бунт», «Церковный раскол», карта «Народные движения XVII века»,раздаточный материал “Прелестные грамоты” С.Разина. 


Карта урока

Этапы урока Время реализации
1. Организационный момент 1 мин.
2. Проверка домашнего задания. Выполнение тестов. 3 мин.
3. Постановка цели. Задание на урок. 1 мин.
4. Соляной бунт. Ученическая презентация. 4 мин.
5. Постановка вопроса. 1 мин.
6. Медный бунт. Ученическая презентация. 4 мин.
7. Восстание В. Уса. Рассказ учителя. 1 мин.
8. Восстание Степана Разина. ученическая презентация.  6 мин.
9. Работа в группах с текстами. 5 мин.
10. Церковный раскол. Рассказ учителя. 8 мин.
11. Проверка выполнения полученного на урок задания. 2 мин.
12. Закрепление материала. Решение кроссворда. 5 мин.
13. Домашнее задание. 1 мин.
14. Подведение итогов урока. Рефлексия. 3 мин.

 


 Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.
       В начале урока учитель организует проверку домашнего задания.
- Дайте понятие «всероссийский рынок». Раскройте значение процесса его формирования для развития России.
- Выполняем тестовые задания. (Приложение 1. вопросы на слайде 2-7)
II. Изучение нового материала.
     Учитель. Смута привела в движение практически все слои населения российского общества. Поэтому XVII век по-праву называют «бунташным веком»: временем пробуждения сословного самосознания, когда различные слои населения начинают осознавать свои интересы и отстаивать их, в том числе с оружием в руках.
     Задание на урок: В чём вы видите причины социальных конфликтов XVII века? (Приложение 1.Слайд 8)
    1. Соляной бунт. (Приложение 2. Ученическая презентация «Соляной бунт». Слайд 1)
    Ученик. Наиболее серьёзным считается московское восстание в 1648 году, получившее название Соляного бунта. Предпосылкой бунта было повышения налога на соль, что вызвало повешение цен на мясо и рыбу. (Приложение 2. Слайд 2)
Продажа их упала, товар стал портиться. Но в конце 1647 года налог отменили. Стремясь компенсировать потери, правительство снизило жалование "служивым". Тем временем росло общее недовольство в народе.
     (Приложение 2. Слайд 3) 2 июня 1648 года произошло крупное восстание. Начались погромы дворов влиятельных
сановников и боярских усадеб. Восставшие требовали выдать боярина Морозова, фактически руководившего государством, и главу Пушкарского приказа окольничего Петра Траханиотова. Царь уступил, приказав выдать Плещеева и Траханиотова, которых тут же растерзала толпа.
     (Приложение 2.Слайд 4) В 1648 году аналогичные выступления произошли в Козлове, Курске и других городах. Выступление оказалось настолько мощным, что царь вынужден был пойти на уступки: было отменено взыскание недоимок и созван Земский собор для принятия нового Уложения.
     Учитель. Когда состоялся Земский собор? Какие решения он принял? (В 1649 г. были ликвидированы «белые
слободы», произошло закрепощение посадского населения, было юридически оформлено крепостное право, отменены 
 урочные лета, введён бессрочный сыск беглых крестьян).
      1650 году произошли городские восстание в Пскове и Новгороде, причиной которых была выдача Швеции 10 тыс. четвертей хлеба в счёт выкупных платежей за перебежчиков. (Приложение 1. Слайд 11).
    2. Медный бунт.  
    Учитель. В 1662 году произошло восстание в Москве, получившее название «Медного бунта».
  Как вы думаете, каковы были причины восстания? (Приложение 1. Слайд 12).   
  Приложение 3 (ученическая презентация «Медный бунт»)
    Ученик. Его причины также скрывались в финансово-экономическом кризисе, который переживала Россия. В 1654 году началась затяжная война с Речью Посполитой, потребовавшая от казны больших средств. Правительство решило провести денежную реформу. В обращение были выпущены медные монеты, предназначавшиеся только для внутреннего пользования. Но в конце 1655 года вышел указ о взимании недоимок за прошлые году только в серебряных монетах.
       В стране сложилась ситуация, когда жалование служилым людям выплачивалось медью, а налоги и пошлины надо было платить серебром. В результате произошло резкое падение курса рубля. 25 июля 1662 года в Москве началось восстание. Посадские люди и стрельцы двинулись в царскую резиденцию—село Коломенское, требуя выдать на расправу инициаторов реформы. На этот раз восстание было жестоко подавлено, но тем не менее медные деньги были изъяты из обращения.
   Учитель. О чём свидетельствует жестокая расправа властей с восставшими в 1662 году? (Усиление власти царя).

     3. Восстание Василия Уса.
     Учитель. В 1666 году вспыхнуло восстание на Дону. (Приложение 1. Слайд 13). Причинами его было нежелание царя нанять на государственную службу казаков. Восстание быстро было подавлено царскими войсками. И это ещё больше обострило отношения с казачеством.
     4. Восстание под предводительством Степана Разина. 1667—1671 гг. 
     Учитель. Кто такой Степан Разин? (Донской казак, предводитель мощного восстания в Поволжье).
(Приложение 4. Ученическая презентация «Восстание Степана Разина». Слайд 1.)
     Ученик. В 1667 г. на юге страны вспыхнуло восстание казачества. Для этого было несколько причин: (Приложение 4. Слайд 2)
1) ограничение казачьей вольности;
2) взяточничество и казнокрадство;
3) закрепощение крестьян;
4) рост налогов;
5) непрерывные войны, которые вело государство.
      Донские казаки состояли на службе у государя и получали небольшое жалование, но его часто не хватало, и казаки устраивали разбойничьи походы. 
      Восстание проходило в 2 этапа: (Приложение 4. Слайд 3).
1-й начался в 1667 г. - это был «поход за зипунами». Казаки вышли из Кагальницкого городка на Волгу, затам, миновав Астрахань, вышли в море и, поднявшись по Яику захватили Яицкий городак. Затем они стлавились вниз по Каспию в Персию, где ограбили несколько портов и купеческих караванов. Этот поход включал голытьбу—рядовое и бедное казачество и носил разбойничий характер.
    Второй этап восстания начался в 1669 году. (Приложение 4. Слайд 4). Разин отправился на Дон и стал готовить поход «против изменников бояр». С притоком в ряды восставших представителей народов Поволжья (мордвы, татар, чувашей) социальная направленность движения изменилась. К весне 1670 г. войско Разина насчитывало около 7 тыс. человек. 13 апреля был взят Царицын, 22 июня—Астрахань. Через месяц без боя сдались Саратов и Самара. Около месяца повстанцы осаждали Симбирск, но взять его не смогли. Царские войска под командованием князя Юрия Долгорукого разбили восставших. Сам Разин был ранен, бежал на Дон, чтобы собрать новове войско. Но был схвачен казачьими старшинами и выдан правительству.
Степан Разин был привезён в Москву и казнён 6 июня 1671 г. на Красной площади.
     Учитель.  Почему восстание Степана Разина, которое охватило такой большой район, всё-таки потерпело поражение?
     Ученик. (Приложение 4. Слайд 5).
      Восстание Степана Разина—трагическая страница в истории Отечества, приведшая к большим человеческим жертавм с обеих сторон. Но восставшие не могли победить, так как:
1) они действовали стихийно и неорганизованно. Многие из восставших, расправившись с местными боярами, оставались дома;
2) у восставших не было чёткой программы действий;
3) вооружение тоже оставляло желать лучшего;

4) в среде восставших не было единства, у крестьян были сильны монархические иллюзии.
     Вывод. Хотя восстание потерпело поражение, правительство было вынуждено принять ряд решительных мер.
    5. Церковный раскол. (Приложение 1. Слайд 15).
    Учитель. Наряду с социальными потрясениями Россия пережила и серьёзный идеологический кризис—цековный раскол. Истоки его кроются в очередной попытке церковников унифицировать обрядность и богослужебные книги.
Автором реформы был патриарх Никон, близкий друг царя Алексея Михайловича. Реформы проводились Никоном в нарушение принципа соборности.
      Задачи церковной реформы 1653—1658 гг.: (Приложение 1. Слайд 16).
1) поднять авторитет православной церкви в глазах верующих;
2) вернуться к первоосновам христианства;
3) остановить проникновение западного влияния на Россию.
     Реформа предполагала: (Приложение 1. Слайд 17).
1) исправление церковных книг;
2) введения троеперстия;
3) упорядочание церковной службы;
4) уничтоцение старинных икон;
5) запрет строительства шатровых церквей;
6) открытие школ для подготовки священников.
      Многие верующие восприняли эти нововведения как святотатство, погибель православной веры. Обшество раскололось на никониан и старообрядцев. Лидером старообрядцев становится протороп Аввакум. (Приложение 1. Слайд 18). Он выступал за максимальное сохранение старины.  
     Ярче всего протест проявился в выступлении монахов Соловецкого моныстыря. 8 лет монахи оборонялись от правительственных войск. Все старообрядцы стали преследоваться. Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где образовывали общины (скиты), изолированные от мира. Протопоп Аввакум был сослан в Сибирь, а позже вместе со своими сторонниками был сожжён на костре. (Приложение 1. Слайд 19).
      Никон, претендовавший на особую роль в государстве, активно отстаивал идею о том, что «священство выше царства», вмешивался в решение политческих вопросов, требовал, чтобы его именовали «великим государем». В результате между царём и патриархом возник конфликт. В 1658 г. Никон самовольно покинул патриарший престол. В 1666 году Никон был лишён патриаршего сана на соборе и сослан в монастырь. (Приложение 1. Слайд 20).
      Однако гонения на старообрядцев продолжались. Конфликт вышел за рамки узкоцерковного спора и превратился в одну из форм социального протеста народных масс.
     Учитель. Итак, давайте обобщим. Каковы же были причины народных движений в XVII веке? (Главные причины: рост налогов, закрепощение крестьян и горожан, непрерывные войны, которые ложились тяжёлым бременем на плечи народа). (Приложение 1. Слайд 22).

III. Закрепление материала.

     Учитель. Давайте повторим то, что узнали сегодня на уроке. Ответьте на вопросы кроссворда. (Приложение 1. Слайды 23-35).
     Домашнее задание: § 29, зад. 1, 6 с. 223.
      IV. Рефлексия 
Закончите предложение.
1. Что мне этот урок дал для жизни?
Мне показалось важным…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
2. Рефлексивные вопросы.
Какие задания понравились больше всего?

Что вы считаете нужным запомнить?
Над чем еще надо поработать?
Информационные ресурсы:
Учебник. История России. 10 класс. О.Н.Журавлёва, Т.И.Пашкова, Д.В.Кузин. М. Вентана-Граф, 2007.
Журавлёва О.Н. История России. Тестовые задания. 10 класс.М. Вентана-Граф, 2009.
 

Алексеев С.И., Мазуров Б.Ф. История России в схемах и таблицах. 10-11 классы.М. Вентана-Граф, 2009.
Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Кордис и Медиа. 1999-2005.
http://stanislaw.ru/img/nikonschism/title.gif


Итоги работы над проектом:
Учебный информационный проект может быть использован для работы на уроках истории России и во внеурочной деятельности.
Каждая из презентаций является самостоятельным образовательным продуктом совместной деятельности ученика и учителя и может быть использована отдельно от проекта.
 

 


 


»  Tags for document:

На: Социальные движения XVII века, урок истории в 10 классе


 Презентация к уроку "Социальные движения XVII века"



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн